Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО зам директора по УВР Директор школы _________
Протокол № 1 ________/ Нестеренко О. А. /Кравцова Е. В.
от «___ » 08. 2015 Приказ № 112
от «01» сентября 2015
Рабочая программа
по предмету Информатика (информатика и ИКТ)
10 - 11 класс
Учитель: Нестеренко О. А.
2015-2017
Пояснительная записка
С 1 сентября 2012 года в 10-11 классах образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Часы, отведенные в учебном плане образовательного учреждения на изучение предметов регионального компонента, входят в обязательную учебную нагрузку учащегося. Учебная нагрузка за два года обучения составляет 69(35+34) часов, по 1 часу в неделю.
Предмет регионального компонента «Информатика (информатика и ИКТ)» изучается независимо от того, изучается ли предмет федерального компонента «Информатика и ИКТ» в каждом конкретном профиле.
Изучение предмета направлено на освоение методов информационной деятельности, используемых в различных областях практической деятельности. Основными целями преподавания выступают:
приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.
формирование универсальных учебных действий обработки информации;
развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.
приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
развитие информационного мировоззрения у учащихся;
формирование информационно-технологической культуры старшеклассников.
развитие межпредметных связей с учетом профилизации образования;
знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
социализация личности обучающегося.
Учитывая практический характер введенного предмета, занятия проводятся в компьютерных классах с применением современных средств ИКТ.
В примерных программах перечислены разделы и темы, которые рекомендуется изучать в 10 (1-й год обучения) или 11 (2-й год обучения) классе. Распределение учебных тем по годам обучения организовано таким образом, что программа для каждого класса (года обучения) носит самостоятельный характер. Поэтому, если предмет изучается только в 11-м классе, то можно выбирать часть программы первого или второго года обучения, независимо от того, что в 10-м классе предмет не изучался.
Содержание практических заданий рекомендуется связать с выбранным профилем обучения. Ежегодно курс завершается выполнением и защитой творческого проекта.
Для методической поддержки преподавания предмета рекомендуется использовать электронные образовательные ресурсы и перечисленные ниже учебные пособия, подготовленные в издательствах, включенных МОН РФ в перечень издательств, имеющих право на издание учебной литературы для учащихся.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы для универсального профиля, предлагаемой в сборнике «Примерные программы и учебно-тематические планы» авторского коллектива - БачуринаЛ.С., Листрова Л. В., Лопушанская Н.Д. Ярчикова Н.В., Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012 г.
Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.
Содержание практических заданий рекомендуется связать с практическими потребностями человека в информационном обществе.
Данный курс изучается наряду с изучением курса «Информатика и ИКТ» федерального уровня.
Программа для универсального профиля
№ | Тема | 10 класс | 11 класс |
-
| Настройка и техническая поддержка персонального компьютера. | 2 | 1 |
-
| Работа в сети Интернет. | 12 | 0 |
-
| Обработка текстовой информации. | 10 | 0 |
-
| Обработка графической информации. | 0 | 10 |
-
| Обработка табличной информации. | 0 | 8 |
-
| Обработка звуковой информации. | 0 | 3 |
-
| Обработка видеоинформации. | 0 | 8 |
-
| Создание мультимедийных презентаций. | 6 | 0 |
-
| Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. | 4 | 4 |
-
| Резерв. | 1 | 0 |
Всего | 35 | 34 |
Список рекомендуемой учебной литературы
Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 213 с.
Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. http://office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.
Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224 с.
Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere Pro CS2 : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 80 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 303 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : практикум. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87 с.
Сергеев А.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель. – Киев : Вильямс, 2010. – 624 с.
Спиридонов О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту : методическое пособие / О.В. Спиридонов, Н.С. Вольпян. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 354 с.
Учебные проекты с использованием Microsoft® Office :учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с.
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Настройка и техническая поддержка персонального компьютера.
Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места.
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Восстановление работоспособности операционной системы.
Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Тема 2. Работа в сети Интернет.
