Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/______________/ Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Мацегора С.В./ «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________/Зюзикова Ю.М./ Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
для 7 классов
Количество часов: всего 68 часа(ов); в неделю 2 час(ов)
Составитель: Муханова Татьяна Васильевна
первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 (для основной школы)
Примерная программа по географии, авторская программа И.В. Душиной, В.А. Коринской
Учебно-методический комплекс
География. Программы. Для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 3-е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2012 г.
География. Рабочая программа по учебнику И.В.Душиной, В.А.Коринской, В.А.Щенева (издательство «Учитель»,2014г.)
Учебник: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов 7 класс» - М.Дрофа, 2012 г.
УМК:
1.Географический атлас 7 класс – М.Дрофа 2015-16 г.
2. контурные карты 7 класс» - М.Дрофа 2015-16 г.
Пособия для учителя:
1.Долгорукова С.В. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: «Планета», 2011 г. 244 страницы.
2.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007. – 173 с. – (Учение с увлечением).
3.Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы. Интерактивные диалектические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 128 с. – (Качество обучения).
4.Коринская В.А. География : География материков и океанов. 7 кл. : метод. пособие к учебнику В.А. коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География. География материков и океанов. 7 класс» / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – м. : Дрофа, 2014. – 144 с. : ил.
5.Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
6.Никиина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 288с.
7.География. 7 класс: поурочные планы (по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева) / Авт.-сост. И.И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с.
8.Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
9.Интернет-ресурсы.
Демонстрационный материал.
1.Физическая карта мира.
2.Тематические плакаты по разделам: литосфера, атмосфера, природные зоны, население Земли.
3.Политическая карта мира.
4.Физические карты материков и океанов.
5. Тематические карты материков и океанов.
Технические средства обучения:
1.Мультимедийный компьютер.
2.Мультемидийный проектор.
3. Доска проекционная.
Пособие для учащихся.
1.Атлас. География 7 класс. Материки и океаны. М.:Дрофа, 2015-2016.
2.Контурные карты. География 7 класс. Материки и океаны. М. Дрофа, 2015-16.
3.География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И.В. Душина).
4.География материков и океанов. 7 класс. Электронное приложение.
5.Контрольно-измерительные материалы. География 7 класс. / Сост. Е.А. Жижина. М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
Содержание учебного предмета, курса.
1.Введение.
2.Раздел 1. Земля – уникальная планета.
Литосфера и рельеф Земли.
Атмосфера и климаты Земли.
Гидросфера. Мировой океан.
Географическая оболочка.
Земля – планета людей.
3.Раздел 2. Материки и океаны.
Африка
Австралия
Южная Америка
Океаны
Полярные области Земли
Северная Америка
Евразия
4.Раздел 3. Земля – наш дом.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В соответствии с ФГОС ООО устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, граждан Российское Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- понимание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантность;
Образовательные результаты – овладение на уроке общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельности, определять ее цели и задачи, выбрать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения производить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, писать письмо, заявление и т.п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
Ученик научится:
1. Называть (показывать):
- основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню номенклатуры);
- состав географической оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;
- отличия материковой коры от океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
- климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
- океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;
- предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
- в результате изучения материков: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озёра, источники питания рек, размещение на материке природных зон, характерные представители растительности и животного мира основных природных зон континентов;
- районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью страны, природные богатства стран. Основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств; крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране природы континентов; в Океании наиболее крупные острова и архипелаги.
Определять:
- географическое положение материка (океана), координаты крайних точек, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;
- географическое положение страны и её столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
- по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.
Описывать:
- по схемам круговороты вещества, схему строения природного комплекса;
- особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку (по выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);
- по картам одну из стран (по выбору); один из регионов страны (по выбору); природу одного из островов Океании (по выбору).
Ученик получит возможность научиться:
Объяснять:
- существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; «географическое положение материка», «режим реки».
- причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО;
- значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
- роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана;
- особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;
- влияние географического положения на особенности природы континента (океана);
- образование и размещения крупных форм рельефа Земли;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле;
- влияние освещённости на ритмы в природе, причины зональной и азональной дифференциации природных комплексов и всей ГО в целом;
- размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;
- причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима рек, особенности растительности и животного мира природных зон;
- причины размещения отдельных зон, различия в почвах, растительности и животном мире природных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;
- особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы континента под влиянием деятельности человека;
- причины опасных природных явлений.
Прогнозировать:
- предвидеть тенденции изменения очертания суши в результате движения литосферных плит;
- тенденции изменения климата, питания и режима рек, подземных вод, почвенного покрова, растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека; изменения природных комплексов в целом под воздействием природных факторов и человеческой деятельности;
- оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;
- тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.
