СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории, для учащихся 10-11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10-11 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» города Коряжмы





РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры гуманитарных наук педагогическим советом

Протокол № 1 от 30 .08. 2017 года Протокол №1 от « 30 » августа 2017 г.








Учебная программа по истории

10-11 классы







Класс: 10 -11

Срок реализации: 2017 - 2018 учебный год











Составитель: Лобанова Татьяна Васильевна,

учитель истории первой

квалификационной категории









Коряжма

2017 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии программы реализуются в рамках 2-х курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 ч. для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 68 ч., из расчета 2 уч. часа в неделю.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

История России Всеобщая история

Разделы программы

X класс

68 ч

не менее 40 ч не менее 28 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.)

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.)

XI класс

68 ч


не менее 40 ч не менее 28 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Развитие умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

  4. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.

  5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.

  6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.

Для преподавателей

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.

  2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.

  3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.

  4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.

  5. Война в Корее. — СПб., 2000.

  6. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.

  7. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.

  8. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.

  9. Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.

  10. Губер П. Мазарини. — М., 2000.

  11. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.

  12. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.

  13. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.

  14. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.

  15. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.

  16. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.

  17. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.

  18. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

  19. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.

  20. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.

  21. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.

  22. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.

  23. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.

  24. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.

  25. Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.

  26. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.

  27. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.

  28. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.

  29. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.

  30. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.

  31. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.

  32. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

  33. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.

  34. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.

  35. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.

  36. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.

  37. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.

  38. Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.

  39. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

  40. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.

  41. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.

  42. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

  43. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.

  44. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.

  45. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.

  46. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.

  47. Образовательные стандарты

  48. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf История: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень

  49. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37208/11_1_s.pdf История: Примерная программа основного общего образования

  50. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11_o.pdf Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе

  51. http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc История 10 – 11: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана

  52. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf Советы выпускникам по выполнению заданий с развернутыми ответами

  53. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf История Отечества. Аллея славы

  54. http://glory.rin.ru Биография.Ру – Биографии исторических личностей

  55. http://www.biografia.ru Военная техника России

  56. http://www.milrus.com/ Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев

  57. http://www.1941_1945.ru Виртуальный музей декабристов

  58. http://decemb.hobby.ru Герои страны: Патриотический интернет – проект

  59. http://www.warheroes.ru Исторический факультет Московского государственного университета

  60. http://hist.msu.ru/ История государства Российского в документах и фактах

  61. http://historyru.com/ История России с древнейших времен до наших дней

  62. http://www.space.hobby.ru/ Каталог международных документов

  63. http://www.ipolitics.ru/data/ Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала "Мемориал"

  64. http://www.memo.ru/ Наша Победа. День за днем

  65. http://www.9may.ru 65 лет битве под Москвой

  66. http://pobeda.mosreg.ru Отечественная история

  67. http://www.lants.tellur.ru/history/ Полнотекстовая библиотека

  68. http://booksite.ru/fulltext/ Правители России и Советского Союза

  69. http://www.praviteli.org Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал

  70. http://www.istrodina.com Русский биографический словарь

  71. http://www.rulex.ru Русь изначальная

  72. http://www.bylina.info/ Ленинград. Блокада. Подвиг

  73. http://blokada.otrok.ru Образование Киевской Руси – исторические источники

  74. http://hist.msu.ru/ Сталинградская битва

  75. http://battle.volgadmin.ru Холодная война: история и персоналии

  76. http://www.coldwar.ru Этнография народов России

  77. http://www.ethnos.nw.ru "Я помню": воспоминания о Великой Отечественной войне

  78. http://www.withhistory.com/ Всемирная история в лицах

  79. http://rulers.narod.ru Всеобщая история искусств

  80. http://geocities.com/Athens/Academy/3923/Greek.htm ХРОНОС – Всемирная история в Интернете



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 ч.)

10 класс (68 часов)

Тема 1. История как наука (2 ч)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации .

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (26 часов)

Тема 2 Древнейшая история человечества (3 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Тема 4. Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Контрольная работа №1 по теме «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»

Тема 8 . Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Контрольная работа №3 по теме «Новое время»

10 класс (40 часов) ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 3. История России – часть всемирной истории (2 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Тема 5. Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Тема 6. Русь в IX – начале XII вв. (5 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Р. К. Колонизация северных территорий.

Контрольная работа №2 по теме «Русь в IX – начале XII вв».

Тема 7. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. ( ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Р. К. Роль монастырей в освоении Севера. Зарождение крестьянского самоуправления на Севере.

Тема 9. Российское государство во второй половине XV – XVII вв. ( 9 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Р. К. Основание Г. Архангельска.

