Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№____________ от ______________
Директор МБОУ «Лицей № 6»
_________________ Купцов А. М.
Рабочая программа
учебного курса по информатике и ИКТ
10а класс (физико-математический профиль)
Заслушана на ШМО .09.12 г.
Рук. ШМО __________________
Согласована на МСШ .09.12 г.
Председатель МСШ________/ Любинецкая И. В./
Учитель: Ларькова Т. П.
г. Северобайкальск, 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10а класса составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике.
В региональном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10-х универсальных классах предусмотрено 1 час в неделю (всего 36 часов). В 10 а классе физико-математического профиля за счет школьного компонента добавлен 1 час, таким образом, на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 68 часов (2 часа в неделю). Благодаря этому в программу включены темы из профильного курса Информатики и ИКТ, без которых невозможна успешная сдача экзамена по информатике и ИКТ: Основы логики и логические основы компьютера, алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование, системы счисления. Увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10а класса физико-математического профиля, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Основным результатом обучения является достижение информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Содержание курса
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 14 час.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память
Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система
Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы
Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.
Информация и информационные процессы – 12 час.
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Основы логики и логические основы компьютера – 12 час.
Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 26 час.
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
История развития языков программирования
Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения
Система объектно-ориентированного программирования. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции.
Повторение – 4 часа.
Учебно-тематический план
№ | Разделы курса | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 13 | |
2 | Информация и информационные процессы | 12 | |
3 | Основы логики и логические основы компьютера | 10 | |
4 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 24 | |
5 | Повторение, резерв | 9 | |
| Итого: | 68 | |
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (13 часов) |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 01.09 |
2 | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | 1 | 07.09 |
3 | Системная плата | 1 | 11.09 |
4 | Процессор. Определение объемов кэш-памяти, температуры, производительности процессора. | 1 | 14.09 |
5 | Оперативная память. Виртуальная память. Магнитная память. Оптическая память. Флэш-память. | 1 | 18.09 |
6 | Логическая структура носителя информации. | 1 | 21.09 |
7 | Файл. Расширение и атрибуты файла. Иерархическая файловая система. Проверка файловой системы диска. | 1 | 25.09 |
8 | Назначение и состав операционной системы. Дефрагментация диска. | 1 | 28.09 |
9 | Тестирование по теме «Архитектура компьютера» | 1 | 02.10 |
10 | Вредоносные программы и антивирусные программы | 1 | 05.10 |
11 | Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. | 1 | 09.10 |
12 | Троянские программы и защита от них Рекламные и шпионские программы и защита от них | 1 | 12.10 |
13 | Спам и защита от него Хакерские утилиты и защита от них. Настройка межсетевого экрана. | 1 | 16.10 |
| | | |
Информация. Системы счисления (12 часов) |
14 | Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. | 1 | 19.10 |
15 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Решение задач на определение количества информации. | 1 | 23.10 |
16 | Алфавитный подход к определению количества информации Решение задач на определение количества информации в тексте | 1 | 26.10 |
17 | Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Решение задач по теме «Кодирование информации» | 1 | 30.10 |
18 | Решение задач по теме «Кодирование информации». | 1 | 09.11 |
19 | Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. | 1 | 13.11 |
20 | Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. | 1 | 16.11 |
21-22 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 2 | 20-23.11 |
23 | Практическая работа «Арифметические операции в позиционных системах счисления» | 1 | 27.11 |
24 | Решение задач по теме «Системы счисления» | 1 | 30.11 |
25 | Контрольная работа «Информация. Системы счисления» | 1 | 04.12 |
Основы логики и логические основы компьютера (10 часов) | |
26 | Формы мышления | 1 | 07.12 |
27 | Логическое умножение, сложение и отрицание. Таблицы истинности. | 1 | 11.12 |
28 | Логические выражения | 1 | 14.12 |
29 | Логические функции | 1 | 18.12 |
30 | Функции импликации и эквивалентности | 1 | 21.12 |
31 | Решение задач по теме «Логические функции» | 1 | 25.12 |
32 | Логические законы и правила преобразования логических выражений | 1 | 28.12 |
33 | Решение логического уравнения | 1 | 11.01 |
34 | Решение задач по разделу «Основы логики» | 1 | 15.01 |
34 | Контрольная работа «Основы логики и логические основы компьютера» | 1 | 18.01 |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование (24 часа) |
35 | Алгоритм и его свойства. Линейный алгоритм. | 1 | 22.01 |
36 | Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор» | 1 | 25.01 |
37 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | 29.01 |
38 | История развития языков программирования | 1 | 01.02 |
39 | Введение в объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы, события | 1 | 05.02 |
40 | Проекты и приложения | 1 | 08.02 |
41 | Система объектно-ориентированного программирования Delphi. | 1 | 12.02 |
42 | Графический интерфейс. | 1 | 15.02 |
43 | Проект «Параметры шрифта» | 1 | 19.02 |
44 | Переменные. Проект «Переменные». | 1 | 22.02 |
45 | Функции преобразования типов данных. | 1 | 26.02 |
46 | Проект «Калькулятор». | 1 | 29.02 |
47 | Проект «Перевод чисел». | 1 | 04.03 |
48 | Математические функции. Функции. Проект «Инженерный калькулятор». | 1 | 07.03 |
49 | Строковые функции. Проект «Строковый калькулятор». | 1 | 11.03 |
50 | Функции ввода и вывода. Проект «Регистрация». | 1 | 14.03 |
51 | Функции даты и времени. Проект «Секундомер». | 1 | 18.03 |
52 | Графика в языке программирования. | 1 | 18.03 |
53-54 | Проект «Графический редактор». | 2 | 21-25.03 |
55 | Компьютерная и математическая системы координат. | 1 | 04.04 |
56-57 | Проект «Построение графика функции». | 2 | 8-11.04 |
58 | Анимация. Проект «Часы». | 1 | 15.04 |
59-68 | Повторение, резерв | 9 | 18.04-30.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Перечень учебно-методических средств обучения
«Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса. Профильный уровень. / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса. Базовый уровень. / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса. Профильный уровень. / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
«Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
Гутман Г. Н.«Учебные мини-проекты на Delphi», М.:Чистые пруды, 2005
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Программы профильного курса «Информатика и ИКТ» (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.