«Согласовано» Руководитель ШМО _____ /_Бондарева С.В.___ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /_Мацегора С.В.__ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /_Зюзикова Ю.М.__ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мухановой Татьяны Васильевны, учителя I категории
_____________________________________________________
Ф.И.О., категория
географии, 9А, 9Б, 9В классы
по ____________________________________________________
предмет, класс и т.п.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.П.Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс», рассчитанной на 68 часов, 2 часа в неделю. Издательство «ДРОФА» 2014 г. (Сборник «География программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Классическая линия»).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения так же как в авторской программе.
Цели и задачи учебного курса.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Учебно-тематическое планирование
по географии
Классы 9А, 9Б, 9В
Учитель Муханова Татьяна Васильевна
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ 3, практических работ 12;
Планирование составлено на основе Авторской программы В.П Дронова «География России. Население и хозяйство. 9 класс»
Учебник
В.П. Дронов, В.Я Ром. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Изд. «ДРОФА», 2010-12 г.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Общая часть курса. (28 ч)
Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.
Тема 2. Население Российской Федерации.
Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК).
Тема 7. Инфраструктурный комплекс.
Раздел II.Региональная часть курса (38 ч)
Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов.
Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия.
Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия.
Обобщение по курсу (2 ч).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля (количество часов) | Дата проведения урока |
план | факт |
| Раздел I. Общая часть курса. | 28 | | | |
| Тема 1. Политико-географическое устройство Российской Федерации. Географическое положение России. | 2 | | | |
1.1 | Административно-территориальное устройство РФ. | | | | |
2.2 | Географическое положение России. Государственная территория России. | | | | |
| Тема 2. Население Российской Федерации | 10 | | | |
3.1 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | | | | |
4.2 | Численность населения России. Причины, её определяющие. | | | | |
5.3 | Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России. | | | | |
6.4 | Национальный и религиозный состав России. | | | | |
7.5 | Миграции. Виды и причины миграций. | | | | |
8.6 | Географические особенности размещения населения. Зоны расселения. | | | | |
9.7 | Городское и сельское население. Географические особенности размещения сельского населения. Особенности урбанизации в России. | | | | |
10.8 | Городские агломерации. Малые города и проблемы из возрождения. | | | | |
11.9 | Трудовые ресурсы. | | | | |
12.10 | Стартовая к/р. | | К/р | | |
| Тема 3. Географические особенности экономики РФ. | 3 | | | |
13.1 | Структурные особенности экономики России. | | | | |
14.2 | Природно-ресурсный потенциал России. Размещение важнейших ресурсных баз страны. | | | | |
15.3 | Россия в современной мировой экономике. | | | | |
| Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. | 6 | | | |
16.1 | Научный комплекс | | | | |
17.2 | Машиностроительный комплекс. Значение, факторы размещения. | | | | |
18.3 | География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Практическая работа №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам». | | П/р | | |
19.4 | Топливно-энергетический комплекс. Состав, значение, факторы размещения. | | | | |
20.5 | Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Практическая работа №2 «Составление характеристики одного из нефтяных, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». | | П/р | | |
21.6 | Электроэнергетика. | | | | |
| Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 3 | | | |
22.1 | Металлургический комплекс, значение, состав и структура. Чёрная и цветная металлургия. | | | | |
23.2 | Металлургические базы. География Металлургического комплекса. Практическая работа №3 «Составление характеристики одной из металлургических баз. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий» | | П/р | | |
24.3 | Химико-лесной комплекс. Состав, значение, факторы размещения. | | | | |
| Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК). | 2 | | | |
25.1 | Агропромышленный комплекс. Состав, значение, факторы размещения. Практическая работа №4 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства». | | П/р | | |
26.2 | Лёгкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. | | | | |
| Тема 7. Инфраструктурный комплекс. | 2 | | | |
27.1 | Транспортный комплекс. Состав, значение, виды транспорта. | | | | |
28.2 | Инфраструктурный комплекс. Состав, значение. Непроизводственная сфера. | | | | |
| Раздел II. Региональная часть курса. | 38 | | | |
| Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов. | 3 | | | |
29.1 | Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. | | | | |
30.2 | Экономическое районирование России | | | | |
31.3 | Рубежная к/р. | | К/р | | |