Тема 10. Россия в XVIII – середине XIX вв. (9 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Р. К. Роль Петра 1 в развитии Севера. Декабристы и Русский Север

Контрольная работа №4 по теме «Россия в 15-18 веке»

11 класс (68 часов) ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)

11 класс (40 часов)

Тема 1. Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (8 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Р. К. Крестьянская реформа 1861 года на русском Севере. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата на Севере. Столыпинская аграрная реформа на Севере Основные события первой русской революции на Севере

Контрольная работа №1 по теме «Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.»

Тема №3 Революция 1917 г. и Гражданская война в России (5 ч)

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Р. К. Октябрь 1917 года, интервенция и гражданская война на Севере

Тема 4. Советское общество в 1922-1941 гг. (6 ч)

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Р.К.. Образование Архангельской области. Социалистическое строительство на Севере.

Контрольная работа №3 по теме «Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.»

Тема 2. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (18 ч)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Контрольная работа №2 по теме «Развитие индустриального общества»

Тема 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (7 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Р. К. Мобилизация и перестройка Архангельской области на военный лад

Тема 6. СССР в первые послевоенные десятилетия (5 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Р. К. Архангельская область и её роль в экономике Европейского Севера РСФСР и страны.

Контрольная работа №4 по теме «СССР в 1941 -1950-х гг.»

Тема 7.СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (4 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. (5 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Тема 9. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Тема 10. Российская Федерация (1991-2003 гг.) (4 ч)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Итоговая контрольная работа №5



Тематическое планирование по истории (10 класс)

Учебный год- 68 часа. 1 полугодие – 32 уроков, 2 полугодие -36 урока

Контрольных работ –4

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)

ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)

Дата

Тема, содержание


1

2


3

4

5


6

7


8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19



20

21

22

23


24

25

26

27

28


29

30

31

32


33

34

35

36

37

38

39


40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51


52

53

54

55

56

57

58

59

60


61

62

63

64

65

66

67

68

1 полугодие


С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


О

К
Т
Я
Б
Р
Ь


Н
О
Я
Б
Р
Ь


Д
Е
К
А
Б
Р
Ь







2 полугодие


я

н

в

а

р

ь


ф

е

в

р

а

л

ь








м

а

р

т





а

п

р

е

л

ь







м

А

й

Тема 1. История как наука (2 ч)

1. История в системе гуманитарных наук.

2. Основные концепции исторического развития человечества.

Тема 2. Древнейшая история человечества (3 ч)

1. Современные научные концепции происхождения человека и общества.

2. Расселение древнейшего человечества.

3. Неолитическая революция.

Тема 3. История России – часть всемирной истории (2 ч)

1. Особенности становления и развития российской цивилизации.

2. Роль и место России в мировом развитии.

Тема 4. Цивилизации Древнего мира и Средневековья (11 ч)

1. Архаичные цивилизации.

2. Цивилизации Древнего Востока.

3. Античные цивилизации Средиземноморья.

4. Полисная политико-правовая организация и социальная структура.

5. Римская республика и империя.

6. Ранняя христианская церковь.

7. Возникновение исламской цивилизации.

8. Христианская средневековая цивилизация в Европе.

9. Социокультурное и политическое влияние Византии.

10. Образование централизованных государств.

11. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке.

12. Контрольная работа №1 по теме «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»

Тема 5. Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч)

1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.

2. Великое переселение народов.

3. Восточнославянские племенные союзы и их соседи.

4. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Тема 6. Русь в IX – начале XII вв. (5 ч)

1. Возникновение Древнерусского государства.

2. Принятие христианства.

3. Княжеские усобицы. Р. К. Колонизация северных территорий.

4. Христианская культура и языческие традиции Руси.

5. Контрольная работа №2 по теме «Русь в IX – начале XII вв».

Тема 7. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (10 ч)

1. Причины распада Древнерусского государства.

2. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.

3. Расцвет культуры домонгольской Руси.

4. Р. К. Зарождение крестьянского самоуправления на Севере.

5. Нашествие на Русь. Золотая Орда.

6. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

7. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

8. Р. К. Роль монастырей в освоении Севера. .

9. Великое княжество Московское.

10. Культурное развитие русских земель в конце XIII – середине XV вв.

Тема 8. Новое время: эпоха модернизации (12 ч)

1. Великие географические открытия.

2. Торговый и мануфактурный капитализм.

3. Социальные нормы в эпоху Возрождения и Реформации.

4. Конфессиональный раскол европейского общества.

5. От сословно-представительных монархий к абсолютизму.

6. Буржуазные революции XVII-XIX вв.

7. Идеология Просвещения.

8. Технический прогресс в Новое время.

9. Капитализм свободной конкуренции.

10. Культурное наследие Нового времени.

11. Эволюция международных отношений в конце XV – середине XIX вв.

12. Контрольная работа №3 по теме «Новое время»

Тема 9. Российское государство во второй пол. XV – XVII вв. (9 ч)

1. Завершение объединения русских земель.

