Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
п. Мичуринский Пензенского района Пензенской области
Программа рассчитана на 34 часа.
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
Компьютер как исполнитель алгоритмов.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.
Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.
Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
- что такое класс объектов.
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
- работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.
№ | Название урока, темы | Кол-во часов | Тип урока | Основные умения (предметные) | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного содержания | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения |
По план. | По факт. |
1 четверть ( 8 часов ) |
1 | Информация (что мы о ней знаем) | 1 | Комбиниро-ванный | Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. | Знать, что информация – сведения об окружающем нас мире; основные источники информации; двоичный код; правила работы на компьютере. Уметь осознанно работать с информацией; кодировать слова и рисунки; определять истинные и ложные высказывания. | Двоичное кодирование текстовой информации. | Фронтальная работа | С. 4-6, № 4 | 5.09 | |
.2 | Компьютер (что мы о нем знаем) | 1 | Комбиниро-ванный | Компьютер как исполнитель алгоритмов. Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером | Знать, что компьютер – машина для обработки информации; устройство компьютера. Уметь соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьтере; определять название устройств компьютера; целенаправленно работать с информацией | | Индивидуальный опрос | С. 7-9, № 8 | 12.09 | |
3 | Объекты и их свойства. Список. | 1 | Комбиниро-ванный | Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книга, СМИ, природа, общение с др. людьми) | Знать понятия «объект», «свойства», «список», «элемент»; что список состоит из элементов. Уметь определять объекты; анализировать свойства предметов и выделять общий признак; составлять список из данных элементов | Объект и его свойства. Устройства для счета. Русский счет. Японский соробан. Китайский суан-пан | Самостоятельная работа | С. 10-15, № 12 | 19.09 | |
4 | Объекты и их свойства. Список. | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены | Знать понятия «имя свойства», «значение свойства». Уметь определять имя и значение свойств объектов; составлять списки элементов с разными свойствами; выполнять классификацию слов по группам (объекты, имена свойств, значения свойств) | Имя и значения свойств | Фронтальная работа | С. 16-18, №16 | 26.09 | |
5 | Объекты и их свойства. Список | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации | Знать понятия «двоичное кодирование информации» и «пробел». Уметь выполнять двоичное кодирование слов; код «пробела» | Поиск объекта, заданного его свойствами | Фронтальная работа | | 3.10 | |
6 | Порядок элементов в списке | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация | Знать порядок перечисления объектов в списке; понятие «упорядоченный список». Уметь составлять списки объектов по разным признакам; давать название группе объектов; определять истинные высказывания | Конструирование объекта по его свойствам. Порядок элементов в списке | Самостоятельная работа | С. 19-22, №20 | 10.10 | |
7 | Порядок элементов в списке | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком | Знать особенности составления упорядоченного списка объектов. Уметь составлять упорядоченные списки; определять свойства элементов | Описание объекта с помощью его свойств как информационная статистическая модель объекта | Фронтальная работа | С. 23-25, №24 | 17.10 | |
8 | Многоуровневые списки | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Знать понятия «многоуровневый список», «элемент первого уровня», «элемент второго уровня». Уметь составлять многоуровневый список; записывать адрес объекта; определять истинные и ложные высказывания о многоуровневых списках | Сравнение объектов. Многоуровневый список | Фронтальная работа | С. 26-29, №28 | 24.10 | |
2 четверть ( 7 часов ) |
9 | Простые и многоуровневые списки | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Знать двоичный код. Уметь составлять кодовую таблицу; кодировать рисунки двоичным кодом; определять количество ячеек в памяти; составлять многоуровневые списки; указывать источник информации | Старинные русские меры длины | Тест | С. 30-31, №32 | 14.11 | |
10 | Многоуровневый список | 1 | Комбиниро-ванный | Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета. | Уметь «читать» многоуровневый список; находить объект, соответствующий данному описанию | | Фронтальная работа | С. 32-34, №36 | 21.11 | |
11 | Классы объектов | 1 | Комбиниро-ванный | Истинные высказывания. Ложные высказывания | Знать понятия «класс объектов», «элемент класса». Уметь определять объекты по данным свойствам; подбирать название классу объектов; анализировать свойства элементов одного класса; выбирать объекты одного класса; выбирать объекты одного класса; называть источники информации; определять истинность высказывания | Понятие класса объектов | Самостоятельная работа | С. 35-38, №40 | 28.11 | |
