СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Перечень нормативных документов                                                            3

1.2. Место предмета                                                                                          4

1.3. Общая характеристика учебного предмета                                                  4

1.4. Цели и задачи изучения предмета                                                               5

2. Планируемые образовательные результаты  

           2.1. Личностные, метапредметные, предметные результаты.                   6

           2.2.Требования к уровню подготовки учащихся.                                      7

3.Содержание учебного предмета

3.1. Разделы и темы предмета «История»                                                          8

3.2. НРЭО                                                                                                         17

4. Тематический план

4.1. Тематический план                                                                                     21

4.2. Календарно-тематический план                                                                  22

5. Учебно-методический комплекс                                                                     30

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10-11 класс»

Согласовано __________________ / Давыдкина О.В./ зам. директора по УР

Утверждаю ___________________/ Киндрешова Л.Н./ директор школы

Приказ № _____ от «____» ____________ 20___г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кичигинская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Кибальника».





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета ИСТОРИЯ

для 10- 11 классов



Учитель: Уланова Т.Н. ,

учитель высшей категории,

грамота Министерства образования и науки РФ.

















с.Кичигино

2016/17 г.

Содержание программы.



  1. Пояснительная записка.

1.1. Перечень нормативных документов 3

1.2. Место предмета 4

1.3. Общая характеристика учебного предмета 4

1.4. Цели и задачи изучения предмета 5


  1. Планируемые образовательные результаты

2.1. Личностные, метапредметные, предметные результаты. 6

2.2.Требования к уровню подготовки учащихся. 7


  1. Содержание учебного предмета

3.1. Разделы и темы предмета «История» 8

3.2. НРЭО 17

  1. Тематический план

4.1. Тематический план 21

4.2. Календарно-тематический план 22

  1. Учебно-методический комплекс 30

























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу истории в 10-11 классе составлена на основе «Примерной программа для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы.» М., Просвещение, 2014 г. В программе учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответст­вие государственному стандарту.

1.1 Преподавание предмета «История» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС)

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» //http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от03.03.2009г. № 70 (ред. от 19.12.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена»

  7. Приказ Министерства образования РФ от 31. 03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию ».

8. Федеральная Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории

9. Авторской программы «Программа курса 10 - 11 классы». Н.В. Загладин». М. .2007г. Учебник: «Всеобщая история» 10 класс,  Н.В.Загладин, Н.А. Симония. «Всеобщая история» 11 класс,  Н.В.Загладин -  М.: «Русское слово».2012 г., авторской программы «История России. ХХ –начало ХХI в.» 11 класс (базовый уровень) А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова. -  М.: «Просвещение». Учебник: История России, ХХ –начало ХХI в.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова. -  М.: «Просвещение», 2011

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2016 -2017 учебный год» (приказ Министерства образования РФ от 06.05. 2009 г. №01-269) 3. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404)

4. Методическое письмо Министерства науки и образования Челябинской области от 18 июля 2016 г.№103/4275

Местный уровень

1. «Положение о рабочей программе по МБОУ «Кичигинская СОШ»

1.2. Место предмета

На изучение курса истории в 10 -11 классах на базовом уровне отводится 168 часов.

70 часов в 10 классе, из них, согласно программе, Всеобщая история изучается 28 часов, история России – 42 часа; 68 часов в 11 классе из них Всеобщая история изучается 22 часа, история России – 46 часа На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.

    1. Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.

Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

1.4.Цели и задачи изучения предмета

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основными задачами данного курса являются:

  • систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исто­рических знаний учащихся;

  • обобщение знаний на теоретическом уровне, со­здающем цельноосмысленную картину истории че­ловечества, включая представления о периодиза­ции, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

  • представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

  • формирование у учащихся исторического мыш­ления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными по­нятиями;

  • осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

  • воспитание у учащихся гуманистического виде­ния мира, неприятия всех проявлений дискрими­нации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по време­ни и современным культурам;

  • формирование у учащихся гражданских идеа­лов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилисти­ческого отношения к истории и культуре своей Ро­дины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

  • воспитание учащихся в духе признания неиз­бежности плюрализма взглядов, социального ком­промисса и толерантности, предотвращения соци­альных конфликтов путем поиска их мирного раз­решения.














  1. Планируемые образовательные результаты.

2.1. Личностные результаты изучения истории включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, народов проживающих на территории Южного Урала

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций всего мира, Южного Урала

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории , определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории , классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории , выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.


