СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Угринович Н.Д. (профильный уровень)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Угринович Н.Д.  профильный уровень (3 часа в неделю). В связи с изменениями в учебном плане школы объем часов в неделю 3 часа вместо 4 часов в авторской программе Угриновича Н.Д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10-11 класс Угринович Н.Д. (профильный уровень)»

Муниципальное образование Гулькевичский район, пос. Ботаника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25пос. Ботаника

муниципального образования Гулькевичский район




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «___»__________2016 г.

Председатель педсовета

_________________/_В.И. Дудка_/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По информатике и ИКТ


Уровень образования (класс): среднее(полное), 10-11 класс


Количество часов: 204 ч Уровень профильный


Учитель: Борисов Алексей Юрьевич


Программа разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. Базовый курс «Информатика и ИКТ», М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.


Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263


Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах социально-педагогического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 204 учебных часа (из расчета 3 часа в неделю), в том числе в X классе – 102 учебных часа и в XI классе – 102 учебных часа.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса и для 11 класса.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса.. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык Visual Basic.

Таблица распределения часов по разделам, темам в курсе «Информатика и ИКТ» в авторской программе Угриновича Н.Д. и в рабочей программе.


№№ п/п

Раздел, тема

Количество часов авторская программа

Количество часов рабочая программа

всего

всего

10 класс

11 класс

Архитектура компьютера и защита информации

20

14

14


Информация. Системы счисления

30

20

20


Основы логики и логические основы компьютера

18

16

16


Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

66

50

50


Моделирование и формализация

50

34


34

Технологии создания и обработки текстовой информации

14

10


10

Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)

16

11


11

Технологии создания и обработки графической информации

12

10


10

Коммуникационные технологии

12

9


9

Информационная деятельность человека

10

4


4

Повторение, подготовка к ЕГЭ

32

26

2

24


ВСЕГО

280

204

102

102



I. Содержание дисциплины (204 часа)

10 класс (102 часа.)

  1. Архитектура компьютера и защита информации – 14 ч.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память.

Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система.

Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы.

Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.


Основные термины по разделу:

BIOS. Blu-Ray. CD. CDFS. DDR. DDR2. DVD. ext3. FAT. HDDVD. HFS. ReiserFS. SFX. UDF. Кластер. Мультисессия. Полевой транзистор. Хакер.


  1. Информация. Системы счисления – 20 ч.

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации.

Основные термины по разделу:

Бит. Глубина кодирования звука. Глубина цвета. Пиксель. Равновероятные события. Разрешающая способность. Растр. Синергетика. Система счисления. Частота дискретизации звука.



  1. Основы логики и логические основы компьютера – 16 час.

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Основные термины по разделу:

Высказывание. Логика. Понятие. Умозаключение.



  1. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 50 ч.

Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

История развития языков программирования

Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения

Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.

Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел

Графика в языке программирования Visual Basic. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.

Модульный принцип построения решений и проектов.

Чтение и запись данных в файлы.

Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов

Компьютерный практикум:

Выполнение проектов на языке Visual Basic:

Проект «Переменные».

Проект «Отметка».

Проект «Функции преобразования типов».

Проект «Передача по ссылке и по значению».

Проект «Функция».

Проект «Факториал (рекурсия)».

Проект «Перевод целых чисел».

Проект «Перевод дробных чисел».

Проект «Графический редактор».

Проект «Треугольник».

Проект «Система координат».

Проект «Часы».

Проект «Домики».

Проект «Заполнение массива».

Проект «Поиск в массиве».

Проект «Сортировка числового массива».

Проект «Сортировка строкового массива».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

  • основные принципы объектно-ориентированного программирования;

  • понятия класса, объекта;

  • структуру модуля;

  • основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • разрабатывать алгоритм и анализировать его;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя;

  • создавать несложные проекты;

  • производить отладку проекта.

Основные термины по разделу:

Алгоритм. Атрибут. Консольное приложение. Обработчик события. Процедура. Синтаксис. Форма. Функция. Элементы управления.



  1. Повторение, подготовка к ЕГЭ – 2 час.



11 класс (102 часа.)

  1. Моделирование и формализация – 34 ч.

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами. 

Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.

Компьютерный практикум:

Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели.

Исследование физических моделей.

Исследование биологических моделей развития популяций.

Использование информационных моделей.

Использование химических моделей.

Оптимизационное моделирование.

Построение логических моделей.

Построение информационных моделей управления объектами.

Построение остовного связного дерева графа. 

Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • этапы построения моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять системный подход при моделировании;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

  • исследовать учебные модели.

Основные термины по разделу:

Взвешенный граф (сеть). Граф. Дерево. Маршрут графа. Ориентированный граф. Подграф.



  1. Технологии создания и обработки текстовой информации – 10 ч.

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования.

