СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адаптирована для класса коррекции седьмого вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс»

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Данная рабочая программа по геометрии в 7 б,в может быть использована для обучения в специальном ( коррекционном ) классе VII вида и реализуется на основе следующих документов:

1.Програмо-методические материалы. Математика.5-11 кл.Тематическое планирование. / сост .Г.М.Кузнецова -2-е изд. - М.: Дрофа. 2004г. 192с

2. Стандарт основного общего образования по математике. ( Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1084).  //Математика в   школе. – 2004

3. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.      

4.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год,

Обучение ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» ,авторы Атанасян Л.С., БутузовВ.Ф. и др..-М.: Просвещение , 2015-2016. Рекомендовано МОиН РФ . стр. 374. Самостоятельные работы предлагаются из сборника «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» (Текст) авторы Зив Б.Г., Мейлер В.М.. –М.:Просвещение, 2015, 125 стр.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов .

1 четверть - 2 час х 9 нед = 18 час 3 четверть - 2 час х 10 нед = 20 час

2 четверть - 2 час х 7 нед = 14 час 4 четверть - 2 час х 8 нед = 16 час

Контрольных работ -6

Х а р а к т е р и с т и к а ц е л е й и с о д е р ж а н и е к у р с а

Целью изучения являются:

-систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятия равенства фигур.( в теме «Начальные геометрические сведения»)

-сформировать умение доказывать равенство треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки. ( в теме «Треугольники» )

- дать систематические сведения о параллельности прямых , первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии ; ввести аксиому параллельности прямых. ( тема « Параллельные прямые» )

- расширить знания о треугольниках ( тема « Соотношения между сторонами и углами треугольника» )

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по темам следующий:

1. Н а ч а л ь н ы е г е о м е т р и ч е с к и е с в е д е н и я ( 12 ч ). Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий: прямая, отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые. Основное внимание уделяется понятию равенства фигур ( отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов. Отработка навыков применения свойств смежных и вертикальных углов происходит в ходе решения вычислительных и простейших задач на доказательство.

2. Т р е у г о л ь н и к и ( 20ч ). Материал данной темы посвящен понятиям: треугольник, признаки равенства треугольников, перпендикуляр к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника, равнобедренный треугольник и его свойства, основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. П а р а л л е л ь н ы е п р я м ы е (10 ч ). Материал данной темы посвящен изучению понятий признаки параллельности прямых, аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. С о о т н о ш е н и я м е ж д у с т о р о н а м и и у г л а м и т р е у г о л ь н и к а ( 18 ч ). Материал данной темы посвящен расширению знаний о треугольниках.

5. П о в т о р е н и е ( 8 час) Систематизация и обобщение знаний за курс геометрии 7 класса

О р г а н и ц а ц и я у ч е б н о г о п р о ц е с с а

-учитывая, что обучение ведется первый год необходимый стиль работы на уроке « доброжелательное обсуждение», мотивацией учения должно быть чувство удовлетворения от преодоления препятствий;

-отработка основных ЗУН осуществляется на доступных для учащихся упражнения, задания разнообразны по форме и содержанию;

-интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому учащиеся должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы;

-в ходе урока надо использовать физкультпаузы,

-целенаправлено формировать навыки самоконтроля;

-итоговые уроки по теме : « Треугольники» провести в форме зачета по теории

- учитывая жесткий лимит времени, объяснение материала и фронтальное решение задач ведется по готовым чертежам;

-в целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера;

-в целях развития межпредметных связей,ешение задач обь, обьяснение материала ведется о г о п р оц е с с асно усиления практической направленности предмета включены уроки на местности , изготовление моделей геометрических фигур в школьной мастерской на уроке технология и при изучении курса физики.


Для контроля и проверки знаний , умений и навыков используются:

письменные работы, которые формируют устойчивые навыки в проведении логических рассуждений при решении задач;

устная речь обучаемых при ответе у доски, при заучивании правил, определений, формул, при подготовке домашнего задания;

специально заведенные тетради, где фиксируются чертежи, определения ,понятия и творческие работы по изучаемым темам;

тесная связь с родителями обучаемых.

Формы организаций занятий - урок с выполнением домашнего задания , используются всевозможные формы и методы обучения:

- эвристические беседы;

- работа с учебником;

- наглядность;

- самостоятельные и контрольные работы;

- индивидуальная работа, работа в парах;

- математические тесты и диктанты.


Домашнее задание дается ежеурочно ( 2 – 3 номера ) с обязательным инструктажем и проверкой на следующем уроке. Для коррекции знаний обязательно предлагается перед контрольной работой домашняя контрольная работа, из которой подробно разбираются ошибки.














УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п



Название раздела, темы


Кол-во

часов

Основные понятия


Доминирующие цели

Формы

контрол


Тема 1. Глава 1. Начальные геометрические сведения


1. Прямая, отрезок.

2. Луч и угол

3. Сравнение отрезков и углов

4. Измерение отрезков.

