СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10-11 класс, И.Г. Семакина (базовый уровень)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 10-11 класс, И.Г. Семакина 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10-11 класс, И.Г. Семакина (базовый уровень)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


Чиркова Т.Е./_________/

Протокол № __ от «__»_____2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 90

Файзрахманова А.Р./_______/

«__»____________2016 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №90


Салихова Р.Д./________/

Приказ № ___ от «__»____2016 г.

«Средняя общеобразовательная школа №90»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Информатика и ИКТ»

для 10-11 классов

базовый уровень

Разработала: учитель первой категории Вербицкая Е.А









2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 10-11 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-125 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 03/961.

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. №03/961.

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год.

Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Информатика» в 2016/2017 учебном году.

Учебного плана МАОУ СОШ№90 на текущий учебный год.

Примерной и авторской программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.– 576 с.)

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классе ориентировано на использование учебников И.Г. Семакин «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; содержание учебного курса; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся, характеристика контрольно- измерительных материалов, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 12 компьютерами, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, УМК под редакцией Семакина И.Г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 10-11 классах, всего 69 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакин по информатике для 10-11 классов.

Тем не менее, имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Данные изменения представлены в таблице.

Тема

авторская программа И.Г. Семакин

рабочая программа

кол-во часов

кол-во часов

всего

10 класс

11 класс

всего

10 класс

11 класс

1

Информация

12

12


8

8


2

Информационные процессы

5

5


6

6


3

Программирование обработки информации

18

18


21

21


4

Информационные системы и базы данных



10



11

5

Интернет



10



8

6

Информационное моделирование



12



11

7

Социальная информатика



3



4


Всего

70

35

35

69

35

34

Таким образом, количество часов на раздел «Программирование обработки информации» увеличено с целью подготовки учащихся к изучению языков программирования. Количество часов на остальные разделы увеличено несущественно (на 2-3 часа). Увеличился объем практических работ.

Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 10-11 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:

  • Информатика: учебник для 10 класса, Семакие И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Информатика: учебник для 11 класса, Семакие И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы, Семакин И.Г., Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Информатика и ИКТ: практикум для 10-11 класса, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Бином. Лаборатория знаний, 2011

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.


Содержание программы учебного курса

Информация

Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;

- из каких частей состоит предметная область информатики;

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование»;

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции алфавитного подхода;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения;

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел;

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели;

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа;

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Информационные процессы

Информационные процессы. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Процессы хранения и передачи информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума;

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации;

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

- архитектуру персонального компьютера;

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Программирование обработки информации

Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Простейшие программы, их структура. Переменные. Оператор присваивания. Ввод, вывод данных. Типы данных. Арифметические выражения и операции. Вещественные значения переменных. Стандартные функции. Случайные числа. Оператор ветвления, его форма и синтаксис. Использование нескольких операций «и», «или», «не». В сложных условиях. Использование оператора выбора case для множественного выбора. Решение задач с ветвлением. Как организовать цикл с предусловием. Синтаксис цикла с предусловием. Как организовать цикл с постусловием. Синтаксис цикла с постусловием. Как организовать цикл с переменной. Синтаксис цикла с переменной. Как организовать вложенные циклы. Примеры программ с вложенными циклами.

Понятие массива. Объявление массива. Понятие символьной строки. Типы данных для работы с символами. Операции со строками. Примеры использования функций для работы со строками. Примеры преобразования число-строка, строка-число. Комбинированный тип данных.

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования;

- систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале;

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор if;

- оператор выбора select case;

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while и repeat – until;

- оператор цикла с параметром for;

- порядок выполнения вложенных циклов;

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функций;

- правила описания и использования подпрограмм-процедур;

- правила описания массивов на Паскале;

- правила организации ввода и вывода значений массива;

- правила программной обработки массивов;

- правила описания символьных величин и символьных строк;

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления;

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы;

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др;

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

Информационные системы и базы данных

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.

Геоинформационные системы. Работа в ГИС.

База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

- основные свойства систем;

- что такое системный подход в науке и практике;

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;

- использование графов для описания структур систем;

- что такое база данных (БД);

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

- основы организации многотабличной БД;

- что такое схема БД;

- что такое целостность данных;

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

- анализировать состав и структуру систем;

- различать связи материальные и информационные;

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

Интернет

Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета;

- назначение информационных служб Интернета;

- что такое прикладные протоколы;

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;

- что такое поисковый указатель: организацию, назначение;

- какие существуют средства для создания web-страниц;

- в чем состоит проектирование web-сайта;

- что значит опубликовать web-сайт.