2.2.Требования к уровню подготовки учащихся.

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;          

уметь

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым

  • вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на своё представление об их исторической обусловленности,

  • Критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;

  • Соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;

  • Осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



  1. Содержание образовательной программы.

3.1. Основное содержание предмета «История».

10класс. 70 часов.

История зарубежных стран – 28 часа.

История России – 42часа.

Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века

Введение. История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории.

Первобытность

Эпоха первобытности. Основные этапы эволюции человека. Палеолит : становление человеческого общества, мезолит: эпоха перемен, неолит : «неолитическая революция»

Древний мир

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока( Египет, Месоппотамия, Восточное Средиземноморье, Иран, Индия, Китай). Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья ( Древняя Греция и Древний Рим). Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Средние века

Понятие и периодизация средних веков. Начало средних веков. Раннее средневековье. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. культура средневековой Европы. Предпосылки модернизации. Народы Центральной и Юго-Восточной \азии в период Средневековья.

Новое время

Понятие и периодизация «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Реформация и контрреформация в Европе. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

История России. С древнейших времен до конца XIX века

Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII в.)

Введение История России – часть всемирной истории.. Народы и древнейшие государства на территории России Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Глава 2 . Русские земли и княжества в XIII – середине XV в.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно- представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Глава 4. Россия на пороге Нового Времени (XVII в.)

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Глава 5. Россия в XVIII столетии

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Внутренняя и внешняя политика России в XVIII в., Культура России в этот период времени.

Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в.

Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой в первой половине XIX в.

Россия в конце XIX в.: проблемы и перспективы развития (итоговое обобщение).

Заключение. Россия и мир в конце второго тысячелетия.


11 класс – 68 часов

История зарубежных стран – 22 часа.

История России – 46 часов.

Раздел 1. Война и революции – начало истории ХХ века.

Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс. Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.

Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.

Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия. Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.

Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств. Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.

Раздел 2. Мир между двумя мировыми войнами. Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития.Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран.

Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.

Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.

Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.

Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.

Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.

Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.



Раздел 3. Вторая мировая война

Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.

Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.

Раздел 4. Мир во второй половине XIX в.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.

Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг.— 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».

Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.)— повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.)— социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг.

Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.)— проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.

Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х— 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.

Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.

Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций. Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.

Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.

Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.

Обобщающее повторение.

Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.

История России. ХХ – начало XXI века.

Раздел 1. Российская империя.

Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.

Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).

Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны — лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия.III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма.Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъемобщественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи».

Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.

Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.

Раздел 2. Великая Российская революция. Советская эпоха – 30 часов

По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.

От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.

Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР. «Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.

Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.). Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками. Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.

Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.

Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.

Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.

Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.

Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.

Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20- х гг.— 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.

Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации. Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.

Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.

Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма». Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.

Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР. Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом—осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной—осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне. Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам. Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.

СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.

Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.

Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения. Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов. Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.

Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.

Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации.Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.

Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.).

Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.

СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора.События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.

Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.

Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.

Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979). Концепция нового политического мышления: теория и практика.

Раздел 3. Российская Федерация – 5 часов

Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг. Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти.

Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг. Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.

Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.

Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия.

События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура. Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.

Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.


3.2. Национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Содержание учебного предмета

Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России и Южного Урала. Историко-географические координаты Южного Урала. Роль Южного Урала в экономической, политической, социальной и духовной жизни России.

История и культура народов Южного Урала в древности. Заселение территории Урала человеком. Памятники каменного века на Южном Урале. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Южного Урала. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии на Южном Урале. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Памятники бронзового и железного века на Урале. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Связи населения степей с античными городами-государствами Северного Причерноморья. Великое переселение народов. Хозяйство, общественный строй и политическая организация, традиционные верования древних народов Южного Урала.

История и культура народов Южного Урала в средние века. Природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тысячелетия н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Отношения Руси с кочевниками европейских степей. Волжский торговый путь. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак).

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Народы и государства степной зоны Восточной Европы, Урала и Сибири в XIII-XV вв. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т. н. «ордынское иго»). Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Этногенез башкир.

Южный Урал в XVI-XVII веках. Внешняя политика России в XVI-XVII вв. Отношения Московского княжества с Крымским и Казанским ханствами, посольства в среднеазиатские государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Поволжья и Приуралья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Формирование вольного казачества. Оренбургское казачество.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья и Урала после присоединения к России. Служилые татары. Нагайбаки. Строительство российских крепостей и засечных черт. Остроги и слободы Зауралья. Раскол в церкви, формирование религиозной традиции старообрядчества на Урале.

