Рабочая программа по географии
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии . Авторы программы И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы».
Количество часов: по программе за год — 70 часов
2 часа в неделю
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2016г.
Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2016г.
Дополнительная литература:
И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России . К учебнику И.И. Бариновой « География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен ,2008г.
Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.
И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.
Интернет – ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
Учебник для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год под номером № 942, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей:
Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.
Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
Создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.
Данная программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства.
Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.
Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и её регионов.
Содержание обучения
Введение.(6часов)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Географическое положение России
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.
Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
Практические работы:
Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
История заселения и исследования территории России
Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)
Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (6 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа:
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Климат и климатические ресурсы России.(6 часов)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А.И. Воейков - основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Сумма активных температур.
Практические работы:
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Внутренние воды и водные ресурсы России(5 часов)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Практические работы:
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы России( 4 часа)
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Практическая работа:
Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 4 часа)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Практическая работа:
Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел II. Природные комплексы России(31 час)
Природно-территориальный комплекс.(6 часов)
Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природа регионов России.(19 часов)
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Практические работы:
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Особенности природы Калининградской области( 9 часов)
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования .
Практические работы:
1. Составление характеристики географического положения.
2. Составление таблицы «Природные комплексы Калининградской области».
Раздел III. Человек и природа. ( 4 часа)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Практические работы:
Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Калининградской области.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Критерии оценок. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1)Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебный материал | Вид контроля | Примерные сроки изучения материала |
для урочной деятельности учащегося | для внеурочной деятельности учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение | 6 | | | | |
1 | Что изучает география России. Источники географических знаний. | 1 | Учебник § стр. 5 Рабочая тетрадь: | Стр.5 | Тест, самостоятельная работа, зачет, устный опрос, устный счет, практическая работа, творческая работа и др. | |
2 | Россия на карте мира. Особенности географического положения по сравнению с другими странами. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России» | 1 | Учебник §1 | Учебник §1 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
3 | Моря, омывающие берега России. Ресурсы морей. | 1 | Учебник §2 | Учебник §2, сообщения о море, омывающем берега России | Фронтальный устный опрос, творческая работа | |
4 | Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | Учебник §3 | Учебник §3 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Учебник §4 | Учебник §4, повт. § 1-3, закончить оформление таблицы | самостоятельная работа по учебнику доп. материалам | |
6 | Наша Родина на карте мира (обобщение) | 1 | | Учебник §1-4 | тест | |
| Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (25 ч) Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 ч) | 25 6 | | | | |
7 | Особенности рельефа России. | 1 | Учебник § 5 | Учебник §5 | Фронтальный устный опрос | |
8 | Геологическое строение территории. Геохронологическая таблица. | 1 | Учебник §6 | Учебник §6 | Фронтальный устный опрос | |
9 | Основные тектонические структуры. Тектоническая карта России. | 1 | Учебник §6 | Учебник §6 | Фронтальный устный опрос | |
10 | Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» | 1 | Учебник §7 | Учебник §7 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
11 | Развитие форм рельефа. | 1 | Учебник §8 | Учебник §8, повт. §5-7 | Устный опрос | |
12 | Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение). | 1 | | Учебник §5-8 | тест | |
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 ч) | 6 | | | | |
13 | Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ. | 1 | Учебник § 9, до стр.57 | Учебник §9, до стр.57 | Устный опрос | |
14 | Атмосферные фронты, антициклоны, циклоны | 1 | Учебник § 9до конца | Учебник § 9до конца | Устный опрос | |
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | 1 | Учебник § 10 , до стр.64 | Учебник § 10, стр.64 | Устный опрос | |
16 | Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата ». | 1 | Учебник § 10, до конца | Учебник § 10, до конца | самостоятельная работа по учебнику, практическая работа | |
17 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические условия. Неблагоприятные климатические условия. Практическая работа №5 «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | 1 | Учебник § 11 | Учебник § 11, повт. §5-10 | практическая работа | |
18 | Обобщающий урок по теме | 1 | | Учебник §5-11 | тест | |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч) | 5 | | | | |
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон. | 1 | Учебник §12, до стр.76 | Учебник §12, до стр.76 | Устный опрос | |
