СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Семакина

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 8 классов И.Г. Семакин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Семакина»

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 8 классов И.Г. Семакин (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного уч­реждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практи­ческих работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компе­тентности учащихся.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классe направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная мо­дель.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо­вания средств информационных технологий, являющееся значимым не только для форми­рования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятель­ности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предме­тов. В связи с этим, а также для повы­шения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых тех­нологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информа­цию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать инфор­мацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и про­цессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержа­тельного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуаль­ного содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и ком­муникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проек­тную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение несколь­ких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образова­тельной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов на отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того оно частично осваиваться за счет использования школьного и регионального компонентов учебного плана. Поэтому в VIII классе отводиться 70 учебных часов из расчета 2 учебный часа в неделю. Школьный компонент позволяет добавить большее количество часов на реализацию практических заданий. Обращение к культурно-этническим ценностям при использовании средств информационных технологий (ИТ), реализация регионального компонента возможно различным образом. Например, при использовании обучающих программ, можно в качестве Исполнителей выбирать сказочных национальных героев Бурятии. При знакомстве с графическими редакторами – давать задание изобразить сказочных национальных героев или персонажей национальных произведений и пр. 
При изучении графических редакторов можно использовать на уроке задания с применением бурятских орнаментов.



Планируемые результаты освоения курса «Основы информатики и ИКТ» в 8 классе:

В результате изучения курса информатики и информационных технологий в 8 классе планируются формирование и достижение следующих результатов:

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

· опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

· широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата

1

Человек и информация.

Введение. Правила техники безопасности

1





2

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1


3

Информация и знания.

1


4

Восприятие и представление информации.

1


5

Информационные процессы.

1


6

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1


7

Разнообразие единиц информации. Правила перевода.

1


8,9

Решение задач: «Измерение информации»

2


10

Контрольная работа «Измерение информации».

1


11,12

Первое знакомство с компьютером.

Назначение и устройство компьютера.

2


13

Компьютерная память

1


14,15

Характеристики основных устройств компьютера.

2


16,17

Программное обеспечение и его типы.

2


18

Пользовательский интерфейс.

1


19

Файлы и файловые структуры.

1


20

Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС»

1


21

Обработка текстовой информации

Представление текстов в памяти компьютера.

1


22

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1


23

Основные приемы ввода и редактирования.

1


24

Форматирование текста.

1


25

Работа с фрагментами текста.

1


26

Таблицы в текстовом редакторе

1


27,28

Работа с таблицами.

2


29,30

Дополнительные возможности текстового редактора.

2


31,32

Создание и работа со списками

2


33,34

Вставка рисунка в готовый текст

2


35,36

Вставка символов. Автозамена. Редактор формул.

2


37,38

Работа с объектами WordArt

2


39,40

Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации».

2


41,42

Технология обработки графической информации.

Компьютерная графика и области ее применения.

2


43

Технические средства компьютерной графики

1


44

Кодирование изображения.

1


45,46

Растровая и векторная графика

2


47

Работа с графическим редактором растрового типа

1


48

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

1


49

Технология мультимедиа.

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1


50

Создание презентации

1


51,52

Оформление презентации. Шаблон, цвет, фон.

2


53,54

Эффекты анимации

2


55,56

Использование звука в презентации.

2


57,58

Использование гиперссылок.

2


59,60

Использование триггеров

2


61,62

Создание презентации по шаблону

2


63,64

Итоговое занятие «Графика и мультимедиа»

2


65-66

Повторение.

Решение задач по теме «Измерение информации».

2


67,68

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

2


69-70

Повторение темы «Обработка графической информации».

2







График контрольных работ.


Наименование раздела

Дата

1

Контрольная работа «Измерение информации».


2

Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС»


3

Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации».


4

Практическая работа «Работа с векторным ГР».


5

Итоговое занятие «Графика и мультимедиа»














Поурочное планирование курса

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти

Виды контроля измерителей

Планируемые результаты освоения материала

1

Человек и информация.

Введение. Правила техники безопасности

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

Вводный тест

Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером. Иметь представление об информации и знаниях Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Знать свойства информации. Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Уметь определять длину кода

2

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

урок объяснения нового материала

Беседа

3

Информация и знания.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)

Беседа

4

Восприятие и представление информации.

