СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класса к учебнику Босовой Л.Л.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике предназначена для работы в 9 классе по учебнику Босовой и рассчитана на 68 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класса к учебнику Босовой Л.Л.»

ИНФОРМАТИКА И ИКТ 9 КЛАСС


Марковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области






РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 28.08.2015 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Горбатенкова Г.Е.

Приказ № 120 от 01.09.2015 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по информатике и ИКТ


9 класса


учитель: Ганус Антонина Валентиновна


















2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов составлена на основе авторского планирования Н. Д. Угриновича для базового курса "Информатика и ИКТ" в основной школе, размещенного в авторской мастерской Н. Д. Угриновича на сайте http:// metodist.lbz.ru, рекомендованного Министерством образования РФ в 2012 году.

УМК Н.Д. Угриновича рекомендован Министерством образования РФ, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета "Информатика и ИКТ". Содержательные линии обучения информатике по УМК Н.Д. Угриновича соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.

Основное содержание авторской программы соответствует образовательной программе, и полностью нашло отражение в дан­ной рабочей программе.

Базовый курс информатики и ИКТ планируется изучить в течение двух лет с 8 по 9 класс. В 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год. В 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС и ГОС).

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;

  • Примерная программа основного общего образования по курсу "Информатика и ИКТ" (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312), которая включена в сборник программ для образовательных учреждений (2-11 класс) (составитель М.Н.Бородин, М., Бином, Лаборатория знаний, 2006г.);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебный план МБОУ Глубокинской школы;

  • Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;

  • Методические письма о преподавании информатики;

  • Требования к оснащению учебного процесса по информатике;

  • Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по информатике".


цели обучения информатике и ИКТ:

      • освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

      • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

      • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

      • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в  учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


задачи обучения:

      • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

      • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

      • освоение ключевых компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования; оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование компьютерной грамотности, направленной на развитие учебно-познавательной компетентности. Во втором — дидактические единицы, которые содержат необходимый компьютерный инструментарий и пошаговую методику его усвоения, общепользовательские умения. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности – совместной учебно-познавательной, творческой или игровой – и в повседневной жизни, в том числе развитие ценностно-смысловой компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Всего

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

13

5

8

Кодирование и обработка текстовой информации

11

3

8

Кодирование и обработка числовой информации 

11

5

6

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

22

9

13

Моделирование и формализация

9

5

4

Информационное общество

2

2

-


Итого

68

29

39


Содержание учебного предмета "информатика и ИКТ"


1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео

Практические работы:

  • Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.

  • Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

  • Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

  • Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.

  • Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

  • Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

  • Практическая работа № 1.7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Контрольные работы:

  • Контрольная работа "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

2.Кодирование и обработка текстовой информации – 11 ч.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  • Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации

  • Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул

  • Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев

  • Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков

  • Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

  • Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

  • Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа

Контрольные работы:

  • Контрольная тестовая работа "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

3.Кодирование и обработка числовой информации – 11 ч.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.

Практические работы:

  • Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  • Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  • Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

  • Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов

  • Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Контрольные работы:

  • Контрольная работа "Кодирование и обработка числовой информации.

4.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(22ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практические работы:

  • Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

  • Практическая работа №4.2. Проект "Переменные"

  • Практическая работа №4.3. Проект "Калькулятор"

  • Практическая работа №4.4. Проект "Строковый калькулятор"

  • Практическая работа №4.5. Проект "Даты и время"

  • Практическая работа №4.6. Проект "Сравнение кодов символов"

  • Практическая работа №4.7. Проект "Отметка"

  • Практическая работа №4.8. Проект "Коды символов"

  • Практическая работа №4.9. Проект "Слово-перевертыш"

  • *Практическая работа №4.10. Проект "Графический редактор"

  • *Практическая работа №4.11. Проект "Системы координат"

  • *Практическая работа №4.12. Проект "Анимация"

Контрольные работы:

  • Контрольная работа "Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования"

Формализация и моделирование(9 ч.)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Практические работы:

  • Практическая работа №* 5.1. Проект "Бросание мячика в площадку"

  • Практическая работа 5.2. Проект "Графическое решение уравнения"

  • Практическая работа 5.3. Проект "Распознавание удобрений"

  • Практическая работа 5.4. Проект "Модели систем управления"

Информатизация общества (2 ч.)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


Контрольно-измерительные материалы:

По разделам курса 9 класса предусмотрены:

контрольные работы (в виде тестирования с выборочным ответом, кратким ответом и практической частью, выполняемой на компьютере) по темам :

  • Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

  • Кодирование и обработка текстовой информации

  • Кодирование и обработка числовой информации 

  • Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования


Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)

Вводный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

§1.1.1


Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов. П.р. № 1.1 "Кодирование графической информации"

§1.1.2; §1.1.3


Растровая и векторная графика

§1.2.1-1.2.2


Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов

§1.3.1-1.3.2


П.р. № 1.2 "Редактирование изображений в растровом графическом редакторе"

