Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Чиркова Т.Е./_________/ Протокол № __ от «__»_____2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 90 Файзрахманова А.Р./_______/ «__»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №90 Салихова Р.Д./________/ Приказ № ___ от «__»____2016 г. |
«Средняя общеобразовательная школа №90»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Информатика и ИКТ»
для 10-11 классов
базовый уровень
Разработала: учитель первой категории Вербицкая Е.А
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 10-11 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-125 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 03/961.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. №03/961.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год.
Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Информатика» в 2016/2017 учебном году.
Учебного плана МАОУ СОШ№90 на текущий учебный год.
Примерной и авторской программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.– 576 с.)
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классе ориентировано на использование учебников И.Г. Семакин «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Структура документа
Программа включает разделы: пояснительную записку; содержание учебного курса; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся, характеристика контрольно- измерительных материалов, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 12 компьютерами, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, УМК под редакцией Семакина И.Г.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 10-11 классах, всего 69 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакин по информатике для 10-11 классов.
Тем не менее, имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Данные изменения представлены в таблице.
№ | Тема | авторская программа И.Г. Семакин | рабочая программа |
кол-во часов | кол-во часов |
всего | 10 класс | 11 класс | всего | 10 класс | 11 класс |
1 | Информация | 12 | 12 | | 8 | 8 | |
2 | Информационные процессы | 5 | 5 | | 6 | 6 | |
3 | Программирование обработки информации | 18 | 18 | | 21 | 21 | |
4 | Информационные системы и базы данных | | | 10 | | | 11 |
5 | Интернет | | | 10 | | | 8 |
6 | Информационное моделирование | | | 12 | | | 11 |
7 | Социальная информатика | | | 3 | | | 4 |
| Всего | 70 | 35 | 35 | 69 | 35 | 34 |
Таким образом, количество часов на раздел «Программирование обработки информации» увеличено с целью подготовки учащихся к изучению языков программирования. Количество часов на остальные разделы увеличено несущественно (на 2-3 часа). Увеличился объем практических работ.
Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 10-11 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
Информатика: учебник для 10 класса, Семакие И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика: учебник для 11 класса, Семакие И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы, Семакин И.Г., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика и ИКТ: практикум для 10-11 класса, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.
Содержание программы учебного курса
Информация
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;
- из каких частей состоит предметная область информатики;
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование»;
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции алфавитного подхода;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения;
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел;
- способы кодирования текста в компьютере;
- способы представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- способы дискретного (цифрового) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- определять по внутреннему коду значение числа;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Информационные процессы
Информационные процессы. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума;
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации;
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
- этапы истории развития ЭВМ;
- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
- архитектуру персонального компьютера;
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Программирование обработки информации
Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Простейшие программы, их структура. Переменные. Оператор присваивания. Ввод, вывод данных. Типы данных. Арифметические выражения и операции. Вещественные значения переменных. Стандартные функции. Случайные числа. Оператор ветвления, его форма и синтаксис. Использование нескольких операций «и», «или», «не». В сложных условиях. Использование оператора выбора case для множественного выбора. Решение задач с ветвлением. Как организовать цикл с предусловием. Синтаксис цикла с предусловием. Как организовать цикл с постусловием. Синтаксис цикла с постусловием. Как организовать цикл с переменной. Синтаксис цикла с переменной. Как организовать вложенные циклы. Примеры программ с вложенными циклами.
Понятие массива. Объявление массива. Понятие символьной строки. Типы данных для работы с символами. Операции со строками. Примеры использования функций для работы со строками. Примеры преобразования число-строка, строка-число. Комбинированный тип данных.
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере;
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
- систему команд компьютера;
- классификацию структур алгоритмов;
- основные принципы структурного программирования;
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале;
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор if;
- оператор выбора select case;
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
- операторы цикла while и repeat – until;
- оператор цикла с параметром for;
- порядок выполнения вложенных циклов;
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функций;
- правила описания и использования подпрограмм-процедур;
- правила описания массивов на Паскале;
- правила организации ввода и вывода значений массива;
- правила программной обработки массивов;
- правила описания символьных величин и символьных строк;
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления;
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы;
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам;
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др;
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
Информационные системы и базы данных
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем;
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные;
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Интернет
Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение;
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
- создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Информационное моделирование
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.
Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.
Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели;
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели;
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Социальная информатика
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Угрозы безопасности. Правила личной безопасности.
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Вид деятельности | Всего часов | Из них | Домашнее задание | Коррек. |
Т | Пр |
I полугодие – 16 недель 1. Информация 8 ч. |
1 | | 1 | Техника безопасности на уроках информатики. Введение. Структура информатики. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | | |
2 | | 2 | Информация. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §1, записи в тетради | |
3 | | 3 | Представление информации, языки, кодирование | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.1. Шифрование данных | 1 | 0,5 | 0,5 | §2, записи в тетради | |
4 | | 4 | Измерение информации. Алфавитный подход. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.2. Измерение информации | 1 | 0,5 | 0,5 | §3, решение задач | |
5 | | 5 | Измерение информации. Содержательный подход. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | § 4, решение задач | |
6 | | 6 | Решение задач | Решение задач | 1 | - | 1 | задания в тетради | |
7 | | 7 | Представление чисел в компьютере | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.3. Представление чисел | 1 | 0,5 | 0,5 | §5, стр. 34-43 | |
8 | | 8 | Представление текста, изображения и звука в компьютере | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.4. Представление текстов. Сжатие документов. Работа 1.5. Представление изображения и звука | 1 | 0,5 | 0,5 | §6, стр. 53, вопросы | |
2. Информационные процессы 6 ч. |
9 | | 1 | Хранение информации. Передача информации. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §7, 8, записи в тетради | |
10 | | 2 | Обработка информации и алгоритмы | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.1. Управление алгоритмическим исполнителем | 1 | 0,5 | 0,5 | §9, стр. 64-69 | |
11 | | 3 | Автоматическая обработка информации | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.2. Автоматическая обработка информации | 1 | 0,5 | 0,5 | §10, записи в тетради | |
12 | | 4 | Информационные процессы в компьютере | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §11, стр. 86 вопросы | |
13 | | 5 | Проект для самостоятельного выполнения | Закрепление изученного материала. Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовиться к контрольной работе | |
14 | | 6 | Контрольная работа №1 по теме: Информационные процессы | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. Работа 2.4. Настройка BIOS | 1 | 0,5 | 0,5 | - | |
3. Программирование обработки информации 21 ч. |
15 | | 1 | Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §12, 13, составить блок-схему | |
II полугодие – 19 недель |
16 | | 2 | Техника безопасности на уроках информатики. Паскаль – язык структурного программирования. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §14, стр. 99-105 | |
17 | | 3 | Элементы языка Паскаль и типы данных | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | стр. 105-110 | |
18 | | 4 | Операции, функции, выражения. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §16, записи в тетради | |
19 | | 5 | Оператор присваивания, ввод и вывод данных. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §17, стр. 116 вопросы | |
20 | | 6 | Логические величины, операции, выражения. | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §18 | |
21 | | 7 | Программирование линейных алгоритмов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов | 1 | 0,5 | 0,5 | задание в тетради | |
22 | | 8 | Решение задач | Решение задач | 1 | - | 1 | задания в тетради | |
23 | | 9 | Программирование ветвлений | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.2. Программирование логических выражений. Работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | §19, задание в тетради | |
24 | | 10 | Пример поэтапной разработки программы решения задач | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §20, записи в тетради | |
25 | | 11 | Программирование циклов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов | 1 | 0,5 | 0,5 | §21, стр. 150 вопросы | |
26 | | 12 | Вложенные и итерационные циклы | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | стр. 150-155 | |
27 | | 13 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм | 1 | 0,5 | 0,5 | §23, записи в тетради | |
28 | | 14 | Решение задач | Решение задач | 1 | - | 1 | задания в тетради | |
29 | | 15 | Массивы | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.6. Программирование обработки одномерных массивов. Работа 3.7. Программирование обработки двумерных массивов | 1 | 0,5 | 0,5 | §24, задания в тетради | |
30 | | 16 | Организация ввода и вывода данных с использованием файлов | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | §25, записи в тетради | |
31 | | 17 | Типовые задачи обработки массивов | Изучение нового теоретического материала. | 1 | 1 | - | решить задачи в тетради | |
32 | | 18 | Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.8. Программирование обработки строк символов. Работа 3.9. Программирование обработки записей | 1 | 0,5 | 0,5 | §27-29, стр. 181-190 | |