Экономическое развитие Урала в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговля с Востоком. Социальная структура населения. Служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Зауральская деревня в XVII в. Урал и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Крестьянская колонизация Южного Урала. Первые русские поселения на территории современной Челябинской области. Северо-западная Башкирия - первый очаг земледелия на Южном Урале. Побеги крестьян на Урал и в Сибирь.

Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Освоение Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Башкирские восстания. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Архитектура. Монастырские ансамбли и крепости. Далматов монастырь. Изобразительное искусство. Строгановская школа иконописи. Летописание и начало книгопечатания.

Южный Урал в конце XVII - в XVIII веках. Восточная политика Петра I. Каспийский поход. Оренбургский проект и его значение. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Переписи населения (ревизии). Областная (губернская) реформа. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Башкирии. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.

Россия после Петра. Укрепление границ Российской империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Оренбургская экспедиция и основание Оренбургской крепости. Создание оренбургской оборонительной линии. Формирование Оренбургского казачества. Кичигинская станица. Башкиро-мещерякское войско. Деятельность Уложенной комиссии. Губернская реформа.

Национальная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости. Экономическое развитие Южного Урала во второй половине XVIII в. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Начало известных предпринимательских династий. Роль предпринимателей И. Б. и Я. Б. Твердышевых, И. С. Мясникова, М. П. Губина, бр. Мосоловых в развитии доменных, железоделательных и медеплавильных заводов на Южном Урале. Покупка уральскими заводчиками башкирских земель. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Ирбитская, Оренбургская и Троицкая ярмарки и их роль во внутренней торговле. Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Русская культура и культура народов Урала в XVIII в. Распространение основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Культура и быт сословий. Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны - главная задача российской науки. Географические экспедиции. Роль И. К. Кирилова и И. И. Неплюева в колонизации Южного Урала. Исследования в области отечественной истории. П. И. Рычков - первый член-корреспондент Петербургской Академии наук. Образование в XVIII в. Архитектура XVIII в. Регулярный характер застройки городов. Народы Урала в XVIII в. Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Оренбуржья.

Южный Урал в XIX - начале XX вв.

Оренбургское казачество, кичигинские казаки на службе Отечеству. Оренбургское казачье войско. Организация войска. Участие казачества во

внешних войнах России: Отечественная война 1812 г., русскотурецкие войны. Оборона границы со степью. Культура и быт казаков.

Южный Урал в первой четверти XIX в. Причины постепенного снижения уровня и темпов развития уральской металлургии в начале XIX в. Изменения в системе управления Уралом. Гражданская, военная, горная власть. Местное самоуправление. Формирование окружной системы.

Уральские бунтари и ссыльные революционеры. Ссыльные декабристы на Урале. Выступления крестьян и горнозаводских рабочих. Волнения в Кыштыме. Картофельные бунты. Тайные общества и кружки. Петрашевцы в Оренбуржье.

Социально-экономическое развитие Южного Урала во второй четверти XIX в. Начало технической перестройки уральских заводов. Промышленный переворот на Урале и изменение характера труда. Торговля. Возрастание роли региона в экономической интеграции страны. Освоение Новолинейного района в Оренбургском крае. Заселение и аграрное освоение новых территорий.

Культура и быт населения Южного Урала в первой половине XIX в. Православие и ислам на территории края. Формирование национально-просветительных течений. Развитие системы образования: создание начальных школ, уездных училищ, гимназий.

Южный Урал в эпоху Великих реформ 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права на горных заводах. Реформы Александра II и их влияние на все стороны жизни южноуральского общества. Особенности земской реформы в уральских городах. Реформа городского самоуправления. Городские головы уральских городов.

Экономическое развитие Южного Урала в 1880-1890-е гг. Кризис уральской промышленности и его преодоление в пореформенный период. Индустриализация. Железнодорожное строительство на Урале. Транссибирская магистраль.

Социальное развитие Южного Урала на рубеже XIX-XX вв. Перепись населения 1897 г. Дворянство, купечество, казачество, крестьянство, рабочие, мещане. Религиозный состав. Сохранение крепостнических пережитков. Новые социальные группы.

Участие южноуральцев в русско-японской войне. Оренбургские казаки и регулярные воинские формирования (214-й Мокшанский и 282-й Черноярский пехотные полки) в военных событиях 1904-1905 гг. Военная промышленность Урала. Деятельность военных госпиталей на Южном Урале. Пожертвования с Урала на нужды армии.

