СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 6 класса КРО 7-го вида

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 6 класса на 2014-2015 учебный год , разработанная для классов КРО 7-го вида.Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся указанного класса по всем разделам программы . Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.Программа позволяет всем ученикам процесса получить представление о целях содержания, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Предусматривает выделение этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.Программа учитывает особенности детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 6 класса КРО 7-го вида»


Пояснительная записка

к рабочей программе по информатике 6 «Г» класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 «Г» класса основной школы составлена на основе учебных планов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Приказ министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29\2065-П.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. « Программа курса информатики и ИКТ для 5-8 классов средней основной школы ,5-6 классы» изданной в сборнике « Программы для основной школы : Информатика и ИКТ 5-6 классы , Москва,Бином. Лаборатория знаний,2013».


Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся указанного класса по всем разделам программы . Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа позволяет всем ученикам процесса получить представление о целях содержания, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Предусматривает выделение этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.Программа учитывает особенности детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

  • • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи обучения: При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

1. Усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером.

2. Приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре.

3. Использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.

  1. Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений).

  2. Рациональное дозирование учебного материала.


Задачи обучения:

• выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;

• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;

• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.

Задачи воспитания:

• воспитание средствами предмета культуры личности;

• воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Задачи развития:

• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Валеологические задачи:

• соблюдение гигиенических условий в классе;

• применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;

• использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;

• развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;

• поддержание благоприятного психологического климата на уроке.


4.Характеристика предмета

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Современный период общественного развития характеризуется интенсивным становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

5.Ведущие принципы:

• научность;

• систематичность и последовательность;

• доступность;

• наглядность;

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• воспитывающий и развивающий характер обучения.

6.Учет возрастных и психологических особенностей детей

Учащиеся 6 класса по возрасту относятся к крайнему пределу младшего школьного возраста. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. В психологии детей этого возраста еще сохраняются черты: недостаточное управление своим поведением, недостаточно произвольны отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память и др.). Это может приводить к нарушениям дисциплины. Другой особенностью психических процессов является их конкретность, наглядно-образный характер. Младшие школьники лучше запоминают факты, события, описания внешнего вида предметов, людей. Наглядно-образный характер умственной деятельности имеет и свое положительное значение - создает фундамент для действительного, а не формального усвоения системы научных знаний в школе. Происходит развитие и абстрактного мышления, степень этого развития зависит от организации познавательной деятельности ребенка. К концу младшего школьного возраста возникает интерес к определенным предметам, главным образом таким, которые дают знания и новых фактах, событиях (история, география, естествознание). В жизни детей этого возраста большое место продолжает занимать игра.


7.Условия реализации программы

Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:

• внедрении современных требований к уроку;

• четкой постановке целей урока;

• целесообразном планировании расхода времени на уроке;

• осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

• рациональном планировании урока и каждого его этапа;

• учета возрастных и психологических особенностей детей;

• создания благоприятного психологического климата на уроке.


8.Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

Данная рабочая программа разработана на учебный год, из расчета 1 час в неделю, итого 34 часа.


9.Связь программы со смежными дисциплинами

Данная программа предусматривает межпредметные связи с математикой


10.Формы текущего и итогового контроля

6 класс

Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

• иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создание списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.



    1. Учебно-тематический план на 2014-2015 учебный год для 6г класса

      Название темы

      Количество часов

      общее

      теория

      практика

      1

      Объекты и системы

      9

      6

      3

      2

      Информационные модели

      11

      5

      6

      3

      Алгоритмика

      12

      5

      7

      4

      Резерв

      2

      0

      2


      Итого:

      34

      16

      18

    2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

для 6 г класса КРО 7-го вида


Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Объекты и системы (9 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 2. Информационные модели (11 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);

  • создавать многоуровневые списки;

  • создавать табличные модели;

  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  • создавать диаграммы и графики;

  • создавать схемы, графы, деревья;

  • создавать графические модели.

Тема 3. Алгоритмика (12 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Резерв учебного времени в 6 классах: 2 часа

      1. .Поурочное планирование для 6г класса КРО 7-го вида на 2014 -2015 учебный год

        1.

        Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

        Введение, §1

        Дата проведения

        2.


        Объекты операционной системы.

        Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»


        §2(3)


        3.


        Файлы и папки. Размер файла.

        Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»


        §2(1,2)


        4.


        Разнообразие отношений объектов и их множеств.

        Отношения между множествами.

        Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)


        §3 (1, 2)


        5.


        Отношение «входит в состав».

        Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)


        §3 (3)


        6.


        Разновидности объекта и их классификация.


        §4 (1, 2)


        7.


        Классификация компьютерных объектов.

        Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»


        §4 (1, 2, 3)


        8.


        Системы объектов. Состав и структура системы

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)


        §5 (1, 2)


        9.


        Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)


        §5 (3, 4)


        10.


        Персональный компьютер как система.

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)


        §6


        11.


        Способы познания окружающего мира.

        Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»


        §7


        12.


        Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

        Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)


        §8 (1, 2)


        13.


        Определение понятия.

        Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)


        §8 (3)


        14.


        Информационное моделирование как метод познания.

        Практическая работа №8 «Создаём графические модели»


        §9


        15.


        Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

        Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»


        §10 (1, 2, 3)


        16.


        Математические модели.

        Многоуровневые списки.

        Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»


        §10 (4)


        17.


        Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

        Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»


        §11 (1, 2)


        18.


        Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

        Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»


        §11 (3, 4)


        19.


        Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

        Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)


        §12


        20.


        Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»


        §12


        21.


        Многообразие схем и сферы их применения.

        Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)


        §13 (1)


        22.


        Информационные модели на графах.

        Использование графов при решении задач.

        Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)


        §13 (2, 3)


        23.


        Что такое алгоритм.

        Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»


        §14


        24.


        Исполнители вокруг нас.

        Работа в среде исполнителя Кузнечик


        §15


        25.


        Формы записи алгоритмов.

        Работа в среде исполнителя Водолей


        §16


        26.


        Линейные алгоритмы.

        Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»


        §17 (1)


        27.


        Алгоритмы с ветвлениями.

        Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»


        §17 (2)


        28.


        Алгоритмы с повторениями.

        Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»


        §17 (3)


        29.


        Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник


        §18 (1, 2)


        30.


        Использование вспомогательных алгоритмов.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник


        §18 (3)


        31.


        Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник


        §18 (4)


        32.


        Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»




        Итоговое повторение


        33-34

        Выполнение и защита итогового проекта.


    1. Перечень учебно-методического обеспечения
      по информатике для 6 классов для учителя.
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)