33 | | 19 | Решение задач | Решение задач | 1 | - | 1 | Подготовиться к контрольной работе | |
34 | | 20 | Контрольная работа №2 по теме: Программирование обработки информации | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
35 | | 21 | Резерв | | 1 | | | | |
Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Вид деятельности | Всего часов | Из них | Домашнее задание | Коррек |
Т | Пр |
I полугодие – 16 недель Информационные системы и базы данных 11 ч. |
1 | | 1 | Техника безопасности на уроках информатики. Системный анализ | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.1. Модели систем. Работа 1.2. Проектные задания по системологии | 1 | 0,5 | 0,5 | §1–4, вопросы | |
2 | | 2 | Поиск информации в геоинформационных системах | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | записи в тетради | |
3 | | 3 | База данных – основа информационной системы | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.3. Знакомство с СУБД. | 1 | 0,5 | 0,5 | §5, стр. 35 вопросы | |
4 | | 4 | Знакомства с СУБД Access | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | записи в тетради | |
5 | | 5 | Создания базы данных | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | стр. 41-49 | |
6 | | 6 | Создание базы данных «Приемная комиссия» | Выполнения практической работы. Работа 1.4. Создание базы данных «Приемная комиссия» | 1 | 0,5 | 0,5 | записи в тетради | |
7 | | 7 | Проектирование многотабличной базы данных. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | 1 | 0,5 | 0,5 | §6, записи в тетради | |
8 | | 8 | Запросы как приложения информационной системы | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.6. Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов) | 1 | 0,5 | 0,5 | §8, задание в тетради | |
9 | | 9 | Логические условия выбора данных | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.7. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. | 1 | 0,5 | 0,5 | §9, стр. 52-59 | |
10 | | 10 | Проект для самостоятельного выполнения | Закрепление изученного материала. Работа 1.8. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». Работа 1.9. Создание отчета. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовиться к контрольной работе | |
11 | | 11 | Контрольная работа №1 по теме: Информационные системы и базы данных | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | 1 | 0,5 | 0,5 | - | |
Интернет 8 ч. |
12 | | 1 | Организация глобальных сетей | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями. Работа 2.2. Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц. | 1 | 0,5 | 0,5 | §10, вопросы стр. 68 | |
13 | | 2 | Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.3. Интернет. Сохранение загруженных страниц. Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами. | 1 | 0,5 | 0,5 | §11, 12 | |
14 | | 3 | Гипертекстовые структуры | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | Записи в тетради | |
15 | | 4 | Инструменты для разработки web-сайтов | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | §13, вопросы стр. 88 | |
16 | | 5 | Создание web-сайтов в текстовом редакторе | Выполнения практической работы. Работа 2.5. Разработка сайта «Моя семья». Работа 2.6. Разработка сайта «Животный мир» | 1 | - | 1 | записи в тетради | |
II полугодие – 18 недель |
17 | | 6 | Техника безопасности на уроках информатики. Создание web-сайтов на языке HTML | Выполнения практической работы. Работа 2.7. Разработка сайта «Наш класс» | 1 | 0,5 | 0,5 | записи в тетради | |
18 | | 7 | Создание таблиц и списков на web-странице | Выполнения практической работы | 1 | - | 1 | стр. 96-104 | |
19 | | 8 | Проект для самостоятельного выполнения | Закрепление изученного материала. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов. | 1 | - | 1 | - | |
Информационное моделирование 11 ч. |
20 | | 1 | Компьютерное информационное моделирование | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | § 16, записи в тетради | |
21 | | 2 | Моделирование зависимостей между величинами | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | § 17, вопросы стр. 113 | |
22 | | 3 | Получение регрессионных моделей в MS Excel | Выполнения практической работы. Работа 3.1. Получение регрессионных моделей. Работа 3.3. Проектное задания на получения регрессионных зависимостей. | 1 | 0,5 | 0,5 | - | |
23 | | 4 | Модели статистического прогнозирования | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | §18, стр. 113-121 | |
24 | | 5 | Прогнозирование в MS Excel | Выполнения практической работы. Работа 3.2. Прогнозирование. | 1 | - | 1 | - | |
25 | | 6 | Моделирование корреляционных зависимостей | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | §19, записи в тетради | |
26 | | 7 | Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel | Выполнения практической работы. Работа 3.4. Расчет корреляционных зависимостей. Работа 3.5. Проектное задания по теме «Корреляционные зависимости» | 1 | - | 1 | - | |
27 | | 8 | Модели оптимального планирования | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | §20, записи в тетради | |
28 | | 9 | Решение задачи оптимального планирования в MS Excel | Выполнения практической работы. Работа 3.6. Решение задачи оптимального планирования. | 1 | - | 1 | - | |
29 | | 10 | Проект для самостоятельного выполнения | Закрепление изученного материала. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | 1 | - | 1 | Подготовка к контрольной работе | |