Южный Урал в годы первой российской революции 1905-1907 гг. Возникновение революционной ситуации: уральский вариант. «Златоустовская бойня» 1903 г. Начало революционных событий на Урале. Отклики на издание манифеста 17 октября 1905 г. Вооруженные выступления в декабря 1905 г. Уральская буржуазия и революция. Либеральное движение. Итоги революции на Урале.

Социально-экономическое развитие Южного Урала в начале ХХ в. Столыпинская аграрная реформа и сельское хозяйство Урала. Социально-экономическое развитие Челябинска в начале ХХ в. Переселенцы на Южном Урале, в Увельском районе. Функционирование Челябинского переселенческого пункта. Организация медицинского обслуживания переселенцев в Челябинске.

Политическое развитие Южного Урала в 1907-1914 гг. Депутаты Государственной думы от Южного Урала. Политические партии на Южном Урале. Городская дума г. Челябинска.

Культура Южного Урала в начале ХХ в. Образцы храмовой архитектуры Челябинска конца XIX - начала ХХ вв. Церковь Александра Невского и его архитектурные особенности. Архитектура Челябинск на фотографиях начала ХХ в. Кинематограф на Южном Урале. Развитие образования в Челябинске конца XIX - начала XX вв.








































4. Тематический план.

4.1. Тематический план 10-11 класс.


п/п

ТЕМА

Количество

часов

10 классс

1

Введение. Основы исторического знания.

2

2

Раздел 1. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.

3

Первобытный мир и зарождение цивилизации.

2

4

Цивилизации древнего мира.

3

5

Раздел 2.История средних веков.

6

Западноевропейская цивилизация в средние века.

5

7

Цивилизации Востока в средние века.

2


Раздел 3. История Нового времени


8

Западноевропейская цивилизация в XVI-XVIII

6

9

Переход к индустриальному обществу.

6

10

Международные отношения в новое время.

1

11

Итоговое отношение.

1


ИСТОРИЯ РОССИИ.


12

Русь древняя и средневековая.

12

13

Россия в XVI – начале XVII века.

4

14

Россия в XVII-XVIII вв.

9

15

Россия в XIX в.

11

16

Итоговое обобщение

1

17

Резерв

2

11 класс

1

Мир в 1900-1914 гг

3

2

Первая мировая война

1

3

Страны западной Европы и США в 1918-1939

2

4

Страны Азии1918-1939 г.г

2

5

Международные отношения в 1920-1930-е г

1

6

Вторая мировая война

2

7

Культура в первой половине XX века

1

8

Мир во второй половине XX-начале XXI века

9

9

Итоговое обобщение

1

9

Россия и Южный Урал в начале XX века.

4

10

Первая мировая война

1

11

Россия в 1917 году

4

12

СССР в 1918 -1941 г.г.

8

13

Великая Отечественная война

4

14

СССР в1945-1980 г.г

13

15

Россия в 90-е г.г.. XX – начале XXI века

8

16

Итоговое повторение.

1




4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА

КОЛ–ВО ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

ФОРМЫ УРОКА

Дата

план

Дата факти

РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ


2

1. Историческое знание. Источники и методы исторического исследования

Вводный

6.09


Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории

2. Концепции исторического развития (цивилизационные, формационные, технократические). Цивилизации и их типологии.

лекция

8.09


Человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших




РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА.


5


ТЕМА 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

2

3. Первобытный мир. Древнейшая история человечества, её периодизация. Первобытность на территории Южного Урала.

Лекция

13.09



В сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и

4. Переход от первобытности к цивилизации

лекция

15.09



Обусловленность исторических явлений,

ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА.


3

5. Цивилизации Древнего Востока.

Семинар

20.09



Специфику разных форм исторического и

6. Древнегреческая цивилизация.

комбин

22.09



Социального детерминизма;

7. Древнеримская цивилизация.

комбин

27.09



Учитывать мировой контекст исторических

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

7






ТЕМА 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА.


5

8.Становление западноевропейской цивилизации в средние века. Образование государств в Западной и Восточной Европе.

лекция

29.09



Феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и

9. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

комбин

4.10



Мотивы действий участников исторических процесс.;

10. Политическое развитие Европы в средние века.

комбин

6.10



На базе исторических знаний вырабатывать

11.Духовный мир средневековья.

комбин

11.10



Навыки социальной ориентации в условиях

12. Кризис европейского общества в XIV-XV в.в.

лекция

13.10



Динамичных перемен современности.

