СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 - 11 классов (базовый уровень)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебники:

  1. Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 8 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
  2. Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ
  3. Ф
  4. «Информатика и ИКТ». Базовый уровень, учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

1. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 7 класс».- М.: Просвещение, 2003г.

2. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 8 класс».- М.: Просвещение, 2007г.

3. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 9 класс».- М.: Просвещение, 2008г.

 

 

 

Количество часов: 7 класс – 1 ч

                                 8 класс – 1 ч

                                 9 класс – 2 ч

                                 10 класс-1ч

                                 11 класс-1ч

 

Учитель: Магомедов Шамиль Расулович

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 - 11 классов (базовый уровень)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Карацанская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и обсуждена

на заседании ШМО

учителей математики и

физики

Протокол №

« » августа 2015 г

Председатель ШМО

_________/Алиева А.Г./

ПРОВЕРЕНО:

Зам. Директора по УВР

_________ / Рашидов М.М./

«___» августа 2015год

УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______ / Магомедов Ш.Р./

«___» августа 2015






Рабочая программа

по информатике

7 - 11 классов (базовый уровень)


Учебники:

  1. Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 8 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009

  2. Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ

  3. Ф

  4. «Информатика и ИКТ». Базовый уровень, учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

1. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 7 класс».- М.: Просвещение, 2003г.

2. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 8 класс».- М.: Просвещение, 2007г.

3. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 9 класс».- М.: Просвещение, 2008г.



Количество часов: 7 класс – 1 ч

8 класс – 1 ч

9 класс – 2 ч

10 класс-1ч

11 класс-1ч


Учитель: Магомедов Шамиль Расулович

Первая квалификационная категория



с.Карацан

2015

Пояснительная записка

к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Автор Угринович Н.Д.


Содержание учебника «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  1. Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 8 класса основной школы;

  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:

  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

  • Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;

  • Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

  1. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.

  2. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

  3. В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 8 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

  4. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

  5. Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса содержит 3 главы, а также:

    • 15 практических вариативных работ компьютерного практикума;

    • ответы и решения к теоретическим заданиям;

    • словарь компьютерных терминов.

  1. Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.


Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе


В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в базе данных;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Учебно-тематический план

8 класс



Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во

практических работ

1.

Информация и информационные процессы

4


1

2.

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

11

2

6

3.

Коммуникационные технологии

17

2

8

4.

Повторение

2




ИТОГО:

34

4

15


Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы – 4 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

3. Коммуникационные технологии – 17 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

4. Итоговое повторение 2 ч

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

§

Кол-во часов

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Сроки


I четверть (9 часов)



Глава 1. Информация и информационные процессы (4 часов)


1

Информация в природе, обществе и технике. Правила поведения в компьютерном классе. Инструктаж по ТБ.

1.1


1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки, плакаты

Беседа, подпись в журнале по ТБ


2

Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Компьютерные программные средства

Опрос


3

Количество информации

1.3.1 1.3.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос


4

Алфавитный подход к определению количества информации. П/р 1.1: Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

1.3.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие



Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов)


5

Программная обработка данных на компьютере.

2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, рисунки



6

Устройство компьютера. П/р 2.1: Тренировка ввода числовой и текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

2.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


7

Файлы и файловая система. П/р 2.2, 2.3, 2.4: Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Определение разрешающей способности монитора и мыши.

2.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


8

Контрольная работа № 1 по теме «Файлы и файловая система»


1






9

Программное обеспечение компьютера П/р 2.5: Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

2.4

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие



II четверть (7 часов)


10

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

2.5

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


11

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.


2.6

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки

Опрос


12

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. П/р 2.6: Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2.7

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


13

Правовая охрана информации


2.8.1.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, беседа


14

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.2.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, беседа


15

Защита информации.

Контрольная работа № 2 по теме «Графический интерфейс ОС и приложений»

2.8.3.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, беседа



Глава 3. Коммуникационные технологии


16

Передача информации Локальные компьютерные сети. П/р 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

3.1. 3.2.

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный


Рисунки, Таблицы Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, беседа, практическое занятие


III четверть (10 часов)

17

Состав Интернета. П/р 3.2. Подключение к Интернету

3.3.1

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


18

Адресация в Интернете.

3.3.2.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


19

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.3.3.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


20

Всемирная паутина П/р 3.3. «География» Интернета. П/р 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

3.4.1

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


21

Электронная почта. П/р 3.5. Работа с электронной Web-почтой

3.4.2.

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


22

Файловые архивы. П/р 3.6. Загрузка файлов из Интернета

3.4.3.

