Пояснительная записка
Настоящая программа по истории для 11 класса составлена на основе документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г.)
- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 103-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12;
- Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и учебному плану ОУ и предусматривает изучение предмета история на базовом уровне.
Является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводиться 2 недельных часа, 66 часов в год.
Цели:
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в XX- начале XXI в.;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Общая характеристика предмета:
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Межпредметные связи
С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания, географии. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, но и тесная взаимосвязь предметов в формировании и развитии умений и навыков учащихся.
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе:
Класс общеобразовательный. Нет детей, имеющих особые образовательные потре6ности. Учащиеся имеют среднюю мотивацию к изучению предмета.
Национально-региональный компонент
В программу включены материалы национально-регионального компонента. Запланировано изучение ключевых событий истории Хакасии в контексте истории СССР, России.
Учебно – методический комплект
Учебная деятельность осуществляется на основе УМК:
1) История России 20 век – начало 21 века. 11 класс под редакцией А.А. Левандовского – М.:Просвещение ,2014г.;
3) Всеобщая история. 11 класс под редакцией А.О. Чубарьяна.- М.: Просвещение, 2014г.
Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования на 2017 -2018 учебный год
Календарно - тематическое планирование уроков истории 11 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Форма контроля |
план | факт |
Россия в начале XX века. Мировые войны и революции. 1914 – 1945 гг. Исторические проблемы 1 половины XXвека |
1 | Социально-экономическое развитие страны в конце XIX - нач. XX века. | | | Опрос п.1 |
2 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия. | | | п.2, стр. 14-22 |
3 | Введение. Мир в начале 20 в.* | | | с. 4-14 |
4 | Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция. | | | п.3, стр. 23-27, таблица |
Россия в годы первой революции |
5 | Революция: начало, подъём отступление. | | | п.4, стр. 27-36, таблица |
6 | Первая мировая война. Военные действия на основных фронтах Первой мировой. | | | п.1, таблица |
7 | Становление российского парламентаризма | | | п.5, таблица, |
Монархия накануне крушения |
8 | Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. | | | п.6,7, таблица |
9 | Война и общество. | | | п.2 |
10 | Россия в Первой мировой войне. | | | п.8 |
11 | Образование национальных государств в Европе. | | | п.3 |
12 | Русская культура конца XIX- начала XX века. | | | п.9 |
13 | Урок повторения. | | | |
Великая российская революция. Советская эпоха. Россия в революционном вихре 1917 г |
14 | По пути демократии. | | | п.10 |
15 | Послевоенная система международных договоров. | | | п.4 |
16 | От демократии к диктатуре. Большевики берут власть. | | | п.11, 12 |
Становление новой России (октябрь 1917 – 1920 гг) |
17 | Первые месяцы большевистского правления. | | | п.13, таблица |
18 | Социально-экономические процессы в европейских государствах и США. | | | п.5-6 |
19 | Огненные версты Гражданской войны. | | | п.14, таблица |
20 | Общественно-политический выбор ведущих стран. | | | п.7-8 |
21 | Почему победили красные. | | | п.15, таблица |
Россия, СССР: годы нэпа |
22 | Социально-экономическое развитие страны. | | | п.16, закончить таблицу |
23 | Особенности развития стран Азии, Африки и Лат. Америки между мировыми войнами. | | | п.9 |
24 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | | | п.17, таблица |
25 | Культура и наука в первой половине 20 в. | | | п.10 |
26 | Образование СССР. | | | п.18, таблица |
27 | Внешняя политика и Коминтерн. | | | п.19 |
СССР: годы форсированной индустриализации |
28 | Международные отношения в 1920-1930 гг | | | п.11-12 |
29 | Кардинальные изменения в экономике. | | | п.20 |
30 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | | | п.21, |
32 | «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы. | | | П.22-23, таблица |
33 | Вторая мировая война. Причины войны и планы участников. | | | п.13 |
34 | Накануне грозных испытаний. | | | п.24, таблица |
35 | Боевые действия на фронтах. | | | п.25, таблица |
36 | Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления | | | п. 14 |
37 | Борьба за линией фронта. | | | п.26 |
38 | Советский тыл в годы войны. | | | п.27 |
39 | СССР и союзники. Итоги войны. | | | п.28 |
40 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги войны. | | | п.15 |
41 | Урок повторения 1раздела | | | тест |
Последние годы сталинского правления. Мир во II половине XX- начале XXI в. |
42 | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. | | | п.29 |
43 | Мирное урегулирование после Второй мировой войны. Начало «холодной» войны. | | | п.16 |
44 | Восстановление и развитие народного хозяйства. | | | п.30 |
45 | Власть и общество. | | | п.31 |
46 | Основные этапы «холодной войны» | | | п. 17 |
СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы |
47 | Изменения в политике и культуре. | | | п.32 |
48 | Преобразования в экономике. | | | п.33 |
49 | Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития. | | | п.18 |
50 | СССР и внешний мир. | | | п.34 |
Советский Союз в последние десятилетия своего существования |
51 | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг. | | | п.35, план - перечисление |
52 | Особенности политического и социально-экономического положения развитых стран мира в к. 1940-1990х гг. | | | п. 19-20 |
53 | Общественно - политическая жизнь. Культура. | | | п.36, таблица |
54 | Перестройка и её итоги. | | | п.37, таблица |
55 | Установление и эволюция коммунистических режимов в странах Восточной Европы. | | | п.2 1-22 |
56 | Распад СССР. | | | п.38, план - перечисление |
57 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». | | | п.39 |
58 | Национально-освободительные движения и деколонизация. | | | п.23-24 |
59 | Обобщающее повторение раздела 2 «Этапы развития Советской России – СССР» | | | тест |
Российская Федерация. На новом переломе истории: Россия в 90 – е гг XX- начале XXI в |
60 | Начало кардинальных перемен в стране. | | | п.40 |
61 | Российское общество в первые годы реформ. | | | п.41, таблица |
62 | Научно-техническая революция. Искусство и спорт. | | | п.25 |
63 | Ситуация в стране в конце XX века. | | | п.42, таблица |
64 | Россия сегодня. | | | п.43, таблица |
65 | Внешняя политика России. | | | п.44 |
66 | Итоговое повторение по теме Российская империя – СССР – Россия в конце XX –начале XXI вв. общие черты и закономерности развития мира в XX –начале XXI вв | | | тест |
* Курсивом указаны темы курса Всеобщая история
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. | 8 | 1 |
2 | ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА | 28 | 1 |
3 | РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 5 | 1 |
итого | 41 | 3 |
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Мир в начале XX в | 1 |
2 | РАЗДЕЛ I Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в. | 13 |
3 | РАЗДЕЛ II Мир во второй половине XX в. Исторические проблемы второй половины XX в | 8 |
итого | 22 22 |
Основное содержание базовый уровень (44 часа) 11 класс
№ | Название раздела, темы | Содержание | Кол-во по прим. | Кол-во по рабочей пр. |
1 | Раздел 1. Российская империя Россия в начале XX века | Социально-экономическое развитие. Политическое развитие. Внешняя политика. Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиции, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм. | (7) 3 | 3 |
2 | В годы первой революции | Революция 1905-1907гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. Начало революции. Высший подъем революции. Спад революции. Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Гос. Дума. | 1 | 2 |
3 | Накануне крушения | Политическое и социально- экономическое развитие. Внешняя политика. Культура России в начале XX века. Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм. | 3 | 3 |
4 | Раздел 2. Великая Российская революция. Советская эпоха Россия в революционном вихре 1917г. | По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства. От демократии к диктатуре. Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции | (27) 2 | 2 |
5 | Становление новой России | Создание советского государства и первые социально – экономические преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция | 1 | 1 |
6 | Россия, СССР: в годы нэпа | Социально- экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг.-1939г.). Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, фашизм, система коллективной безопасности, план « Барбаросса», секретные протоколы. | 3 | 3 |
7 | СССР: годы форсированной модернизации | Экономический и политический кризис 1920- начала 1921гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Национально-государственное строительство. Общественно- политическая жизнь. Культура. Внешняя политика Основные понятия: Нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн. | 4 | 4 |
8 | Великая Отечественная война | Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция | 6 | 6 |
| Введение. Великая победа и послевоенный мир | Выбор политического курса. Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенные годы. Советское общество в послевоенный период. | 5 | 5 |
9 | Реформы Н.С. Хрущева | Политические процессы в 1953 -1964гг. Экономическое развитие в 1953 -1964гг. Внешняя политика СССР в 1953 -1964гг. «Оттепель». | 4 | 4 |
