СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике в 5 классе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике в 5 классе составлена

  1. на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации";

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15))

2.  с учетом программы:

-  Л.Л. Босова. Курс информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы. Программы 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике в 5 классе»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 5 классе составлена

  1. на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации";

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15))

2. с учетом программы:

- Л.Л. Босова. Курс информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 183с.


Изучение информатики в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;


Общая характеристика предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Особое значение пропедевтического изучения информатики связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся.

В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимся проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у них потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов, в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу. Для настройки мышления учащихся на максимальную чёткость на уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод.

В рамках урока информатики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

Рабочая программа рассчитана на использование УМК:

    1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа для основной школы 5-6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

    2. Л.Л. Босова., А.Ю. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2013.

    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    4. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

    5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    6. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp


Формы контроля и возможные варианты его проведения (при выборе форм и методов преподавания, в том числе форм и методов контроля учитываются требования примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, возрастные особенности учащихся, материально – техническое оснащение кабинета):

Предварительный контроль (изучение уровня готовности учащихся к восприятию нового материала, диагностика (выявление) знаний, умений и навыков, учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться, с целью планирования дальнейшей работы с учащимися, в том числе индивидуальной): эвристическая беседе, проблемные вопросы, фронтальный опрос, беседа, диагностический тест, информационный диктант, работа с текстом и т.д.

Текущий контроль (проверка усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся, с целью ана­лиза хода формирования знаний и умений уча­щихся; дает возмож­ность своевременного реагирования на недо­статки, выявления их причины и принятие необхо­димых мер к устранению; возможность возвращения к еще не усвоенным правилам, операциям и действи­ям; средство своевременной коррек­тировки деятельности, внесения измене­ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости): эвристическая беседа, фронтальный опрос, выполнение практических работ, составление плана, решение познавательных задач, хронологический диктант, выполнение заданий в контурной карте, выполнение тестовых заданий, составление таблиц, схем, понятийный диктант, исторический диктант, тестирование, защита сообщений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на сравнений, составление таблиц, самостоятельная работа с информацией, решение информационных задач, характеристика объектов, процессов и явлений по алгоритму, систематическое наблюдение учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности и т.д.

Тематический контроль (осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся; проводиться путем повторения и проверки знаний с целью предупреждения забывания, закрепления материала, как базы, необходимой для изучения последую­щих разделов учебного предмета): контрольные работы, тестирование, проверочные вопросы и задания, рассчитанные на выявление знаний всей темы, на ус­тановление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний, умений и навыков на другой материал, на поиск выводов обобщающего характер

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по информатике и информационным технологиям в 5 классе проводиться в форме итоговой контрольной работы, итогового мини-проекта и проверочных контрольных работ, подготовленных на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям, обязательного минимума содержания основ­ного общего образования по информатике и информационным технологиям, с учетом тре­бований к уровню подготовки учащихся. Итоговая контрольная, контрольные и проверочные работы ориентированы на учебник (рекомендованный Министерством образования РФ для средних школ), по которому осуществляется преподавание предмета информатика и информационные технологии в 5 классе: Л.Л. Босова., А.Ю. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2013. Проверочные работы проводятся по итогам изучения разделов курса, итоговая контрольная работа, итоговый мини-проект в мае.

Место учебного предмета в учебном плане.

Образовательной программой школы на изучение информатики и информационных технологий в 5 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные образовательные результаты

Основные личностные, образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни


Предметные результаты.

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников, в области информатики, включают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий

выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;

выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики.

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном предмете и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном предмете и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.


Планируемые результаты изучения информатики.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

  • приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения, с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.



Содержание учебного предмета.

Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 5 классе основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Информация вокруг нас

Слово «информация» в обыденной речи. Информация как объект (данные) и как процесс (информирование). Термин «информация» (данные) в курсе информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации. Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ, их истории и перспективах развития. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Описание информации при помощи текстов. Язык. Письмо. Знак. Алфавит. Символ («буква»). Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление текстов в компьютерах. Примеры кодов. Азбука Морзе. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обработка текстов. Неполнота текстового описания мира. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком. Постановка вопроса о достоверности полученной информации, о её подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.

Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации.

Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.

Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Раздел 2. Информационные технологии

Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьютера. Файл. Файловая система. Основные операции при работе с файлами: создать файл, удалить файл, скопировать файл. Текстовый редактор. Обработка текстов. Создание структурированного текста. Включение в текст графических и иных информационных объектов. Составление таблиц. Понятие файла. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов — текстовых (страница печатного текста). Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги. Решение информационно-поисковых задач. Поисковые машины. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного пространства.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ.

Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов).

Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).

Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты

графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

1. Информация вокруг нас. (1 час)

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.

2. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. (1 час)

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

3. Ввод информации в память компьютера. (1 час)

Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Компьютерный практикум. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

4. Управление компьютером. (1час)

Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню.

Компьютерный практикум. Практическая работа №2. «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

5. Хранение информации (1 час)

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.

Компьютерный практикум. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

6. Передача информации. (2 часа)

Схема передачи информации. Электронная почта.

Компьютерный практикум. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

7. Кодирование информации. (2 часа)

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

8. Текстовая информация. (5 часов)

Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер — основной документ подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

Компьютерный практикум. Практическая работа №5 «Вводим текст». Практическая работа №6. «Редактируем текст». Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста». Практическая работа №8 «Форматируем текст».

9. Представление информации в форме таблиц. (2 часа)

Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Компьютерный практикум. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

10. Наглядные формы представления информации. (2 часа)

От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

Компьютерный практикум. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

11. Компьютерная графика. (3 часа)

Графический редактор. Устройства ввода графической информации.

Компьютерный практикум. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами». Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

12. Обработка информации. (10 часов)

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум. Практическая работа №14 «Создаём списки». Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет». Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор». Практическая работа №17 «Создаём анимацию». Практическая работа №18 «Создаём слайд-шоу».

13. Итоговое повторение (3 часа)




Учебно-тематический план


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

практические работы

проверочные и контрольные работы

1

Информация вокруг нас.

1

-

-

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

1

-

-

3

Ввод информации в память компьютера.

1

1

-

4

Управление компьютером.

1

1

-

5

Хранение информации.

1

1

-

6

Передача информации

2

1

1

7

Кодирование информации.

2

-

1

8

Текстовая информация.

5

4

-

9

Представление информации в форме таблиц.

2

1

1

10

Наглядные формы представления информации.

2

1

-

11

Компьютерная графика.

3

3

1

12

Обработка информации.

10

5

-

13

Итоговое повторение.

3

-

1

Итого:

34

18

5



Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» в 5 классе.


№ п/п

Тема урока

Реализация содержания Примерной основной образовательной программы основного общего образования по информатике


Количество часов

Вид и формы контроля

Повторение

Дата проведения




по плану

фактически

1

Инструктаж по ОТ. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.

Слово «информация» в обыденной речи. Информация как объект (данные) и как процесс (информирование). Термин «информация» (данные) в курсе информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества.

1

Беседа. Зачёт по ТБ


1 нед. сентябрь


2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьютера.

1

Беседа, фронтальный опрос


2 нед. сентябрь


3

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьютера.

Описание информации при помощи текстов. Язык. Письмо. Знак. Алфавит. Символ («буква»). Текстовый редактор.

1

Фронтальный опрос, практич.работа


3 нед. сентябрь


4

Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьютера.


1

Фронтальный опрос, практич.работа


4 нед. сентябрь


5

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации. Файл. Файловая система. Основные операции при работе с файлами: создать файл, удалить файл, скопировать файл. Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ, их истории и перспективах развития.

1

Фронтальный опрос, практич.работа


1 нед.

октябрь


6

Передача информации

Контрольная работа №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации. Источник и приёмник информации. Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьютера.

1

Тест


2 нед.

октябрь


7

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги.

1

Фронтальный опрос


3 нед.

октябрь


8

В мире кодов. Способы кодирования информации

Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление текстов в компьютерах. Азбука Морзе.

Примеры кодов.

1

Фронтальный опрос


4 нед.

октябрь


9

Метод координат.

Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы»

Примеры кодов. Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации.

1

Тест, практич.работа


Последннеделя,

октябрь


10

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов.

Текстовый редактор. Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации. Необходимость применения компьютеров для обработки информации.

