СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Наименование учебного предмета: информатика
Класс 8 – 9
Уровень общего образования базовый
Учитель: Христенко Василий Николаевич
Срок реализации программы, учебный год 2014 - 2015
Количество часов по учебному плану
Всего 102 часа, в 8 классе 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Планирование составлено на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089), авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Учебники:
Информатика.: учебник для 7 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика.: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика.: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Электронные варианты учебников «Информатика и ИКТ» 7,8,9 классов Семакин И.Г. и др – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочую программу составил ____________________________ Христенко Василий Николаевич
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 8 - 9 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Программа рассчитана на изучение в 8 классе объёмом 34 часа (1 час в неделю) и в 9 классе объемом 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
Учебник «Информатика.» для 7 класса
Учебник «Информатика.» для 8 класса
Учебник «Информатика» для 9 класса
Электронные варианты учебников «Информатика и ИКТ» 7,8,9 классов
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2014-2015 учебном году ориентировано на использование учащимися учебников для 7 класса, для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.).
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 - 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.
Содержание дисциплины
8 класс (34 часа )
Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 9 классе. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Человек и информация – 4 часа.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации;
что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Первое знакомство с компьютером – 6 часов.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 9 часов
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с буфером обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №1 «Создание комплексного текстового документа»
Учащиеся должны знать:
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 5 часов.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа №2 «Создание коллажа»
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа – 6 часов.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации»
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
9 класс (68 часов )
1. Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 9 классе. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Человек и информация – 2 час.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации;
что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Первое знакомство с компьютером – 4 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 7 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с буфером обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №1 «Создание комплексного текстового документа»
Учащиеся должны знать:
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 4 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа №2 «Создание коллажа»
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа – 4 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации»
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Передача информации в компьютерных сетях – 6 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Практическая работа №4 «Поиск, архивация и передача информации по электронной почте»
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 3 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Табличные вычисления на компьютере – 8 час.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием встроенных функций; построение диаграмм и графиков.
Практическая работа №5 «Графическое представление числовой информации»
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Хранение и обработка информации в базах данных – 8 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Практическая работа №6 «Поиск информации в базе данных»
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Управление и алгоритмы – 6 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 12 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа №7 «Решение задачи на обработку массивовРешение задачи на»
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 3 часа.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
— освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-методическое обеспечение курса
Информатика.: учебник для 7 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика.: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика.: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., и д.р. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Электронные варианты учебников «Информатика и ИКТ» 7,8,9 классов Семакин И.Г. и др – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Сайт методической поддержки (авторская мастерская).
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/
Электронные учебники и пособия по информатике
http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm
Сайт КРИППО http://krippo.ru/informatika
Календарно-тематическое планирование 8 А класса
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Дата | Планируемые результаты | Примечание | |
по плану | факт. | ||||
1. Введение в предмет (1 час) | |||||
