© 2017, Магомедов Шамиль Расулович 1163 14
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебники:
1. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 7 класс».- М.: Просвещение, 2003г.
2. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 8 класс».- М.: Просвещение, 2007г.
3. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 9 класс».- М.: Просвещение, 2008г.
Количество часов: 7 класс – 1 ч
8 класс – 1 ч
9 класс – 2 ч
10 класс-1ч
11 класс-1ч
Учитель: Магомедов Шамиль Расулович
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Карацанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и обсуждена на заседании ШМО учителей математики и физики Протокол № « » августа 2015 г Председатель ШМО _________/Алиева А.Г./ | ПРОВЕРЕНО: Зам. Директора по УВР _________ / Рашидов М.М./ «___» августа 2015год | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______ / Магомедов Ш.Р./ «___» августа 2015 |
Рабочая программа
по информатике
7 - 11 классов (базовый уровень)
Учебники:
Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 8 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ
Ф
«Информатика и ИКТ». Базовый уровень, учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
1. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 7 класс».- М.: Просвещение, 2003г.
2. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 8 класс».- М.: Просвещение, 2007г.
3. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 9 класс».- М.: Просвещение, 2008г.
Количество часов: 7 класс – 1 ч
8 класс – 1 ч
9 класс – 2 ч
10 класс-1ч
11 класс-1ч
Учитель: Магомедов Шамиль Расулович
Первая квалификационная категория
с.Карацан
2015
Пояснительная записка
к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Автор Угринович Н.Д.
Содержание учебника «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
В состав комплекса входят:
учебники «Информатика и ИКТ» для 8 класса основной школы;
методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;
Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 8 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса содержит 3 главы, а также:
15 практических вариативных работ компьютерного практикума;
ответы и решения к теоретическим заданиям;
словарь компьютерных терминов.
Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-тематический план
8 класс
| Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во практических работ |
1. | Информация и информационные процессы | 4 |
| 1 |
2. | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 11 | 2 | 6 |
3. | Коммуникационные технологии | 17 | 2 | 8 |
4. | Повторение | 2 |
|
|
| ИТОГО: | 34 | 4 | 15 |
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 4 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 17 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение 2 ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | § | Кол-во часов | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов | Сроки |
| I четверть (9 часов) |
| ||||||
| Глава 1. Информация и информационные процессы (4 часов) |
| ||||||
1 | Информация в природе, обществе и технике. Правила поведения в компьютерном классе. Инструктаж по ТБ. | 1.1
| 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки, плакаты | Беседа, подпись в журнале по ТБ |
|
2 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 1.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Компьютерные программные средства | Опрос |
|
3 | Количество информации | 1.3.1 1.3.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос |
|
4 | Алфавитный подход к определению количества информации. П/р 1.1: Вычисление количества информации с помощью калькулятора. | 1.3.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
| Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов) |
| ||||||
5 | Программная обработка данных на компьютере. | 2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, рисунки |
|
|
6 | Устройство компьютера. П/р 2.1: Тренировка ввода числовой и текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 2.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
7 | Файлы и файловая система. П/р 2.2, 2.3, 2.4: Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Определение разрешающей способности монитора и мыши. | 2.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Файлы и файловая система» |
| 1 |
|
|
|
|
|
9 | Программное обеспечение компьютера П/р 2.5: Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы. | 2.4 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
| II четверть (7 часов) |
| ||||||
10 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. | 2.5 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
11 | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
| 2.6 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки | Опрос |
|
12 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. П/р 2.6: Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 2.7 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
13 | Правовая охрана информации
| 2.8.1. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, беседа |
|
14 | Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы | 2.8.2. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, беседа |
|
15 | Защита информации. Контрольная работа № 2 по теме «Графический интерфейс ОС и приложений» | 2.8.3. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, беседа |
|
| Глава 3. Коммуникационные технологии |
| ||||||
16 | Передача информации Локальные компьютерные сети. П/р 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети | 3.1. 3.2. | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный
| Рисунки, Таблицы Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, беседа, практическое занятие |
|
III четверть (10 часов) | ||||||||
17 | Состав Интернета. П/р 3.2. Подключение к Интернету | 3.3.1 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
18 | Адресация в Интернете. | 3.3.2. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
19 | Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям | 3.3.3. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
20 | Всемирная паутина П/р 3.3. «География» Интернета. П/р 3.4. Путешествие по Всемирной паутине | 3.4.1 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
21 | Электронная почта. П/р 3.5. Работа с электронной Web-почтой | 3.4.2. | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
22 | Файловые архивы. П/р 3.6. Загрузка файлов из Интернета | 3.4.3. | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
23 | Общение в Интернете | 3.4.4. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
24 | Мобильный Интернет | 3.4.5. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
25 | Звук и видео в Интернете. Контрольная работа № 3 по теме «Всемирная паутина» | 3.4.6. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
26 | Поиск информации в Интернете. П/р 3.7. Поиск информации в Интернете. | 3.5. | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
IV четверть (8 часов) | ||||||||
27 | Электронная коммерция в Интернете | 3.6 | 1 |
| Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
28 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы | 3.7.1. 3.7.2. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
29 | Форматирование текста на Web-странице | 3.7.3. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
30 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах | 3.7.4. 3.7.5. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
31 | Списки на Web-страницах | 3.7.6. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, Таблицы | Опрос, беседа |
|
32 | Интерактивные формы на Web-страницах. П/р 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML | 3.7.7. | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
33 | Итоговая контрольная работа |
| 1 |
|
|
|
|
|
34 | Повторение. |
| 1 | Традиционное | Репродуктивный, фронтальный | Карточки, таблицы | Беседа |
|
Литература:
Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 8 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов, «Лицей», 2009
5. Информатика, 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Москва, «ВАКО», 2012
Пояснительная записка
к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса
Автор Угринович Н.Д.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
В состав комплекса входят:
учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов основной школы;
методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;
Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:
алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;
объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;
объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:
31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;
ответы и решения к теоретическим заданиям.
Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Требования к подготовке школьников в области информатики н информационных технологий:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:
-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;
-программный принцип работы компьютера;
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием
основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку
цифровых изображений;
-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;
-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ
(в том числе и форме блок-схем);
-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; - создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
|
Тематический план
| Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во практических работ |
1. | Повторение материала 8 кл. | 2 |
|
|
2. | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 12 | 1 | 6 |
3. | Кодирование и обработка текстовой информации | 10 |
| 7 |
4. | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 1 | 5 |
5. | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 20 | 1 | 1 |
6. | Моделирование и формализация | 9 | 1 | 4 |
7. | Информатизация общества | 3 |
|
|
8. | Повторение | 2 |
|
|
| ИТОГО: | 68 | 4 | 23 |
Последовательность изучения тем и разделов:
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы - 50x50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Основу курса составляют следующие разделы: Обработка графической информации: - Растровая и векторная графика. - Интерфейс графических редакторов. -Рисунки и фотографии. -Форматы графических файлов. -Анимация.
Мультимедийные технологии: -Кодирование и обработка звуковой информации -Использование простых анимационных графических объектов. Обработка числовой информации: -Табличные расчеты и электронные таблицы. -Типы данных: числа, формулы, текст. -Абсолютные и относительные ссылки. -Встроенные функции. Представление информации:
-Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации, -Компьютерное представление текстовой информации.
-Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). -Кодирование звуковой информации.
-Представление числовой информации в различных системах счисления. -Компьютерное представление числовой информации. Алгоритмы и исполнители:
-Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. -Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
-Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. -Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. -Языки программирования и их классификация. -Основы объектно-ориентированного программирования. -Основы алгоритмического программирования. -Правила представления данных.
-Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. -Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Формализация и моделирование:
-Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Информационные технологии в обществе:
-Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
-Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. -Этика и право при создании и использовании информации. -Информационная безопасность. -Правовая охрана информационных ресурсов. -Основные этапы развития средств информационных технологий.
Перечень проверочных и практических работ, предусмотренных программой:
-Практическая работа «Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов»
-Практическая работа «Редактирование векторных рисунков»
-Практическая работа «Создание анимации»
-Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации»
-Практическая работа «Использование программы Калькулятор для работы в системах счисления»
-Практическая работа «Основные типы и форматы данных в электронных таблицах»
-I фактическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
-I фактическая работа «Встроенные функции в электронных таблицах»
-Практическая работа «Таблица значений функции. Табулирование функции»
-Практическая работа «Использование логических функций в электронных таблицах»
-Практическая работа «Построение диаграмм и графиков средствами электронных таблиц»
-Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
-Практическая работа «Создание кроссворда средствами электронной таблицы»
-Практическая работа «Создание теста в электронной таблице»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию следование»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию ветвление»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию цикл»
-Практические работы по теме « Объектно-ориентированное и структурное программирование»:
Проект «Калькулятор»
Проект «Даты и время»
Проект «Сложение строк»
Проект «Строковый калькулятор»
Проект «Сравнение кодов символов»
Проект «Отметка»
Проект «Коды символов»
Проект «Слово-перевертыш»
Проект «Графический редактор»
Проект «Система координат»
Проект «Анимация»
Проект «Бросание мячика в площадку»
Проект «Графическое решение уравнения»
Проект «Распознавание удобрений»
Проект «Информационные модели управления объектами» -Проверочная работа «Обработка графической и звуковой информации» -Проверочная практическая работа «Обработка числовых данных» -Самостоятельная работа «Логические функции» -Самостоятельная работа «Адресация в электронных таблицах»
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика. 9 класс» включают:
- Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | § | Кол-во часов | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов | Сроки |
| I четверть (18 часов) |
| ||||||
| Повторение материала 8 кл. (2ч) |
| ||||||
1 | Информация и информационные процессы. Техника безопасности. |
| 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки, рисунки | Беседа, подпись в журнале по ТБ |
|
2 | Компьютер как устройство обработки информации. |
| 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, таблицы | Беседа |
|
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов) |
| ||||||
3 | Кодирование графической информации. П/р № 1.1 | 1.1 | 1 | Традиционное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
4 | Растровая и векторная графика. | 1.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный |
| Опрос |
|
5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. П/р № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1.3.1 1.3.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
6 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 1.3.3
| 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
7 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. П/р № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1.3.4 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
8-9 | Растровая и векторная анимация. П/р № 1.4 «Анимация» | 1.4 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
10-11 | Компьютерные презентации. | 1.4 | 2 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие |
|
12 | Кодирование и обработка звуковой информации. П/р № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1.5 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
13 | Цифровое фото и видео. П/р № 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
14 | Контрольная работа |
