география. Введение
(5 класс, 35 часoв)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования..
В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2014.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), в контексте закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебный план МКОУ «Шестопаловская ООШ имени Героя Советского Союза Пашина П.Л.»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика учебного курса
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Данная программа рассчитана на один учебный год. Программа реализует межпредметные связи с историей, обществознанием, экологией.
Учебный процесс построен традиционно: основной материал программы изучается на уроках, дополнительный материал – по желанию учащихся в виде дополнительных сообщений, рефератов, докладов, презентаций, буклетов.
Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам. При изучении тем курса предусмотрена тесная связь с краеведческим материалом, а также обобщающие уроки, работе с мультимедиа, с применением современных педагогических технологий, а также практические работы. Темы оценочных практических работ вынесены в отдельный каталог.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (14часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Определение роли результатов выдающихся географических открытий;
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
использовать различные источники географической информации(картографические, текстовые ,видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
создавать письменные и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;;
составлять схему наук о природе;
составлять описание учебного кабинета географии;
составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
организовывать наблюдение за погодой;
составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
составлять простой план кабинета географии;
работать с компасом;
ориентироваться на местности с помощью компаса ;
показывать на карте маршруты путешествий, разного времени и периодов;
составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
организовывать фенологические наблюдения в природе;
обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
объяснять значение ключевых понятий
Содержание программы
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш,
Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Метапредметные результаты
Личностные УУД
• Понимать смысл своей деятельности;
• определять роль результатов своей деятельности;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• понимать и оценивать роль охраны природных ресурсов и адаптации человека к условиях окружающей среды.
Регулятивные УУД
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• вьщвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоя тельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Вьшвлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с вычленением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вьщелять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
. в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
. учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
• самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные результаты
• Знать основные принципы и правила поведения в природе и обществе;
• знать и реализовывать на практике установки здорового образа жизни;
• сформулированность познавательных интересов и мотивов, интеллектуальных умений.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 23
Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9
Перечень вариативных практических работ:
Составление схемы наук о природе
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
Организация наблюдений за погодой
Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
Составление плана кабинета географии
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
Составление описания одного из путешествий по ключевым словам
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Организация фенологических наблюдений в природе
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Стенд для постоянных и временных экспозиций.
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
Интерактивная доска.
Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
Справочно-информационная и научно-популярная литература.
Глобус большой.
Глобусы лабораторные.
Физическая карта полушарий.
Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Карта великих географических открытий.
Карта Мирового океана.
Компасы.
Календарь погоды.
Оценочные практические работы
| Название работы | Сроки |
1 | Составление схемы наук о природе | |
2 | Организация наблюдений за погодой | |
3 | Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности | |
4 | Определение с помощью компаса сторон горизонта | |
5 | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | |
6 | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | |
7 | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | |
8 | Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка | |
| Организация фенологических наблюдений в природе | |
№ п/п | Тема урока | Содержание | Форма организации учебного занятия | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
| | | | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Тема 1. Наука география (2часа) |
1 | Что такое география? | География как наука. Предмет географии -
| урок общеметодической направленности. | Раскрывать значение термина география ,знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью. Практическая Работа «Составление Схемы наук о природе» | Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком | Рег :уметь выделять Самостоятельно познавательную цель. Поз: уметь выделять главную мысль в тексте параграфа. Ком: уметь отображать информацию в графической форме | Формирование мотивации в изучении наук о природе .Развитие личностной рефлексии, толерантности. |
2 | Методы географических исследований . Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. | Урок открытия нового знания. | Комментировать И формулировать понятия: методы Географических исследований: Описательный, Картографический, Космические методы. Уметь организовывать наблюдения за погодой. Практическая Работа «Организация наблюдений за погодой» | Научиться составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать Методы географических исследований. | Рег: применять методы информационного поиска. Поз: показывать ценность географической информации для человечества. Ком: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
Тема Земля и ее изображение (5 часов) |
3 | От плоской земли к земному шару | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности .Опыт Эратосфена. | Урок общеметодической направленности | Давать определение плоскость, шар, окружность земного шара. ,проводить опыт по получению тени ,отбрасываемой разными фигурами. | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли .Приводить доказательства шарообразности Земли. | Рег: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Поз: объяснять представления древних людей о форме земли. Ком: добывать недостающую информацию с помощ | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя |
4 | Форма ,размеры и движения Земли. | Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли | Урок открытия нового знания | Уметь давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли .работа с прибором . изготавливать модель Земли | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия | Рег: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Поз: выявлять причинно- следственные связи Ком: планировать учебное сотрудничество ,вырабатывая общее решение | Формирование навыков организации своей деятельности в группе |
