СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9-х классов.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9-х классов.»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____ /_Бондарева С.В.___ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____ /_Мацегора С.В.__ /

ФИО

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____ /_Зюзикова Ю.М.__ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Мухановой Татьяны Васильевны, учителя I категории

_____________________________________________________

Ф.И.О., категория


географии, 9А, 9Б, 9В классы

по ____________________________________________________

предмет, класс и т.п.

























2016 - 2017 учебный год






Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.П.Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс», рассчитанной на 68 часов, 2 часа в неделю. Издательство «ДРОФА» 2014 г. (Сборник «География программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Классическая линия»).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения так же как в авторской программе.


Цели и задачи учебного курса.

Основными целями курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • создание образа своего родного края.



Учебно-тематическое планирование


по географии


Классы 9А, 9Б, 9В

Учитель Муханова Татьяна Васильевна

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных работ 3, практических работ 12;

Планирование составлено на основе Авторской программы В.П Дронова «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Учебник

В.П. Дронов, В.Я Ром. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Изд. «ДРОФА», 2010-12 г.





Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Общая часть курса. (28 ч)

Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

Тема 2. Население Российской Федерации.

Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК).

Тема 7. Инфраструктурный комплекс.

Раздел II.Региональная часть курса (38 ч)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов.

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия.

Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия.

Обобщение по курсу (2 ч).



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

(количество часов)

Дата проведения урока

план

факт


Раздел I. Общая часть курса.

28





Тема 1. Политико-географическое устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

2




1.1

Административно-территориальное устройство РФ.





2.2

Географическое положение России. Государственная территория России.






Тема 2. Население Российской Федерации

10




3.1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.





4.2

Численность населения России. Причины, её определяющие.





5.3

Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.





6.4

Национальный и религиозный состав России.





7.5

Миграции. Виды и причины миграций.





8.6

Географические особенности размещения населения. Зоны расселения.





9.7

Городское и сельское население. Географические особенности размещения сельского населения. Особенности урбанизации в России.





10.8

Городские агломерации. Малые города и проблемы из возрождения.





11.9

Трудовые ресурсы.





12.10

Стартовая к/р.


К/р




Тема 3. Географические особенности экономики РФ.

3




13.1

Структурные особенности экономики России.





14.2

Природно-ресурсный потенциал России. Размещение важнейших ресурсных баз страны.





15.3

Россия в современной мировой экономике.






Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

6




16.1

Научный комплекс





17.2

Машиностроительный комплекс. Значение, факторы размещения.





18.3

География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Практическая работа №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».


П/р



19.4

Топливно-энергетический комплекс. Состав, значение, факторы размещения.





20.5

Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Практическая работа №2 «Составление характеристики одного из нефтяных, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».


П/р



21.6

Электроэнергетика.






Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

3




22.1

Металлургический комплекс, значение, состав и структура. Чёрная и цветная металлургия.





23.2

Металлургические базы. География Металлургического комплекса. Практическая работа №3 «Составление характеристики одной из металлургических баз. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий»


П/р



24.3

Химико-лесной комплекс. Состав, значение, факторы размещения.






Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК).

2




25.1

Агропромышленный комплекс. Состав, значение, факторы размещения. Практическая работа №4 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства».


П/р



26.2

Лёгкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК.






Тема 7. Инфраструктурный комплекс.

2




27.1

Транспортный комплекс. Состав, значение, виды транспорта.





28.2

Инфраструктурный комплекс. Состав, значение. Непроизводственная сфера.






Раздел II. Региональная часть курса.

38





Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов.

3




29.1

Районирование России: принципы, факторы, сетки районов.





30.2

Экономическое районирование России





31.3

Рубежная к/р.


К/р




Тема 2. Западный макрорегион. Европейская Россия.

25




32.1

Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия. Состав района, географическое положение, природные условия и ресурсы.





33.2

Население и трудовые ресурсы Центральной России.





34.3

Города Центральной России. Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»


П/р



35.4

Экономика Центральной России и её территориальная структура.





36.5

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Внутрирегиональные различия.





37.6

Районы Центральной России.





38.7

Москва – столица России. Возникновение и развитие Москвы.





39.8

Московский Столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.





40.9

Географические особенности областей центрального района.





41.10

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.





42.11

Северо-западная Россия. Состав. Географическое положение.





43.12

Города – промышленные и культурные центры района.





44.13

Санкт-Петербург – научно-промышленный, социальный, культурный центр района. Практическая работа №6 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».


П/р



45.14

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.





46.15

Население Европейского Севера.





47.16

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №7 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского подрайона».


П/р



48.17

Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы.





49.18

Население Северного Кавказа





50.29

Хозяйство Северного Кавказа.





51.20

Поволжье. Состав района. Географическое положение, природные условия и ресурсы.





52.21

Население Поволжья





53.22

Хозяйство Поволжья. Практическая работа №8 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья».


П/р



54.23

Урал. Состав и границы. Природные условия и ресурсы. Население Урала.





55.24

Хозяйство Урала. Практическая работа №9 «Определение тенденции хозяйственного развития Северного Урала».


П/р



56.25

Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические и социальные проблемы региона.






Тема 3. Восточный макрорегион.

10




57.1

Восточный макрорегион. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Проблемы и перспективы развития.





58.2

Внутрирегиональные и природно-хозяйственные различия региона.





59.3

Западная Сибирь. Географическое положение, природные условия и ресурсы.





60.4

Население Западной Сибири.





61.5

Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Практическая работа №10 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса».


П/р



62.6

Восточная Сибирь. Состав района, географическое положение, минеральные ресурсы. Население.





63.7

Экономика Восточной Сибири. Практическая работа №11 «Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, производство и их взаимосвязь, промышленные центры»


П/р



64.8

Дальний Восток. Состав района, географическое положение. Этапы освоения территории.





65.9

Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа №12 «выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока».


П/р



66.10

Обобщение знаний по теме «Восточный макрорегион».





67

Итоговая к/р

1

К/р



68

Обобщение по курсу

1





Итого

68

15




Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации;

- субъекты Российской Федерации;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- основные области современного обледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

- народы, наиболее распространённые языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.);

- экологически неблагополучные районы России;

- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


2. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.


3.Описывать:

- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды

(экономико-географическое, геополитическое и т.д.);

- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религий отдельных народов.


4. Объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы, особенности растительности и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».


5. Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны, региона;

- экологическую ситуацию в стране, регионе;

- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.








Учебно-методическое обеспечение

География. Программы. Для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. 2-е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2014 г.

Учебник: В.П. Дронов, В.Я Ром. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Изд. «ДРОФА», 2014-15 г.

УМК:

1.Географический атлас 9 класс. – М.Дрофа 2015-16 г.

2.Контурные карты «География России» 9 класс – М.Дрофа 2015-16г.

Дополнительная литература:

1.География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. В 2-х частях / авт._сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007-10. – 252 с (1 ч), 239 с (2 ч).

2.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2010 г, 288 с.

3.Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы : учебно-методическое пособие / А.Б. Эртель. – Изд. 4-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 400 с.

4.Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2016. – 112 с.

5. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 272 с.

6. Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 128 с.

7. Долгорукова С.В. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: «Планета», 2011 г. 244 страницы.

8.Инетернет-ресурсы.

9