1

Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение)

Фронтальный опрос

5

Информационные процессы.

1

Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение)


Тестирование

6

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

урок объяснения нового материала



Иметь представление об измеримости информации. Знать существенные характеристики содержательного, вероятностного и алфавитного подхода к измерению информации. Иметь представление о равновероятностных событиях. Уметь устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека. Иметь представление о скорости передачи информации и единицах ее измерения. Уметь переводить единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. Уметь определять количество информации в сообщении при алфавитном подходе.

7

Разнообразие единиц информации. Правила перевода.

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Тестирование

8,9

Решение задач: «Измерение информации»

2


опрос, решение задач

10

Контрольная работа «Измерение информации».

1


«Измерение информации»

11,12

Первое знакомство с компьютером.

Назначение и устройство компьютера.

2

урок объяснения нового материала


умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;


Учащиеся должны знать:

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера;

Учащиеся должны уметь:

подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру;


13

Компьютерная память

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)


Фронтальный опрос

14,15

Характеристики основных устройств компьютера.

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Тестирование № 3

16,17

Программное обеспечение и его типы.

2

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)



Учащиеся должны знать:

сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.

18

Пользовательский интерфейс.

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать:

назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; просматривать на экране каталог диска;

19

Файлы и файловые структуры.

1

урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок объяснения нового материала


Тестирование № 4

Учащиеся должны знать:

что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска

20

Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС»

1

контроль знаний и умений

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

Учащиеся должны уметь:

инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск

21

Обработка текстовой информации

Представление текстов в памяти компьютера.

1

Объяснение нового материала

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

анализ, обобщение и систематизация информации;



Учащиеся должны знать: понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;

должны уметь:

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;


22

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)



23

Основные приемы ввода и редактирования.

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

24

Форматирование текста.

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

25

Работа с фрагментами текста.

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

26

Таблицы в текстовом редакторе

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений


27,28

Работа с таблицами.

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 1

29,30

Дополнительные возможности текстового редактора.

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 2

31,32

Создание и работа со списками

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 3

33,34

Вставка рисунка в готовый текст

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 4

35,36

Вставка символов. Автозамена. Редактор формул.

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 5

37,38

Работа с объектами WordArt

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Лабораторная работа № 6

39,40

Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации».

2

контроль знаний и умений

Тестирование, практическая работа

41,42

Технология обработки графической информации.

Компьютерная графика и области ее применения.

2

урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала


умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;


Практическая работа

Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики;

назначение графических редакторов; два принципа представления графики

уметь:

распознавать векторную и растровую графики.

43

Технические средства компьютерной графики

1

Объяснение нового материала


44

Кодирование изображения.

1

Объяснение нового материала

Самостоятельная работа

Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения

уметь:

подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера

45,46

Растровая и векторная графика

2

урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала


Практическая работа

Учащиеся должны знать:

назначение графических редакторов;

назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

уметь:

строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа;


47

Работа с графическим редактором растрового типа

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)


Практическая работа

48

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

1

контроль знаний и умений


49

Технология мультимедиа.

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

Объяснение нового материала

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;


Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций

50

Создание презентации

1

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами.

51,52

Оформление презентации. Шаблон, цвет, фон.

2

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение)


Практическая работа

53,54

Эффекты анимации

2

урок обобщения и систематизации знаний и умений

Практическая работа

55,56

Использование звука в презентации.

2

урок объяснения нового материала

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

57,58

Использование гиперссылок.

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки

59,60

Использование триггеров

2

урок объяснения нового материала

контроль знаний и умений

Практическая работа

61,62

Создание презентации по шаблону

2

урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала


Практическая работа

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст

63,64

Итоговое занятие «Графика и мультимедиа»

2

контроль знаний и умений

Зачетное практическое занятие

65,66

Повторение.

Решение задач по теме «Измерение информации».

2





67,68

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

2





69,70

Повторение темы «Обработка графической информации».

1
















Учебно-методические материалы по курсу.

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

  2. Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2010.

  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)






































Критерии оценивания.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно


По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированности и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.





Контрольно-измерительные материалы.