ТЕМА 4. ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

2

13-14. Цивилизации Востока в средние века.






Лекциясеминар

18.10 20.10



РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

13





Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории









ТЕМА 5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ XVI-XVIII ВВ.

6

15.Новое время. Переход от аграрного общества к индустриальному. Начало модернизации в странах Европы.

лекция

25.10



Человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших

16. Реформация и контрреформация в Европе. Кризис феодализма.

лекция

27.10




17. Зарождение и развитие капиталистических отношений. Изменения в социальной структуре.

семинар

8.11



В сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и

18.Европейские революции XVI-XVIII вв.

комбин

10.11



Обусловленность исторических явлений,

19. Развитие культуры в новое время.

комбин

15.11



Специфику разных форм исторического и

20. Цивилизации Востока вXVI-XVIII в.

комбин

17.11




Социального детерминизма;

ТЕМА 6. Переход к индустриальному обществу.

6

21.Экономическое развитие стран Европы.

лекция

22.11



Учитывать мировой контекст исторических

22. Социально-политическое развитие Европы.

комбин

24.11





23. Общественные и политические идеи и учения.

комбин

29.11



Феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции


24. Социальные движения. Реформы и революции XIX в.

комбин

1.12



Мотивы действий участников исторических процесс.;

25. Культура XIX века.

семинар

6.12




На базе исторических знаний вырабатывать

26. Страны Востока в XIX в.

комбин

8.12



Навыки социальной ориентации в условиях

ТЕМА 7. Международные отношения в новое время.

1

27. Европейские войны XVII-XIX веков. Колониальный раздел мира.

лекция

13.12



Динамичных перемен современности.








ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ.

1

28. Урок обобщения и проверки знаний «Мир в эпоху древности, средневековья и нового времени»

тестиров

15.12




Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории

ИСТОРИЯ РОССИИ.

40







ТЕМА 1. РУСЬ ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ.

12

29. Особенности становления цивилизации в Восточной Европе.

Вводный

20.12



Человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших

30. Восточные славяне в древности.

лекция

27.12






31. Возникновение древнерусского государства

Лекция

28.12




В сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и

32. Древняя Русь и Византия. Принятие христианства на Руси.

семинар

12.01



Обусловленность исторических явлений,

33.Развитие городов. Ремесло и торговля.

комбин

17.01




Специфику разных форм исторического и

34. Древнерусская культура.

комбин

19.01





Социального детерминизма;

35-36. Политическая раздробленность: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Юго-Западная Русь.

семинар

24.01

26.01




Учитывать мировой контекст исторических

37. Монгольские завоевания. Борьба русских народов против западной экспансии.

комбин

31.01




38. Усиление Московского княжества. Борьба за великое княжение.

комбин

2.02





Феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и

39. Обособление Юго-Западной Руси. Великое княжество Литовское, Польша.

комбин

7.02





Мотивы действий участников исторических процесс.;

40. Московская Русь в XV-XVI вв. Формирование централизованного государства. Особенности исторического развития Урала.

лекция

9.02




На базе исторических знаний вырабатывать

ТЕМА 2. РОССИЯ В XVI – НАЧАЛЕ XVII ВЕКА.

4

41. Сословно-представительная монархия. Становление самодержавия.

комбин

14.02


Навыки социальной ориентации в условиях

42. Начало формирования многонационального государства. Народы Южного Урала в XVIXVII вв.

лекция

16.02



Динамичных перемен современности.

43-44. Кризис в России в конце XVI –начале XVII вв. Смута: причины, сущность, последствия.






комбин

21.02

28.02



ТЕМА 3. РОССИЯ В XVII-XVIII ВВ.

9

45-46. Становление Российского абсолютизма.

лекция

2.03

7.03





Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории

47. Государство и церковь.

комбин

9.03





Человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших

48-49. Экономическое развитие России.

Практик.

14.0316.03





50. Социальная структура и социальные движения в российском обществе.

Л.Р.

28.03




В сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и

51 Расширение территории Российского государства в XVI –XVIII вв. Народы Российской империи в XVII-XVIII вв. Колонизация и освоение Урала в XVII-XVIII вв.

лекция

30.03


.

Обусловленность исторических явлений,

52. Внешняя политика России в XVII-XVIII вв.

комбин

4.04



Специфику разных форм исторического и

53. Культура России в XVII-XVIII вв.

семинар

6.04



Социального детерминизма;

ТЕМА 4. РОССИЯ В XIX.

