В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
—формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
—развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
—подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
—самостоятельную оценка достигнутых результатов.
—восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
—представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
—представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
—усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
—различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
—классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
—осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
—уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
—формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
—развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
—умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
—реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве
.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Искусство» в 6 классах выделено по 35 часов в год, 1 учебный час в неделю.
№ п.п | дата | Раздел, темы | Кол. час | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности Универсальные учебные действия | Планируемый результат | Виды контроля |
авторская | рабочая |
|
I. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 9 час. |
1 | | Введение. В мире библейских сюжетов и образов. Сотворение мира | 1 | 1 | Библия — величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет. Первые строки Библии о сотворении мира и отражение этого события в различных видах искусства | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Формировать «стартовую» мотивацию к обучению; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства. | Познакомиться с терминами, знать о необходимых для обучения технических средствах и литературных источниках. | Ответы-рассуждения учащихся |
2 | | Жизнь первых людей на Земле | 1 | 1 | Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». последний миг безмятежного счастья в раю и жестокий удар судьбы за совершенный грех. | Объяснять сюжет сотворения мира в произведениях искусства и отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать решения традиционных образов видеть в них многообразное варьирование трактовок. Формирование творческого подхода к обучению, на основе традиционных образов. | Научиться различать два разновременных эпизода библейской легенды. | Ответы-рассуждения учащихся |
3 | | Каин и Авель. | 1 | 1 | Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Убитый Авель». | Понимать и объяснять целостность образного строя произведения. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл произведения Анализировать и сравнивать произведения искусства. | Знать смысл легенды, сравнивать особенности изображений. | Ответы-рассуждения |
4 | | Всемирный потоп | 1 | 1 | Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф. Бруни «Всемирный потоп». Сила человеческих чувств и эмоций, переданных в произведениях искусства | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Высказывать собственное восприятие произведения искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных п | Объяснять поучительный смысл легенды. Понимать произведения художников на тему. | Сравнение произведений Микеланджело и Бруни. |
5 | | Вавилонская башня | 1 | 1 | Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля— наглядный урок людской глупости, человеческой гордыни и греховной самонадеянности. | Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала | Знать и понимать поучительный смысл библейской легенды и картины Брейгеля | Ответы-рассуждения |
6 | | Ветхозаветная Троица и призвание Авраама | 1 | 1 | Миссия праведного Авраама— сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет «Ветхозаветная Троица» в древнерусском изобразительном искусстве. | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Распознавать и систематизировать материал по стилевым признакам Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи; Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры | Знать и понимать символический смысл сюжета о Ветхозаветной Троице», и Фреску Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. | Творческая мастерская рассказ о «Троице» |
7 | | Жертвоприношение Авраама | 1 | 1 | Принесение Исаака в жертву — утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову. Символический смысл. | Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства | Извлекать необходимую информацию из текста; Знать библейский сюжет. | Сравнение живописных произведений. |
8 | | Чудесный сон Иакова | 1 | 1 | Сюжет благословения Иакова в картине Х. Риберы «Исаак благословляет Иакова», таинственность происходящего. Э. Путь Иакова в Месопотамию. Чудесный сон Иакова. Картина Э. Мурильо «Сон Иакова» как воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи; Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета. | Ответы рассуждения по картине |
9 | | Иосиф и его братья | 1 | 1 | Иосиф в Египте. Особый дар провидения, снискавший ему расположение египетского фараона. Картина А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару». | Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства Высказывать собственное отношение к произведению искусства; понимать специфику Восприятия различных визуальных произведений | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета. | Ответы рассуждения по картине |
2 . СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 7 час. |
10 | | Мечты о Земле обетованной | 1 | 1 | Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения. Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. На пути к Земле обетованной | . Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; | Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искус- ства | Сбор материала по теме |
11 | | Скрижали Моисея | 1 | 1 | Сюжет поклонения золотому тельцу. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. Образ библейского пророка в произведениях искусства | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал | Задавать вопросы по прочитанному тексту, работать в паре. | Задания для самостоятельной работы из учеб-ника. |
12 | | Самсон, раздирающий пасть льва | 1 | 1 | Богатырь Самсон — судья народа израильского (на примере произведений искусства). Самсон и Далила. | Собирать информацию, изучать исторический материал; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Извлекать необходимую информацию из текста; Использовать знаково -символические средств; Построение речевого высказывания | Задания для самостоятельной работы из учебника. |
13 | | Саул — царь Израиля и Давид | 1 | 1 | Великая миссия Саула и его достойного преемника Давида. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл. Образ Давида в скульптурном шедевре Микеланджело. Легенда о Давиде и Ионафане. | Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства | Анализирова ть сюжет, давать этическую оценку происходяще-му. | Ответы-рассуждения учащихся. |
14 | | Псалмопевец Давид | 1 | 1 | Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов» и ее художественное своеобразие особая популярность. Музыкальные интерпретации псалмов Давида | Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве | . Анализировать, давать этическую оценку происходящему. | Письменные работы учащихся |
15 | | Мудрость царя Соломона | 1 | 1 | Избрание Соломона царем Израиля. Художественные достоинства «Песни песней». Понятие о жанре притчи. Суд Соломона, легенда о строительстве храма в Иерусалиме. Соломон и царица Савская | Осознавать значение искусства в жизни Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; | Притчи царя Соломона их анализ; Извлекать необходимую информацию из текста. | Письменные работы учащихся |
