Наименование учебного предмета: геометрия
Класс 7 А
Уровень общего образования базовый
Учитель: Христенко Василий Николаевич
Срок реализации программы, учебный год 2014 - 2015
Количество часов по учебному плану
Всего 52 часов в год, в неделю 2 часа во II-IV четвертях.
Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года и авторской программы: «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Рабочую программу составил ____________________________ Христенко Василий Николаевич
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года и авторской программы: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю во ΙΙ, ΙΙΙ, ΙV четвертях, 50 часов в год. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Цели изучения геометрии в 7 классе
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений;
развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.
В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Методы и формы обучения.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Фактически учебным планом школы принято изучение курса геометрии объёмом 52 часов, в неделю 2ч во II-IV четвертях. Плановых контрольных работ 6.
Содержание рабочей программы
(48 часов)
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
Начальные геометрические сведения (7 часов).
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники(14 часов).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые(9 часов).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (17 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение (5 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
всего | занятий | контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения | 7 | 6 | 1 |
2 | Треугольники | 14 | 13 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 9 | 8 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 17 | 15 | 2 |
5 | Повторение | 5 | 4 | 1 |
| Итого: | 48 | 43 | 6 |
Планируемые результаты
В результате овладения программой обучающийся должен знать:
существо понятия математического доказательства;
знать виды треугольников и их свойства;
знать признаки равенства треугольников и уметь находить равные треугольники;
знать соотношения между сторонами и углами треугольника.
Уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
построений геометрическими инструментами.
Учебно-методический комплекс
Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе – М.: Просвещение, 2014
Электронные учебники и пособия по математике http://www.alleng.ru/edu/math.htm
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата проведения урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечание |
план | факт |
I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (7 ЧАСОВ) |
1 | Точки, прямые, отрезки. | 10.11 | | -знать, что через две точки можно провести только одну прямую; -определять взаимное расположение точки и прямой | п.1, 2 |
2 | Луч и угол. | 10.11 | | -знать свойства луча; -уметь строить и обозначать луч; -уметь строить и обозначать углы | п.3, 4 |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 17.11 | | -уметь доказывать равенство фигур; -уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира | п.5, 6 |
4 | Измерение отрезков. | 17.11 | | -уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения | п.7, 8 |
5 | Измерение углов. | 24.11 | | -уметь находить градусную меру угла и строить углы заданной градусной мерой; -различать прямой, развернутый, острый и тупой углы | п.9, 10 |
6 | Перпендикулярные прямые. | 24.11 | | -уметь строить угол смежный с данным углом, вертикальный угол; -уметь определять их по чертежу; -уметь строить перпендикулярные прямые | п.11-13 |
7 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 01.12 | | -уметь находить длину отрезка; -знать свойства смежных и вертикальных углов; -уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира | |
II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (14 ЧАСОВ) |
8 | Первый признак равенства треугольников. | 01.12 | | -знать формулировку I признака; -уметь применять признак при решении задач | п.14, 15 |
9 | Первый признак равенства треугольников. | 08.12 | |
10 | Первый признак равенства треугольников. | 08.12 | |
11 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 15.12 | | -уметь стоить перпендикуляр из данной точки к прямой; -знать свойства медианы, биссектрисы и высоты; -уметь пользоваться теоремой о свойствах равнобедренного треугольника | п.16-18 |
12 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 15.12 | |
13 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 22.12 | |
14 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 22.12 | | -знать теоремы второго и третьего признаков равенства треугольников; -уметь решать задачи на применение теорем | п.19, 20 |
15 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 29.12 | |
16 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 29.12 | |
17 | Задачи на построение. | 12.01 | | -уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение: отрезка и угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярных прямых; середины отрезка | п.21-23 |
18 | Задачи на построение. | 12.01 | |
19 | Решение задач. | 19.01 | | -уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач | |
20 | Решение задач. | 19.01 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 26.01 | | -уметь применять полученные знания в системе | |
III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (9 ЧАСОВ) |
22 | Признаки параллельности двух прямых. | 26.01 | | -знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности; -показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углы | п.24-26 |
23 | Признаки параллельности двух прямых. | 02.02 | |
24 | Признаки параллельности двух прямых. | 02.02 | |
25 | Аксиома параллельных прямых. | 09.02 | | -знать аксиому параллельных прямых и её следствие; -уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых | п.27-29 |
26 | Аксиома параллельных прямых. | 09.02 | |
27 | Аксиома параллельных прямых. | 16.02 | |
28 | Решение задач. | 16.02 23.02 | | -уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач | |
29 | Решение задач. | 23.02 | |
30 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 02.03 | | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач | |
IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (17 ЧАСОВ) |
31 | Сумма углов треугольника. | 02.03 | | -уметь определять вид треугольника; -уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач | п.30, 31 |
32 | Сумма углов треугольника. | |
33 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16.03 | | -определять существует ли треугольник с данными сторонами; -знать теорему и её следствия; -уметь доказывать утверждения | п.32, 33 |
34 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16.03 | |
35 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 06.04 | |
36 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 06.04 | | -уметь применять теорему о сумме углов к решению задач; -уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами треугольника | |
37 | Прямоугольные треугольники. | 13.04 | | -уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников; -уметь применять свойства и признаки при решении задач | п.34-35 |
38 | Прямоугольные треугольники. | |
39 | Прямоугольные треугольники. | 13.04 | |
40 | Прямоугольные треугольники. | |
41 | Построение треугольника по трем элементам. | 20.04 | | -уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними; -уметь строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам; -уметь строить треугольник по трем сторонам | п.37, 38 |
42 | Построение треугольника по трем элементам. | |
43 | Построение треугольника по трем элементам. | 20.04 | |
44 | Построение треугольника по трем элементам. | |
45 | Построение треугольника по трем элементам. | 27.04 | |
46 | Решение задач. | | -уметь применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач; -выполнять построение треугольника по трем элементам | |
47 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники» | 27.07 | | -уметь применять полученные знания в комплексе | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА (5 ЧАСА) |
48 | Решение задач. | 18.05 | | -уметь пользоваться признаками равенства треугольников; -знать теорему о сумме углов; -уметь решать задачи, используя доказательную базу | подготовка к контрольной работе |
49 | Решение задач. | |
50 | Итоговая контрольная работа. | 18.05 | | -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 7 класса | |
51 | Анализ итоговой работы | 25.05 | | | |
52 | Решение нестандартных задач | 25.05 | | | |
6