11

54. Россия в начале XIX. Сословия и классы.

Лекция

11.04



Учитывать мировой контекст исторических

55. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Экономическое развитие Южного Урала в первой половине XIX в.

лекция

13.04





56. Политический строй России в первой половине XIX в.

комбин

18.04



Феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и

57. Внутренняя политика России в первой половине XIXв.

комбин

20.04



Мотивы действий участников исторических процесс.;

58-59. Внешняя политика России в первой половине XIXв. Отечественная война 1812 года.Роль

южноуральцев в войне 1812 г.

Лекция, семинар

25.0427.04



На базе исторических знаний вырабатывать

60-61. Культура России в первой половине XIX. Культура Южного Урала России в первой половине XIX в.

Практик.

2.05

4.05




Навыки социальной ориентации в условиях

62. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIXв. Промышленный переворот. Социально-экономическое развитие Южного Урала во второй половине XIXв.

лекция

8.05


Динамичных перемен современности.

63. Реформы 60-70-х годов в России.

Л.Р.

11.05



64. Общественное движение в России во второй половине XIXв.

комбин

16.05



Знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории

65. Российская культура во второй половине XIXв

лекция

18.05



Человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших

66. Культура Южного Урала во второй половине XIXв.

семинар

20.05



67. Внешняя политика России на Западе и на Востоке.

комбин

23.05



В сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ.

1

68 Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Россия в эпоху древности, средневековья и нового времени».

Тестир.

25.05


Обусловленность исторических явлений,



69-70. Резерв























5.Учебно-методический комплект по истории для учеников и учителей:

Учебники

Пособия для учителя

Пособия для учащихся

Дополнительная литература, электронные пособия.

1 Загладин Н.В. Всеобщая история. М., Русское слово, 2012г

2.Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII.в.в. М. «Русское слово», 2012

3.Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. Конец XVII-XIX в.в. М. «Русское слово», 2012



1.Личман Б.В. История Урала. Екатеринбург, 1999г.

2. Алеврас Н.Н. История Урала XI-XVIII в.в. Челябинск,2000.

3.История России: 1Х-ХХ вв.: Схемы. - М.: ВЛАДОС, 2001

4.Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России. 10 класс.М. «Вако», 2005

5.Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителей. М., 2002.

6.Историческое краеведение / Н.Б. Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинская область: учеб. пособие. - Челябинск. АБРИС, 2009.


История. Тренировочные задания для подготовки к единому государственному экзамену О.И. Бородина, О.М. Щербакова. Тесты по истории России XIX века. М. ВЛАДОС, 2004


ЦОР А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История государства и народов России» 6-9 классы. ЗАО «1с»2007

ЦОР А.В.Шубин. Новейшая история зарубежныхстран. 9 кл. ЗАО «1с»2007

От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр Минобр РФ, 2000 – 2005.

История России ХХ век. Клио-Софт

Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.


Учебники

Пособия для учителя

Пособия для учащихся

Дополнительная литература

1 Загладин Н.В. Всеобщая история XXвек. М., Русское слово, 2013г

2. Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке» 10-11 кл., Москва «Просвещение», 2011 г

3. А,А. Данилов История России 1900-1945: 1945-2008. Москва, Просвещение,2008



1.Личман Б.В. История Урала. Екатеринбург, 1999г.

2. Алеврас Н.Н. История Урала XI-XVIII в.в. Челябинск,2000.

3.История России: 1Х-ХХ вв.: Схемы. - М.: ВЛАДОС, 2001

4.Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России. 10-11класс.М. «Вако», 2005

5.А.А.Данилов. Методическое пособие. История России1900-1945: 1945-2008. Москва, Просвещение,2008

6.Салмина М.С. История Южного Урала. XX - начало XXI века: учеб. пособ. для 9-го кл. осн. общеобразов. школы. - Челябинск: Взгляд, 2004.


История. Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ

История России: 1Х-ХХ вв.: Схемы. - М.: ВЛАДОС, 2001

Ю.А.Щетинов, Л.В. Жукова. Новейшая история России. Дидактические материалы. 1900-1945: 1945-2008. Москва, Просвещение,2008


ЦОР А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История государства и народов России» 6-9 классы. ЗАО «1с»2007

ЦОР А.В.Шубин. Новейшая история зарубежныхстран. 9 кл. ЗАО «1с»2007

От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр Минобр РФ, 2000 – 2005.

История России ХХ век. Клио-Софт

Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.




21