Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 8 классов И.Г. Семакин (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классe направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи курса:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов на отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того оно частично осваиваться за счет использования школьного и регионального компонентов учебного плана. Поэтому в VIII классе отводиться 70 учебных часов из расчета 2 учебный часа в неделю. Школьный компонент позволяет добавить большее количество часов на реализацию практических заданий. Обращение к культурно-этническим ценностям при использовании средств информационных технологий (ИТ), реализация регионального компонента возможно различным образом. Например, при использовании обучающих программ, можно в качестве Исполнителей выбирать сказочных национальных героев Бурятии. При знакомстве с графическими редакторами – давать задание изобразить сказочных национальных героев или персонажей национальных произведений и пр.
При изучении графических редакторов можно использовать на уроке задания с применением бурятских орнаментов.
Планируемые результаты освоения курса «Основы информатики и ИКТ» в 8 классе:
В результате изучения курса информатики и информационных технологий в 8 классе планируются формирование и достижение следующих результатов:
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
· опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек и информация. Введение. Правила техники безопасности | 1 | |
2 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 | |
3 | Информация и знания. | 1 | |
4 | Восприятие и представление информации. | 1 | |
5 | Информационные процессы. | 1 | |
6 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | |
7 | Разнообразие единиц информации. Правила перевода. | 1 | |
8,9 | Решение задач: «Измерение информации» | 2 | |
10 | Контрольная работа «Измерение информации». | 1 | |
11,12 | Первое знакомство с компьютером. Назначение и устройство компьютера. | 2 | |
13 | Компьютерная память | 1 | |
14,15 | Характеристики основных устройств компьютера. | 2 | |
16,17 | Программное обеспечение и его типы. | 2 | |
18 | Пользовательский интерфейс. | 1 | |
19 | Файлы и файловые структуры. | 1 | |
20 | Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС» | 1 | |
21 | Обработка текстовой информации Представление текстов в памяти компьютера. | 1 | |
22 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | |
23 | Основные приемы ввода и редактирования. | 1 | |
24 | Форматирование текста. | 1 | |
25 | Работа с фрагментами текста. | 1 | |
26 | Таблицы в текстовом редакторе | 1 | |
27,28 | Работа с таблицами. | 2 | |
29,30 | Дополнительные возможности текстового редактора. | 2 | |
31,32 | Создание и работа со списками | 2 | |
33,34 | Вставка рисунка в готовый текст | 2 | |
35,36 | Вставка символов. Автозамена. Редактор формул. | 2 | |
37,38 | Работа с объектами WordArt | 2 | |
39,40 | Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации». | 2 | |
41,42 | Технология обработки графической информации. Компьютерная графика и области ее применения. | 2 | |
43 | Технические средства компьютерной графики | 1 | |
44 | Кодирование изображения. | 1 | |
45,46 | Растровая и векторная графика | 2 | |
47 | Работа с графическим редактором растрового типа | 1 | |
48 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | 1 | |
49 | Технология мультимедиа. Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 | |
50 | Создание презентации | 1 | |
51,52 | Оформление презентации. Шаблон, цвет, фон. | 2 | |
53,54 | Эффекты анимации | 2 | |
55,56 | Использование звука в презентации. | 2 | |
57,58 | Использование гиперссылок. | 2 | |
59,60 | Использование триггеров | 2 | |
61,62 | Создание презентации по шаблону | 2 | |
63,64 | Итоговое занятие «Графика и мультимедиа» | 2 | |
65-66 | Повторение. Решение задач по теме «Измерение информации». | 2 | |
67,68 | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | 2 | |
69-70 | Повторение темы «Обработка графической информации». | 2 | |
| | | |
График контрольных работ.