§1.3.2


Работа с объектами в векторных графических редакторах. П.р. № 1.3 "Создание рисунков в векторном графическом редакторе"

§1.3.3


Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

§1.3.4


Растровая и векторная анимация. П.р. № 1.4 "Анимация"

§1.4


Кодирование и обработка звуковой информации. П.р. № 1.5 "Кодирование и обработка звуковой информации"

§1.5


Цифровое фото и видео. П.р. № 1.6 Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу"

§1.6


П.р. № 1.7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

§1.6


Решение задач по теме "Кодирование графической информации"

§1.1-1.6


Контрольная работа № 1 по теме "Кодирование графической информации"



Кодирование и обработка текстовой информации (11 часов)

Кодирование текстовой информации. П.р. № 2.1 "Кодирование текстовой информации"

§2.1


Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

§2.2; 2.3


Ввод и редактирование документа. П.р. № 2.2 "Вставка в документ формул"

§2.4


Форматирование документа, символов и абзацев. П.р. № 2.3 "Форматирование символов и абзацев"

§2.5


Форматирование текста. Работа со шрифтами

§2.5.1-2.5.2


Нумерованные и маркированные списки. П.р. № 2.4 "Создание и форматирование списков"

§2.5.3


Таблицы. П.р. № 2.5 "Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными"

§2.6


Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

§2.7


П.р. № 2.6 " Перевод текста с помощью компьютерного словаря"

§2.7


П.р. № 2.7 "Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа

§2.8


Контрольная работа № 2 по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"



Кодирование и обработка числовой информации (11 часов)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. П.р. № 3.1 "Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора"

§3.1.1


Арифметические операции в позиционных системах счисления.

§3.1.2


Двоичное кодирование чисел в компьютере.

§3.1.3


Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.

§3.2.1-3.2.2


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П.р. № 3.2 "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

§3.2.3


Встроенные функции. П.р. № 3.3 "Создание таблиц значений функций в электронных таблицах"

§3.2.4


Построение диаграмм и графиков. П.р. № 3.4 "Построение диаграмм различных типов"

§3.3


Базы данных в электронных таблицах.

§3.4.1


Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П.р. № 3.5 "Сортировка и поиск данных в электронных таблицах"

§3.4.2


Повторение по теме "Кодирование и обработка числовой информации"

§3.1-3.4


Контрольная работа № 3 по теме "Кодирование и обработка числовой информации"



Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования (22 часа)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

§4.1.1


Блок-схемы алгоритмов.

§4.1.2


Выполнение алгоритмов компьютером

§4.1.3


Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура "ветвление"

§4.2.1-4.2.2


Алгоритмическая структура "выбор". Алгоритмическая структура "цикл"

§4.2.3-4.2.4


Переменные: тип, имя, значение. Арифметические строковые и логические выражения

§4.3-4.4


Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

§4.5


Основы объектно-ориентированного визуального программирования

§4.6


П.р. № 4.1 "Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования"

§4.1.1


П.р. № 4.2 Проект "Переменные"

§4.1.2


П.р. № 4.3 Проект "Калькулятор"

§4.1.3


П.р. № 4.4 Проект "Строковый калькулятор"

§4.2.1


П.р. № 4.5 Проект "Даты и время"

§4.2.2


П.р. № 4.6 Проект "Сравнение кодов символов"

§4.2.3


П.р. № 4.7 Проект "Отметка"

§4.2.4


П.р. № 4.8 Проект "Коды символов"

§4.3-4.4


П.р. № 4.9 Проект "Слово-перевертыш"

§4.5-4.6


Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic

§4.7


П.р. № 4.10 Проект "Графический редактор"

§4.7


П.р. № 4.11 Проект "Системы координат"



П.р. № 4.12 Проект "Анимация"

§4. 1-4.7


Контрольная работа № 4 по теме " Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования"



Моделирование и формализация (9 часов)

Окружающий мир как иерархическая система

§5.1


Моделирование как метод познания

§5.2.1


Материальные и информационные модели.

§5.2.2


Формализация и визуализация моделей

§5.2.3


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

§5.3


Построение и исследование физических моделей. П.р. № 5.1 Проект "Бросание мячика в площадку"

§5.4


Приближенное решение уравнений. П.р. № 5.2 Проект "Графическое решение уравнения"

§5.5


Экспертные системы распознавания химических веществ. П.р. № 5.3 Проект "Распознавание удобрений"

§5.6


Информационные модели управления объектами. П.р. № 5.4 Проект "Модели систем управления"

§5.7


Информационное общество (2 часа)

Информационное общество. Информационная культура

§6.1-6.2


Перспективы развития ИКТ. Итоговое повторение курса информатики 9 класса

§6.3




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2012

  2. Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач составленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика. Базовый курс 7 – 9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  3. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2012

  5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2010.


Интернет-ресурсы

  1. Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru

  2. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika

  3. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net

  4. Образовательный портал г. Челябинска. Раздел "Методическая копилка" http://www.chel_edu.ru


ГАНУС А.В. Страница 11