| Инструктаж по БЖД. Введение в информатику. | 01.09 02.09 | | Учащиеся должны знать:
| 7кл. Стр.6-9 |
2. Человек и информация (4 часа) | |||||
| Информация и знания. Восприятие и представление информации | 08.09 09.09 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл §1-4 |
| Информационные процессы. Измерение информации | 15.09 16.09 | | ||
| Неопределённость знаний и количество информации | 22.09 23.09 | | ||
| Обобщение темы «Человек и информация» | 29.09 30.09 | | ||
3. Первое знакомство с компьютером (6 часов) | |||||
| Знакомство с компьютером. Назначение и устройство компьютера. | 06.10 07.10 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл. §5-12 8 кл. §17-19 |
| Основные характеристики и программное обеспечение компьютера. | 13.10 14.10 | | ||
| Файлы и файловые структуры | 20.10 21.10 | | ||
| История чисел и систем счисления. | 10.11 04.11 | | ||
| Перевод чисел и двоичная арифметика. | 17.11 11.11 | | ||
| Двоичное представление данных в памяти компьютера. | 24.11 18.11 | | ||
4. Текстовая информация и компьютер (9 часов) | |||||
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 01.12 25.11
| | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл. §13-17 |
| Ввод, редактирование и форматирование текста | 08.12 02.12 | | ||
| Ввод, редактирование и форматирование текста | 15.12 09.12 | | ||
| Буфера обмена. Вставка объектов в текст | 22.12 16.12 | | ||
| Дополнительные возможности текстовых процессоров | 12.01 23.12 | | ||
| Работа с таблицами | 19.01 20.01 | | ||
| Стили и шаблоны | 26.01 27.01 | | ||
| Системы перевода и распознавания текстов | 02.02 03.02 | | ||
| Практическая работа №1 «Создание комплексного тестового документа» | 09.02 10.02 | | ||
5. Графическая информация и компьютер (5 часов) | |||||
| Компьютерная графика | 16.02 17.02 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл. §18-23 |
| Растровая и векторная графика. | 02.03 24.02 | | ||
| Растровый графический редактор | 02.03 03.03 | | ||
| Векторный графический редактор | 10.03 16.03 | | ||
| Практическая работа №2 «Создание коллажа» | 16.03 17.03 | | ||
6. Технология мультимедиа (6 часов) | |||||
| Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. | 06.04 07.04 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл. §24-27 |
| Технические средства мультимедиа. | 13.04 07.07 | | ||
| Компьютерные презентации. | 14.04 20.04 | | ||
| Дизайн презентации | | |||
| Виды анимации | 21.04 27.04 | | ||
| Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации» | 28.04 27.04 | | ||
| Работа с текстовый редактором | 18.05 05.05 | | | |
| Работа с графическим редактором | 25.05 12.05 | | | |
| Работа с редактором презентаций | 25.05 19.05 | | | |
Календарно-тематичне планування 8 Б класу (навчання українською мовою)
№ уроку | Найменування розділів і тем уроків | Дата | Плановані результати | Примітка | |
по плану | факт. | ||||
1. Введення в предмет (1 година) | |||||
1 | Інструктаж з БЖД. Введення в інформатику. | 04.09 | | Учні повинні знати:
| 7кл. Стр.6-9 |
2. Людина й інформація (4 години) | |||||
2 | Інформація й знання. Сприйняття й подання інформації | 11.09 | | Учні повинні знати:
Учні повинні вміти:
| 7 кл §1-4 |
3 | Інформаційні процеси. Вимір інформації | 18.09 | | ||
4 | Невизначеність знань і кількість інформації | 25.09 | | ||
5 | Узагальнення теми «Людина та інформація» | 02.10 | | ||
3. Перше знайомство з комп'ютером (6 годин) | |||||
6 | Знайомство з комп'ютером. Призначення й пристрої комп'ютера. | 09.10 | | Учні повинні знати:
Учні повинні вміти:
| 7 кл. §5-12 8 кл. §17-19 |
7 | Основні характеристики й програмне забезпечення комп'ютера. | 16.10 | | ||
8 | Файли й файлові структури | 23.10 | | ||
9 | Історія чисел і систем числення. | 06.11 | | ||
10 | Переклад чисел і двійкова арифметика. | 13.11 | | ||
11 | Двійкове подання даних у пам'яті комп'ютера. | 20.11 | | ||
4. Текстова інформація й комп'ютер (9 годин) | |||||
12 | Текстові редактори й текстові процесори. | 27.11
| | Учні повинні знати:
Учні повинні вміти:
| 7 кл. §13-17 |
13 | Введення, редагування й форматування тексту | 04.12 | | ||
14 | Введення, редагування й форматування тексту | 11.12 | | ||
15 | Буфер обміну. Вставка об'єктів у текст | 18.12 | | ||
16 | Додаткові можливості текстових процесорів | 25.12 | | ||
17 | Робота з таблицями | 15.01 | | ||
18 | Стилі й шаблони | 22.01 | | ||
19 | Системи перекладу й розпізнавання текстів | 29.01 | | ||
20 | Практична робота №1 «Створення комплексного тестового документа» | 05.02 | | ||
5. Графічна інформація й комп'ютер (5 годин) | |||||
21 | Комп'ютерна графіка | 12.02 | | Учні повинні знати:
Учні повинні вміти:
| 7 кл. §18-23 |
22 | Растрова й векторна графіка. | 19.02 | | ||
23 | Растровий графічний редактор | 26.02 | | ||
24 | Векторний графічний редактор | 05.03 | | ||
25 | Практична робота №2 «Створення колажу» | 12.03 | | ||
6. Технологія мультимедіа (6 годин) | |||||
26 | Що таке мультимедіа. Аналоговий і цифровий звук. | 19.03 | | Учні повинні знати:
Учні повинні вміти:
| 7 кл. §24-27 |
27 | Технічні засоби мультимедіа. | 02.04 | | ||
28 | Комп'ютерні презентації. | 09.04 | | ||
29 | Дизайн презентації | 16.04 | | ||
30 | Види анімації | 23.04 | | ||
31 | Практична робота №3 «Розробка навчальної презентації» | 30.04 | | ||
32 | Робота з текстовий редактором | 07.05 | | | |
33 | Робота із графічним редактором | 14.05 | | | |
34 | Робота з редактором презентацій | 21.05 | | | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Дата | Содержание урока | Примечание | ||
по плану | факт. | Теория
| Практика | |||