5. Измерение углов

6. Смежные и вертикальные углы

7. Перпендикулярные прямые

Контрольная работа № 1

Работа над ошибками





Тема 2. Глава 2 Треугольники


1. Первый признак равенства треугольников

2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3. Второй, третий признаки равенства треугольника

4. Задачи на построение

Контрольная работа № 2

Работа над ошибками





Тема 3. Глава 3. Параллельные прямые


1. Признаки параллельности двух прямых

2. Аксиомы параллельности двух прямых

Контрольная работа № 3

Работа над ошибками





Тема 4. Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника


1 Сумма углов треугольника

2 Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа №4

Работа над ошибками

3 Прямоугольные треугольники

4 Построение треугольника по трем сторонам

Контрольная работа № 5

Работа над ошибками



Тема 5. Повторение


Треугольники

Параллельные прямые

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа №6

Работа над ошибками


12 час


1час

1час

1час

1час

1час

4час

1час

1 час

1 час





20час


3 час

4 час


5 час


6 час

1 час

1час





10час


4 час

4 час

1 час

1 час





18

час


3час

3час


1час

1час

4час

4час

1час

1час



8час


2час

2 час

2 час


1 час

1 час


Точка, прямая, луч, отрезок,

угол, пересекающиеся отрезки. Равенство фигур. Биссектриса угла. Длина отрезка, единицы измерения отрезков и углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.









Треугольник и его элементы

Равные треугольники. Три признака равенства треугольника

Перпендикуляр к прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

Равнобедренный, равносторонний треугольник. Окружность, круг, центр, радиус, диаметр, дуга, хорда. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейк



Параллельные прямые, признаки параллельности прямых, накрест лежащие, соответствующие и односторонние углы. Аксиома .






Сумма углов треугольника, внешний угол, остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольник, признак равнобедренного треугольника, неравенство треугольника,









Систематизировать и обобщить знания по курсу геометрии 7 класс

Знать: сколько прямых можно провести через две точки; определение отрезка. луча, угла, биссектрисы угла, равных фигур; свойства измерения отрезков и углов. Определения смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых.

Уметь: изображать обозначать точку, прямую, луч, отрезок, угол, биссектрису угла ,строить смежные и вертикальные углы. Находить на рисунке смежные и вертикальные углы; строить перпендикулярные прямые с помощью угольника.

Выработать навыки составлять чертеж по условию задачи.



З н а т ь что такое треугольник, периметр его, равенство фигур. Первый –третий признаки равенства треугольников. Определение перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника, окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, дуги. Алгоритм построения угла, равного данному, биссектрисы угла, серединного перпендикуляра к отрезку.

У м е т ь : объяснять, какая фигура называется треугольником; распознавать его на чертежах.

Строить медиану, биссектрису, высоту в остроугольном, прямоугольном, тупоугольном треугольниках; решать основные задачи на построение.

З н а т ь: определение параллельных прямых, названия углов образующих при пересечении двух прямых секущей; формулировки признаков параллельности прямых; формулировки теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.

У м е т ь: распознавать на рисунке пары накрест лежащих , односторонних, соответственных углов; строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки.

Н а в ы к и: по условию задачи составлять чертеж.




З н а т ь : теорему о сумме углов треугольника.

У м е т ь: решать задачи на заданную тему, строить треугольник по трем сторонам.

Выработать н а в ы к и при составлении чертежа. Требовать аккуратности в записях тетради.




В результате изучения геометрии 7 учащиеся должны знать определения , изучаемые в 7 классе, решать задачи и проводить доказательные рассуждения , используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.





Дом.к.р


Контр. раб. №1












дом.к.р.

кон.раб.№2











Дом.к.р

К.р.

№ 3












Дом.к.р.

К.р.№4,5










Дом.кр.


К.р.№6


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

• основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

• формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

• решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;

• доказательно рассуждать при решении задач, используя известные теоремы;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

• владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

• владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.

В результате изучения курса учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений с использованием геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).













Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа №1 Начальные геометрические сведения

Вариант 1

1. Три точки В,С и D лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, DС = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС?

2. Сумма вертикальных углов МОЕ и DОС, образованных при пересечении прямых МС и DЕ, равна 204о. Найдите угол МОD.

3. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.


Контрольная работа №1 Начальные геометрические сведения

Вариант 2

1. Три точки M, N, K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15 см, NK = 18 см. Какой может быть длина отрезка MK?

2. Сумма вертикальных углов AOB и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найдите угол BОD.

3. С помощью транспортира начертите угол, равный 132о, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.


Контрольная работа №2 Вариант 1

1. На рисунке отрезки АВ и СD имеют общую середину О. Докажите, что .







2. Луч АD – биссектриса угла А. на сторонах угла А отмечены точки В и С так, что . Докажите, что АВ = АС.

3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.


Контрольная работа №2 Вариант 2

1. На рисунке отрезки МЕ и РК точкой D делятся пополам . Докажите, что .