Тематическое планирование для 7 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
| Введение | 3 | |
1. | Что изучают в курсе «География материков и океанов». Как люди открывали мир. | 1 | |
2 | Карта – особый источник географических знаний. П/р №1 «Группировка карт учебника и атласа по разным признакам» | 1 | П/р №1. |
3 | Стартовая контрольная работа. К/р №1. | 1 | К/р№1. |
| Раздел 1. Земля – уникальная планета. | 12 | |
| Литосфера и рельеф Земли. | 2 | |
4 | Земля – уникальная планета Солнечной системы. Литосфера. | 1 | |
5 | Рельеф | 1 | |
| Атмосфера и климаты Земли. | 3 | |
6 | Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты. | 1 | |
7 | Климатообразующие факторы. | 1 | |
8 | Климаты Земли. | 1 | |
| Гидросфера. Мировой океан. | 3 | |
9 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | 1 | |
10 | Поверхностные течения в Мировом океане. | 1 | |
11 | Океан как среды жизни. | 1 | |
| Географическая оболочка. | 2 | |
12 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 | |
13 | Природные комплексы. Географическая зональность. | 1 | |
| Земля – планета людей | 2 | |
14 | Расселение человека по материкам. | 1 | |
15 | Религии мира. Страны мира. | 1 | |
| Раздел 2. Материки и океаны. | 50 | |
| Африка | 9 | |
16 | Географическое положение Африки. Из истории исследования. П/р №2 «Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусах и километрах.» | 1 | П/р№2 |
17 | Рельеф. П/р№3 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». | 1 | П/р №3. |
18 | Климат | 1 | |
19 | Внутренние воды. | 1 | |
20 | Природные зоны. | 1 | |
21 | Население и политическая карта. | 1 | |
22 | Страны Северной и Центральной Африки. П/р №4 «Определение по картам природных богатств и основных видов деятельности населения стран Африки» | 1 | П/р№4 |
23 | Страны Южной Африки. | 1 | |
24 | Обобщающее повторение темы «Африка». | 1 | |
| Австралия | 4 | |
25 | Географическое положение Австралии. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. П/р №5 «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)» | 1 | П/р№5 |
26 | Климат, внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. | 1 | |
27 | Австралийский Союз. | 1 | |
28 | Океания. | 1 | |
| Южная Америка | 7 | |
29 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка. | 1 | |
30 | Рельеф. П/р №6 «Определение сходства и различия в рельефе Африки и Южной Америки». | 1 | П/р№6 |
31 | Климат. Внутренние воды. П/р №7 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки». | 1 | П/р№7 |
32 | Природные зоны. Изменение природы человеком. | 1 | |
33 | Население и политическая карта. | 1 | |
34 | Страны Южной Америки. П/р№8 «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка». | 1 | П/р№8 |
35 | Обобщающее повторение темы «Южные материки». Рубежная к/р | 1 | К.р№2 |
| Океаны | 2 | |
36 | Тихий и Индийский океаны. | 1 | |
37 | Атлантический океан. П/р №9 «Выявление и отражение на к/к транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору.)» | 1 | П/р №9 |
| Полярные области Земли | 3 | |
38 | Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. | 1 | |
39 | Особенности природы Антарктиды. | 1 | |
40 | Северный Ледовитый океан. П/р №9 «Определение целей изучения полярных областей Земли. Составление проекта использования природных богатств в будущем.» | 1 | П/р№10 |
| Северная Америка | 7 | |
41 | Географическое положение северной Америки. | 1 | |
42 | Рельеф. | 1 | |
43 | Климат. П/р №10 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.» | 1 | П/р№11 |
44 | Природные зоны. | 1 | |
45 | Население и политическая карта. | 1 | |
46 | Канада и США. П/р №11 «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов, особенности размещения населения Канады, США и Мексики». | 1 | П/р№12 |
47 | Страны Средней Америки. Мексика. | 1 | |
| Евразия | 18 | |
48 | Географическое положение Евразии. Отечественные имена на карте Евразии. | 1 | |
49 | Рельеф. | 1 | |
50 | Климат. П/р №12 «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.» | 1 | П/р№13 |
51 | Внутренние воды. | 1 | |
52 | Природные зоны. | 1 | |
53 | Население и политическая карта. | 1 | |
54 | Страны Северной Европы. | 1 | |
55 | Страны Западной Европы. Великобритания. | 1 | |
56 | Франция. Германия. П/р №13 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.» | 1 | П/р№14 |
57 | Страны Восточной Европы. | 1 | |
58 | Страны Балтии. | 1 | |
59 | Белоруссия. Украина. Молдавия. | 1 | |
60 | Страны Южной Европы. | 1 | |
61 | Страны Юго-западной Азии. | 1 | |
62 | Страны Центральной Азии. | 1 | |
63 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. | 1 | |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | |
65 | Обобщающее повторение по теме «Евразия». Итоговая К/р. | 1 | К/р№3 |
| Раздел 3. Земля – наш дом. | 3 | |
66 | Особенности географической оболочки. | 1 | |
67 | Взаимодействие природы и общества. | 1 | |
68 | Обобщающее повторение. | 1 | |
| Итого | 68 | |