12 | Таблицы | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Знать понятия «таблица», «строка», «столбец», «ячейка». Уметь давать названия столбца таблицы; составлять таблицы; читать таблицы; отвечать на вопросы, используя данные таблицы; определять истинные и ложные высказывания | Примеры классов объектов | Самостоятельная работа | С.39-43, №44 | 5.12 | |
13 | Таблицы | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Знать принципы построения таблицы. Уметь определять истинность высказываний; решать логические задачи с помощью таблицы; использовать программу «Логика»; собирать информацию для составления двух списков | Разбиение набора объектов на два и более классов. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам | Фронтальная работа | С.44-45, №48 | 12.12 | |
14 | Порядок записей в таблице | 1 | Комбиниро-ванный | Порядок записи в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Знать понятия «запись», «порядок записей». Уметь отвечать на вопросы по таблице; записывать названия столбцов таблицы; определять, как упорядочены записи в таблице; использовать программу «Самый-самый»; находить информацию в справочной литературе; записывать информацию в таблице по алфавиту | | Фронтальная работа | С.46-49, №52 | 19.12 | |
15 | Порядок записей в таблице | 1 | Обобщение | Порядок записи в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов | Знать виды таблиц. Уметь отвечать на вопросы о разных таблицах; использовать информацию из двух таблиц; выполнять предложенный алгоритм; использовать информацию; выделять объекты, принадлежащие одному классу | | Тест | С.50-53, №56 | 26.12 | |
3 четверть ( 11 часов ) |
16 | Порядок записей в таблице | 1 | Комбиниро-ванный | Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета | Знать понятия «список», «способы организации информации». Уметь заполнять таблицу; отвечать на вопросы по таблице; пользоваться справочниками для получения информации; определять истинность высказываний | | Фронтальная работа | С.54-57, №60 | 16.01 | |
17 | Твои успехи | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Уметь выполнять готовые алгоритмы; составлять список объектов по определенному свойству; дописывать многоуровневый список устройств компьютера; давать объектам общее название; определять истинность высказываний; делить объекты на классы; составлять и заполнять таблицы; использовать информацию в таблице; выбирать способ организации информации | | Индивидуальный опрос | С.58-68, | 23.01 | |
18 | Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | Комбиниро-ванный | Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма | Знать, что алгоритм – это план решения задачи; важность порядка действий в алгоритме; понятие «система команд исполнителя»; новую форму записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений. Уметь называть команды из систем команд-исполнителей; определять свойства алгоритмов; составлять и выполнять алгоритмы | | Самостоятельная работа | С.4-9, №4 | 30.01 | |
19 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной | 1 | Комбиниро-ванный | Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | Знать понятия «переменная», «имя переменной», «значение». Уметь называть имя переменной» определять значение переменной; заполнять пропуски в таблице, используя алгоритм Считайка; составлять и выполнять различные алгоритмы | Имя и значение переменной | Фронтальная работа | С.10-13, №8 | 6.02 | |
20 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной | 1 | Комбиниро-ванный | Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей | Уметь определять истинные и ложные высказывания; заполнять пропуски в алгоритме решения задачи; составлять и выполнять различные алгоритмы | Присвоение значения переменной в процессе выполнения алгоритмов | Индивидуальный опрос | С.14-16, №12 | 13.02 | |
21 | Блок-схема алгоритма. Ветвление | 1 | Комбиниро-ванный | Управление формальными исполнителями. Создание сложных алгоритмов | Знать понятия «блок-схема», «условие», «блок проверки условия», «ветвление», «линейный участок»; что обозначают фигуры-блоки (начало, конец, шаг алгоритма, выбор следующего шага алгоритма). Уметь отвечать на вопросы по блок-схеме алгоритма; анализировать различные участки алгоритма; выполнять алгоритм по блок-схеме; определять истинность высказываний для разных значений переменной | Команда с параметрами | Самостоятельная работа | С.17-22, №16 | 20.02 | |
22 | Блок-схема алгоритма. Ветвление | 1 | Комбиниро-ванный | Запись алгоритмов | Уметь выполнять алгоритм и заполнять таблицу; заполнять блок-схему по входным данным; составлять алгоритм вычисления цепочки | Блок-схема алгоритма. Ветвление | Фронтальная работа | С.23-25, №20 | 27.02 | |
