Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/______________/ Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Мацегора С.В./ «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________/Зюзикова Ю.М./ Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
для 6 классов
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Составитель: Муханова Татьяна Васильевна
Первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 (для основной школы)
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин
Учебно-методический комплекс
1.Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин.
2. Учебник, издательство, год издания, уровень
География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова 2013 г. Уровень базовый
3. Пособие для учителя
1)География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П.Кузнецов. – М. : Дрофа, 2010. (Книга для учителя)
Физическая география 6 класс. 2)Справочно-информационные материалы к урокам. Методическое пособие. Санкт-Петербург. «ПАРИТЕТ», 2011 г
3) Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.:Интеллект-Центр, 2012.
4)Н.А. Никитина, Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии. К УМК Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюдовой (М.:Дрофа) 2-е издание. Переработанное и дополненное. 6 класс
4.Пособие для учащихся.
География. Начальный курс. Атлас. 6 класс.
В.И. Сиротин .Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 5-6 класс. М.:Дрофа 2016;
Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.:ВАКО, 2016
Содержание учебного предмета, курса (перечень разделов/тем).
Раздел 1. Введение
Раздел II. Виды изображений Земли
Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы
План местности
Понятие о плане местности. Масштаб.
Стороны горизонта. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности
Составление простейших планов местности.
Географическая карта
Форма и размеры Земли. Географическая карта
Градусная сеть на глобусе и картах
Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки
Литосфера
Земля и её внутреннее строение
Движения земной коры. Вулканизм
Рельеф суши. Горы
Рельеф дна Мирового океана
Равнины суши.
Гидросфера
Вода на Земле. Части Мирового океана
Движение воды в океане
Подземные воды
Реки.
Озёра.
Ледники.
Атмосфера
Атмосфера: строение, значение, изучение
Температура воздуха.
Атмосферное давление. Ветер.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Погода
Климат
Причины, влияющие на климат
Биосфера. Географическая оболочка
Разнообразие и распространение организмов на Земле
Распространение организмов в Мировом океане
Природный комплекс.
Раздел IV. Население Земли
Население Земли
Человек и природа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Достижение предметных результатов в курсе географии 6 кл обеспечивается формированием у учащихся целостной системы знаний о Земле, о закономерностях развития природы, о результатах взаимодействия природы и человека.
Большинство вопросов и заданий направлено на формирование умений сопоставлять, анализировать, обобщать, а также использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы, т.е. важнейших метапредметных умений, составляющих «умение учиться».
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учётом познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Формирование основ экологической культуры;
Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Предметные результаты:
Ученик научится:
1. Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
части Мирового океана;
среднюю соленость вод океана;
воды суши подземные и поверхностные;
речную систему, речной бассейн;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Тематическое планирование для 6 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
| Раздел 1. Введение | 1 | |
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы | 1 | |
| Раздел II. Виды изображений Земли | 9 | |
| План местности | 4 | |
2 | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе | 1 | Практическая работа №1 |
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности | 1 | Практическая работа №2 |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | |
5 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки | 1 | Практическая работа №3 |
| Географическая карта | 5 | |
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 | |
7 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | |
8 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №4. Определение географических координат объектов | 1 | Практическая работа №4 |
9 | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | |
10 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» . Проверочная работа | 1 | Проверочная работа |
| Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки | 22 | |
| Литосфера | 5 | |
11 | Земля и её внутреннее строение | 1 | |
12 | Движения земной коры. Вулканизм | 1 | |
13 | Рельеф суши. Горы | 1 | |
14 | Равнины суши. Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа | 1 | Практическая работа №5 |
15 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | |
| Гидросфера | 6 | |
16 | Вода на Земле. Части Мирового океана | 1 | |
17 | Движение воды в океане | 1 | |
18 | Подземные воды | 1 | |
19 | Реки. Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод | 1 | Практическая работа №6 |
20 | Озёра. | 1 | |
21 | Ледники. Проверочная работа. | 1 | Проверочная работа. |
| Атмосфера | 7 | |
22 | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | |
23 | Температура воздуха. Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры | 1 | Практическая работа №7 |
24 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | |
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №8. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным, розы ветров. | 1 | Практическая работа №8 |
26 | Погода | 1 | |
27 | Климат | 1 | |
28 | Причины, влияющие на климат | 1 | |
| Биосфера. Географическая оболочка | 4 | |
29 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 | |
30 | Распространение организмов в Мировом океане | 1 | |
31 | Природный комплекс. Практическая работа №9. Составление характеристики природного комплекса (ПК) | 1 | Практическая работа №9 |
32 | Обобщение знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки». Проверочная работа | 1 | Проверочная работа |
| Раздел IV. Население Земли | 3 | |
33 | Население Земли | 1 | |
34 | Человек и природа. Обобщение знаний по разделу «Население Земли» | 1 | |
| Всего | 34 | |