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Поиск информации в сети Интернет. Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов.
Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность.
Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета.
Правовые основы работы с информацией. Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации.
Изучение закона об авторском праве. Правила защиты личной информации.
Использование сети Интернет для подготовки рефератов. Онлайн-сервисы в жизни. Интернет и будущая профессия.
Тема 3. Обработка текстовой информации.
Использование шаблонов для создания документов. Колонтитулы и номера страниц. Параметры страницы. Понятие раздела. Создание колонок. Использование тем для оформления документа. Орфографический контроль документа. Использование справки.
Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации.
Стиль. Набор стилей. Создание новых стилей. Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Сноски и гиперссылки.
Создание сложных таблиц. Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. Вставка, размещение и изменение размеров автофигур.
Виды деловых документов. Требования к их оформлению.
Тема 4. Обработка графической информации.
Основные понятия компьютерной графики. Сканирование графических изображений. Получение фотографий с помощью электронных устройств.
Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.
Рабочее окно и инструменты графического редактора. Создание и обработка графических изображений. Создание и редактирование текстовых надписей. Создание коллажей. Разработка делового стиля средствами графического редактора.
Тема 5. Обработка табличной информации.
Редактор электронных таблиц. Типы данных. Набор и редактирование данных, поиск, замена. Сортировка и фильтрация.
Создание, сохранение, копирование, перемещение рабочих книг. Работа с листами. Размещение информации сразу на нескольких листах. Размер строк и столбцов. Выравнивание содержимого ячеек. Предварительный просмотр. Слияние ячеек. Подготовка документа к печати.
Вставка графических объектов.
Ввод и редактирование формул в ячейках. Решение задач с использованием основных функций.
Создание диаграмм с использованием мастера диаграмм.
Построение информационных моделей в среде табличного редактора.
Тема 6. Обработка звуковой информации.
Что такое звук. Средства воспроизведения, записи и обработки звуковой информации.
Программы для обработки звуковой информации.
Тема 7. Обработка видеоинформации.
Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.
Что такое видеомонтаж. Основные характеристики цифрового видео.
Разработка сценария и подбор графических и видеоматериалов.
Знакомство с интерфейсом программ редактирования видео (на примере одной из программ). Добавление файлов в видеоклип. Приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.
Тема 8. Создание мультимедийных презентаций.
Разработка мультимедийных презентаций. Разработка дизайна презентации. Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Оформление презентации.
Вставка мультимедийных объектов. Работа со звуком и видео. Навигационная структура презентации.
Использование триггеров.
Тема 9. Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.
Развитие способностей синтезировать информацию из различных источников. Развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков. Наглядное представление информации.
Тематика учебных проектов курса для 10 класса (1-й год обучения)
Разработка макета информационного бюллетеня (по образовательной тематике в поддержку одного из изучаемых предметов).
Разработка макета школьной газеты (по образовательной тематике в поддержку одного из изучаемых предметов).
Разработка макета тематического журнала(по образовательной тематике в поддержку одного из изучаемых предметов).
Тематика учебных проектов курса для 11 класса (2-й год обучения)
1.Моя будущая профессия.
Создание сборника музыкальных композиций к выпускному вечеру с включением в них речевых комментариев.
Написание сценария и съемка с помощью цифровой камеры короткометражного фильма о школьной жизни. Включение в него речевых комментариев, видеоэффектов, субтитров переходов.
Необходимое оборудование
1.Компьютерный класс персональных компьютеров (ноутбуков), обеспечивающий индивидуальную работу учащихся за компьютерами.
Наличие выхода в интернет с каждого рабочего места.
Сканеры (желательно несколько из расчета один сканер для работы группы до 5 учащихся).
Принтер.
Микрофоны и наушники на каждом рабочем месте.
Мультимедийный проектор .
Фотоаппараты или другие цифровые устройства для записи звука и видео (желательно несколько для одновременной работы до 5 учащихся).
Интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
-
| Инструктаж по ТБ. Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности | 1 | | |
-
| Наиболее распространенные неполадки операционной системы. | 1 | | |
-
| Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. | 1 | | |
-
| Поиск информации в сети Интернет. | 1 | | |
-
| Электронная переписка. | 1 | | |
-
| Сетевое общение. | 1 | | |
-
| Правовые основы работы с информацией. | 1 | | |
-
| Авторское право. | 1 | | |
-
| Защита личной информации. | 1 | | |
-
| Использование сети Интернет для подготовки рефератов. | 1 | | |
-
| Онлайн-сервисы в жизни. | 1 | | |
-
| Онлайн-сервисы в жизни. | 1 | | |
-
| Интернет и моя будущая профессия. | 1 | | |
-
| Интернет – виртуальная лаборатория. | 1 | | |
-
| Настройка параметров текстового редактора | 1 | | |
-
| Текстовый редактор. Работа с шаблонами. | 1 | | |
-
| Инструктаж по ТБ. Текстовый редактор. Работа с шаблонами. | 1 | | |
18. | Сканирование и распознавание текстовой информации. | 1 | | |
19. | Создание оглавлений. | 1 | | |
20. | Организация навигации в текстовых документах. | 1 | | |
21. | Работа с таблицами. | 1 | | |
22. | Вставка и изменение объектов. | 1 | | |
23. | Сохранение и защита документа. | 1 | | |
24. | Разработка мультимедийных презентаций. | 1 | | |
25. | Разработка дизайна презентации. | 1 | | |
26. | Триггеры. | 1 | | |
27. | Разработка мультимедийных презентаций. | 1 | | |
28. | Работа со звуком и видео. | 1 | | |
29. | Переходы в презентации. | 1 | | |
30 | Разработка творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
31 | Разработка творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
32 | Защита творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
33-35 | Резерв. | 3 | | |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
-
| Инструктаж по ТБ. Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. | 1 | | |
-
| Основные понятия компьютерной графики. | 1 | | |
-
| Работа с графическими изображениями. | 1 | | |
-
| Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях. | 1 | | |
-
| Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях. Тестирование. | 1 | | |
-
| Создание графических изображений. | 1 | | |
-
| Обработка графических изображений. | 1 | | |
-
| Обработка графических изображений. | 1 | | |
-
| Работа с текстом. | 1 | | |
-
| Разработка сложных графических объектов. | 1 | | |
-
| Разработка сложных графических объектов. Контроль. | 1 | | |
-
| Обработка звуковой информации. | 1 | | |
-
| Обработка звуковой информации. | 1 | | |
-
| Обработка звуковой информации. | 1 | | |
-
| Обработка видеоинформации. | 1 | | |
-
| Компьютерный видеомонтаж. | 1 | | |
-
| Инструктаж по ТБ. Сценарий и съемка. | 1 | | |
18. | Видеомонтаж. | 1 | | |
19. | Видеомонтаж. | 1 | | |
20. | Видеомонтаж. | 1 | | |
21. | Создание видеофильмов. Контрольное занятие. | 1 | | |
22. | Работа с ячейками электронной таблицы. | 1 | | |
23. | Работа с рабочими листами и рабочими книгами электронной | 1 | | |
24. | Подготовка документа к печати. | 1 | | |
25. | Работа с формулами и функциями. | 1 | | |
26. | Работа с формулами и функциями. | 1 | | |
27. | Использование диаграмм и объектов. | 1 | | |
28. | Совместная работа приложений. | 1 | | |
29. | Информационное моделирование. | 1 | | |
30. | Разработка творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
31 | Разработка творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
32 | Разработка творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
33 | Защита творческого исследовательского проекта. | 1 | | |
34 | Итоговый контроль. | 1 | | |
35 | Резервный урок | 1 | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса информатики (информатики и ИКТ) в 10 - 11 классах ученик должен
знать/понимать
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем.
Уметь
Разработать мультимедийные презентации.
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Использовать основные приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.