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


23

Общение в Интернете

3.4.4.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


24

Мобильный Интернет

3.4.5.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


25

Звук и видео в Интернете. Контрольная работа № 3 по теме «Всемирная паутина»

3.4.6.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


26

Поиск информации в Интернете. П/р 3.7. Поиск информации в Интернете.

3.5.

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


IV четверть (8 часов)

27

Электронная коммерция в Интернете

3.6

1


Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


28

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы

3.7.1. 3.7.2.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


29

Форматирование текста на Web-странице

3.7.3.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


30

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.4. 3.7.5.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


31

Списки на Web-страницах

3.7.6.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, Таблицы

Опрос, беседа


32

Интерактивные формы на Web-страницах. П/р 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

3.7.7.

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


33

Итоговая контрольная работа


1






34

Повторение.


1

Традиционное

Репродуктивный, фронтальный

Карточки, таблицы

Беседа




Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 8 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009

  2. Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  3. Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  4. Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов, «Лицей», 2009

5. Информатика, 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Москва, «ВАКО», 2012









Пояснительная записка

к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса

Автор Угринович Н.Д.


Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов основной школы;

  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:

  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

  • Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;

  • Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:

  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;

  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;

  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:

    • 31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;

    • ответы и решения к теоретическим заданиям.

Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.



Требования к подготовке школьников в области информатики н информационных технологий:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:

-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;

-программный принцип работы компьютера;

-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и

разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;

-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием

основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку

цифровых изображений;

-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;

-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ

(в том числе и форме блок-схем);

-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; - создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.




Тематический план


Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во

практических работ

1.

Повторение материала 8 кл.

2



2.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

12

1

6

3.

Кодирование и обработка текстовой информации

10


7

4.

Кодирование и обработка числовой информации

10

1

5

5.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

1

1

6.

Моделирование и формализация

9

1

4

7.

Информатизация общества

3



8.

Повторение

2




ИТОГО:

68

4

23



Последовательность изучения тем и разделов:

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержа­тельного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основ­ной школы - 50x50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Основу курса составляют следующие разделы: Обработка графической информации: - Растровая и векторная графика. - Интерфейс графических редакторов. -Рисунки и фотографии. -Форматы графических файлов. -Анимация.

Мультимедийные технологии: -Кодирование и обработка звуковой информации -Использование простых анимационных графических объектов. Обработка числовой информации: -Табличные расчеты и электронные таблицы. -Типы данных: числа, формулы, текст. -Абсолютные и относительные ссылки. -Встроенные функции. Представление информации:

-Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации, -Компьютерное представление текстовой информации.

-Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). -Кодирование звуковой информации.

-Представление числовой информации в различных системах счисления. -Компьютерное представление числовой информации. Алгоритмы и исполнители:

-Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. -Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (про­грамм).

-Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. -Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. -Языки программирования и их классификация. -Основы объектно-ориентированного программирования. -Основы алгоритмического программирования. -Правила представления данных.


-Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. -Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Формализация и моделирование:

-Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Мо­дели, управляемые компьютером. Информационные технологии в обществе:

-Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над докумен­том.

-Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. -Этика и право при создании и использовании информации. -Информационная безопасность. -Правовая охрана информационных ресурсов. -Основные этапы развития средств информационных технологий.

Перечень проверочных и практических работ, предусмотренных программой:

-Практическая работа «Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов»

-Практическая работа «Редактирование векторных рисунков»

-Практическая работа «Создание анимации»

-Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации»

-Практическая работа «Использование программы Калькулятор для работы в системах счисления»

-Практическая работа «Основные типы и форматы данных в электронных таблицах»

-I фактическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

-I фактическая работа «Встроенные функции в электронных таблицах»

-Практическая работа «Таблица значений функции. Табулирование функции»

-Практическая работа «Использование логических функций в электронных таблицах»

-Практическая работа «Построение диаграмм и графиков средствами электронных таблиц»

-Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

-Практическая работа «Создание кроссворда средствами электронной таблицы»

-Практическая работа «Создание теста в электронной таблице»

-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию следование»

-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию ветвление»

-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию цикл»

-Практические работы по теме « Объектно-ориентированное и структурное программирование»:

Проект «Калькулятор»

Проект «Даты и время»

Проект «Сложение строк»

Проект «Строковый калькулятор»

Проект «Сравнение кодов символов»

Проект «Отметка»

Проект «Коды символов»

Проект «Слово-перевертыш»

Проект «Графический редактор»

Проект «Система координат»

Проект «Анимация»

Проект «Бросание мячика в площадку»

Проект «Графическое решение уравнения»

Проект «Распознавание удобрений»

Проект «Информационные модели управления объектами» -Проверочная работа «Обработка графической и звуковой информации» -Проверочная практическая работа «Обработка числовых данных» -Самостоятельная работа «Логические функции» -Самостоятельная работа «Адресация в электронных таблицах»

Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика. 9 класс» включают:

- Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ



Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

§

Кол-во часов

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Сроки


I четверть (18 часов)



Повторение материала 8 кл. (2ч)


1

Информация и информационные процессы. Техника безопасности.