| 1 | Контроль знаний |
|
|
|
|
| Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов) |
| ||||||
15 | Кодирование текстовой информации. П/р № 2.1: Кодирование текстовой информации. | 2.1 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
16 | Создание документов в текстовых редакторах. | 2.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос |
|
17 | Ввод и редактирование документа. страницы. П/р № 2.2: Вставка в документ формул. | 2.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
18 | Сохранение и печать документа. | 2.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки, рисунки | Опрос |
|
| II четверть (14 часов) |
| ||||||
19 | Форматирование символов | 2.5.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки | Опрос |
|
20 | Форматирование абзацев. П/р № 2.3: Форматирование символов и абзацев. | 2.5.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
21 | Нумерованные и маркированные списки. П/р № 2.4: Создание и форматирование списков. | 2.5.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
22 | Таблицы. П/р № 2.5: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | 2.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
23 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р № 2.6: Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | 2.7 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
24 | Системы оптического распознания документов. П/р № 2.7: Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | 2.8 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
| Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) |
| ||||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. П/р № 3.1: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 3.1.1 | 1 | Традиционное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, раздаточный материал | Опрос, решение задач |
|
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 3.1.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
27 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольная работа. | 3.1.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, памятки | Опрос, решение задач |
|
28 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 3.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Раздаточный материал | Опрос |
|
29 | Основные типы и форматы данных. | 3.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос |
|
30 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П/р № 3.2: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 3.2.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
31 | Встроенные функции. Компьютерный практикум. П/р № 3.3: Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 3.2.4 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
32 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. П/р № 3.4: Построение диаграмм различных видов. | 3.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
| III четверть (20 часов) |
| ||||||
33 | Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. | 3.4.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос, практическое занятие |
|
34 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П/р № 3.5: Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 3.4.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) |
| ||||||
35 | Свойства алгоритма и его исполнители. | 4.1.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
36 | Блок-схемы алгоритмов. | 4.1.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы | Опрос |
|
37 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 4.1.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
38 | Линейный алгоритм. | 4.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем |
|
39 | Алгоритмическая структура «ветвление». | 4.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем |
|
40 | Алгоритмическая структура «выбор». | 4.2.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем |
|
41 | Алгоритмическая структура «цикл».
| 4.2.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем |
|
42 | Контрольная работа |
| 1 | Контроль знаний |
|
|
|
|
43 | Переменные: тип, имя, значение. | 4.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
44 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 4.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос |
|
45-46 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 4.5 | 2 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос, практическое занятие |
|
47-48 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П/р № 4.1:Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 4.6 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
49-50 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. | 4.7 | 2 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос, практическое занятие |
|
51-52 | Выполнение проектов. | 4.7 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие |
|
| IV четверть (16 часов) |
| ||||||
53-54 | Выполнение проектов. | 4.7 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие |
|
| Моделирование и формализация (9 часов) |
| ||||||
55 | Окружающий мир как иерархическая система. | 5.1 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, рисунки | Опрос |
|
56 | Моделирование как метод познания. | 5.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, схемы | Опрос |
|
57 | Материальные и информационные модели. | 5.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, таблицы | Опрос |
|
58 | Формализация и визуализация информационных моделей. | 5.2.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, рисунки | Опрос |
|
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. П/р № 5.1: Проект «Бросание мячика в площадку». | 5.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
60 | Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. П/р № 5.2: Проект «Графическое решение уравнения». | 5.4 5.5 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
61 | Экспертные системы распознавания химических вещества. П/р № 5.3: Проект «Распознавание удобрений». | 5.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
62 | Информационные модели управления объектами. П/р № 5.4: Проект «Модели систем управления». | 5.7 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие |
|
63 | Контрольная работа |
| 1 | Контроль знаний |
|
|
|
|
| Информатизация общества (3 часа) |
| ||||||
64 | Информационное общество. | 6.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
65 | Информационная культура. | 6.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
66 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 6.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос |
|
67-68 | Повторение. |
| 2 | Традиционное | Репродуктивный, фронтальный |
| Опрос |
|
Литература:
Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 9 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов, «Лицей», 2009
Информатика, 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Москва, «ВАКО», 2012
Пояснительная записка
к учебникам «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»
для 10 класса и 11 класса
Автор Угринович Н. Д.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.
Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.
В учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа (ВО – выборочный ответ, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ и ПЗ – практическое задание) и различного уровня (Б – базовый, П – повышенный и В – высокий).
В учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в курсе для основной школы (сделаны ссылки на учебники курса основной школы), так как предполагается, что эти понятия были изучены учащимися в 8–9 классах основной школы.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.
Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
В состав комплекса входят:
учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;
учебники «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;
учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;
методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;
TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.
Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на CD-дисках (ЦОР), и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Тематический план
| Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во практических работ |
1. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 10 часов | 1 | 11 |
2. | Моделирование и формализация, | 8 часов | 1 |
|
3. | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 8 часов | 1 | 6 |
4. | Информационное общество | 3 часа |
|
|
5. | Повторение | 5 часов |
|
|
| ИТОГО: | 34 часа | 3 | 18 |
Календарно-тематическое планирование уроков информатики
№ п/п | Содержание | § учебника | Кол-во часов | Дата |
I полугодие, 16 часов | ||||
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов, 10 часов | |||
1 | История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи. | 1.1. | 1 |
|
2 | Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера. | 1.2. | 1 |
|
3 | Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков. Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе. | 1.3.1. 1.3.2. | 1 |
|
4 | Операционная система Linux. Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux. | 1.3.3. | 1 |
|
5 | Защита от несанкционированного доступа к информации. Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи. | 1.4. | 1 |
|
6 | Физическая защита данных на дисках. | 1.5. | 1 |
|
7 | Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов. | 1.6.1. 1.6.2. | 1 |
|
8 | Сетевые черви и защита от них Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей
| 1.6.3. | 1 |
|
9 | Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. Практическое задание 1.10. Защита от троянских. программ Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак. | 1.6.4. 1.6.5. | 1 |
|
10 | Контрольная работа |
| 1 |
|
| Моделирование и формализация, 8 часов | |||
11 | Моделирование как метод познания. | 2.1. | 1 |
|
12 | Системный подход в моделировании. | 2.2. | 1 |
|
13 | Формы представления моделей. | 2.3. | 1 |
|
14 | Формализация. | 2.4. | 1 |
|
15 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей.
| 2.5. 2.6.1. 2.6.2. | 1 |
|
16 | Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). | 2.6.3. 2.6.4. 2.6.5. | 1 |
|
II полугодие, 18 часов | ||||
17 | Исследование химических моделей Исследование биологических моделей | 2.6.6. 2.6.7 | 1 |
|
18 | Контрольная работа |
| 1 |
|
| Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД), 8 часов | |||
19 | Табличные базы данных. | 3.1. | 1 |
|
20 | Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Практическое задание 3.1. Создание табличной базы данных. | 3.2.1. | 1 |
|
21 | Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическое задание 3.2. Создание Формы в табличной базе данных. | 3.2.2. | 1 |
|
22 | Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов. Практическое задание 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов. | 3.2.3. | 1 |
|
23 | Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью Отчетов. Практическое задание 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. Практическое задание 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных. | 3.2.4. 3.2.5. | 1 |
|
24 | Иерархические базы данных. | 3.3. | 1 |
|
25 | Сетевые базы данных. Практическое задание 3.6. Создание генеалогического древа семьи. | 3.4. | 1 |
|
26 | Контрольная работа |
| 1 |
|
| Информационное общество, 3 часа | |||
27 | Право в Интернете. | 4.1. | 1 |
|
28 | Этика в Интернете. | 4.2. | 1 |
|
29 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 4.3. | 1 |
|
| Повторение, 5 часов | |||
30 | Информация. Кодирование информации. | Тема 1. | 1 |
|
31 | Устройство компьютера и программное обеспечение. | Тема 2. | 1 |
|
32 | Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. | Тема 3. Тема 4. | 1 |
|
33 | Моделирование и формализация. | Тема 5. | 1 |
|
34 | Информационные технологии. Коммуникационные технологии. | Тема 6. Тема 7. | 1 |
|
Литература:
«Информатика и ИКТ». Базовый уровень, учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002
Контрольно-измерительные материалы. Информатика.11 класс/ Сост. А.Х. Шелепаева.- М.: ВАКО, 2012. – 80 с.