СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии. 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии  к учебнику  автора Л.С.Атанасян 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии. 7 класс»

Носаева Наталия Сергеевна

1-Пересыпкинского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош

учитель математики



Рабочая программа по геометрии. 7 класс




























1.Пояснительная записка

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели и задачи обучения математики: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

приобретения математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.





Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом основного общего образования по математике и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:


Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).

Сведения о программе:

Содержание программы содержит инвариантную часть курса и вместе с тем вариативную составляющую содержания образования. При этом авторами программ и учебников предлагаются различные структуры учебного материала, которые определяют последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования систем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также для развития учащихся. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства

Обоснование выбора программы:

Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения , воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

В программу внесены изменения:

В рабочую программу были внесены изменения в части объема содержания учебного материала, связанные с предметным содержанием системы общего среднего образования , психологическими возрастными особенностями обучаемых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся. Заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств.

Тема

Количество часов в рабочей программе

Начальные геометрические сведения

11

Треугольники

18

Параллельные прямые

13

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

Повторение

8

Итого

70

Внесение изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмет , а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.


Место и роль учебного предмета:

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа алгебры в неделю, итого 105 часов;

2 часа геометрии в неделю; итого 70 часов.


Информация о количестве учебных часов:

Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю, 70 ч в год, в том числе, для проведения контрольных работ – 6 ч.

Механизмы формирования ключевых компетенций

В образовательном процессе используются виды компетенций: Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком)

По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

Виды и формы контроля:

Текущий, тематический, итоговый. Учащиеся оцениваются по пятибалльной системе.

Самостоятельная работа, тест, карточки-задания, контрольная работа.

Формы промежуточной аттестации:

Контрольная работа, рассчитанная на 45 минут. Контрольная работа содержит итоговый материал по геометрии за 7 класс.


Планируемый уровень подготовки выпускников:

Учащиеся должны знать и уметь:

решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

сопоставлять полученный ре­зультат с условием задачи.


формулировать и доказывать теоремы о признаках ра­венства треугольников

решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение тре­угольника по трем сторонам; построение перпендику­ляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей

формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при­знаки параллельных прямых;

формулировать и доказывать теоремы

- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

о сумме углов треугольника,

о внешнем угле треугольника;

формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.


Информация об используемом учебнике:

Используемый учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации:

Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 учебник для общеобразовательных учреждений: -М.: Просвещение, 2013.

Учебник написан в соответствии с действующими программами для общеобразовательной школы и соответствует современным образовательным стандартам. Материалы учебника изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения. В этом учебнике много задач: есть задачи и практические задания к каждому параграфу, дополнительные задачи к каждой главе и, наконец, задачи повышенной трудности. Учебник нацелен на развитие способностей учащихся разного уровня успеваемости.

2. Содержание рабочей программы

Раздел 1. Начальные геометрические сведения (11)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпепдикулярные прямые.


Цель -систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.


Учащиеся должны знать и уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и раз­вернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссект­рисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- сопоставлять полученный ре­зультат с условием задачи.


Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» .


Раздел 2. Треугольники (18)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.


Цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать равнобедренный, равносторонний треугольни­ки; высоту, медиану, биссектрису;

- формулировать определение равных треугольников;

- формулировать и доказывать теоремы о признаках ра­венства треугольников;

- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольни­ка;

- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение тре­угольника по трем сторонам; построение перпендику­ляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №2 «Треугольники»

Раздел 3. Параллельные прямые(13)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.


Цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер­пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

- формулировать аксиому параллельных прямых;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при­знаки параллельных прямых;

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»


Раздел 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.


Цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо­угольный;

- формулировать и доказывать теоремы

- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

- о сумме углов треугольника,

- о внешнем угле треугольника;

- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.


Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»


Раздел 5. Повторение. (8)


Перечень контрольных мероприятий:

Итоговая контрольная работа.

















3. Учебно-тематический план.


№п.п Тема Кол-во часов Кол-во контрольных работ
1. Раздел1.Начальные геометрические сведения.


11 1
2. Раздел 2.Треугольники.


18 1
3. Раздел3.Параллельные прямые.


13 1
4. Раздел4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. 20 2
5. Повторение.


8 1

Итого


70 6
























4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения ученик должен знать /понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики:

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира:

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение:

  • изображать геометрические фигуры: выполнять чертежи по условию задач;
    осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в
    окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
    теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие
    планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
    (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль.
    транспортир).











5.Литература и средства обучения


  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. К. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещени. 2009 г.


  1. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение. 2007.

  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-9 классов. Просвещение,2009.

  3. А.В. Фарков. Контрольные работы , тесты, диктанты по геометрии. 7 класс - М.2008.

  4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

  5. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012г.

  6. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.


Дополнительные пособия для учащихся:

  • Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  • Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  • Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

  • Олимпиадные задачи по математике: 5–11 классы / Н. В. Фарков. – М: 2012.

  • Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. – М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2011.

  • Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс / С. А. Шестаков. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  • Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2011.

для учителя:

  • Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2009.

  • Олимпиадные задания по математике: 5–8 классы / Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2008.

  • Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

  • Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:

  • Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

  • Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.

  • Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

  • Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/;http://www.encyclopedia.ru

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники (30и60; 45и45).

  • Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.

  • Комплект для моделирования: цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы.