Пояснительная записка
к рабочей программе по информатике 6 «Г» класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 «Г» класса основной школы составлена на основе учебных планов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Приказ министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29\2065-П.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. « Программа курса информатики и ИКТ для 5-8 классов средней основной школы ,5-6 классы» изданной в сборнике « Программы для основной школы : Информатика и ИКТ 5-6 классы , Москва,Бином. Лаборатория знаний,2013».
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся указанного класса по всем разделам программы . Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа позволяет всем ученикам процесса получить представление о целях содержания, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Предусматривает выделение этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.Программа учитывает особенности детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи обучения: При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
1. Усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером.
2. Приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре.
3. Использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений).
Рациональное дозирование учебного материала.
Задачи обучения:
• выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Задачи воспитания:
• воспитание средствами предмета культуры личности;
• воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Задачи развития:
• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Валеологические задачи:
• соблюдение гигиенических условий в классе;
• применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
• использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
• развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;
• поддержание благоприятного психологического климата на уроке.
4.Характеристика предмета
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Современный период общественного развития характеризуется интенсивным становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
5.Ведущие принципы:
• научность;
• систематичность и последовательность;
• доступность;
• наглядность;
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• воспитывающий и развивающий характер обучения.
6.Учет возрастных и психологических особенностей детей
Учащиеся 6 класса по возрасту относятся к крайнему пределу младшего школьного возраста. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. В психологии детей этого возраста еще сохраняются черты: недостаточное управление своим поведением, недостаточно произвольны отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память и др.). Это может приводить к нарушениям дисциплины. Другой особенностью психических процессов является их конкретность, наглядно-образный характер. Младшие школьники лучше запоминают факты, события, описания внешнего вида предметов, людей. Наглядно-образный характер умственной деятельности имеет и свое положительное значение - создает фундамент для действительного, а не формального усвоения системы научных знаний в школе. Происходит развитие и абстрактного мышления, степень этого развития зависит от организации познавательной деятельности ребенка. К концу младшего школьного возраста возникает интерес к определенным предметам, главным образом таким, которые дают знания и новых фактах, событиях (история, география, естествознание). В жизни детей этого возраста большое место продолжает занимать игра.
7.Условия реализации программы
Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:
• внедрении современных требований к уроку;
• четкой постановке целей урока;
• целесообразном планировании расхода времени на уроке;
• осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
• рациональном планировании урока и каждого его этапа;
• учета возрастных и психологических особенностей детей;
• создания благоприятного психологического климата на уроке.
8.Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат
Данная рабочая программа разработана на учебный год, из расчета 1 час в неделю, итого 34 часа.
9.Связь программы со смежными дисциплинами
Данная программа предусматривает межпредметные связи с математикой
10.Формы текущего и итогового контроля
6 класс
Учащиеся должны:
• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
• различать необходимые и достаточные условия;
• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
• иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создание списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
- Учебно-тематический план на 2014-2015 учебный год для 6г класса
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Объекты и системы | 9 | 6 | 3 |
2 | Информационные модели | 11 | 5 | 6 |
3 | Алгоритмика | 12 | 5 | 7 |
4 | Резерв | 2 | 0 | 2 |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
-
-
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
для 6 г класса КРО 7-го вида
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Объекты и системы (9 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность: анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; упорядочивать информацию в личной папке. |
Тема 2. Информационные модели (11 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания); создавать многоуровневые списки; создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать диаграммы и графики; создавать схемы, графы, деревья; создавать графические модели. |
Тема 3. Алгоритмика (12 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая деятельность: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. |
Резерв учебного времени в 6 классах: 2 часа |
- .Поурочное планирование для 6г класса КРО 7-го вида на 2014 -2015 учебный год
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1 | Дата проведения |
2. | | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | | §2(3) | |
3. | | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | | §2(1,2) | |
4. | | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | | §3 (1, 2) | |
5. | | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | | §3 (3) | |
6. | | Разновидности объекта и их классификация. | | §4 (1, 2) | |
7. | | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | | §4 (1, 2, 3) | |
8. | | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | | §5 (1, 2) | |
9. | | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | | §5 (3, 4) | |
10. | | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | | §6 | |
11. | | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | | §7 | |
12. | | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | | §8 (1, 2) | |
13. | | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | | §8 (3) | |
14. | | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | | §9 | |
15. | | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | | §10 (1, 2, 3) | |
16. | | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | | §10 (4) | |
17. | | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | | §11 (1, 2) | |
18. | | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | | §11 (3, 4) | |
19. | | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | | §12 | |
20. | | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | | §12 | |
21. | | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | | §13 (1) | |
22. | | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | | §13 (2, 3) | |
23. | | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | | §14 | |
24. | | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | | §15 | |
25. | | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | | §16 | |
26. | | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | | §17 (1) | |
27. | | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | | §17 (2) | |
28. | | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | | §17 (3) | |
29. | | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | | §18 (1, 2) | |
30. | | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | | §18 (3) | |
31. | | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | | §18 (4) | |
32. | | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | | | |
Итоговое повторение | |
33-34 | Выполнение и защита итогового проекта. | |
-
-
-
-
- Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 6 классов для учителя.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)