Муниципальная бюджетная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа №18» г.Альметьевска
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР директор школы
_______/(Хуснутдинова Т.И.) _______/(Пузырева М.Н.) ________/(Дмитриева Н.М.)
«____»___________________2014г «_____»________________2014г «_____»________________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________по информатике______________
(название учебного курса, предмета)
Ф.И.О. педагога _Шаяхметовой Айгуль Нургаязовны
Класс 9 А, Б, М_
Уровень базовый________________
(базовый, профильный)
2014-2015 учебный год
Протокол №__________
заседания пед.совета
«___»____________2014г
Альметьевск, 2014 год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть1), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 года №1897;
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189;
Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12;
Учебного плана МБОО «СОШ №18» г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2014г.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Положения о рабочих программах педагога МБОО «СОШ №18»;
Сборника программ для общеобразовательных учреждений Информатика 2-11 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
Содержание рабочей программы для 9-ых классов согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование»..
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, базами данных, интернетом.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного/практического опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 10 компьютерами, имеющих доступ Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, УМК под редакцией Семакина И.Г.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Количество часов
Всего – 68 часов
в неделю – 2 часа
для проведения лабораторных, практических работ, практикумов, для проведения исследований, составления проектов – 21 час
на контрольные и тестовые работы – 11 часов
Содержание курса информатики и ИКТ для 9 класса
Согласно примерной программе на изучение предмета информатики отводится _70_ часов; по учебному плану МБОУ «СОШ № 18» отводится 68 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов
Содержание | Кол-во часов |
По примерной программе | По рабочей программе | Практические работы | Проверочные работы |
Передача информации в компьютерных сетях | 10 | 10 | 4 | 2 |
Информационное моделирование | 5 | 5 | 1 | 1 |
Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | 12 | 4 | 2 |
Табличные вычисления на компьютере | 10 | 10 | 3 | 1 |
Управление и алгоритмы | 10 | 10 | 4 | 2 |
Программное управление работой компьютера | 12 | 13 | 5 | 1 |
Информационные технологии и общество | 4 | 6 | | 1 |
Резерв | 7 | 2 | | 1(итоговая) |
итого | 70 | 68 | 21 | 11 |
Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование (5 часов)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере (10 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Управление и алгоритмы (10 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Программное управление работой компьютера (13 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество (6 часов)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Календарно – тематическое планирование по информатике в 9 «А, Б, М» классах
№ | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Дата 9 «А» | Дата 9 «Б» | Дата 9 «М» |
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту |
1. | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | Урок ознакомления с новым материалом | понятие компьютерной сети; назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей; назначение и принципы работы электронной почты; основные протоколы передачи данных; назначение программы-браузера и её управляющих элементов; технология поиска информации в сети Интернет; сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ; преобразование информации одного вида в другой; представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; | поиск информации в литературе и Интернете; самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач; | Выборочный опрос | 02.09 | 02.09 | 05.09 | 05.09 | 03.09 | 03.09 |
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | Лабораторно-практическая работа | Практика | 02.09 | 02.09 | 06.09 | 06.09 | 05.09 | 05.09 |
3. | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | Урок ознакомления с новым материалом | Экспресс-опрос | 09.09 | 09.09 | 12.09 | 12.09 | 10.09 | 10.09 |
4. | Работа с электронной почтой | Лабораторно-практическая работа | Практика | 09.09 | 09.09 | 13.09 | 13.09 | 12.09 | 12.09 |
5. | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 16.09 | 16.09 | 19.09 | 19.09 | 17.09 | 17.09 |
6. | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 16.09 | 16.09 | 20.09 | 20.09 | 19.09 | 19.09 |
7. | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 23.09 | 23.09 | 26.09 | 26.09 | 24.09 | 24.09 |
8. | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Лабораторно-практическая работа | Практика | 23.09 | 23.09 | 27.09 | 27.09 | 27.09 | 27.09 |
9. | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | Лабораторно-практическая работа | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Контрольная работа | 30.09 | 30.09 | 03.10 | 03.10 | 01.10 | 01.10 |
10. | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Урок применения знаний и умений | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | | Контрольное тестирование | 30.09 | 30.09 | 04.10 | 10.10 | 04.10 | 08.10 |
11. | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | Урок ознакомления с новым материалом | основные виды классификации моделей; основные типы информационных моделей; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения; разработка схемы моделирования для любой задачи; построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере; выделение объекта управления и управляющего воздействия; | умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта;проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | Уплотнённый фронтальный опрос | 07.10 | 07.10 | 10.10 | 10.10 | 08.10 | 08.10 |
12. | Табличные модели. | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 07.10 | 07.10 | 11.10 | 11.10 | 11.10 | 11.10 |
13. | Информационное моделирование на компьютере | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 14.10 | | 17.10 | | 15.10 | 15.10 |
14. | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Лабораторно-практическая работа | Практика | 14.10 | | 18.10 | | 18.10 | 18.10 |
15. | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Урок применения знаний и умений | Контрольное тестирование | 21.10 | | 24.10 | | 22.10 | |
16. | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Урок ознакомления с новым материалом | понятие базы данных и ее основных элементов; технология создание и редактирования баз данных; технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации; назначение и технология создания форм, отчетов, запросов; создание и редактирование базы данных; заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных; создание и редактирование формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы; реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов; реализация запросов со сложными условиями выборки; | оперирование понятиями, суждениями; установление причинно-следственных связей; классификация информации; умение составлять таблицы, схемы, графики; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; | Выборочный опрос | 21.10 | | 25.10 | | 25.10 | |
17. | Назначение СУБД. | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнённый фронтальный опрос | 28.10 | | 31.10 | | 29.10 | |
18. | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | Комбинированный урок | Экспресс-орпос | 28.10 | | 01.11 | | 01.11 | |
19. | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Лабораторно-практическая работа | Практическая работа | 11.11 | | 14.11 | | 12.11 | |
20. | Условия поиска информации, простые логические выражения | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнённый фронтальный опрос | 11.11 | | 15.11 | | 15.11 | |
21. | Формирование простых запросов к готовой базе данных | Лабораторно-практическая работа | Практическая работа | 18.11 | | 21.11 | | 19.11 | |
22. | Логические операции. Сложные условия поиска | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнённый фронтальный опрос | 18.11 | | 22.11 | | 22.11 | |
23. | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Лабораторно-практическая работа | Практическая работа | 25.11 | | 27.11 | | 25.11 | |
24. | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнённый фронтальный опрос | 25.11 | | 28.11 | | 29.11 | |
25. | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Лабораторно-практическая работа | Практика | 02.12 | | 05.12 | | 03.12 | |
26. | Итоговая работа по базам данных | Лабораторно-практическая работа | Практическая контрольная работа | 02.12 | | 06.12 | | 06.12 | |
27. | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Урок применения знаний и умений | Контрольное тестирование | 09.12 | | 12.12 | | 10.12 | |
28. | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера | Урок ознакомления с новым материалом | типы систем счисления; системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм; перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления; перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления; создание структуры ЭТ и заполнение её данными; редактирование электронной таблицы; использование шрифтового оформления и других операций форматирования; запись формул и использование в них встроенных функций; создание и редактирование диаграммы; | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | Решение задач | 09.12 | | 13.12 | | 13.12 | |
29. | Представление чисел в памяти компьютера | Комбинированный урок | Выборочный опрос | 16.12 | | 19.12 | | 17.12 | |
30. | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 16.12 | | 20.12 | | 20.12 | |
31. | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 23.12 | | 26.12 | | 24.12 | |
32. | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 23.12 | | 27.12 | | 27.12 | |
33. | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Лабораторно-практическая работа | Практика | 13.01 | | 16.01 | | 14.01 | |
34. | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | Урок ознакомления с новым материалом | Выборочный опрос | 13.01 | | 17.01 | | 17.01 | |
35. | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 20.01 | | 23.01 | | 21.01 | |
36. | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 20.01 | | 24.01 | | 24.01 | |
37. | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Урок применения знаний и умений | Контрольное тестирование | 27.01 | | 30.01 | | 28.01 | |
38. | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Урок ознакомления с новым материалом | понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи; структура замкнутой и разомкнутой систем управления; назначение алгоритма и его определение; структура основных алгоритмических конструкций; представление алгоритма в виде блок-схемы; основные стадии разработки алгоритма; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов; работа в среде учебного исполнителя; | действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | Выборочный опрос | 27.01 | | 31.01 | | 31.01 | |
39. | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 03.02 | | 06.02 | | 04.02 | |
40. | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | 03.02 | | 07.02 | | 07.02 | |
41. | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 10.02 | | 13.02 | | 11.02 | |
42. | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | Комбинированный урок | Решение задач | 10.02 | | 14.02 | | 14.02 | |
43. | Работа с циклами. Выполнение практического задания | Лабораторно-практическая работа | Практика | 17.02 | | 20.02 | | 18.02 | |
44. | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 17.02 | | 21.02 | | 21.02 | |
45. | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Лабораторно-практическая работа | Практика | 24.02 | | 27.02 | | 25.02 | |
46. | Зачётное задание по алгоритмизации. | Лабораторно-практическая работа | Контрольная практическая работа | 24.02 | | 28.02 | | 28.02 | |
47. | Тест по теме «Управление и алгоритмы» | Урок применения знаний и умений | Контрольное тестирование | 03.03 | | 06.03 | | 04.03 | |
48. | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Урок ознакомления с новым материалом | назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; | выполнение действий по инструкции, алгоритму; составление алгоритмов; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | Экспресс-опрос | 03.03 | | 07.03 | | 07.03 | |
49. | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | Комбинированный урок | Выборочный опрос | 10.03 | | 13.03 | | 11.03 | |
50. | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания | Лабораторно-практическая работа | Практика | 10.03 | | 14.03 | | 14.03 | |
51. | Оператор ветвления | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 17.03 | | 20.03 | | 18.03 | |
52. | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | Лабораторно-практическая работа | Практика | 17.03 | | 21.03 | | 21.03 | |
53 | Логические операции на Паскале | Урок ознакомления с новыми знаниями | Выборочный опрос | 24.03 | | 27.03 | | 25.03 | |
54 | Логические операции на Паскале | Лабораторно-практическая работа | Практика | 24.03 | | 28.03 | | 28.03 | |
55. | Циклы на языке Паскаль | Комбинированный урок | Экспресс-опрос | 07.04 | | 10.04 | | 08.04 | |
56. | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | Лабораторно-практическая работа | Практика | 07.04 | | 11.04 | | 11.04 | |
57. | Одномерные массивы в Паскале | Урок ознакомление с новыми знаниями | Фронтальный опрос | 14.04 | | 17.04 | | 15.04 | |
58. | Разработка программ обработки одномерных массивов | Лабораторно-практическая работа | Практика | 14.04 | | 18.04 | | 18.04 | |
59. | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Комбинированный урок | Уплотнённый фронтальный опрос | 21.04 | | 24.04 | | 22.04 | |
60. | Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Урок применения знаний и умений | Тестирование | 21.04 | | 25.04 | | 25.04 | |
61. | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Урок ознакомления с новыми знаниями | характерные черты информационного общества и информационной культуры человека; проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных; умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы; умение определять основные компоненты информационной культуры человека; | умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности | Выборочный опрос | 28.04 | | 02.05 | | 29.04 | |
62. | История ЭВМ и ИКТ | Комбинированный урок | Экспресс-опрос | 28.04 | | 08.05 | | 02.05 | |
63. | Основы социальной информатики | Урок ознакомления с новыми знаниями | Уплотнённый фронтальный опрос | 05.05 | | 15.05 | | 06.05 | |
64. | Тест по теме «Информационные технологии и общество». Подготовка к итоговому тестированию. | Урок применения знаний и умений | Тестирование | 05.05 | | 16.05 | | 13.05 | |
65. | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Урок применения знаний и умений | | определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | Тестирование | 12.05 | | 22.05 | | 16.05 | |
66. | Анализ к\р. Подведение итогов работы за год. | Урок повторения пройденного материала | | Повторение | 12.05 | | 23.05 | | 20.05 | |
67 | Резерв | Резерв | | Резерв | 19.05 | | 29.05 | | 23.05 | |
68 | Резерв | Резерв | | Резерв | 19.05 | | 30.05 | | 27.05 | |
Используемый УМК для учащихся:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
Используемый УМК для учителя:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика, базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А.А., Пугач В.И., Добудько Т.В., Матвеева Н.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Поурочные разработки по информатике: 9 класс. Сухих Н.А.– М.: ВАКО, 2012.
