МБОУ СОШ № 2 ПГТ ЛЕНИНО
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.А. Левина _______________20___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 пгт Ленино А.И .Шляхова |
Рабочая программа
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 9 КЛАССА
учителя Макогоненко Юлии Александровны
на 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68/год; 2/нед
Рассмотрено
на заседании предметно-цикловой кафедры общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол №___от «___»______ 20___
Председатель кафедры Ю.А.Макогоненко
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденный Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089
- Примерной программы основного общего образования по географии
- Авторская программа : География. 6-9 классы. Авт.: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия «Полярная звезда», М., «Просвещение», 2013 г.
- Методические рекомендации о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году
- Учебного плана МБОУ СОШ№ 2 пгт.Ленино на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
В учебной программе на изучение курса географии отводится 68 часов, из которых 14 часов – резервное время. Считаю необходимым часы резервного времени отвести на изучение тем: географическое положение как фактор развития хозяйства (3часа), природно – ресурсный потенциал России (7 ч.) в начале учебного года с целью актуализации знаний курса «География России», изучаемого в 9 классе. Программа рассчитана на использование учебно-методического комплекта:базовый учебник для общеобразовательных организаций «География 9 класс».,(авт. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина),серия «Полярная звезда».М.Просвещение,2014
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Содержание учебного предмета
Регионы России
Понятия «район» и «районирование». Подходы к райо¬нированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Ба¬ранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хо¬зяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Евро¬пейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Ев¬ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен¬ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Европейская Россия
Тема 1. Центральная Россия
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского госу¬дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе¬цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят¬ники Всемирного природного и культурного наследия. Со¬временные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Осо¬бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на¬уки. Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проб¬лемы. Специализация хозяйства.
Тема 2. Северо-Запад
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш¬ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининград¬ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре¬сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Тема 3. Европейский Север
Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен¬ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта¬пах развития района. Деревянная архитектура, художест¬венные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жи¬тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 4. Северный Кавказ (
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс¬ность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность райо¬на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка¬за. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Тема 5. Поволжье
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяй¬ственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ¬ализации. Экологические проблемы и перспективы разви¬тия Поволжья.
Тема 6. Урал
Своеобразие географического положения. Состав и сосе¬ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае¬мые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции на¬родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура¬ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно¬промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источ¬ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс¬пективы развития Урала.
Итоговый урок
Азиатская Россия
Тема 7. Сибирь
Пространство Сибири. Состав территории. Географичес¬кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос¬ти речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги¬страль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но¬восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз¬вития.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур¬сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного на-следия.
Норильский промышленный район. Постиндустриаль¬ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас¬ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Тема 8. Дальний Восток
Уникальность географического положения. Состав и со¬седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич¬ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти¬тельного и животного мира. Уссурийская тайга — уни¬кальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеан¬ский фасад» России? Внешние связи региона.
Заключение
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
| Название тем | Общее кол-во часов по примерной программе | Общее кол-во часов по рабочей программе | Практикум по примерной программе | Практикум по рабочей программе |
| ПОВТОРЕНИЕ | | 10 | | |
| Введение | | 1 | | |
| Географическое положение России | 2 | 2 | 1 | 1 |
| Природно-ресурсный потенциал России | 6 | 7 | | |
1 | РЕГИОНЫ РОССИИ | 42 | 9 | 4 | 2 |
| ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ | | 29 | | 6 |
2 | Центральная Россия | | 8 | | 2 |
