Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Планирование составлено на основе авторской программы Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 класс: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
Количество часов за год всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых практических работ 27, контрольных работ 5.
Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
способы представления информации (условно «линия представления информации»),
методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
понять функции языка как способа представления информации;
познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
получить представление о типах величин;
познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.
ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
пользоваться простым графическим редактором;
обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
набирать на компьютере и корректировать простой текст;
строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН(ов);
беседа;
фронтальный опрос;
практикум;
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Содержание тем учебного курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы:
Тестирование:
Кодирование графической информации
Растровая и векторная графика
Кодирование и обработка звуковой информации
Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольные работы:
Тестирование:
Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
Проверочные работы:
Тестирование:
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(21ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»
*Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»
*Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»
*Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»
Контрольные работы:
Творческие работы:
Тестирование:
Формализация и моделирование(10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Проверочные работы:
Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тестирование:
7. Повторение (1 ч.)
Тестирование:
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных;создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;
Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ 9 класс (68 уроков)
№ урока | № урока в разделе | № и название раздела/ Тема урока | План | Примечание Корректировка |
1 | | Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. | 06.09 | |
| | Глава1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов) | | |
2 | 1.1 | Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа № 1. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. | 10.09 | |
3 | 1.2 | Растровые изображения на экране монитора | 13.09 | |
4 | 1.3 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации | 17.09 | |
5 | 1.4 | Растровая и векторная графика. | 20.09 | |
6 | 1.5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 24.09 | |
7 | 1.6 | Инструменты рисования растровых графических редакторов | 27.09 | |
8 | 1.7 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 01.10 | |
9 | 1.8 | Редактирование изображений и рисунков | 04.10 | |
10 | 1.9 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа 1.4. Анимация | 08.10 | |
11 | 1.10 | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации | 11.10 | |
12 | 1.11 | Цифровое фото. Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | 15.10 | |
13 | 1.12 | Цифровое видео. Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | 18.10 | |
14 | 1.13 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 22.10 | |
| | Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации . (9 часов) | | |
15 | 2.1 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации | 25.10 | |
16 | 2.2 | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документа. | 29.10 | |
17 | 2.3 | Ввод и редактирование документов. Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул. | 08.11 | |
18 | 2.4 | Форматирование символов и абзацев. Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев | 12.11 | |
19 | 2.5 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков | 14.11 | |
20 | 2.6 | Таблицы. Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | 19.11 | |
21 | 2.7 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря | 22.11 | |
22 | 2.8 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | 26.11 | |
23 | 2.9 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». | 29.11 | |
| | Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) | | |
24 | 3.1 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | 03.12 | |
25 | 3.2 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 06.12 | |
26 | 3.3 | *Двоичное кодирование чисел в компьютере . Проверочная работа « Арифметические операции в двоичной системе счисления» Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | 10.12 | |
27 | 3.4 | Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных | 13.12 | |
28 | 3.5 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 17.12 | |
29 | 3.6 | Встроенные функции. Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | 20.12 | |
30 | 3.7 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов | 24.12 | |
31 | 3.8 | Представление базы данных в виде таблицы и формы | 27.12 | |
32 | 3.9 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 14.01 | |
33 | 3.10 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | 17.01 | |
| | Глава 4.Основы алгоритмизация и объектно-ориентированного визуального программирования. (21 час). | | |
34 | 4.1 | Свойства алгоритма и его исполнители. | 21.01 | |
35 | 4.2 | Выполнение алгоритмов компьютером | 24.01 | |
36 | 4.3 | Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм. | 28.01 | |
37 | 4.4 | Разработка проектов в системе объектно-ориентированного программирования. Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 31.01 | |
38 | 4.5 | Графический интерфейс проекта. Свойства, методы, события программных объектов. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов» | 04.02 | |
39 | 4.6 | Тип, имя и значение переменной. Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» | 07.02 | |
40 | 4.7 | Проект «Переменные». Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» (Продолжение) | 11.02 | |
41 | 4.8 | Арифметические выражения Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (1 часть) | 14.02 | |
42 | 4.9 | Строковые выражения. Проект «Сложение строк» | 18.02 | |
43 | 4.10 | Логические выражения. Проект «Логические выражение» | 21.02 | |
44 | 4.11 | Математические функции. Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (2 часть) | 25.02 | |
45 | 4.12 | Строковые функции. Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» | 28.02 | |
46 | 4.13 | Функции ввода и вывода данных . | 04.03 | |
47 | 4.14 | Функции даты и времени. Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время» | 07.03 | |
48 | 4.15 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» | 11.03 | |
49 | 4.16 | Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа 4.7. Проект «Отметка» | 14.03 | |
50 | 4.17 | Алгоритмическая структура «цикл». Цикл со счетчиком Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов» | 18.03 | |
51 | 4.18 | Алгоритмическая структура «цикл». Цикл с условием Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш» | 21.03 | |
52 | 4.19 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 | 04.04 | |
53 | 4.20 | Анимация в языке Visual Basic | 08.04 | |
54 | 4.21 | Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного визуального программирования» | 11.04 | |
| | Глава 5.Моделирование и формализация. (10 часов). | | |
55 | 5.1 | Окружающий мир как иерархическая система | 15.04 | |
56 | 5.2 | Моделирование как метод познания | 18.04 | |
57 | 5.3 | Материальные и информационные модели | 18.04 | |
58 | 5.4 | Формализация и визуализация моделей. | 22.04 | |
59 | 5.5 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 25.04 | |
60 | 5.6 | Построение физических моделей. Практическая работа5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» | 29.04 | |
61 | 5.7 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа5.2. Проект «Графическое решение уравнений» | 29.04 | |
62 | 5.8 | Экспертные системы распознавания химических веществ Практическая работа5.3. Проект «Распознавание удобрений» | 02.05 | |
63 | 5.9 | Информационные модели систем управления. Практическая работа5.3. Проект «Модели систем управления» | 06.05 | |
64 | 5.10 | Контроль знаний по теме: «Формализация и моделирование» | 13.05 | |
| | Глава6. Информатизация общества. (4 часа). | | |
65 | 6.1 | Информационное общество | 16.05 | |
66 | 6.2 | Информационная культура | 20.05 | |
67 | 6.3 | Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий Проверочная работа «Информатизация общества» | 20.05 | |
68 | 6.4 | Итоговый урок Повторение. Итоговый урок. | 23.05 | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009 г.
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Информатика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9: базовый, повышенный, высокий уровни. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2010 г.
Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2008.
Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2006 г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Источники информации для обучающихся
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г
14