23 | Простые и сложные высказывания | 1 | Комбиниро-ванный | Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме «…и…», «…или…» | Знать, что высказывания бывают простыми и сложными; как получено сложное высказывание; понятия «логическое умножение», «логическое сложение». Уметь определять истинность простых и сложных высказываний; выполнять алгоритм для разных значений переменной; выполнять программу «Рассказ с продолжением» | Простые и сложные высказывания | Фронтальная работа | С.26-33, №24 | 6.03 | |
24 | Простые и сложные высказывания | 1 | Комбиниро-ванный | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Уметь заполнять пропуски в алгоритме; выделять блоки, которые обязательно надо выполнить в алгоритме; выполнять алгоритм по блок-схеме | Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условий | Фронтальная работа | С.34-36, №28 | 13.03 | |
25 | Простые и сложные высказывания | 1 | Комбиниро-ванный | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Уметь оценивать истинность высказываний; использовать алгоритм «Весы»; разрабатывать и выполнять алгоритмы | Исполнение простых и сложных высказываний в качестве условий | Индивидуальный опрос | С.37-38, №32 | 20.03 | |
26 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами | 1 | Комбиниро-ванный | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Знать исполнителя алгоритмов Чертежника; понятия «команда с параметрами», «параметр». Уметь выполнять алгоритм Чертежника; записывать алгоритм по программе «Чертежник»; использовать сокращенную запись команд для создания алгоритма рисунка | Команды с параметрами | Самостоятельная работа | С.40-42, №36 | 3.04 | |
4 четверть ( 8 часов ) |
27 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами | 1 | Комбиниро-ванный | Запись алгоритмов | Уметь называть имена свойств данных фигур; выполнять работу по плану; составлять алгоритмы по чертежам; выполнять алгоритмы Чертежника | Запись условного алгоритма с помощью блок-схемы | Фронтальная работа | С.43-45, №40 | 10.04 | |
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | Комбиниро-ванный | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов | Знать исполнителя алгоритмов Пожарного; команда «присваивание значения переменной». Уметь видеть истинные и ложные высказывания; выбирать сложные и простые высказывания; выполнять алгоритмы Пожарного | Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей | Индивидуальный опрос | С.46-48, №44 | 17.04 | |
29 | Свойства объектов Пожарный и Пожар | 1 | Комбиниро-ванный | Способы записи алгоритмов. Свойства объектов | Знать, что в одном алгоритме разные объекты имеют разные имена. Уметь составлять алгоритмы, различающиеся порядком тушения пожаров; определять, какой алгоритм лучше; исправлять ошибки в алгоритме; составлять план тушения пожаров | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями | Самостоятельная работа | С.49-52, №48 | 24.04 | |
30 | Свойства объектов Пожарный и Пожар | 1 | Комбиниро-ванный | Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов | Уметь составлять алгоритмы-памятники; заполнять пропуски в алгоритме; использовать сложные высказывания в алгоритме; оценивать истинность высказываний; выполнять алгоритм для разных исходных данных; составлять по рисунку многоуровневый список; пользоваться справочниками для получения информации | Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека | Фронтальная работа | С.53-56, №52 | 8.05 | |
31 | Метод последовательной детализации | 1 | Обобщение | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Знать, как составлять сложный алгоритм; понятия «укрупненный алгоритм», «метод последовательной детализации». Уметь составлять сложный алгоритм для Пожарного в несколько этапов; заполнять пропуски в блок-схеме алгоритма для Пожарного; писать систему команд; определять истинные и ложные высказывания | Метод детализации шагов укрупненного алгоритма последовательной детализации | Тест | С.57-62, №56 | 15.05 | |
32 | Метод последовательной детализации | 1 | Урок-игра | Запись алгоритма. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Уметь вписывать условия в блок-схему алгоритма; выполнять алгоритм для всех объектов; составлять алгоритм для определения массы; использовать метод последовательной детализации алгоритма | | Фронтальная работа | С.62-65, №60 | 22.05 | |
33 | Твои успехи | 1 | Практикум | Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса | Знать этические норма при работе с информацией. Уметь выполнять алгоритм для разных значений переменной; определять истинность высказываний; заполнять пропуски в алгоритме | | Тест | С.66-70 | 29.05 | |
34 | Твои успехи | 1 | Обобщение | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Знать этические нормы при работе с информацией. Уметь собирать слова с помощью алгоритма; выполнять алгоритм для разных значений двух переменных; читать информацию по таблице; определять истинность сложных высказываний; выполнять алгоритм Чертежника | | Фронтальная работа | С.70-79, | | |