3 | Северо-Запад | | 5 | | |
4 | Европейский Север | | 3 | | 1 |
5 | Европейский Юг | | 4 | | 1 |
6 | Поволжье | | 4 | | 1 |
7 | Урал | | 5 | | 1 |
| АЗИАТСКАЯ РОССИЯ | | 11 | | 2 |
8 | Сибирь | | 6 | | 1 |
9 | Дальний Восток | | 5 | | |
10 | РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 4 | 6 | | 1 |
11 | резерв | 14 | 3 | | |
| всего | 68 | 68 | 5 | 11 |
В рабочей программе увеличено количество часов в теме «Регионы России» за счет расширения практической части программы. При составлении Рабочей программы и календарно-тематического планирования внесены изменения в названия и количество практических работ. Все изменения внесены в соотсетствии с Методическими рекомендациями о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»9 КЛАСС
( 68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Кор. №п/п | Тема | Дата | Коррекция даты |
| | ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.) | | |
Географическое положение как фактор развития хозяйства |
1 | | Введение. Предмет изучения экономической географии России. Источники географических знаний. Методы географических исследований. | | |
2 | | Экономико – географическое положение России и его особенности. Влияние на хозяйство транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России | | |
3 | | Практическая работа № 1(обучающая) «Определение положительных и отрицательных черт ГП России» | | |
| | Природно – ресурсный потенциал России | | |
4 | | Геологическое строение и рельеф России. | | |
5 | | Ресурсы земной коры. | | |
6 | | Климатические пояса России. | | |
7 | | Наши моря | | |
8 | | Наши реки. | | |
9 | | Почва-особое природное тело. | | |
10 | | Обобщение знаний по темам: «Географическое положение как фактор развития хозяйства» и « Природно – ресурсный потенциал России».(тестирование) | | |
| | Регионы России (9 ч.) | | |
11 | | Районирование России | | |
12 | | Практическая работа № 2(обучающая) «Обозначение на контурной карте элементов районирования России» | | |
13 | | Особенности природных районов: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины | | |
14 | | Урал и горы Южной Сибири | | |
15. | | Восточная и Северо-Восточная Сибирь | | |
16 | | Экзотика России: северный Кавказ и Дальний Восток | | |
17 | | Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России | | |
18 | | Практическая работа № 3(итоговая) «Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.» Оценить всех | | |
19 | | Контрольная работа по теме «Регионы России». | | |
| | Европейская Россия (29 ч.) | | |
20 | | Центральная Россия: пространство | | |
21 | | Центральная Россия: освоение и население территории | | |
22 | | Центральный район | | |
23 | | Волго-Вятский район: своеобразие района | | |
24 | | Центрально-Черноземный район. | | |
25 | | Практическая работа № 4(обучающая) « Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России.» | | |
26 | | Учимся с Полярной звездой «Работаем с текстом» | | |
27 | | Москва и Подмосковье | | |
28 | | Северо-Запад: пространство Северо-Западного района | | |
29 | | Северо-Запад: «окно в Европу» | | |
30 | | Северо- Запад: хозяйство | | |
31 | | Санкт-Петербург- вторая столица России | | |
32 | | Практическая работа № 5(обучающая) Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания). | | |
33 | | Европейский Север: пространство | | |
34 | | Европейский Север: освоение территории и население | | |
35 | | Европейский Север: хозяйство и проблемы | | |
36 | | Практическая работа № 6(обучающая) «Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера» | | |
37 | | Европейский Юг: пространство | | |
38 | | Европейский Юг: население | | |
39 | | Европейский Юг: хозяйство и проблемы. Практическая работа № 7(обучающая) «Нанесение на контурную карту размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России» | | |
40 | | Поволжье: пространство Поволжья. | | |
41 | | Поволжье: освоение территории и население | | |
42 | | Поволжье : хозяйство и проблемы. | | |
43 | | Практическая работа №8(обучающая) «Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья» | | |
44 | | Урал: пространство Урала | | |
45 | | Урал: освоение территории и хозяйство | | |
46 | | Урал: население и города | | |
47 | | Практическая работа №9(обучающая), с.160 «Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.» | | |
48 | | Конторольная работа по теме «Регионы России. Европейская Россия». | | |
| | Азиатская Россия (11 ч.) | | |
49 | | Пространство Сибири | | |
50 | | Сибирь: освоение территории и население | | |
51 | | Сибирь: хозяйство | | |
52 | | Западная Сибирь | | |
53 | | Восточная Сибирь | | |
54 | | Практическая работа №10( итоговая) «Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.» Оценить всех. | | |
55 | | Дальний Восток: пространство | | |
56 | | Дальний Восток: освоение территории и население(1) | | |
57 | | Дальний Восток: освоение территории и население (2) | | |
58 | | Дальний Восток: хозяйство | | |
59 | | Итоговый урок по теме «Азиатская Россия».Экспресс-контроль | | |
| | Россия в современном мире (6 ч.) | | |
60 | | Соседи России | | |
61 | | Сфера влияния России: геополитическое влияние | | |
62 | | Экономическое влияние России. | | |
63 | | Практическая работа №11«Анализ внешнеэкономических связей России.» (обучающая) | | |
64 | | Практикум учимся с «Полярной звездой». Готовим реферат. | | |
65 | | Защита рефератов | | |
| | Резерв ( 3 ч.) | | |
66 | | Резерв | | |
67 | | Резерв | | |
68 | | Резерв | | |
Красным цветом выделены практические работы внесенные в связи с Методическими рекомендациями о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета.В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета. Зеленым - Практикумы Учимся с «Полярной звездой».