2. На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DМ = DК. Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ. Докажите, что луч DР – биссектриса угла МDК. 3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием АС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из вершины угла А.

Контрольная работа №3 Параллельные прямые

Вариант 1

1. Отрезки EF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что РЕ║QF.

2. Отрезок DM – биссектриса треугольника СDЕ. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне СD и пересекающая сторону DЕ в точке N. Найдите углы треугольника DMN, если .


Контрольная работа №3 Параллельные прямые

Вариант 2

1. Отрезки MN и EF пересекаются в их середине Р. Докажите, что ЕN║МF.

2. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВС. Через точку D проведена прямая, параллельная стороне АВ и пересекающая сторону АС в точке F. Найдите углы треугольника АDF, если .


Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Вариант 1

1. На рисунке , , АC = 12 см. Найдите сторону АВ треугольника АВС.







2. В треугольнике СDЕ точка М лежит на стороне СЕ, причем угол СМD острый. Докажите, что DЕ DМ.

3. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.







Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Вариант 2

1. На рисунке , , BC = 9 см. Найдите сторону АC треугольника АВС.









2. В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем угол NKP острый. Докажите, что KP P.

3.Одна из сторон тупоугольного равнобедренного треугольника на 17 см меньше другой. Найдите стороны этого треугольника, если его периметр равен 77 см.

Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники.

Вариант 1

1. В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9 см. Найдите расстояние от точки О до прямой МN.

2. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

3. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 150о.


Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники.

Вариант 2

1. В прямоугольном треугольнике DCE c прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13 см. Найдите расстояние от точки F до прямой DE.

2. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.

3. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105о.


Итоговая контрольная работа №6

Вариант 1

1. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС на медиане ВD отмечена точка К, а на сторонах АВ и ВС – точки М и N соответственно. Известно, что

а) Найдите угол BNK.

б) Докажите, что прямые MN и ВК взаимно перпендикулярны.

2. На сторонах АВ, ВС и СА треугольника АВС отмечены точки D, E и F соответственно. Известно, что

а) Найдите угол DFE.

б) Докажите, что прямые АВ и ЕF пересекаются.

3. В прямоугольном треугольнике АВС катет АВ равен 3 см, угол С равен 150. На катете АС отмечена точка D так, что .

а) Найдите длину отрезка ВD.

б) Докажите, что ВC cм.

Итоговая контрольная работа

Вариант 2

1. В треугольнике АВС угол А равен 55о. Внутри треугольника отмечена точка О так, что и АО = ОС.

а) Найдите угол АСВ.

б) Докажите, что прямая ВО является серединным перпендикуляром к стороне АС.

2. На прямой последовательно отложены отрезки АВ, ВС и СD.Точки Е и F расположены по разные стороны от этой прямой, причем

Докажите, что:

а) прямые ВЕ и CF параллельны;

б) прямые ВF и СЕ пересекаются.

3. В треугольнике АВС На стороне FС отмечена точка D так, что .

а) Найдите длину отрезка АD.

б) Докажите, что периметр треугольника АВ


Для контрольных работ по геометрии, состоящей из трех заданий, используется система оценивания:

«5» - выполнены правильно все 3 задания.

«4» - выполнены правильно 2 задания или 3, но в одном неточность в чертеже или неописаны последовательно шаги решения.

«3» - выполнено 2 задание, в двух остальных есть правильный чертеж, или есть правильный ход рассуждений.

«2» - нет ни одного правильного решения, т.е обучающий не овладел обязательным уровнем обучения.

Общие критерии оценивания работ:

«2» - если выполнено 0 -49% от всей предложенной работы;

«3» - если выполнено 50 -70 % от предложенной работы;

«4» - если выполнено 71 – 85 % от предложенной работы;

«5» - если выполнено 86 – 100% предложенной работы.



С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

для педагога

1 . Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Бутузов. Геометрия 7 – 9.Учебник для общеобразовательных учреждений.–М.: Просвещение, 2015,2016 г. .384 с.

2. Л.С.Атанасян. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: методические рекомендации для учителя .- М. Просвещение 2008 .159 с.

3. Б.Г.Зив, В.М..Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 7ласса. Для образовательных учреждений. –М. Просвещение, 2015. 125 с.

4. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. С.М.Саврасова, Г.А.Ястребинецкий. –М.: Просвещение, 123 с

5. Таблицы по геометрии 7 . Учнаб

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 классы: программы, тематическое планирование.-: Дрофа. 2004. 205 с.

для обучающихся

1 . Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Бутузов. Геометрия 7 – 9.Учебник для общеобразовательных учреждений.–М.: Просвещение, 2015,2016 .384 с.

2. Б.Г.Зив, В.М..Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 7класса. Для образовательных учреждений. –М. Просвещение, 2008. 125 с.

3.Перельман Я. И. Занимательная геометрия. - М.: Госиздат,1955. -289с.



Перечень интернет – ресурсов

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».

  3. Выход в Интернет.

  4. Технические и электронные средства обучения.