5 | Глобус и карта | Картографические изображения земной поверхности-величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. | Урок открытия нового знания | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения. Практическая работа «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности» | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели земли и объяснять каковы его особенности, выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности земли | Поз: овладение умением читать изображения земной поверхности ,находить черты сходства и отличия. Рег : умение приводить аргументы Ком :умение вести диалог: | Формирование интерес а к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов |
6 | Ориентирование на местности | Компас. Ориентирование на местности | Урок-практикум | Работа с компасом Ориентирование в пространстве групповая работа. Практическая работа «Определение с помощью компаса сторон горизонта» | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу | Рег: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Поз: находить основные и промежуточные стороны горизонта формулировать алгоритм работы с компасом. Ком: формирование навыка сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы | Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
7 | Обобщение по разделу «Земля и ее изображение» | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли .Опыт Эратосфена. Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. Географическая карта и план местности. Аэрофотоснимки. Компас. Ориентирование на местности. | Урок развивающего контроля | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме»земля и ее изображение» выполнение тестовых заданий, географический диктант. | Научиться строить план кабинета географии и определять с помощью компаса стороны горизонта .объяснять особенности формы земли свойства географической карты и плана местности | Поз :составлять план кабинета, определять азимуты. Ком: устанавливать рабочие отношения ,эффективно сотрудничать с учителем | Формирование интереса к выполнению разных заданий |
Тема 3. История географических открытий (14 часов) |
8 | По следам путешественников каменного века | Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-тики» | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о возможности длительных путешествий в древности, работа с текстом учебника ,контурной картой | Научиться объяснять результаты путешествий и открытий, а также влияние путешествий на развитие географической науки .научиться обозначать на контурной карте | Рег: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника) Поз: уметь объяснять роль путешествия Тура Хейердала для человечества. Ком: добывать недостающую информацию из карт атласа и интернета | Формирование целостности мировоззрения |
9 | Путешественники древности | Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествия Пифея. | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о возможности длительных путешествий в древности, работа с текстом учебника ,контурной картой | Описывать ход путешествия финикийцев .составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины исход путешествия Пифея. | Рег: формулировать самостоятельно познавательную цель. Поз :выделять главное в тексте .структурировать учебный материал. Ком: готовить сообщения | Формирование устойчивой мотивации к обучению |
10 | Путешествия морских народов | Географические открытия викингов. | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о возможности длительных путешествий морскими народами, работа с текстом учебника ,контурной картой | Описывать географические открытия, совершенные викингами | Рег: ставит учебную задачу под руководством учителя Поз: составлять простой план параграфа. Ком: умение брать инициативу на себя | Формирование познавательного интереса к пониманию роли путешествий |
11 | Первые европейцы на краю Азии | Путешествие Марко Поло | Урок общеметодической направленности | Формирование представлений о путешествии европейцами в Азию. Практическая работа «Составление рассказа о жизни и путешествии Марко Поло ,используя ключевые слова параграфа.» | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. Составлять описания по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Рег: применять методы информационного поиска(правильно называть и показывать объекты в тексте) Поз: выявлять причинно-следственные связи. определять критерии для сравнения Ком: умение аргументировать свою позицию ,убеждать другого человека | Формирование целостного мировоззрения |
12 | Хождение за три моря | Хождения за три моря | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина. вести наблюдения за погодой | Определять и показывать на карте маршрут путешествия А.Никитина в Индию | Рег: применять методы информационного поиска(правильно называть и показывать объекты в тексте) Поз: объяснять вклад пут. В освоение земель. Ком: систематизировать полученные знания с помощью ответа на вопрос «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше А. Никитина.» | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству к прошлому России |
13 | Морской путь в Индию | Генрих Мореплаватель-великий организатор Васко да Гама | Урок открытия нового знания | Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий земли; организовывать наблюдения за погодой | Определять и показывать на карте маршруты путешествий Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы; выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий | умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, готовить сообщения и презентации | Умение адекватно оценивать свои знания |
14 | Открытие Америки | Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка. | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки; работа по картам атласа к/к. выписать в тетрадь географические объекты, названные в честь Христофора Колумба. Практическая работа «Обозначение на к/к маршрутов путешествий» | Научиться по картам прослеживать маршрут путешествия Х. Колумба | Поз :выяснить вклад первооткрывателя в освоении земли. Рег: осуществлять действия самоконтроль, самооценка. Ком: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование интереса к выполнению различных заданий, к получению конкретного результата |
15 | Первое кругосветное плавание | Адмирал Магеллан. Капитан Элькано. | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о первом кругосветном путешествии. Работа с таблицей в тетради; работа по картам атласа и к/к | Научиться определять и показывать маршрут путешествия, объяснять результат путешествия | Рег: определять цель учебной деятельности. Поз: называть существенные признаки объектов и явлений . Ком: умение задавать вопросы, слушать, не перебивая | Формирование целостного мировоззрения |
16 | Открытие Южного материка | Поиски Южной земли .Первое плавание Джеймса Кука .Австралия. | Урок открытия нового знания | Формирование представлений об открытии Австралии. По картам атласа определить особенности Г.П | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на- звания «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка | Рег: искать и выделять необходимую информацию. Поз: Развивать исследовательские действия. Ком: уметь оценивать совместные действия и свой вклад в них | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле |
17 | Поиски Южной Земли продолжаются | Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи. | Урок открытия нового знания | Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XV Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука. Вести дневник наблюдений за погодой. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
18 | Русские путешественники | Роль русских исследований «Коломбы Росские». На востоке Азии. | Урок-практикум | Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками. Задания с использованием карт атласа текста и таблицы, Практическая работа Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Рег: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Поз: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Азии и Америки. Ком: систематизировать знания с помощью заполнения таблицы | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России |