30 | | 11 | Контрольная работа №2 по теме: Информационное моделирование | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | 1 | 0,5 | 0,5 | - | |
Социальная информатика 4 ч. | |
31 | | 1 | Информационные ресурсы. Информационное общество | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | §21-24 | |
32 | | 2 | Интернет и право. Нетикет. | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | записи в тетради | |
33 | | 3 | Безопасность в Интернете. | Изучение нового материала. | 1 | 1 | - | записи в тетради | |
34 | | 4 | Резерв | | 1 | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
Учащиеся должны:
знать/понимать:
различные подходы к понятию «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели алгоритмизации деятельности;
назначение и функции ОС;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры. В том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и т. д.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и т. д.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
создавать и выполнять программы для решения задач в выбранной среде программирования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
эффективной работы индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникативной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Характеристика контрольно-измерительных материал
Содержание и структура работ основывается на базе государственного образовательного стандарта, в котором акцентируется внимание на достижение следующих целей: закрепление общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Контрольные работы 10 класс:
Контрольная работа №1 по теме: Информационные процессы
Контрольная работа №2 по теме: Программирование обработки информации
Контрольные работы 11 класс:
Контрольная работа №1 по теме: Информационные системы и базы данных
Контрольная работа №2 по теме: Информационное моделирование
Учебно-методические средства обучения
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум 10-11 кл. Бином. Лаборатория знаний, 2013
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. Учебник 10 кл. (ФГОС). Бином. Лаборатория знаний, 2015
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. Учебник 11 кл. (ФГОС). Бином. Лаборатория знаний, 2015
Семакин И.Г. Информатика. Программа для старшей школы: Базовый уровень. 10-11 кл. (ФГОС), Бином. Лаборатория знаний, 2015
Электронное приложение к УМК
https://drive.google.com/file/d/0B8MkXVdvfYcrY01VdEFNTTRIVXc/view - Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин
Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.km-school.ru - КМ-школа
http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика" /методические материалы/
http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению
http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/— методическая копилка учителя информатики
http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p1aa1.html/— цифровые образовательные ресурсы
http://www.5byte.ru/— теоретический материал школьной программы за 8, 9, 10 и 11 класс, тесты по всем темам школьного курса.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Среда программирования PascalABC
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Требования к оценке знаний учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
86-100% | отлично |
71-85% | хорошо |
46-70% | удовлетворительно |
0-45% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Сводная таблица по видам контроля 10 класс
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Количество плановых контрольных работ | 1 | | 1 | 2 | 4 |
Практических работ | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Других видов работ | 4 | 3 | 6 | 3 | 16 |
Перечень контрольных работ
«Компьютер и программное обеспечение»
«Измерение информации, представление информации с помощью знаковых систем»
«Системы счисления»
«Представление информации в памяти компьютера»
Перечень практических работ
1. Настройка графического интерфейса ОС
2. Операции с файлами
3. Создание, редактирование и форматирование документов
4. Вставка в документ формул
5. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний
6. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода
7. Перевод целых чисел из десятичной в другие системы счисления
8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
9. Решение задач на кодирование текстовой и графической информации
Сводная таблица по видам контроля 11 класс
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Количество плановых контрольных работ | 1 | | 1 | 2 | 4 |
Практических работ | 1 | 2 | 4 | 2 | 9 |
Других видов работ | 6 | 5 | 3 | 2 | 16 |
Перечень контрольных работ
«Основы логики и логические основы компьютера»
«Алгоритмизация и основы программирования»
«Технология обработки числовых данных с помощью ЭТ»
«Моделирование и формализация»
Перечень практических работ
1. Решение логических задач
2. Линейная алгоритмическая структура
3. Разветвляющаяся алгоритмическая структура
4. Циклическая алгоритмическая структура
5. Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы
6. Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок
7. Приближенное решение уравнений
8. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков
9. Типы информационных моделей