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой;

- извлекать данные из файловых архивов;

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

- создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.

Информационное моделирование

Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.

Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.

Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.

Учащиеся должны знать:

- понятие модели;

- понятие информационной модели;

- этапы построения компьютерной информационной модели;

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

- формы представления зависимостей между величинами;

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели;

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;

- что такое оптимальное планирование;

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).

Социальная информатика

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Угрозы безопасности. Правила личной безопасности.

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества;

- из чего складывается рынок информационных ресурсов;

- что относится к информационным услугам;

- в чем состоят основные черты информационного общества;

- причины информационного кризиса и пути его преодоления;

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

- основные законодательные акты в информационной сфере;

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс

(1 час в неделю, 35 часов в год)

п/п

Дата проведения урока

урока

Тема урока

Вид деятельности

Всего часов

Из них

Домашнее задание

Коррек.

Т

Пр

I полугодие – 16 недель

1. Информация 8 ч.

1


1

Техника безопасности на уроках информатики. Введение. Структура информатики.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-



2


2

Информация.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§1, записи в тетради


3


3

Представление информации, языки, кодирование

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.1. Шифрование данных

1

0,5

0,5

§2, записи в тетради


4


4

Измерение информации. Алфавитный подход.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.2. Измерение информации

1

0,5

0,5

§3, решение задач


5


5

Измерение информации. Содержательный подход.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§ 4, решение задач


6


6

Решение задач

Решение задач

1

-

1

задания в тетради


7


7

Представление чисел в компьютере

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.3. Представление чисел

1

0,5

0,5

§5, стр. 34-43


8


8

Представление текста, изображения и звука в компьютере

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.4. Представление текстов. Сжатие документов. Работа 1.5. Представление изображения и звука

1

0,5

0,5

§6, стр. 53, вопросы


2. Информационные процессы 6 ч.

9


1

Хранение информации. Передача информации.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§7, 8, записи в тетради


10


2

Обработка информации и алгоритмы

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.1. Управление алгоритмическим исполнителем

1

0,5

0,5

§9, стр. 64-69


11


3

Автоматическая обработка информации

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.2. Автоматическая обработка информации

1

0,5

0,5

§10, записи в тетради


12


4

Информационные процессы в компьютере

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§11, стр. 86 вопросы


13


5

Проект для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала. Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера

1

0,5

0,5

Подготовиться к контрольной работе


14


6

Контрольная работа №1 по теме: Информационные процессы

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. Работа 2.4. Настройка BIOS

1

0,5

0,5

-


3. Программирование обработки информации 21 ч.

15


1

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§12, 13, составить блок-схему


II полугодие – 19 недель

16


2

Техника безопасности на уроках информатики. Паскаль – язык структурного программирования.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§14, стр. 99-105


17


3

Элементы языка Паскаль и типы данных

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

стр. 105-110


18


4

Операции, функции, выражения.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§16, записи в тетради


19


5

Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§17, стр. 116 вопросы


20


6

Логические величины, операции, выражения.

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§18


21


7

Программирование линейных алгоритмов

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов

1

0,5

0,5

задание в тетради


22


8

Решение задач

Решение задач

1

-

1

задания в тетради


23


9

Программирование ветвлений

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.2. Программирование логических выражений. Работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

1

0,5

0,5

§19, задание в тетради


24


10

Пример поэтапной разработки программы решения задач

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§20, записи в тетради


25


11

Программирование циклов

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов

1

0,5

0,5

§21, стр. 150 вопросы


26


12

Вложенные и итерационные циклы

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

стр. 150-155


27


13

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм

1

0,5

0,5

§23, записи в тетради


28


14

Решение задач

Решение задач

1

-

1

задания в тетради


29


15

Массивы

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.6. Программирование обработки одномерных массивов. Работа 3.7. Программирование обработки двумерных массивов

1

0,5

0,5

§24, задания в тетради


30


16

Организация ввода и вывода данных с использованием файлов

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

§25, записи в тетради


31


17

Типовые задачи обработки массивов

Изучение нового теоретического материала.

