Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа Каменского муниципального района»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании
Директор школы Зам. дир. по УВР ШМО
Бедная Н. И. Сторожева В. И. протокол №1 от
Рабочая программа
по учебному курсу «Информатика»
на 2016-2017 учебный год
для 3 класса
Шпилева Светлана Ивановна
учитель начальных классов
(первая категория)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 3 класса общеобразовательного учебного учреждения разработана на основе ФГОС начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Нормативно –правовыми документами реализации ФГОС являются:
- Закон РФ от 29. 12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821 – 10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 «19993
- Учебный план МКОУ «Марковская СОШ» на 2016-2017 уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Изучение информатики в 3 классе направленно на решение следующих задач:
Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией 9осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;
Формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики.
3.Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом, программой предусмотрено изучение предмета 1 ч в нед. (34 учебных недели), 34 ч в год.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира.
Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
Формирование навыков использования компьютерной техники и современных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
3.Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных недели) , 34часа в год
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
7. Формирование и развитие умений использоватькомпьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика» во 3 классе:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» во 3 классе:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» 3 классе:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,
ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
6.Содержание учебного предмета
Третьего класс
(34 часа)
Алгоритм
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.
Выполнение алгоритма.
Составление алгоритма.
Поиск ошибок в алгоритме.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием.
Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав о действие объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки.
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Имена объектов.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».
Отношения между множествами: объединение, пересечение, вложенность.
Графы и их табличное описание.
Пути в графах.
Деревья.
Модели в информатике
Игры.
Анализ игры с выигрышной стратегией.
Решения задач по аналогии.
Решение задач на закономерности.
Аналогичные закономерности.
Требования к уровню подготовки по окончании третьего класса
В результате изучения данного курса информатики третьем классе школьники должны:
понимать:
какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс; что информационные объекты служат для описания других объектов;
что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
что компьютер может работать с разными; информационными объектами;
что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
что файл — это электронный документ;
Учебно – тематический план
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Контрольные работы |
1 | Человек и информация (повторение пройденного во 2 классе). | 6 | 5 | 1 |
2 | Действия с информацией. | 8 | 7 | 1 |
3 | Объект и его характеристика. | 10 | 9 | 1 |
4 | Информационный объект и компьютер. | 10 | 9 | 1+1 |
Всего | 34 | 30 | 4+1 |
6. Содержание учебного предмета
Третьего класс
(34 часа)
Алгоритм
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.
Выполнение алгоритма.
Составление алгоритма.
Поиск ошибок в алгоритме.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием.
Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав о действие объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки.
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Имена объектов.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».
Отношения между множествами: объединение, пересечение, вложенность.
Графы и их табличное описание.
Пути в графах.
Деревья.
Модели в информатике
Игры.
Анализ игры с выигрышной стратегией.
Решения задач по аналогии.
Решение задач на закономерности.
Аналогичные закономерности.
7.Тематическое планирование
Учебно – тематический план
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Контрольные работы |
1 | Человек и информация (повторение пройденного во 2 классе). | 6 | 5 | 1 |
2 | Действия с информацией. | 8 | 7 | 1 |
3 | Объект и его характеристика. | 10 | 9 | 1 |
4 | Информационный объект и компьютер. | 10 | 9 | 1+1 |
Всего | 34 | 30 | 4+1 |
Календарно – тематическое планирование по информатике
3 класс по учебнику Н.В. Матвеевой
№ урока | Тема урока | | Компьютерный практикум | Форма проведения/ тип урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | дата |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт |
Повторение пройденного во втором классе – 6 часов |
1 | Человек и информация | Учеб. § 1 Тетр. Ур.1 | Компьютер состав компьютера Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Информация виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа | Знать органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая. Уметь приводить примеры различных видов информации | | |