1

Фронтальный опрос


2 нед.

ноябрь


11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»

Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание структурированного текста. Понятие файла. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов — текстовых (страница печатного текста).

1

Фронтальный опрос практич.работа


3нед.

ноябрь


12

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание структурированного текста.

1

Фронтальный опрос практическая.работа


4нед.

ноябрь


13

Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание структурированного текста.

1

Фронтальный опрос практическая работа


1 нед.

декабрь


14

Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание структурированного текста.

1

Фронтальный опрос практическая работа


2 нед.

декабрь


15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

Включение в текст графических и иных информационных объектов. Составление таблиц.

1

Фронтальный опрос практическая работа


3 нед.

декабрь


16

Табличный способ решения логических задач. Практическая контрольная работа №1 по теме «Планирование последовательности действий. Создание анимации».

Составление таблиц. Создание структурированного текста.

1

Творческая работа


4 нед.

декабрь


17

Разнообразие наглядных форм представления информации.

Передача информации.

1

Фронтальный опрос


2 нед.

январь


18

Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

Передача информации.

1

Фронтальный опрос практическая работа

введение

3 нед.

январь


19

Практическая контрольная работа №2 по теме «Создание текстовых документов». Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

1

Разноуровневая практическая контрольная работа

П.1

4 нед.

январь


20

Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.


1

Фронтальный опрос практическая работа

П.2

1 нед.

февраль


21

Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Простейший графический редактор. Инструменты

графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

1

Фронтальный опрос, практическая работа

П.3

2 нед.

февраль


22

Разнообразие задач обработки информации

Систематизация информации. Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Обработка текстов.

Неполнота текстового описания мира. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком.

1

Тест, практическая

работа

П.3


3 нед.

февраль


23

Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»

Обработка текстов.

Неполнота текстового описания мира. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком. Включение в текст иных информационных объектов.

1

Фронтальный опрос практическая работа

П.4

4 нед.

февраль


24

Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».


Решение информационно-поисковых задач. Поисковые машины.

Постановка вопроса о достоверности полученной информации, о её подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

1

Фронтальный опрос практическая работа

П.5

1нед.

март


25

Кодирование как изменение формы представления информации.

Практическая контрольная работа №3 по теме «Структурирование и визуализация информации»

Кодирование текстов. Кодовая таблица.

1

Разноуровневая практическая контрольная работа

П.6

2нед.

март


26

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации.

1

Фронтальный опрос практическая работа

П.7

3нед.

март


27

Преобразование информации путём рассуждений

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации.

1

Фронтальный опрос практическая работа

П.8

1 нед.

апрель


28

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации.

1


П.9

2 нед.

апрель


29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации. Составление таблиц.

1

Фронтальный опрос

П.10

3 нед.

апрель


30

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию».

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного пространства.

1

Фронтальный опрос. Практическая работа.

П.11

4 нед.

апрель


31

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию».

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного пространства.

1

Фронтальный опрос. Практическая работа.

П.12

1 нед.

май


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ








32

Защита творческих работ. Практическая работа №18 «Создаём слайд-шоу»

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного пространства.

1

Итоговй мини-проект. Творческая работа.


2 нед.

май


33

Итоговая контрольная работа по теме «Информационные процессы и информационные технологии»

1

Тест


3 нед.

май


34

Повторение





4 нед.

май











Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.


п/п

Виды образовательных ресурсов

Имеющееся ресурсное обеспечение

1

Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, с учётом изменений и дополнений от 29 декабря 2014 г. (ред. от 23.06.2015)).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15))

Программы курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы (Босова Л.Л): «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 183с.

  1. Учебно-методические материалы:

2.1.

УМК по предмету

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа для основной школы 5-6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Л.Л. Босова., А.Ю. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp

2.2.

Дидактические и раздаточные материалы по предмету

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатика в 5-7 классах. М: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007.

Тексты контрольных, проверочных работ на CD-диск. Л.Л.Босова. Информатика 5-7. БИНОМ

Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3

2.3.

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предметы

CD-диск. Л.Л.Босова. Информатика 5-7. БИНОМ.