1. Введение в предмет (1 час) | ||||||
1 | Инструктаж по БЖД. Введение в информатику. | 01.09 | | Учащиеся должны знать:
в чем состоят цели и задачи изучения курса |
| |
2. Человек и информация (2 часа) | ||||||
2 | Понятие информации. Информационные процессы | 02.09 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 7 кл §1-4 | |
3 | Измерение информации. | 08.09 | | |||
3. Первое знакомство с компьютером (4 часа) | ||||||
4 | Архитектура компьютера. Основные характеристики устройств ПК | 09.09 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
использовать антивирусные программы. | 7 кл. §5-12 8 кл. §17-19 | |
5 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО. Пользовательский интерфейс | 15.09 | | |||
6 | Файлы и файловые структуры | 16.09 | | |||
7 | Двоичное представление данных в памяти компьютера. | 22.09 | | |||
4. Текстовая информация и компьютер (7 часов) | ||||||
8 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Ввод, редактирование и форматирование текста | 23.09 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. | 7 кл. §13-17 | |
9 | Буфера обмена. Вставка объектов в текст | 29.09 | | |||
10 | Дополнительные возможности текстовых процессоров | 30.09 | | |||
11 | Работа с таблицами | 06.10 | | |||
12 | Стили и шаблоны | 07.10 | | |||
13 | Системы перевода и распознавания текстов | 13.10 | | |||
14 | Практическая работа №1 «Создание комплексного тестового документа» | 14.10 | | |||
5. Графическая информация и компьютер (4 часа) | ||||||
15 | Компьютерная графика | 20.10 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. | 7 кл. §18-23 | |
16 | Растровая и векторная графика. Растровый графический редактор | 21.10 | | |||
17 | Векторный графический редактор | 04.11 | | |||
18 | Практическая работа №2 «Создание коллажа» | 10.11 | | |||
6. Технология мультимедиа (4 часа) | ||||||
19 | Компьютерные презентации. | 11.11 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | 7 кл. §24-27 | |
20 | Дизайн презентации | 17.11 | | |||
21 | Виды анимации | 18.11 | | |||
22 | Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации» | 24.11 | | |||
7. Передача информации в компьютерных сетях (6 часов) | ||||||
23 | Компьютерные сети | 25.11 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 8кл. §1-5 | |
24 | Интернет и Всемирная паутина | 01.12 | | |||
25 | Информационные услуги компьютерных сетей | 02.12 | | |||
26 | Архивирование и разархивирование файлов. | 08.12 | | |||
27 | Создание веб-страницы | 09.12 | | |||
28 | Практическая работа №4 «Поиск, архивация и передача информации по электронной почте» | 15.12 | | |||
8. Информационное моделирование (3 часа) | ||||||
29 | Понятие модели | 16.12 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | 8 кл. §6-9 | |
30 | Виды информационных моделей | 22.12 | | |||
31 | Табличная организация информации | 23.12 | | |||
9. Табличные вычисления на компьютере (8 часов) | ||||||
32 | Электронная таблица. Табличный процессор | 12.01 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 8 кл. §17-25 | |
33 | Правила заполнения таблицы | 13.01 | | |||
34 | Работа с диапазонами. Адресация | 19.01 | | |||
| Правила записи формул | 20.01 | | |||
| Деловая графика. Условная функция | 26.01 | | |||
| Логические функции. | 27.01 | | |||
| Электронные таблицы и математическое моделирование | 02.02 | | |||
| Практическая работа №5 «Графическое представление числовой информации» | 03.02 | | |||
10. Хранение и обработка информации в базах данных (8 часов) | ||||||
| Основные понятия базы данных Системы управления базами данных | 09.02 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 8 кл. §10-16 | |
| Создание и заполнения базы данных. | 10.02 | | |||
| Основы логики | 16.02 | | |||
| Формирование простых запросов | 17.02 | | |||
| Условия выбора и сложные логические выражения | 24.02 | | |||
| Формирование сложных запросов | 02.03 | | |||
| Сортировка, удаление и добавление записей | 03.03 | | |||
| Практическая работа №6 «Поиск информации в базе данных» | 10.03 | | | ||
11. Управление и алгоритмы (6 часов) | ||||||
| Управление и кибернетика Определение и свойства алгоритма | 16.03 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 9кл. §1-7 | |
| Графический учебный исполнитель | 17.03 | | |||
| Ветвление | 06.04 | | |||
| Циклические алгоритмы | 07.04 | | |||
| Циклические алгоритмы | | ||||
| Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 13.04 | | |||
12. Программное управление работой компьютера (12 часов) | ||||||
| Алгоритмы работы с величинами | 14.04 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 9 кл. §8-21 | |
| Знакомство с языком Паскаль. Линейные алгоритмы | 20.04 | | |||
| Программирование ветвлений | 21.04 | | |||
| Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений | 27.04 | | |||
| Программирование циклов | 28.04 | | |||
| Разработка программ c использованием цикла с предусловием | | ||||
| Разработка программ c использованием цикла с параметром | | ||||
| Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале. | 05.05 | | |||
| Разработка программ обработки одномерных массивов | | ||||
| Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 12.05 | | |||
| Сортировка массива | | ||||
| Практическая работа №7 «Решение задач на обработку массивов» | 18.05 | | |||
13. Информационные технологии и общество (3 часа) | ||||||
| Предыстория информатики. История чисел и систем счисления | 19.05 | | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 9 кл. §22-27 | |
| История ЭВМ и ИКТ. | | ||||
| Основы социальной информатики. | 25.05 | |
0