Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6
имени Ахмеда Хаткова»
Приложение №2 к приказу № ___
« Об утверждении Основной
образовательной программы
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год»
от «___» ______ 20____ г.
Рабочая программа по информатике
для 8 класса (ФГОС).
Основное общее образование. Базовый уровень.
Разработана в соответствии с УМК по информатике
Л.Л.Босовой и А.Ю. Босовой.
Составитель: Хапачева Р.М.
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории.
а.Пшичо
2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ 7-9 классы М: Просвещение, 2011.
Примерная программа по информатике и ИКТ 7-9 классы к учебникам Босовой Л.Л. М: Бином, 2012
Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.
Изучение Информатики в 8 классе направлено на достижение следующей целей:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
Сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
Сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.
Сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета в учебном плане.
Информатика и ИКТ изучается в 8 классе основной школы по одному часу в неделю, всего 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные образовательные результаты широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Математические основы информатики | 13 ч | Аналитическая деятельность: анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
2 | Основы алгоритмизации | 10 ч | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм |
3 | Начала программирования | 10 ч | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. |
4 | Итоговое повторение | 2 ч | . |
Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Основные содержания уроков | Характеристика основных видов деятельности | Параграф учебника |
Тема 1:Математические основы информатики 13 часов |
1 | | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. | Аналитическая деятельность: анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | Введение |
2 | | | Общие сведения о системах счисления | § 1.1 |
3 | | | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | § 1.1 |
4 | | | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления | § 1.1 |
5 | | | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | § 1.1 |
6 | | | Представление целых чисел | § 1.2 |
7 | | | Представление вещественных чисел | § 1.2 |
8 | | | Высказывание. Логические операции | § 1.3 |
9 | | | Построение таблиц истинности для логических выражений | § 1.3 |
10 | | | Свойства логических операций | § 1.3 |
11 | | | Решение логических задач | § 1.3 |
12 | | | Логические элементы | § 1.3 |
13 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | |
14 | | | Алгоритмы и исполнители | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; | § 2.1 |
15 | | | Способы записи алгоритмов | § 2.2 |
16 | | | Объекты алгоритмов | § 2.3 |
17 | | | Алгоритмическая конструкция «следование» | § 2.4 |
18 | | | Алгоритмическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления | § 2.4 |
19 | | | Сокращенная форма ветвления | § 2.4 |
20 | | | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | § 2.4 |
21 | | | Цикл с заданным условием окончания работы | § 2.4 |
22 | | | Цикл с заданным числом повторений | § 2.4 |
23 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | |
Тема №2. Начала программирования (10 ч) | |
24 | | | Общие сведения о языке программирования Паскаль | | | § 3.1 |
25 | | | Организация ввода и вывода данных | | | § 3.2 |
26 | | | Программирование линейных алгоритмов | | | § 3.3 |
27 | | | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | | | § 3.4 |
28 | | | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | | | § 3.4 |
29 | | | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | | | § 3.5 |
30 | | | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | | | § 3.5 |
31 | | | Программирование циклов с заданным числом повторений | | | § 3.5 |
32 | | | Различные варианты программирования циклического алгоритма | | | § 3.5 |
33 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | | | |
Итоговое повторение | |
34-35 | | | Основные понятия курса Итоговое тестирование | | | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы :. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
М.Н. Бородин. Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Материально техническое обеспечение
Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс.
Кабинет информатики оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. В кабинете имеется одно рабочее место преподавателя и 12 компьютерных мест учащихся с выходом в интернет. Имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением, интерактивная доска.
Программные средства установленные на компьютерах лицензированы.
В том числе операционная система Windows 8. Имеется файловый менеджер в составе операционной системы или иной; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программа разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель.
Учебная литература
Для учителя:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 7-9 классах. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2011.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Для учащихся:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
оперировать единицами измерения количества информации
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид контроля |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | Контрольная работа |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | Контрольная работа |
3 | Обработка графической информации | 4 | Контрольная работа |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | Контрольная работа |
5 | Мультимедиа | 4 | Контрольная работа |
6 | Резерв | 2 | |
| ИТОГО | 35 | |
Календарно-тематический план
8 класс
№ п/п | Тема | Д/з | Вводимые понятия | Формы контроля | оборудование | Дата |
запланированная | фактическая |
Информация и информационные процессы (9 ч) |
1/1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение | | текущий контроль | | | |
2/2 | Информация и её свойства | §1.1. | Информация. Свойства информации. | текущий контроль | Презентация | | |
3/3 | Представление информации | §1.2. | Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. | фронтальный контроль | Презентация | | |
4/4 | Дискретная форма представления информации | §1.3. | Кодирование информации. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. | текущий контроль | | | |
5/5 | Единицы измерения информации | §1.4. | Единицы измерения количества информации. | текущий контроль | | | |
6/6 | Информационные процессы. Обработка информации. | §1.5. | Информационные процессы в системах различной природы; их роль в современном мире. | фронтальный контроль | | | |
7/7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | §1.5. | Хранение информации. Носители информации. Источник, информационный канал, приёмник информации | текущий контроль | | | |
8/8 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | §1.6. | Хранилища информации. Сетевое хранение информации. | текущий контроль | | | |
9/9 | Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы». | Повторение темы «Информация и информационные процессы» | | К/р | | | |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч) |
10/1 | Основные компоненты компьютера | §2.1 | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. | | Презентация | | |
11/2 | Персональный компьютер. | §2.2 | Основные компоненты ПК (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики | текущий контроль | Презентация | | |
12/3 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3. | Состав и функции ПО: системное ПО | текущий контроль | | | |
13/4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 | прикладное ПО, системы программирования | фронтальный контроль | | | |
14/5 | Файлы и файловые структуры | §2.4. | Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система | фронтальный контроль | | | |
15/6 | Пользовательский интерфейс | §2.5 | Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). | фронтальный контроль | | | |
16/7 | Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Повторение темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | | К/р | | | |
Обработка графической информации (4 ч) |
17/1 | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета | текущий контроль | Презентация | | |
18/2 | Компьютерная графика | §3.2 | Компьютерная графика (растровая, векторная). | текущий контроль | Презентация | | |
19/3 | Создание графических изображений | §3.3 | Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов | фронтальный контроль | Paint | | |
20/4 | Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации». | Повторение темы «Обработка графической информации». | | к/р | | | |
Обработка текстовой информации (9 ч) |
21/1 | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). | текущий контроль | Word | | |
22/2 | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 | Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. | текущий контроль | Word | | |
23/3 | Прямое форматирование | §4.3 | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. | текущий контроль | Word | | |
24/4 | Стилевое форматирование | §4.3 | Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. | текущий контроль | Word | | |
25/5 | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 | | текущий контроль | Word | | |
26/6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 | Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. | фронтальный контроль | Word | | |
27/7 | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 | | фронтальный контроль | Word | | |
28/8 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | | | текущий контроль | Word | | |
29/9 | Контрольная работа № 4 «Обработка текстовой информации». | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | | к/р | Word | | |
Мультимедиа (4 ч) |
30/1 | Технология мультимедиа. | §5.1 | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. | текущий контроль | Power Point | | |
31/2 | Компьютерные презентации | §5.2 | | текущий контроль | Power Point | | |
32/3 | Создание мультимедийной презентации | §5.2 | | текущий контроль | Power Point | | |
33/4 | Контрольная работа № 5 «Мультимедиа». | Повторение темы «Мультимедиа» | | к/р | Power Point | | |
Резерв (3 ч) |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
2