1

1

-

решить задачи в тетради


32


18

Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 3.8. Программирование обработки строк символов. Работа 3.9. Программирование обработки записей

1

0,5

0,5

§27-29, стр. 181-190


33


19

Решение задач

Решение задач

1

-

1

Подготовиться к контрольной работе


34


20

Контрольная работа №2 по теме: Программирование обработки информации

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

1

0,5

0,5



35


21

Резерв


1









Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класс

(1 час в неделю, 35 часов в год)

п/п

Дата проведения урока

урока

Тема урока

Вид деятельности

Всего часов

Из них

Домашнее задание

Коррек

Т

Пр

I полугодие – 16 недель

Информационные системы и базы данных 11 ч.

1


1

Техника безопасности на уроках информатики. Системный анализ

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.1. Модели систем. Работа 1.2. Проектные задания по системологии

1

0,5

0,5

§1–4, вопросы


2


2

Поиск информации в геоинформационных системах

Изучение нового материала.

1

1

-

записи в тетради


3


3

База данных – основа информационной системы

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.3. Знакомство с СУБД.

1

0,5

0,5

§5, стр. 35 вопросы


4


4

Знакомства с СУБД Access

Изучение нового материала.


1

1

-

записи в тетради


5


5

Создания базы данных

Изучение нового материала.

1

1

-

стр. 41-49


6


6

Создание базы данных «Приемная комиссия»

Выполнения практической работы. Работа 1.4. Создание базы данных «Приемная комиссия»

1

0,5

0,5

записи в тетради


7


7

Проектирование многотабличной базы данных.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

1

0,5

0,5

§6, записи в тетради


8


8

Запросы как приложения информационной системы

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.6. Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)

1

0,5

0,5

§8, задание в тетради


9


9

Логические условия выбора данных

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 1.7. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой.

1

0,5

0,5

§9, стр. 52-59


10


10

Проект для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала. Работа 1.8. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». Работа 1.9. Создание отчета.

1

0,5

0,5

Подготовиться к контрольной работе


11


11

Контрольная работа №1 по теме: Информационные системы и базы данных

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

1

0,5

0,5

-


Интернет 8 ч.

12


1

Организация глобальных сетей

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями. Работа 2.2. Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц.

1

0,5

0,5

§10, вопросы стр. 68


13


2

Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Работа 2.3. Интернет. Сохранение загруженных страниц. Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами.

1

0,5

0,5

§11, 12


14


3

Гипертекстовые структуры

Изучение нового материала.

1

1

-

Записи в тетради


15


4

Инструменты для разработки web-сайтов

Изучение нового материала.

1

1

-

§13, вопросы стр. 88


16


5

Создание web-сайтов в текстовом редакторе

Выполнения практической работы. Работа 2.5. Разработка сайта «Моя семья». Работа 2.6. Разработка сайта «Животный мир»

1

-

1

записи в тетради


II полугодие – 18 недель

17


6

Техника безопасности на уроках информатики. Создание web-сайтов на языке HTML

Выполнения практической работы. Работа 2.7. Разработка сайта «Наш класс»

1

0,5

0,5

записи в тетради


18


7

Создание таблиц и списков на web-странице

Выполнения практической работы

1

-

1

стр. 96-104


19


8

Проект для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов.

1

-

1

-


Информационное моделирование 11 ч.

20


1

Компьютерное информационное моделирование

Изучение нового материала.

1

1

-

§ 16, записи в тетради


21


2

Моделирование зависимостей между величинами

Изучение нового материала.

1

1

-

§ 17, вопросы стр. 113


22


3

Получение регрессионных моделей в MS Excel

Выполнения практической работы. Работа 3.1. Получение регрессионных моделей. Работа 3.3. Проектное задания на получения регрессионных зависимостей.

1

0,5

0,5

-


23


4

Модели статистического прогнозирования

Изучение нового материала.

1

1

-

§18, стр. 113-121


24


5

Прогнозирование в MS Excel

Выполнения практической работы. Работа 3.2. Прогнозирование.

1

-

1

-


25


6

Моделирование корреляционных зависимостей

Изучение нового материала.