2 | Источники и приемники информации | Учеб. § 2 Тетр. Ур.2-3 | Правила техники. Комп.практикум №2 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | источники и приемники информации | Понимать, чем отличаются источники и приемники информации. Знать способы представления информации для реальных источников. Приводить примеры источников и приемников информации | | |
3 | Искусственные и естественные источники информации | Учеб. § 3 Тетр. Ур.2-3 | Комп.практикум №3 | Комбинированный / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Естественные и искусственные источники и приемники информации | Понимать, чем отличаются естественные источники и приемники информации от искусственных. Уметь приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации | | |
4 | Носители информации | Учеб. § 4 Тетр. Ур.4 | Комп.практикум №4 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Носитель и источник информации. | Уметь приводить примеры различных носителей информации, в том числе технических. Уметь различать и называть виды носителей информации. Понимать. Для чего необходимы носители информации. | | |
5 | Что мы знаем о компьютере. | Учеб. § 5 Тетр. Ур.5 | Комп.практикум №5 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память. | Знать состав ПК как рабочего места и названия устройств, входящих в состав компьютера. Знать назначение основных устройств, входящих в состав ПК(устройство ввода, вывода, памяти и процессора) Уметь выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры. Знать основные правила поведения при работе за ПК. | | |
6 | Контрольная работа № 1 «Повторение пройденного» | | | | | | | |
Действия с информацией – 8 часов |
7 | Немного истории о действиях с информацией. | Учеб. § 6 Тетр. Ур.6 | Комп.практикум №6 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Получение информации, передача и хранение . | Приводить примеры действий с информацией. Понимать, что в отличии от человека компьютер может выполнять не все возможные действия с информацией. Уметь называть носители информации, приводить примеры современных носителей информации. Приводить примеры различных способов передачи информации, ее получения и обмена информацией. Называть устройства, которые человек использует для выполнения действий с информацией. | | |
8 | Сбор информации. | Учеб. § 7 Тетр. Ур.7 | Комп.практикум №7 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения. Приборы и приспособления для сбора информации | Понимать, что сбор информации – это одно из действий с информацией. Иметь представление о том, что человек собирает информацию с помощью органов чувств. Уметь приводить примеры приборов и специальных приспособлений для сбора информации. Уметь приводить примеры источников информации. | | |
9 | Представление информации. | Учеб. § 8 Тетр. Ур.8 | Комп.практикум №8 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Способы и формы представления информации | Иметь представление о различных формах представления информации( описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т.п. Знать способы представления информации: графическая, текстовая, числовая… Уметь приводить примеры форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово), графической (схема, рисунок, иллюстрация, фотография) числовой (число). | | |
10 | Кодирование информации. | Учеб. § 9 Тетр. Ур.9 | Комп.практикум №9 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Кодирование, код, преобразование, способы кодирования, данные. | Иметь представление о кодировании и способах кодирования. Уметь приводить примеры правил кодирования. Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц. | | |
11 | Декодирование информации. | Учеб. § 10 Тетр. Ур.10 | Комп.практикум №10 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Декодирование, кодировочная таблица, преобразование. | Иметь представление о декодировании и различных способах преобразования информации. Уметь формулировать правила преобразования информации. Владеть приемами декодирования. | | |
12 | Хранение информации. | Учеб. § 11 Тетр. Ур.11 | Комп.практикум №11 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Хранение информации. Носители. Библиотека и медиатека. | Приводить примеры носителей информации. Иметь представление о назначении библиотек и медиатек. Понимать, что компьютер – хранит информацию. | | |
13 | Обработка информации. | Учеб. § 12 Тетр. Ур.12 | Комп.практикум №12 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Обработка информации. Виды информации. Программа. | Уметь объяснять смысл обработки информации. Иметь представление об обработке разных видов информации. | | |
14 | Контрольная работа №2 «Действия с информацией» | | | | | | | |
Объект и его характеристика – 10 часов |
15 | Объект. | Учеб. § 13 Тетр. Ур.13 | Комп.практикум №13 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объект, предмет, живое существо, явление, событие. | Знать основные категории объектов и проводить их классификацию. | | |
16 | Имя объекта. | Учеб. § 14 Тетр. Ур.14 | Комп.практикум №14 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объект, имя объекта: общее, конкретное и собственное. | Понимать, что именами обозначают объекты. Знать основные виды имен объектов(общее, конкретное и собственное) и проводить классификацию Выстраивать иерархию – систему. | | |
17 | Свойства объекта. | Учеб. § 15 Тетр. Ур.15 | Комп.практикум №15 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объкт, свойство, совокупность свойств, характеристика. | Знать и понимать характеристику и многообразие свойств объектов. Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах. Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план – схему. | | |