16 | | Обобщение темы | 1 | 1 | Понятие о жанре притчи. Суд Соломона, легенда о строительстве храма в Иерусалиме. Соломон и царица Савская | Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; собирать информацию, изучать исторический материал; | «Принять соломоново решение» пример ситуации. | Обьяснять смысл устойчивых словосочетаний |
3 . СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ НОВОГО ЗАВЕТА 10 час. |
17 | | Рождение и юность Марии | 1 | | Детство и юность Марии. Отражение сюжета в произведениях изобразительного искусства | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Анализ произведений искусства Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета. | Ответы-рассуждения учащихся. |
18 | | Благая весть | 1 | | Благая весть архангела Гавриила Деве Марии. Особенности интерпретаций сюжета в истории мирового искусства. Сравнитель- ный анализ произведений разных стран. | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета. | Поиск и систематизация материала |
19 | | Чудесное рождение Христа | 1 | | Величие и особая значимость сюжета чудесного рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в древнерусской Живописи. | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Самостоятельная работа с кластерами, с использованием наглядного материала | Задания для самостоятельной работы из учебника. |
20 | | Поклонение волхвов | 1 | | Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведе-ний мирового искусства и их сравнительный анализ | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рам- | Самрстоятельный сравнительный анализ произведений разных художников | Письменная работа |
21 | | Образы Сретения | 1 | | Символическое звучание сцены встречи Иисуса с благочестивым старцем Симеоном в произведениях мирового искусства | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать произведения искусства по материалам, технике исполнения; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве раз- ных эпох; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; | | Задания для самостоятельной работы из учеб-ника. |
22 | 1 | Бегство в Египет | 1 | | Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Драматизм и мастерская передача эмоционального душевного состояния героев в сцене бегства в Египет | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал; | Работать в группе, самостоятельно извлекать нужную информацию составлять рассказ по новому материалу | Ответы-рассуждения учащихся. |
23 | | Проповедь Иоанна Крестителя | 1 | | Основные вехи жизни Иоанна Крестителя. Особенности трактов- ки образа библейского пророка в истории мирового искусства | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства; Высказывать собственное мнение о произведении искусства; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; | Знать библейский сюжет. Сравнить произведения художников. | История создания картины А. Иванова «Явление Христа Народу» |
24 | | Крещение | 1 | | Христианский канон Крещения в произведениях древнерусского искусства. Праздник Крещения на Руси. Особенности воплоще- ния сюжета в эпоху Возрождения | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; | Пересказывать прочитанное, составлять вопросы по прочитанному, отвечать на вопросы. | Задания для самостоятельной работы из учеб-ника. |
25 | | Творимые чудеса | 1 | | Сюжет об искушении Христа дьяволом. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы Иисуса. Чудесный улов рыбы, воскрешение дочери Иаира, чудо со статиром. | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала. Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Знать библейский сюжет, и произведения художников на этот сюжет | Задания для самостоятельной работы из учеб-ника. |
26 | | Нагорная проповедь | 1 | | Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь — суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Особенности интерпретации сюжета Преображения в произведениях искусства | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала | Осмыслить библейские строки и соотнести с действительность сегодняшнего дня. | Письменная работа. Ответы-рассуждения учащихся. |
4.. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ НОВОГО ЗАВЕТА 9час. |
27 | | Притчи Христа | 1 | | Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле. Притча о блудном сыне. Притча о слепом и поводыре | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. | Знать понятие «притча2. Поучительный смысл притчи. | Ответы-рассуждения учащихся |
28 | | Тайная вечеря | 1 | | Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Многообразие художественных трактовок сюжета и их сравнительный анализ | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное | Знать библейский сюжет и произведения художников на этот сюжет. | Рассказ о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи |
29 | 21.04 | Моление о чаше | 1 | | Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая и живописная интер- претация сюжета | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. | Знать библейский сюжет и произведения художников на этот сюжет. | Ответы рассуждения. |
30 | | Что есть истина? | | | Христос перед судом Пилата. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Величие и благородство человеческого духа | Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства | Знать библейский сюжет .Примеры в изобразительном искусстве. | Рассказать об известных произведениях на этот сюжет. |
31 | | Страсти Господни | 1 | | Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование его терновым венцом. Величие и трагизм зем- ных страданий Иисуса Христа в различных видах искусства | Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений, собирать информацию, изучать исторический материал; | Знать как в произведениях художников передаётся драматизм происходящего сюжета. | Ответы-рассуждения учащихся. |
32 | | Распятие | 1 | | Распятие — один из самых трагичных и возвышенных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в истории мирового искусства | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений, собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искус | Биюлейская основа и художественный канон воплощения сюжета Распятия. | Сравнение древнерусских произведений иконописи. |
33 | | Снятие с креста | 1 | | Снятие с креста и погребение Иисуса. Особенности развития и интерпретации сюжета в истории мировой живописи | Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства: Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Художественное воплощение сюжета в средневековом искусстве. | Сравнение картины Рубенса и Пуссена. |
34 | | Пьета. Воскрешение и Вознесение Христа | | | Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Трагическое звучание темы смерти в истории мирового искусства Явления воскресшего Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства | Собирать информацию, изучать исторический материал; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Высказывать суждения о творческой работе одноклассников; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Художественное воплощение библейского сюжета в средневековом искусстве. Знать произведения искусства. | Творчество Микеланджело. |
35 | | Обобщающий урок по теме | | | | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Контрольные работы, творческие работы, итоговое занятие Закрепление знаний, закрепление умений | Задание «Творческой мастерской» |