1

1

-

§19, записи в тетради


26


7

Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel

Выполнения практической работы. Работа 3.4. Расчет корреляционных зависимостей. Работа 3.5. Проектное задания по теме «Корреляционные зависимости»

1

-

1

-


27


8

Модели оптимального планирования

Изучение нового материала.

1

1

-

§20, записи в тетради


28


9

Решение задачи оптимального планирования в MS Excel

Выполнения практической работы. Работа 3.6. Решение задачи оптимального планирования.

1

-

1

-


29


10

Проект для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

1

-

1

Подготовка к контрольной работе


30


11

Контрольная работа №2 по теме: Информационное моделирование

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

1

0,5

0,5

-


Социальная информатика 4 ч.


31


1

Информационные ресурсы. Информационное общество

Изучение нового материала.

1

1

-

§21-24


32


2

Интернет и право. Нетикет.

Изучение нового материала.

1

1

-

записи в тетради


33


3

Безопасность в Интернете.

Изучение нового материала.

1

1

-

записи в тетради


34


4

Резерв


1






Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • различные подходы к понятию «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели алгоритмизации деятельности;

  • назначение и функции ОС;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры. В том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и т. д.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и т. д.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • создавать и выполнять программы для решения задач в выбранной среде программирования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • эффективной работы индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникативной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.



Характеристика контрольно-измерительных материал

Содержание и структура работ основывается на базе государственного образовательного стандарта, в котором акцентируется внимание на достижение следующих целей: закрепление общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Контрольные работы 10 класс:

Контрольная работа №1 по теме: Информационные процессы

Контрольная работа №2 по теме: Программирование обработки информации

Контрольные работы 11 класс:

Контрольная работа №1 по теме: Информационные системы и базы данных

Контрольная работа №2 по теме: Информационное моделирование


Учебно-методические средства обучения

  • Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум 10-11 кл. Бином. Лаборатория знаний, 2013

  • Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. Учебник 10 кл. (ФГОС). Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. Учебник 11 кл. (ФГОС). Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Семакин И.Г. Информатика. Программа для старшей школы: Базовый уровень. 10-11 кл. (ФГОС), Бином. Лаборатория знаний, 2015

  • Электронное приложение к УМК

  • https://drive.google.com/file/d/0B8MkXVdvfYcrY01VdEFNTTRIVXc/view - Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

  • http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал

  • http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал

  • http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

  • http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования

  • http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

  • http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.km-school.ru - КМ-школа

  • http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика" /методические материалы/

  • http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению

  • http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/— методическая копилка учителя информатики

  • http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p1aa1.html/— цифровые образовательные ресурсы

  • http://www.5byte.ru/— теоретический материал школьной программы за 8, 9, 10 и 11 класс, тесты по всем темам школьного курса.



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Среда программирования PascalABC

  • Простая система управления базами данных.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

Требования к оценке знаний учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86-100%

отлично

71-85%

хорошо

46-70%

удовлетворительно

0-45%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.



Сводная таблица по видам контроля 10 класс

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество плановых контрольных работ

1


1

2

4

Практических работ

2

3

3

1

9

Других видов работ

4

3

6

3

16

Перечень контрольных работ

  1. «Компьютер и программное обеспечение»

  2. «Измерение информации, представление информации с помощью знаковых систем»

  3. «Системы счисления»

  4. «Представление информации в памяти компьютера»

Перечень практических работ

1. Настройка графического интерфейса ОС

2. Операции с файлами

3. Создание, редактирование и форматирование документов

4. Вставка в документ формул

5. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний

6. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода

7. Перевод целых чисел из десятичной в другие системы счисления

8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

9. Решение задач на кодирование текстовой и графической информации


Сводная таблица по видам контроля 11 класс

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество плановых контрольных работ

1


1

2

4

Практических работ

1

2

4

2

9

Других видов работ

6

5

3

2

16

Перечень контрольных работ

  1. «Основы логики и логические основы компьютера»

  2. «Алгоритмизация и основы программирования»

  3. «Технология обработки числовых данных с помощью ЭТ»

  4. «Моделирование и формализация»

Перечень практических работ

1. Решение логических задач

2. Линейная алгоритмическая структура

3. Разветвляющаяся алгоритмическая структура

4. Циклическая алгоритмическая структура

5. Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы

6. Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок

7. Приближенное решение уравнений

8. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков

9. Типы информационных моделей