19 | Вокруг света под русским флагом | Русские кругосветки. Последний материк Антарктида | Урок открытия нового знания | Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник погоды | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева | Рег: пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки. Поз: выделять ключевые мысли в тексте. Ком: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России |
20 | Урок общения и контроля знаний по теме «История географических открытий» | Содержание по теме «История географических открытий» | Урок повторения обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами. Выполнение тестовых заданий | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России |
21 | Урок рефлексии | Отработка знаний по теме. | | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «История географических открытий». Анализ презентации «Великие путешественники» Выполнение тестовых заданий | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России |
Тема .Путешествие по планете Земля (10 часов) |
22 | Мировой океан и его части | Мировой океан и его части и размеры. Сколько их и отличия. | Урок-практикум | Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частей. Работа с картами атласа, записи в тетради, заполнение таблицы, работа в к/к | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане | Рег: формулировать познавательную цель. Поз: уметь показывать по карте и определять географическое положение океанов. Ком: организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя |
23 | Значение Мирового океана для природы и человека | Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов ,населяющих мировой океан, значение Мирового океана. | Урок формирования знаний и умений | Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении. Практическая работа «Обозначение на контурной карте материков и океанов» | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли | Рег: самостоятельно выделять и формулироать познавательную цель. Поз: делать выводы о значении океана для человека. Ком: формировать навыки сотрудничества. | Формирование ответственности и обязательности при выполнении заданий. |
24 | Путешествие по Евразии | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных рекордсменов. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии» | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Рег: выделять и формулировать познавательную цель ,искать и выделять необходимую информацию. Поз: уметь характеризовать природу материка. Ком: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
25 | Путешествие по Африке | Размеры и географическое положение материка, Разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка. | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных рекордсменов. Работа с таблицей, с к/к | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | Рег: выделять и формулировать познавательную цель ,искать и выделять необходимую информацию. Поз: уметь характеризовать природу материка. Ком: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя |
26 | Путешествие по Северной Америке | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы, природные «уникумы» материка. | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. Работа картами атласа, указать объекты в к/к работа с текстом учебника(определение ключевых понятий) | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Рег: Составлять план выполнения учебной задачи и выполняет действия по задуманному плану. Поз: уметь характеризовать природу материка. Ком: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
27 | Путешествие по Южной Америке | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы, природные «уникумы» материка | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. Работа картами атласа, указать объекты в к/к, номенклатура | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Рег: Составлять план выполнения учебной задачи и выполняет действия по задуманному плану. Поз: уметь характеризовать природу материка. Ком: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование ответственности и обязательности при выполнении заданий. |
28 | Путешествие по Австралии | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы, природные эндемики материка | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. Работа с к/к.нанести из текста учебника географические объекты .Практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе» | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Рег: самостоятельно формулировать познавательную цель. Поз: развивать смысловое чтение. Ком: уметь критически относиться к своей позиции. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя |
29 | Путешествие по Антарктиде | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы, природные эндемики материка | | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. Работа с картами атласа ,выписать научно-исследовательские антарктические станции | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Рег: Составлять план выполнения учебной задачи и выполняет действия по задуманному плану. Поз: уметь характеризовать природу материка. Ком: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование интереса к выполнению различных заданий ,к получению конкретного результата |
30 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Путешествие по планете Земля» | См. уроки 22-30 | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Формирование интереса к выполнению различных заданий ,к получению конкретного результата |
31 | Урок коррекции знаний по теме | См уроки 22-31 | Урок коррекции знаний по теме | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | | Формирование интереса к выполнению различных заданий ,к получению конкретного результата |
Природа Земли (4 часа)
32 | Что такое природа | Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных руками человека | Урок открытия нового знания | Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком. Работа с тетрадью. Составление таблицы (деление объектов на группы) | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные | Рег: изучать явления в природе на основе субъективного наблюдения. Поз: называть существенные признаки объектов и явлений. Ком: уметь аргументировать свою позицию, приводить подтверждающие факты и убеждать другого человека | Формирование принципов и правил отношения к приоде, осознание ответственности человека за общее благополучие. |
33 | Оболочки Земли | Понятие оболочки Земли, какие оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли | | Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами ,составить схему» Природные объекты» | Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Рег: изучать явления в природе на основе субъективного наблюдения. Поз: уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте. Ком: определять общую цель ,пути ее достижения | Формирование интереса к выполнению различных заданий, к получению конкретного результата. |
34 | Урок обобщения по теме»Природа земли» | См. уроки 32-33 | Урок обобщающего контроля | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме природа земли(географический диктант) Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Научиться самодиагностике | Рег: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Поз: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. Ком: добывать недостающую информацию с помощь ю вопросов в ходе игры. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной учебной деятельности |
35 | Урок обобщения и контроля знаний по курсу 5 кл | См. разделы курса | Урок- практикум | Индивидуальные виды деятельности Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Научиться самодиагностике и самокоррекции | Рег: применять методы информационного поиска. Поз: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Ком: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности при помощи учителя |