Использование систем распознавания текстов.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007

Практическая работа. Создание плаката в Microsoft Word 2007

Практическая работа. Перевод с использованием компьютерных словарей

Практическая работа. Оптическое распознавание документов в формате изображений

Групповой проект «Школьная газета»

Учащиеся должны знать/понимать:

  • технологии обработки текстовой информации;

  • приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Учащиеся должны уметь:

  • редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;

  • использовать системы проверки орфографии и грамматики;

  • использовать системы распознавания текстов.

Основные термины по разделу:

CMYK. DOCX. ODT. PDF (Portable Document Format). RGB. SLA. Цветоделение.



  1. Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД) – 11 ч.

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Компьютерный практикум:

Система управления базами данных.

Создание структуры табличной базы данных.

Ввод и редактирование данных.

Поиск и сортировка данных.

Создание реляционных баз данных.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

Основные термины по разделу:

Запись. Первичный ключ. Поле. Система управления базами данных (СУБД).



  1. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации – 10 ч.

Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.

Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.

Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Растровая и векторная графика.

Практическая работа. Создание и обработка графических объектов.

Практическая работа. Создание и обработка звуковых объектов.

Проект «Мультимедийная презентация».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

Основные термины по разделу:

Муаровый узор. Палитра CMY. Палитра RGB.

  1. Коммуникационные технологии – 9 ч.

Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. IP-адрес в различных форматах.

Практическая работа. «География» Интернета.

Практическая работа. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.

Практическая работа. Работа с файловыми архивами.

Практическая работа. Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа. Создание Web-страниц в Блокноте.

Проект «Мой сайт».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основы функционирования сети Интернет;

  • основные теги и атрибуты языка HTML;

  • инструменты создания информационных объектов для Интернет;

  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и размещать многостраничный Web-сайт.

Основные термины по разделу:

DNS-сервер. HTML. IP. IP-адрес. IP-пакет. TCP. Маршрутизация.



  1. Информационная деятельность человека – 4 ч.

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Основные термины по разделу:

Авторское право. Сетевой этикет.



  1. Повторение, подготовка к ЕГЭ – 26 ч.

II. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

10 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

1

Архитектура компьютера и защита информации

14

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

1

Процессор

2

Оперативная память

2

Внешняя (долговременная) память

2

Файловая система

2

Операционная система

1

Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них

2

Рекламные и шпионские программы и защита от них

2

2

Информация. Системы счисления

20

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

5

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

3

Системы счисления

8

Представление чисел в компьютере

2

Решение задач ЕГЭ по разделу «Информация. Системы счисления»

2

3

Основы логики и логические основы компьютера

16

Формы мышления

1

Логические законы и правила преобразования логических выражений

6

Построение таблицы истинности логических выражений в электронных таблицах

2

Базовые логические элементы

2

Рисование логической схемы

2

Решение задач ЕГЭ по разделу «Основы логики»

3

4

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

50

Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры.

3

История развития языков программирования

1

Система объектно-ориентированного программирования

4

Графика в языке программирования

3

Функции

2

Итерация и рекурсия

2

Массивы

6

Обучающие проекты

28

Творческая проектная работа

4

5

Повторение, подготовка к ЕГЭ

2

Повторение материала по разделам

2


Итого

102


102


11 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

1

Моделирование и формализация

34

Окружающий мир как иерархическая система. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

2

Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту

4

Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах

2

Графические и численные методы решения уравнений.

3

Информационные модели развития популяций

4

Информационные оптимизационные модели

5

Модели логических устройств компьютера

5

Информационные модели систем управления

6

Введение в теорию графов

3

2

Технологии создания и обработки текстовой информации

10

Основные типы приложений для создания документов.

1

Макет и верстка в настольных издательских системах. Параметры документа

4

Палитра цветов в системах цветопередачи RGB и CMYK

2

Компьютерные языковые словари.

1

Системы оптического распознавания символов

2

3

Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)

11

Системы управления базами данных

2

Практическая работа Создание реляционной базы данных

2

Практическая работа. Создание генеалогического древа семьи

2

Использование формы для просмотра и редактирования записей

1

Отбор данных с помощью фильтров, запросов

2

Сортировка данных.

2

4

Технологии создания и обработки графической информации

10

Растровая и векторная графика

3

Устройства ввода графической информации

2

Практическая работа. Создание и обработка графических объектов

3

Проект «Мультимедийная презентация»

2

5

Коммуникационные технологии

9

Адресация в Интернете.

3

Работа с электронной почтой

1

Работа с файловыми архивами.

1

Структура HTML-кода Web-страницы

2

Разработка многостраничного интерактивного Web-сайта

2

6

Информационная деятельность человека

4

Информационные ресурсы общества, образовательные ресурсы. Право и этика в Интернете

4

7

Повторение, подготовка к ЕГЭ

24

Повторение, подготовка к ЕГЭ

24


Итого

102


102


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 25

от «___»________2016г. № 1

_____________ / _Н.К. Новикова/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/_Е.Д. Ивлева_/

«___»________2016г.












14