№ | Наименование раздела | Дата |
1 | Контрольная работа «Измерение информации». | |
2 | Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС» | |
3 | Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации». | |
4 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | |
5 | Итоговое занятие «Графика и мультимедиа» | |
Поурочное планирование курса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти | Виды контроля измерителей | Планируемые результаты освоения материала |
1 | Человек и информация. Введение. Правила техники безопасности | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | Вводный тест | Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером. Иметь представление об информации и знаниях Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Знать свойства информации. Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Уметь определять длину кода |
2 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 | урок объяснения нового материала | Беседа |
3 | Информация и знания. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | Беседа |
4 | Восприятие и представление информации. | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение) | Фронтальный опрос |
5 | Информационные процессы. | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение) | Тестирование |
6 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | урок объяснения нового материала | | Иметь представление об измеримости информации. Знать существенные характеристики содержательного, вероятностного и алфавитного подхода к измерению информации. Иметь представление о равновероятностных событиях. Уметь устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека. Иметь представление о скорости передачи информации и единицах ее измерения. Уметь переводить единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. Уметь определять количество информации в сообщении при алфавитном подходе. |
7 | Разнообразие единиц информации. Правила перевода. | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Тестирование |
8,9 | Решение задач: «Измерение информации» | 2 | | опрос, решение задач |
10 | Контрольная работа «Измерение информации». | 1 | | «Измерение информации» |
11,12 | Первое знакомство с компьютером. Назначение и устройство компьютера. | 2 | урок объяснения нового материала | умение готовить доклады, рефераты; владение устной речью; работа с учебником; создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; планирование собственного информационного пространства; сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать; анализ, обобщение и систематизация информации; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; Учащиеся должны уметь: подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру; |
13 | Компьютерная память | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | Фронтальный опрос |
14,15 | Характеристики основных устройств компьютера. | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Тестирование № 3 |
16,17 | Программное обеспечение и его типы. | 2 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | | Учащиеся должны знать: сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав. |
18 | Пользовательский интерфейс. | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Фронтальный опрос | Учащиеся должны знать: назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; просматривать на экране каталог диска; |
19 | Файлы и файловые структуры. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок объяснения нового материала | Тестирование № 4 | Учащиеся должны знать: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска |
20 | Зачетное занятие «Работа с файловой структурой ОС» | 1 | контроль знаний и умений | Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». | Учащиеся должны уметь: инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск |
21 | Обработка текстовой информации Представление текстов в памяти компьютера. | 1 | Объяснение нового материала | использование справочной литературы; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; анализ, обобщение и систематизация информации; | | Учащиеся должны знать: понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; должны уметь: нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста; |
22 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | |
23 | Основные приемы ввода и редактирования. | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа |
24 | Форматирование текста. | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа |
25 | Работа с фрагментами текста. | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа |
26 | Таблицы в текстовом редакторе | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | |
27,28 | Работа с таблицами. | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 1 |
29,30 | Дополнительные возможности текстового редактора. | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 2 |
31,32 | Создание и работа со списками | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 3 |
33,34 | Вставка рисунка в готовый текст | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 4 |
35,36 | Вставка символов. Автозамена. Редактор формул. | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 5 |
37,38 | Работа с объектами WordArt | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Лабораторная работа № 6 |
39,40 | Итоговая практическая работа «Обработка текстовой информации». | 2 | контроль знаний и умений | Тестирование, практическая работа |
41,42 | Технология обработки графической информации. Компьютерная графика и области ее применения. | 2 | урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала | умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму; | Практическая работа | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; два принципа представления графики уметь: распознавать векторную и растровую графики. |
43 | Технические средства компьютерной графики | 1 | Объяснение нового материала | |
44 | Кодирование изображения. | 1 | Объяснение нового материала | Самостоятельная работа | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения уметь: подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера |
45,46 | Растровая и векторная графика | 2 | урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала | Практическая работа | Учащиеся должны знать: назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. уметь: строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа; |
47 | Работа с графическим редактором растрового типа | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | Практическая работа |
48 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | 1 | контроль знаний и умений | |
49 | Технология мультимедиа. Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 | Объяснение нового материала | создание информационных объектов для оформления учебной работы; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; умение готовить доклад с использованием средств ИКТ; владение культурой речи; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | | Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций |
50 | Создание презентации | 1 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами. |
51,52 | Оформление презентации. Шаблон, цвет, фон. | 2 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | Практическая работа |
53,54 | Эффекты анимации | 2 | урок обобщения и систематизации знаний и умений | Практическая работа |
55,56 | Использование звука в презентации. | 2 | урок объяснения нового материала урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа | принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. |
57,58 | Использование гиперссылок. | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки |
59,60 | Использование триггеров | 2 | урок объяснения нового материала контроль знаний и умений | Практическая работа |
61,62 | Создание презентации по шаблону | 2 | урок обобщения и систематизации знаний и умений урок объяснения нового материала | Практическая работа | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст |
63,64 | Итоговое занятие «Графика и мультимедиа» | 2 | контроль знаний и умений | Зачетное практическое занятие |
65,66 | Повторение. Решение задач по теме «Измерение информации». | 2 | | | | |
67,68 | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | 2 | | | | |
69,70 | Повторение темы «Обработка графической информации». | 1 | | | | |
Учебно-методические материалы по курсу.
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2010.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Критерии оценивания.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированности и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Контрольно-измерительные материалы.