1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки, рисунки

Беседа, подпись в журнале по ТБ


2

Компьютер как устройство обработки информации.


1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, таблицы

Беседа



Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов)


3

Кодирование графической информации.

П/р № 1.1

1.1

1

Традиционное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


4

Растровая и векторная графика.

1.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный


Опрос


5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. П/р № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1.3.1

1.3.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


6

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1.3.3


1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


7

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. П/р № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1.3.4

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


8-9

Растровая и векторная анимация. П/р № 1.4 «Анимация»

1.4

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


10-11

Компьютерные презентации.

1.4

2

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

практическое занятие


12

Кодирование и обработка звуковой информации. П/р № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1.5

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


13

Цифровое фото и видео. П/р № 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

1.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


14

Контрольная работа


1

Контроль знаний






Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов)


15

Кодирование текстовой информации. П/р № 2.1: Кодирование текстовой информации.

2.1

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


16

Создание документов в текстовых редакторах.

2.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос


17

Ввод и редактирование документа. страницы. П/р № 2.2: Вставка в документ формул.

2.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


18

Сохранение и печать документа.

2.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки, рисунки

Опрос



II четверть (14 часов)


19

Форматирование символов

2.5.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки

Опрос


20

Форматирование абзацев. П/р № 2.3: Форматирование символов и абзацев.

2.5.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


21

Нумерованные и маркированные списки. П/р № 2.4: Создание и форматирование списков.

2.5.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


22

Таблицы. П/р № 2.5: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

2.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


23

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р № 2.6: Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

2.7

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


24

Системы оптического распознания документов. П/р № 2.7: Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

2.8

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие



Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)


25

Представление числовой информации с помощью систем счисления. П/р № 3.1: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

3.1.1

1

Традиционное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, раздаточный материал

Опрос, решение задач


26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

3.1.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


27

Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольная работа.

3.1.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, памятки

Опрос, решение задач


28

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

3.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Раздаточный материал

Опрос


29

Основные типы и форматы данных.

3.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос


30

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П/р № 3.2: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

3.2.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


31

Встроенные функции. Компьютерный практикум. П/р № 3.3: Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

3.2.4

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


32

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. П/р № 3.4: Построение диаграмм различных видов.

3.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие



III четверть (20 часов)


33

Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы.

3.4.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос, практическое занятие


34

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П/р № 3.5: Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

3.4.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие



Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)


35

Свойства алгоритма и его исполнители.

4.1.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


36

Блок-схемы алгоритмов.

4.1.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы

Опрос


37

Выполнение алгоритмов компьютером.

4.1.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


38

Линейный алгоритм.

4.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем


39

Алгоритмическая структура «ветвление».

4.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем


40

Алгоритмическая структура «выбор».

4.2.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем


41

Алгоритмическая структура «цикл».


4.2.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем


42

Контрольная работа


1

Контроль знаний





43

Переменные: тип, имя, значение.

4.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


44

Арифметические, строковые и логические выражения.

4.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос


45-46

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

4.5

2

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос, практическое занятие


47-48

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П/р № 4.1:Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

4.6

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


49-50

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

4.7

2

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос, практическое занятие


51-52

Выполнение проектов.

4.7

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

практическое занятие



IV четверть (16 часов)


53-54

Выполнение проектов.

4.7

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

практическое занятие



Моделирование и формализация (9 часов)


55

Окружающий мир как иерархическая система.

5.1

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, рисунки

Опрос


56

Моделирование как метод познания.

5.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки,

схемы

Опрос


57

Материальные и информационные модели.

5.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, таблицы

Опрос


58

Формализация и визуализация информационных моделей.

5.2.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, рисунки

Опрос


59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. П/р № 5.1: Проект «Бросание мячика в площадку».

5.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


60

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. П/р № 5.2: Проект «Графическое решение уравнения».

5.4

5.5

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


61

Экспертные системы распознавания химических вещества. П/р № 5.3: Проект «Распознавание удобрений».

5.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


62

Информационные модели управления объектами. П/р № 5.4: Проект «Модели систем управления».

