ИНФОРМАТИКА И ИКТ 9 КЛАСС
Марковский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2015 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Горбатенкова Г.Е. Приказ № 120 от 01.09.2015 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
9 класса
учитель: Ганус Антонина Валентиновна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов составлена на основе авторского планирования Н. Д. Угриновича для базового курса "Информатика и ИКТ" в основной школе, размещенного в авторской мастерской Н. Д. Угриновича на сайте http:// metodist.lbz.ru, рекомендованного Министерством образования РФ в 2012 году.
УМК Н.Д. Угриновича рекомендован Министерством образования РФ, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета "Информатика и ИКТ". Содержательные линии обучения информатике по УМК Н.Д. Угриновича соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
Основное содержание авторской программы соответствует образовательной программе, и полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Базовый курс информатики и ИКТ планируется изучить в течение двух лет с 8 по 9 класс. В 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год. В 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС и ГОС).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;
Примерная программа основного общего образования по курсу "Информатика и ИКТ" (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312), которая включена в сборник программ для образовательных учреждений (2-11 класс) (составитель М.Н.Бородин, М., Бином, Лаборатория знаний, 2006г.);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Учебный план МБОУ Глубокинской школы;
Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;
Методические письма о преподавании информатики;
Требования к оснащению учебного процесса по информатике;
Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по информатике".
цели обучения информатике и ИКТ:
освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
задачи обучения:
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
освоение ключевых компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования; оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование компьютерной грамотности, направленной на развитие учебно-познавательной компетентности. Во втором — дидактические единицы, которые содержат необходимый компьютерный инструментарий и пошаговую методику его усвоения, общепользовательские умения. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности – совместной учебно-познавательной, творческой или игровой – и в повседневной жизни, в том числе развитие ценностно-смысловой компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Всего Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
-
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 13 | 5 | 8 |
-
| Кодирование и обработка текстовой информации | 11 | 3 | 8 |
-
| Кодирование и обработка числовой информации | 11 | 5 | 6 |
-
| Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования | 22 | 9 | 13 |
-
| Моделирование и формализация | 9 | 5 | 4 |
-
| Информационное общество | 2 | 2 | - |
| Итого | 68 | 29 | 39 |
Содержание учебного предмета "информатика и ИКТ"
1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 1.7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы:
2.Кодирование и обработка текстовой информации – 11 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа
Контрольные работы:
3.Кодирование и обработка числовой информации – 11 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
4.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(22ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа №4.2. Проект "Переменные"
Практическая работа №4.3. Проект "Калькулятор"
Практическая работа №4.4. Проект "Строковый калькулятор"
Практическая работа №4.5. Проект "Даты и время"
Практическая работа №4.6. Проект "Сравнение кодов символов"
Практическая работа №4.7. Проект "Отметка"
Практическая работа №4.8. Проект "Коды символов"
Практическая работа №4.9. Проект "Слово-перевертыш"
*Практическая работа №4.10. Проект "Графический редактор"
*Практическая работа №4.11. Проект "Системы координат"
*Практическая работа №4.12. Проект "Анимация"
Контрольные работы:
Формализация и моделирование(9 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа №* 5.1. Проект "Бросание мячика в площадку"
Практическая работа 5.2. Проект "Графическое решение уравнения"
Практическая работа 5.3. Проект "Распознавание удобрений"
Практическая работа 5.4. Проект "Модели систем управления"
Информатизация общества (2 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контрольно-измерительные материалы:
По разделам курса 9 класса предусмотрены:
контрольные работы (в виде тестирования с выборочным ответом, кратким ответом и практической частью, выполняемой на компьютере) по темам :
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование и обработка числовой информации
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов) |
-
| Вводный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | §1.1.1 | |
-
| Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов. П.р. № 1.1 "Кодирование графической информации" | §1.1.2; §1.1.3 | |
-
| Растровая и векторная графика | §1.2.1-1.2.2 | |
-
| Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | §1.3.1-1.3.2 | |
-
| П.р. № 1.2 "Редактирование изображений в растровом графическом редакторе" | §1.3.2 | |
-
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. П.р. № 1.3 "Создание рисунков в векторном графическом редакторе" | §1.3.3 | |
-
| Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | §1.3.4 | |
-