2. Свержение золотоордынского ига.

3. Реформы середины XVI в. Опричнина.

4. Р. К. Основание Г. Архангельска.

5. Причины и характер Смуты.

6. Первые Романовы.

7. Новые явления в экономике.

8. Церковный раскол.

9. Культура народов Российского государства.

Тема 10. Россия в XVIII – середине XIX вв. (9 ч)

1. Петровские преобразования.

2. Особенности российского абсолютизма.

3. Превращение России в мировую державу.

4. Россия в период дворцовых переворотов.

5. Р. К. Роль Петра 1 в развитии Севера.

6. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.

7. Движение декабристов.

8. Р. К. Декабристы и Русский Север

9. Итоговая контрольная работа




Тематическое планирование по истории (11 класс)

Учебный год- 68 часа. 1 полугодие – 32 уроков, 2 полугодие -36 урока

Контрольных работ –4

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (26 часов)

ИСТОРИЯ РОССИИ (42 часов)

Дата

Тема, содержание


1

2

3

4

5

6

7

8


9

10

11

12


13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23



24

25

26

27

28


29

30

31

32


33


34



35

36

37

38

39

40

41



42

43

44

45

46


47

48

49

50


51

52

53

54

55



56

57

58

59

60

61

62

63


64

65

66

67

68

1 полугодие


С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


О

К
Т
Я
Б
Р
Ь


Н
О
Я
Б
Р
Ь


Д
Е
К
А
Б
Р
Ь





2 полугодие


Я

Н

В

А

Р

Ь


Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь






М

А

Р

Т




А

П


Р

Е

Л

Ь







М

А

Й



Тема 1. Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (8 ч)

1. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

2. Народничество.

3. Политика контрреформ.

4. Русско-японская война 1904-1905 гг.

5. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

6. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.

7. Р. К. Крестьянская реформа 1861 года на русском Севере.

8. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.

Тема 2. От Новой истории к Новейшей истории (18 ч)

1. Основные направления научно-технического прогресса.

2. Монополистический капитализм.

3. Изменение социальной структуры индустриального общества.

4. Контрольная работа №1 по теме «Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.»

5. Протестные формы общественных движений.

6. Мировые войны в истории человечества

7. Политическая идеология тоталитарного типа.

8. «Новые индустриальные страны»

9. Формирование социального правового государства.

10. Формирование и развитие мировой системы социализма.

11. Складывание международно-правовой системы.

12. Развертывание интеграционных процессов в Европе.

13. Духовная культура в период Новейшей истории.

14. Формирование неклассической научной картины мира.

15. Контрольная работа №2 по теме «Развитие индустриального общества»

Тема 3. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (5 ч)

1. Революция 1917 г.

2. Провозглашение России республикой.

3. Утверждение Советской власти.

4. Гражданская война и иностранная интервенция

5. Р. К. Октябрь 1917 года, интервенция и гражданская война на Севере

Тема 4. Советское общество в 1922-1941 гг. (6 ч)

1. Образование СССР.

2. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

3. Индустриализация и коллективизация.

4. Власть партийно-государственного аппарата.


5.Р.К. Образование Архангельской области. Социалистическое строительство на Севере.

6. Контрольная работа №3 по теме «Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.»

Тема 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (7 ч)

1. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

2. Значение победы Красной Армии под Москвой.

3. Коренной перелом в ходе войны

4. Освобождение территории СССР.

5. Капитуляция нацистской Германии, война с Японией.

6. Роль СССР во Второй мировой войне.

7. Р. К. Мобилизация и перестройка Архангельской области на военный лад

Тема 6. СССР в первые послевоенные десятилетия (5 ч)

1. Социально-экономическое положение СССР после войны.

2. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.

3. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг.

4. Р. К. Архангельская область и её роль в экономике Европейского Севера.

5. Контрольная работа №4 по теме «СССР в 1941 -1950-х гг.»

Тема 7. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (4 ч)

1. Экономические реформы середины 1960-х гг.

2. Концепция развитого социализма.

3. «Доктрина Брежнева».

4. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг.

Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. (5 ч)

1. Попытки модернизации советской экономики.

2. Политика «гласности».

3. Подъем национальных движений в союзных республика.

4. Причины распада СССР.

5. «Новое политическое мышление»

Тема 9. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)

1. Информационная революция конца ХХ в.

2. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.

3. Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв.

4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире

5. Локальные конфликты в современном мире.

6. Особенности развития политической идеологии.

7. Религия и церковь в современной общественной жизни.

8. Особенности духовной жизни современного общества.

Тема 10. Российская Федерация (1991-2003 гг.) (5 ч)

1. Становление новой российской государственности.

2. Общественное развитие России во второй половине 1990-х гг.

3. Переход к рыночной экономике.

4. Участие России в формировании современной международной системы.

5. Итоговая контрольная работа №5