5.7

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и программное обеспечение

Опрос, практическое занятие


63

Контрольная работа


1

Контроль знаний






Информатизация общества (3 часа)


64

Информационное общество.

6.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


65

Информационная культура.

6.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


66

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

6.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос


67-68

Повторение.


2

Традиционное

Репродуктивный, фронтальный


Опрос




Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович. Учебник для 9 класса, 2-е издание, исправленное. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009

  2. Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  3. Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  4. Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов, «Лицей», 2009

  5. Информатика, 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Москва, «ВАКО», 2012











Пояснительная записка

к учебникам «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»

для 10 класса и 11 класса

Автор Угринович Н. Д.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

  1. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.

  2. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.

  3. Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).

  4. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

  5. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.

  6. В учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа (ВО – выборочный ответ, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ и ПЗ – практическое задание) и различного уровня (Б – базовый, П – повышенный и В – высокий).

  7. В учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в курсе для основной школы (сделаны ссылки на учебники курса основной школы), так как предполагается, что эти понятия были изучены учащимися в 8–9 классах основной школы.

  8. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.

  9. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.

  10. Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;

  • учебники «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;

  • учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;

  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:

  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

  • VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;

  • TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на CD-дисках (ЦОР), и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.



Тематический план



Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во

практических работ

1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

10 часов

1

11

2.

Моделирование и формализация,

8 часов

1


3.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

8 часов

1

6

4.

Информационное общество

3 часа



5.

Повторение

5 часов




ИТОГО:

34 часа

3

18


Календарно-тематическое планирование уроков информатики


п/п

Содержание

§ учебника

Кол-во часов

Дата

I полугодие, 16 часов


Компьютер как средство автоматизации информационных процессов, 10 часов

1

История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи.

1.1.

1


2

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера.

1.2.

1


3

Основные характеристики операционных систем.

Операционная система Windows.

Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

1.3.1. 1.3.2.

1


4

Операционная система Linux.

Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux.

1.3.3.

1


5

Защита от несанкционированного доступа к информации. Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

1.4.

1


6

Физическая защита данных на дисках.

1.5.

1


7

Вредоносные и антивирусные программы.

Компьютерные вирусы и защита от них.

Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов.

1.6.1. 1.6.2.

1


8

Сетевые черви и защита от них

Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей


1.6.3.

1


9

Троянские программы и защита от них.

Хакерские утилиты и защита от них.

Практическое задание 1.10. Защита от троянских. программ

Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак.

1.6.4. 1.6.5.

1


10

Контрольная работа


1



Моделирование и формализация, 8 часов

11

Моделирование как метод познания.

2.1. 

1


12

Системный подход в моделировании.

2.2. 

1


13

Формы представления моделей.

2.3. 

1


14

Формализация.

2.4.

1


15

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей.

Исследование астрономических моделей.


2.5.

2.6.1. 2.6.2.

1


16

Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия).

2.6.3. 2.6.4. 2.6.5.

1


II полугодие, 18 часов

17

Исследование химических моделей

Исследование биологических моделей

2.6.6.

2.6.7

1


18

Контрольная работа


1



Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД), 8 часов

19

Табличные базы данных.

3.1.

1


20

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Практическое задание 3.1. Создание табличной базы данных.

3.2.1.

1


21

Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическое задание 3.2. Создание Формы в табличной базе данных.

3.2.2.

1


22

Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов. Практическое задание 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов.

3.2.3.

1


23

Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью Отчетов. Практическое задание 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. Практическое задание 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных.

3.2.4. 3.2.5.

1


24

Иерархические базы данных.

3.3.

1


25

Сетевые базы данных. Практическое задание 3.6. Создание генеалогического древа семьи.

3.4.

1


26

Контрольная работа


1



Информационное общество, 3 часа

27

Право в Интернете.

4.1.

1


28

Этика в Интернете.

4.2.

1


29

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

4.3.

1



Повторение, 5 часов

30

Информация. Кодирование информации.

Тема 1.

1


31

Устройство компьютера и программное обеспечение.

Тема 2.

1


32

Алгоритмизация и программирование.

Основы логики и логические основы компьютера.

Тема 3. Тема 4.

1


33

Моделирование и формализация.

Тема 5.

1


34

Информационные технологии.

Коммуникационные технологии.

Тема 6. Тема 7.

1


Литература:

  1. «Информатика и ИКТ». Базовый уровень, учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  3. Информатика. Задачник-практикум. Том 2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, И. Семакин. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002

  4. Контрольно-измерительные материалы. Информатика.11 класс/ Сост. А.Х. Шелепаева.- М.: ВАКО, 2012. – 80 с.