20 | Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования» | 1 | Учебник §12, до конца | Учебник §12, до конца | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
21 | Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | Учебник §13 | Учебник §13 | Устный опрос | |
22 | Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами. | 1 | Учебник §14 | Учебник §14, повт. §12-13 | Устный опрос, самостоятельная работа | |
23 | Обобщающий урок по теме | 1 | | Учебник §12-14 | тест | |
| Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (4 ч) | 4 | | | | |
24 | Почва - особый компонент природы. Образование почв, их разнообразие. | 1 | Учебник §15 | Учебник §15 | Устный опрос | |
25 | Типы почв России. Закономерности распространения почв. | 1 | Учебник §16 | Учебник §16 | Устный опрос | |
26 | Почвенные ресурсы страны. Мелиорация земель. | 1 | Учебник §17 | Учебник §17 | самостоятельная работа | |
27 | Особенности почв своего региона и своей местности. Практическая работа №7 «Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия» | 1 | | Записи в тетради | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч) | 4 | | | | |
28 | Растительный мир России | 1 | Учебник §18, до стр.104 | Учебник §18, до стр 104 | Устный опрос | |
29 | Животный мир России | 1 | Учебник §18 .до конца | Учебник §18, до конца | Устный опрос | |
30 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | Учебник §19 | Учебник §19 | Устный опрос | |
31 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Учебник §20 | Учебник §20 | Самостоятельная работа | |
| Раздел 2. Природные комплексы России (31 ч) Тема 1. Природное районирование (6 ч) | 31 6 | | | | |
| | | | | | |
32 | Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России. | 1 | Учебник §21 | Учебник §21 | Устный опрос | |
33 | Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 8 «Характеристика моря России ( по выбору)» | 1 | Учебник §22 | Учебник §22 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
34 | Природные зоны России | 1 | Учебник §23,24 | Учебник §23,24 | Самостоятельная работа | |
35 | Природные зоны России | 1 | Учебник §25 | Учебник §25 | Самостоятельная работа | |
36 | Высотная поясность . Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» | 1 | Учебник §26 | Учебник §26, повт. §21-25 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
37 | Природная зона своей местности, её экологические проблемы . Обобщение знаний по теме | 1 | | Учебник §21-26 | тест | |
| Тема 2. Природа регионов России (19 ч) | 19 | | | | |
38 | Русская равнина – общая характеристика. ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Учебник §27 | Учебник §27 | Устный опрос | |
39 | Климат и внутренние воды Русской равнины. | 1 | Учебник §27 | Учебник §27 | Устный опрос | |
40 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы Русской равнины. | 1 | Учебник §28 | Учебник §28 | Фронтальный устный опрос , письменный опрос, | |
41 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Практическая работа №10 «Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности" | 1 | Учебник §29 | Учебник §29 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
42 | Северный Кавказ. Своеобразие природы. | 1 | Учебник §30 | Учебник §30 | Устный опрос | |
43 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | Учебник §31 | Учебник §31 | Устный опрос | |
44 | Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. | 1 | Учебник §32 | Учебник §32 | Устный опрос | |
45 | Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. | 1 | Учебник §33 | Учебник §33 | Устный опрос, географический диктант | |
46 | Экологические проблемы Урала. Практическая работа №11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала» | 1 | Учебник §34 | Учебник §34 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
47 | Западно-Сибирская низменность: особенности природы. | 1 | Учебник §35 | Учебник §35 | Письменная работа | |
48 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | Учебник §36 | Учебник §36 | Самостоятельная работа | |
49 | Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. | 1 | Учебник §37 | Учебник §37 | Устный опрос | |
50 | Природные районы Восточной Сибири. | 1 | Учебник §38 | Учебник §38 | Устный опрос | |
51 | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 | Учебник §39 | Учебник §39 | Групповая работа | |
52 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | Учебник §40 | Учебник §40 | Устный опрос | |
53 | Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. | 1 | Учебник §41 | Учебник §41 | Устный опрос | |
54 | Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. | 1 | Учебник §42 | Учебник §42 | Групповая работа | |
55 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 1 | Учебник §43 | Учебник §43, повт. §21-42 | Самостоятельная работа | |
56 | Природа регионов России (обобщение) | 1 | | Учебник §21-43 | Устный опрос, тест | |
| Тема 3. Природа Калининградской области (9 часов) | 9 | | | | |
57 | ГП Калининградской области. Практическая работа №12 « Составление характеристики ГП области» | 1 | | Записи тетради, | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
58 | Особенности рельефа и полезные ископаемые | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
59 | Климат Калининградской области | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
60 | Внутренние воды и использование их человеком | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
61 | Природные зона | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
62 | Почвы области. | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
63 | Животный мир. Растительный мир | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
64 | Экологические проблемы | 1 | | Записи тетради, | Устный опрос | |
65 | Обобщающий урок по теме «Природа Калининградской области | 1 | | | Устный опрос, тест, проекты | |
| Раздел 3. Человек и природа (4 ч) | 4 | | | | |
66 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России» | 1 | Учебник §44 | Учебник §44 | Фронтальный устный опрос , практическая работа | |
67 | Антропогенные воздействия на природу. Практическая работа №14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | 1 | Учебник §45 | Учебник §45 | практическая работа | |
68 | Рациональное природопользование. Практическая работа №15 «Природные уникумы России» (составление карты) | 1 | Учебник §46 | Учебник §46 | практическая работа | |
69 | Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг). | 1 | Учебник §47 | Учебник §47 | | |
70 | Итоговый урок (1 час) | 1 | | | | |