| Растровая и векторная анимация. П.р. № 1.4 "Анимация" | §1.4 | |
-
| Кодирование и обработка звуковой информации. П.р. № 1.5 "Кодирование и обработка звуковой информации" | §1.5 | |
-
| Цифровое фото и видео. П.р. № 1.6 Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу" | §1.6 | |
-
| П.р. № 1.7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | §1.6 | |
-
| Решение задач по теме "Кодирование графической информации" | §1.1-1.6 | |
-
| Контрольная работа № 1 по теме "Кодирование графической информации" | | |
Кодирование и обработка текстовой информации (11 часов) |
-
| Кодирование текстовой информации. П.р. № 2.1 "Кодирование текстовой информации" | §2.1 | |
-
| Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | §2.2; 2.3 | |
-
| Ввод и редактирование документа. П.р. № 2.2 "Вставка в документ формул" | §2.4 | |
-
| Форматирование документа, символов и абзацев. П.р. № 2.3 "Форматирование символов и абзацев" | §2.5 | |
-
| Форматирование текста. Работа со шрифтами | §2.5.1-2.5.2 | |
-
| Нумерованные и маркированные списки. П.р. № 2.4 "Создание и форматирование списков" | §2.5.3 | |
-
| Таблицы. П.р. № 2.5 "Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными" | §2.6 | |
-
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | §2.7 | |
-
| П.р. № 2.6 " Перевод текста с помощью компьютерного словаря" | §2.7 | |
-
| П.р. № 2.7 "Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа | §2.8 | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" | | |
Кодирование и обработка числовой информации (11 часов) |
-
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. П.р. № 3.1 "Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора" | §3.1.1 | |
-
| Арифметические операции в позиционных системах счисления. | §3.1.2 | |
-
| Двоичное кодирование чисел в компьютере. | §3.1.3 | |
-
| Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | §3.2.1-3.2.2 | |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П.р. № 3.2 "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах" | §3.2.3 | |
-
| Встроенные функции. П.р. № 3.3 "Создание таблиц значений функций в электронных таблицах" | §3.2.4 | |
-
| Построение диаграмм и графиков. П.р. № 3.4 "Построение диаграмм различных типов" | §3.3 | |
-
| Базы данных в электронных таблицах. | §3.4.1 | |
-
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П.р. № 3.5 "Сортировка и поиск данных в электронных таблицах" | §3.4.2 | |
-
| Повторение по теме "Кодирование и обработка числовой информации" | §3.1-3.4 | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме "Кодирование и обработка числовой информации" | | |
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования (22 часа) |
-
| Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители | §4.1.1 | |
-
| Блок-схемы алгоритмов. | §4.1.2 | |
-
| Выполнение алгоритмов компьютером | §4.1.3 | |
-
| Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура "ветвление" | §4.2.1-4.2.2 | |
-
| Алгоритмическая структура "выбор". Алгоритмическая структура "цикл" | §4.2.3-4.2.4 | |
-
| Переменные: тип, имя, значение. Арифметические строковые и логические выражения | §4.3-4.4 | |
-
| Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | §4.5 | |
-
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования | §4.6 | |
-
| П.р. № 4.1 "Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования" | §4.1.1 | |
-
| П.р. № 4.2 Проект "Переменные" | §4.1.2 | |
-
| П.р. № 4.3 Проект "Калькулятор" | §4.1.3 | |
-
| П.р. № 4.4 Проект "Строковый калькулятор" | §4.2.1 | |
-
| П.р. № 4.5 Проект "Даты и время" | §4.2.2 | |
-
| П.р. № 4.6 Проект "Сравнение кодов символов" | §4.2.3 | |
-
| П.р. № 4.7 Проект "Отметка" | §4.2.4 | |
-
| П.р. № 4.8 Проект "Коды символов" | §4.3-4.4 | |
-
| П.р. № 4.9 Проект "Слово-перевертыш" | §4.5-4.6 | |
-
| Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic | §4.7 | |
-
| П.р. № 4.10 Проект "Графический редактор" | §4.7 | |
-
| П.р. № 4.11 Проект "Системы координат" | | |
-
| П.р. № 4.12 Проект "Анимация" | §4. 1-4.7 | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме " Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования" | | |
Моделирование и формализация (9 часов) |
-
| Окружающий мир как иерархическая система | §5.1 | |
-
| Моделирование как метод познания | §5.2.1 | |
-
| Материальные и информационные модели. | §5.2.2 | |
-
| Формализация и визуализация моделей | §5.2.3 | |
-
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | §5.3 | |
-
| Построение и исследование физических моделей. П.р. № 5.1 Проект "Бросание мячика в площадку" | §5.4 | |
-
| Приближенное решение уравнений. П.р. № 5.2 Проект "Графическое решение уравнения" | §5.5 | |
-
| Экспертные системы распознавания химических веществ. П.р. № 5.3 Проект "Распознавание удобрений" | §5.6 | |
-
| Информационные модели управления объектами. П.р. № 5.4 Проект "Модели систем управления" | §5.7 | |
Информационное общество (2 часа) |
-
| Информационное общество. Информационная культура | §6.1-6.2 | |
-
| Перспективы развития ИКТ. Итоговое повторение курса информатики 9 класса | §6.3 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-методическое обеспечение
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2012
Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач составленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика. Базовый курс 7 – 9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2012
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2010.
Интернет-ресурсы
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел "Методическая копилка" http://www.chel_edu.ru
ГАНУС А.В. Страница 11