Методика решений учебных задач средствами программирования: методическое пособие / Р.Р. Сулейманов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9: базовый, повышенный, высокий уровни. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс / Сост. М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
ГИА-2013: Экзамен в новой форме6 информатика: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.П. кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. – Москва: Астрель, 2013.
В помощь учителю √ Газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября" - http://inf.1september.ru
√ Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников - http://www.phis.org.ru/informatika/
√ Информатика и информационные технологии в образовании - http://www.rusedu.info
√ Дидактические материалы по информатике и математике - http://comp-science.narod.ru
√ Kлякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
√ Методические и дидактические материалы к урокам информатики - http://ekochelaeva.narod.ru
√ Теоретический минимум по информатике - http://teormin.ifmo.ru
√ Учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей - http://www.computer-museum.ru
√ Энциклопедия персонального компьютера - http://mega.km.ru/pc/
√ Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники - http://algolist.manual.ru
√ Библиотека алгоритмов - http://alglib.sources.ru
√ Первые шаги: уроки программирования - http://www.firststeps.ru
√ Изучаем алгоритмизацию - http://inform-school.narod.ru
√ Математика и программирование - http://ww w.mathprog.narod.ru
√ Некоторые математические алгоритмы - http://algorithm.narod.ru
√ Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям - http://test.specialist.ru
√ Онлайн-тестирование по информационным технологиям -
http://tests.academy.ru
√ Тесты по информатике и информационным технологиям - http://www.junior.ru/wwwexam/
√ Уральские олимпиады по программированию и математике - http://contest.ur.ru
√ Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИТ Олимпиадная информатика- http://www.olympiads.ru
√ Олимпиада по кибернетике для школьников- http://cyber-net.spb.ru
√ Российская интернет-школа информатики и программирования - http://ips.ifmo.ru
√ сайт «Вместе с детьми» решение задач - http://avnsite.narod.ru/ivt.htm
√ задачи по информатике - http://www.problems.ru/inf/
√ олимпиадные задачи по информатике с решениями - http://olimp-zadachi.narod.ru/
√ полный обучающий курс Паскаль - http://biblioteka.net.ru/data/pascal/pas1/
√ примеры решения задач –
√ Паскаль – школьникам - http://pascal-md.narod.ru/
√ программирование на Паскале - http://chemisk.narod.ru/
√ изучение программирования на Паскале - http://pascalstudy.narod.ru/
√ полный курс обучению программированию на языке Паскаль - http://www.pascaler.ru/
√тесты по информатике - http://markx.narod.ru/inf/
√ ЕГЭ с решениями 2007 г - http://www.intuit.ru/department/informatics/ege/0/1.html
√ тесты, учебники, задачник, мультимедиа по информатике - http://marklv.narod.ru/edu/
√ тематические тесты по информатике - http://www.junior.ru/wwwexam
18