18 | Общие и отличительные свойства | Учеб. § 16 Тетр. Ур.16 | Комп.практикум №16 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. | Общие и отличительные свойства | Понимать и выделять общие и отличительные свойства. Уметь проводить планомерный, осознанный анализ сравнения объектов. | | |
19 | Существенные свойства. | Учеб. § 17 Тетр. Ур.17 | Комп.практикум №17 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объект, свойство, существенные и несущественные свойства | Понимать многообразие свойств объектов. Знать, что такое существенные и несущественные свойства Уметь проводить планомерный, осознанный анализ объектов, выделять существенные и несущественные свойства | | |
20 | Элементный состав объекта. | Учеб. § 18 Тетр. Ур.18 | Комп.практикум №18 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объект, элементный состав объекта. Назначение части, цель описания и характеристика. | Понимать, что элемент зависит от элементного состава объекта. Уметь «читьть» схему и понимать ее как отражение элементного состава объекта. Уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами. | | |
21 | Действие объекта. | Учеб. § 19 Тетр. Ур.19 | Комп.практикум №19 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Объект, действие объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов. Автоматические устройства. Программа. | Знать, что такое действие объекта. Понимать элементный пошаговый состав целенаправленных действий. Уметь разрабатывать пошаговый план действий. Знать о структуре компьютерной программы. Иметь представление об автоматических устройствах, работающих по программе, заданной человеком. | | |
22 | Отношения между объектами. | Учеб. § 20 Тетр. Ур.20 | Комп.практикум №20 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Отношение объектов | Знать, что такое отношение объектов. Понимать многообразие отношений между объектами. Уметь устанавливать отношения между объектами. Уметь определять тип отношений. Уметь обозначать отношения объектов в виде схемы и в текстовой форме. Обосновывать выбор нужного объекта. | | |
23 | Характеристика объекта | | Комп.практикум №21 | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | | Понимать и правильно использовать ключевые понятия. Уметь приводить примеры свойств объекта, его составных частей, действий и отношений между ними. Уметь решать информационные задачи по теме. | | |
24 | Документ и данные об объекте | §.15 | | | | | | |
25 | Контрольная работа № 3 «Объект и его характеристика» | | | | | | | |
Компьютер, системы и сети -10 часов |
26 | Компьютер-это система | Учеб. § 16 | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Информационный объект, смысл. | Знать, что такое компьютер. Понимать специфику работы компьютера с информационным объектом. | | |
27 | Системные программы и операционная система | Учеб. § 17 | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Документ, электронный документ, данные. | Понимать, что такое системные программы и операционная система. Знать основные операционные системы. Уметь использовать «Меню» для поиска документа или программы. | | |
28 | Файловая система | Учеб. § 18 | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Память, внутренняя и внешняя память. Файл, имя файла, Папка. Окно. | Иметь представление о назначении внутренней и внешней память. Знать основные отличия внутренней и внешней памяти. Иметь представление об организации информации на внешних носителях. Уметь работать с окнами. Уметь осуществлять поиск папок и документов по имени и знать способы отображения файлов в окне папки. | | |
29 | Текст и текстовый редактор. | | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор. | Уметь называть существенные свойства информационных объектов. Уметь вводить простой текст небольшого объема и владеть простейшими приемами редактирования (удаление и вставка букв, перемещение по тексту) и форматирования (шрифт и выравнивание). Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и основного текста. | | |
30 | Изображение и графический редактор. | | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Изображение, информационный объект, графический редактор. | Иметь представление о том, что изображение используется для хранения информации об объекте. Уметь создавать простые изображения средствами графического редактора. Владеть основными приемами редактирования изображений. | | |
31 | Компьютерные сети | Учеб. § 19 | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Карта, схема, источник и приемник информации. Обмен информации. | Понимать, что является компьютерной сетью. Уметь описывать словами простые схемы и представлять в виде схем объекты. | | |
32 | Информационные системы | Учеб. § 20 | | Урок ознакомления с новым материалом / беседа, фронтальная работа. Компьютерный практикум. | Число, размер объекта. | Понимать, что является информационной системой. Уметь преобразовывать текстовую информацию в числовую и обратно. | | |
33 | Контрольная работа №4 «Компьютерные системы и сети» | | | | | | | |
34 | Повторение изученого. | | | | | | | |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебное оборудование:
1. технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
2. учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
Учебник «Информатика и ИКТ» 3 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс, Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика.: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.