Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ»- «ХмелевскаяСОШ»
Рассмотрено на методическом совете Протокол №1 от ___________
Согласовано
Заместитель директора по УР
______________Бронникова Л.В..
«___»_________
Утверждаю
Директор школы
_________Кугаевская Е.Д.
Приказ от «__»________№
Рабочая программа
по географии для учащихся 6 класса
Филиала МАОУ «Байкаловская СОШ»-«ХмелевскаяСОШ»
на 2016-2017 учебный год
1 час в неделю
34 часа в год
Учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Автор программы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Составитель: Юмашева Гюльнара Ахметсафовна
учитель географии 1 категории
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 6-11 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Герасимовой Т.П. География. Начальный курс. 6 класс, «Дрофа» , 2014
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли.
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
работать с компасом, картой;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.:
объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
давать характеристику географических объектов;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
3. Содержание учебного предмета
География. 6 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Развитие географических знаний о Земле.( 1 час)
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Строение Земли. Земные оболочки ( 22 часа)
Литосфера.( 5 часов)
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера.( 6 часов)
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. ( 7 часов)
Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера( 4 часа).
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Население Земли (2 ч)
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
4 Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Введение (1 ч) | Введение. Открытие, изучение и преобразование Земли. | 1 | |
2 | Виды изображений поверхности Земли (9 ч) | Понятие о плане местности. Масштаб ПР №1 «Изображение здания школы в масштабе» | 1 | |
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. ПР№2«Определение направлений и азимутов по плану местности» Вводный контроль | 1 | |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | |
5 | Составление простейших планов местности. ПР №3 «Составление плана местности методом маршрутной съемки» | 1 | |
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 | |
7 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | |
8 | | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. ПР№4« Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам» | 1 | |
9 | | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | |
10 | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | |
11 | Строение Земли. Земные оболочки (22 часа). Литосфера -5ч. | Земля и ее внутреннее строение | 1 | |
12 | Движения земной коры. Вулканизм | 1 | |
13 | Рельеф суши. Горы | 1 | |
14 | Равнины суши. ПР №5 «Описание форм рельефа».. | 1 | |
15 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | |
16 | Гидросфера-6 ч. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод Океана | 1 | |
17 | | Движение воды в океане | 1 | |
18 | | Подземные воды | 1 | |
19 | | Реки | 1 | |
20 | | Озера. ПР №6 «Составление описания внутренних вод» | 1 | |
21 | | Ледники | 1 | |
22 | Атмосфера (7 ч) | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | |
23 | | Температура воздуха. ПР №7 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры» | 1 | |
24 | | Атмосферное давление. Ветер. ПР №8 «Построение розы ветров» | 1 | |
25 | | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. ПР№9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным» | 1 | |
26 | | Погода | 1 | |
27 | | Климат | 1 | |
28 | | Причины, влияющие на климат | 1 | |
| Биосфера. Географическая оболочка (4 ч) | | 1 | |
29 | | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | |
30 | | Распространение организмов в Мировом океане | 1 | |
21 | | Природный комплекс. ПР№10 «Составление характеристики природного комплекса (ПК)» | 1 | |
32 | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 1 | |
33 | Население Земли ( 2ч) | Население Земли. Человек и природа | 1 | |
34 | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» Промежуточная аттестация. Тестирование. | 1 | |