CD-диск. Мир информатики. Кирилл и Мефодий @ Знания обо всём. Учебная книга.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3

3

ТСО, компьютеры, информационно-коммуникативные средства

Компьютер учительский – 1 шт., компьютер ученический -10 шт., колонки – 2 шт., мультимедийный проектор – 1 шт., интерактивная доска – 1 шт.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Браузер.

4

Учебно-практическое оборудование

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

5

Оборудование (мебель)

Учительский стол – 1, учительский стул – 2, ученический стол – 12 шт., ученический стул – 30 шт., стол для цветов – 1 шт., тумбочка – 2.шт., магнитная доска – 1 шт., шкаф – 2 шт., стенды – 4 шт.












Оценочные материалы.

Перечень тематических и итоговых контрольных работ.

Тематика

Вид

Форма

Сроки

1

Контрольная работа №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

октябрь

2

Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

октябрь

3

Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

февраль

4

Практическая контрольная работа №1 по теме «Планирование последовательности действий. Создание анимации».

Тематический контроль

Творческая работа

декабрь

5

Практическая контрольная работа №2 по теме «Создание текстовых документов».

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

январь

6

Практическая контрольная работа №3 по теме «Структурирование и визуализация информации»

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

март

7

Итоговая контрольная работа по теме «Информационные процессы и информационные технологии».

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

май

8

Защита творческих работ. Слайд-шоу.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

май


Критерии оценки по информатике.

Критерий оценки устного ответа.

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практической работы.

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерий оценки контрольной работы.

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно;

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных или 1 существенная ошибки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущены 2 существенные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена правильно, менее чем наполовину.
Отметка «1»: работа не выполнена.

Контрольная работа №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

    • Внешняя память;

    • Оперативная память;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

    • {End};

    • {Пробел};

    • {Shift};

    • {Home};

    • {Esc};

    • {PageUp};

    • {};

    • {Enter};

    • {}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

    • Кнопка Пуск;

    • Кнопка Закрыть;

    • Кнопка Свернуть;

    • Панель задач;

    • Корзина;

    • Строка заголовка;

    • Строка меню;

    • Значок Мой компьютер.

Контрольная работа №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

    • Внешняя память;

    • Оперативная память;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

    • {End};

    • {Пробел};

    • {Shift};

    • {Home};

    • {Esc};

    • {PageUp};

    • {};

    • {Enter};

    • {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

    • Кнопка Пуск;

    • Кнопка Закрыть;

    • Кнопка Свернуть;

    • Панель задач;

    • Корзина;

    • Строка заголовка;

    • Строка меню;

    • Значок Мой компьютер.

Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Разговор по телефону;

    • Посадка дерева;

    • Кассета любимой музыкальной группы;

    • Письмо приятелю;

    • Выполнение контрольной работы;

    • Разгадывание кроссворда;

    • Просмотр телепередачи;

    • Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

    • Телевидение;

    • Бумага;

    • Интернет;

    • Телефон;

    • Дискета;

    • Лазерный диск;

    • Телеграф;

    • Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

    • Текстовая;

    • Графическая;

    • Числовая;

    • Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

    • Текст;

    • Таблица;

    • Схема;

    • Рисунок.

Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;

    • Установка телефона;

    • Прослушивание музыкальной кассеты;

    • Чтение книги;

    • Видеокассета;

    • Заучивание правила;

    • Толковый словарь;

    • Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

    • Телевидение;

    • Бумага;

    • Интернет;

    • Телефон;

    • Дискета;

    • Лазерный диск;

    • Телеграф;

    • Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

    • Текстовая;

    • Графическая;

    • Числовая;

    • Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

    • Текст;

    • Диаграмма;

    • Схема;

    • Рисунок.

Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 8 - 11 баллов — удовлетворительно; 12 - 14 баллов — хорошо; 15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

    • Название приложения;

    • Строка меню;

    • Кнопка закрыть;

    • Кнопка свернуть;

    • Панель инструментов;

    • Палитра;

    • Панель Стандартная;

    • Панель Форматирование;

    • Рабочая область;

    • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

    • Вставка;

    • Удаление;

    • Замена;

    • Изменение шрифта;

    • Изменение начертания;

    • Изменение цвета;

    • Поиск и замена;

    • Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

    • Распылитель;

    • Прямоугольник;

    • Ножницы;

    • Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.


Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 8 - 11 баллов — удовлетворительно; 12 - 14 баллов — хорошо; 15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint.

    • Название приложения;

    • Строка меню;

    • Кнопка закрыть;

    • Кнопка свернуть;

    • Панель инструментов;

    • Палитра;

    • Панель Стандартная;

    • Панель Форматирование;

    • Рабочая область;

    • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

    • Вставка;

    • Удаление;

    • Замена;

    • Изменение шрифта;

    • Изменение начертания;

    • Изменение цвета;

    • Поиск и замена;

    • Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

    • Ластик;

    • Треугольник;

    • Кисть;

    • Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа, происходит …

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Итоговая контрольная работа по теме «Информационные процессы и информационные технологии».

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;

    • Установка телефона;

    • Прослушивание музыкальной кассеты;

    • Чтение книги;

    • Видеокассета;

    • Заучивание правила;

    • Толковый словарь;

    • Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

    • Название приложения;

    • Строка меню;

    • Кнопка закрыть;

    • Кнопка свернуть;

    • Панель инструментов;

    • Палитра;

    • Панель Стандартная;

    • Панель Форматирование;

    • Рабочая область;

    • Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

    • Вставка;

    • Удаление;

    • Замена;

    • Изменение шрифта;

    • Изменение начертания;

    • Изменение цвета;

    • Поиск и замена;

    • Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа, происходит …

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

    • обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

    • обработка информации не происходит.

Итоговая контрольная работа по теме «Информационные процессы и информационные технологии».

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Разговор по телефону;

    • Посадка дерева;

    • Кассета любимой музыкальной группы;

    • Письмо приятелю;

    • Выполнение контрольной работы;

    • Разгадывание кроссворда;

    • Просмотр телепередачи;

    • Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

    • Название приложения;

    • Строка меню;

    • Кнопка закрыть;

    • Кнопка свернуть;

    • Панель инструментов;

    • Палитра;

    • Панель Стандартная;

    • Панель Форматирование;

    • Рабочая область;

    • Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

    • Вставка;

    • Удаление;

    • Замена;

    • Изменение шрифта;

    • Изменение начертания;

    • Изменение цвета;

    • Поиск и замена;

    • Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

    • обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; обработка информации не происходит.

Практическая контрольная работа №2 по теме «Создание текстовых документов».

Вариант 1.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.










Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ – 1 см.

Шрифт – TimesNewRoman, размер – 12.

Выравнивание – по ширине

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ – 4 см.

Шрифт – Arial , размер – 12.

Выравнивание – по левому краю.

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ – 1 см.

Шрифт – TimesNewRoman, размер – 12.

Выравнивание – по ширине

Д. Толкиен

Шрифт – Times New Roman, размер – 12, курсив.

Выравнивание – по правому краю

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен1.

Практическая контрольная работа №2 по теме «Создание текстовых документов».

Вариант 2.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте имеющуюся информацию правого столбца таблицы. Самостоятельно определите недостающие параметры форматирования.










Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ – 1 см.

Шрифт – TimesNewRoman,
размер – 12.

Выравнивание – … .

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ – 4 см.

Шрифт – Arial ,
размер – 12.

Выравнивание – … .

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ – … .

Шрифт – … ,
размер – … .

Выравнивание – … .

Д. Толкиен

Шрифт – Times New Roman,
размер – 12, курсив.

Выравнивание – … .

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен 2.

Практическая контрольная работа №3 по теме «Структурирование и визуализация информации»

Вариант 1.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей, называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств».

2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 3 столбцов и 6 строк следующего вида:

Орган чувств

Вид информации

Количество (%)
















3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка 1.

Практическая контрольная работа №3 по теме «Структурирование и визуализация информации»

Вариант 2.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей, называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств» и маркированный список «Виды информации».

2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 2 столбцов и 6 строк следующего вида:

Вид информации

Количество (%)











3. На основании таблицы из п.2 постройте столбчатую диаграмму:

3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка 2.

Используемая литература: CD-диск. Л.Л. Босова. Информатика 5-7. БИНОМ.


Защита творческих работ по информатике и ИКТ.

Тематика творческих работ по информатике и ИКТ:

    1. Рисунок на свободную тему.

    2. Презентация на свободную тему.

40