| Тема 2. Западный макрорегион. Европейская Россия. | 25 | | | |
32.1 | Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия. Состав района, географическое положение, природные условия и ресурсы. | | | | |
33.2 | Население и трудовые ресурсы Центральной России. | | | | |
34.3 | Города Центральной России. Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России» | | П/р | | |
35.4 | Экономика Центральной России и её территориальная структура. | | | | |
36.5 | Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Внутрирегиональные различия. | | | | |
37.6 | Районы Центральной России. | | | | |
38.7 | Москва – столица России. Возникновение и развитие Москвы. | | | | |
39.8 | Московский Столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы. | | | | |
40.9 | Географические особенности областей центрального района. | | | | |
41.10 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. | | | | |
42.11 | Северо-западная Россия. Состав. Географическое положение. | | | | |
43.12 | Города – промышленные и культурные центры района. | | | | |
44.13 | Санкт-Петербург – научно-промышленный, социальный, культурный центр района. Практическая работа №6 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга». | | П/р | | |
45.14 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | | | | |
46.15 | Население Европейского Севера. | | | | |
47.16 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №7 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского подрайона». | | П/р | | |
48.17 | Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы. | | | | |
49.18 | Население Северного Кавказа | | | | |
50.29 | Хозяйство Северного Кавказа. | | | | |
51.20 | Поволжье. Состав района. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | | | | |
52.21 | Население Поволжья | | | | |
53.22 | Хозяйство Поволжья. Практическая работа №8 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья». | | П/р | | |
54.23 | Урал. Состав и границы. Природные условия и ресурсы. Население Урала. | | | | |
55.24 | Хозяйство Урала. Практическая работа №9 «Определение тенденции хозяйственного развития Северного Урала». | | П/р | | |
56.25 | Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические и социальные проблемы региона. | | | | |
| Тема 3. Восточный макрорегион. | 10 | | | |
57.1 | Восточный макрорегион. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Проблемы и перспективы развития. | | | | |
58.2 | Внутрирегиональные и природно-хозяйственные различия региона. | | | | |
59.3 | Западная Сибирь. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | | | | |
60.4 | Население Западной Сибири. | | | | |
61.5 | Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Практическая работа №10 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса». | | П/р | | |
62.6 | Восточная Сибирь. Состав района, географическое положение, минеральные ресурсы. Население. | | | | |
63.7 | Экономика Восточной Сибири. Практическая работа №11 «Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, производство и их взаимосвязь, промышленные центры» | | П/р | | |
64.8 | Дальний Восток. Состав района, географическое положение. Этапы освоения территории. | | | | |
65.9 | Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа №12 «выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока». | | П/р | | |
66.10 | Обобщение знаний по теме «Восточный макрорегион». | | | | |
67 | Итоговая к/р | 1 | К/р | | |
68 | Обобщение по курсу | 1 | | | |
| Итого | 68 | 15 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного обледенения и крупные ледники;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
- народы, наиболее распространённые языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.);
- экологически неблагополучные районы России;
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3.Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды
(экономико-географическое, геополитическое и т.д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религий отдельных народов.
4. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительности и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Учебно-методическое обеспечение
География. Программы. Для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. 2-е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2014 г.
Учебник: В.П. Дронов, В.Я Ром. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Изд. «ДРОФА», 2014-15 г.
УМК:
1.Географический атлас 9 класс. – М.Дрофа 2015-16 г.
2.Контурные карты «География России» 9 класс – М.Дрофа 2015-16г.
Дополнительная литература:
1.География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. В 2-х частях / авт._сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007-10. – 252 с (1 ч), 239 с (2 ч).
2.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2010 г, 288 с.
3.Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы : учебно-методическое пособие / А.Б. Эртель. – Изд. 4-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 400 с.
4.Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2016. – 112 с.
5. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 272 с.
6. Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
7. Долгорукова С.В. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: «Планета», 2011 г. 244 страницы.
8.Инетернет-ресурсы.
9