10 | Брежневская эпоха в СССР 1964 -1985гг. | Экономическая реформа середины 60-х гг. Содержание противоречия. Причины неудач. Продовольственная программа. Социальная политика. Нарастание кризисных явлений | 1 | 1 |
11 | Перестройка | Курс на экономическую политику модернизацию страны. Выход на политическую арену новых сил. Концепция перестройки. Национальные противоречия. События августа 1991года. Распад СССР. Беловежское соглашение. Ликвидация СССР и создание СНГ | 1 | 1 |
12 | Рождение новой России | Начало экономических реформ в январе 1992 года (программа шоковой терапии Е.Т. Гайдара). Либерализация цен. Приватизация обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Политический кризис Финансовый кризис 1998 года его последствия. События в Чечне. Выборы в Г.Д. 1991г. В.В. Путин. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Отношения России с США, Западом, странами ближнего зарубежья. | 6 | 6 |
13 | | итого | 44 | 44 |
Основное содержание
Базовый уровень (22 ч)
Введение. Мир в начале XX в. (1 ч)
Становление индустриального общества.
Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
Социальные движения в начале XXв. Революционеры и реформисты.
Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.
Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.
РАЗДЕЛ I
Мировые войны и революции. 1914—1945 гг.
Исторические проблемы первой половины XX в. (13 ч.)
Глава 1
Первая мировая война (2 ч)
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.
Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир.
Глава 2
Образование национальных государств и послевоенная система договоров (2ч.)
Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
Глава 3
Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг (3ч.)
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства.
Глава 4
Международные отношения в 1920—1930-е гг (1ч.)
Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа, , «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.
Глава 5
Вторая мировая война (3ч.)
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.
Повторительно-обобщающий урок по РАЗДЕЛ I
«Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в.»
РАЗДЕЛ II
Мир во второй половине XX в.
Исторические проблемы второй половины XX в (8ч.)
Глава 6
Международные отношения во второй половине XX в (2ч.)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.
Глава 7
Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 2010-е гг. (2ч.)
Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 2010-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».
Глава 8
Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг (2ч.)
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.
Глава 9
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в (1ч.)
Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.
Глава 10
Наука и культура во второй половине XX в (1ч.)
Научно-техническая революция 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно- научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.
Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ «Общие черты и закономерности развития мира в XX в.» (1 Ч)
Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии и нормы оценок
1. Критерии и нормы оценочной деятельности.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1":
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
2.Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Оценка «1» - 19-0%
Источники информации
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России. XX- начало XXI в. М.: Просвещение, 2014.
Всеобщая история. 11 класс под редакцией А.О. Чубарьяна, М., Просвещение, 2014.
Средства обучения
Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2002
Мультимедийное устройство
Сканер
Принтер
Календарно – тематическое планирование по истории России 11 класс 44 часа
№
урока | тема | кол-во часов | форма контроля | дата |
план | факт |
| РАЗДЕЛ 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ | 8 |
|
| |
| Тема I. Россия в начале XX в |
1 | § 1. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX — начале XX в | 1 | опрос §1, с.7-16 |
| |
2 | § 2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия | 1 | §2, с.16-24, |
| |
3 | § 3. Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция | 1 | §3, с.25-29, таблица |
| Тема II. Россия в годы первой революции | |
4 | § 4. Революция: начало, подъем, отступление . | 1 | §4, с.29-37 |
| |
5 | § 5. Становление российского парламентаризма | 1 | §5,с.38-42 таблица |
| |
| Тема III. Монархия накануне крушения |
6 | § 6. Третьеиюньская политическая система | 1 | §6-7, с.43-52 |
| |
§ 7. Наведение порядка и реформы |
| |
7 | § 8. Россия в Первой мировой войне | 1 | §8, с.52-60 |
| |
8 | § 9. Русская культура конца XIX — начала XX в. | 1 | §9, с.60-69 |
| |
9 | Обобщающие повторение к разделу 1 «Модернизация в России в начале XXв.» | 1 | тест |
| |
| РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА | 28 |
|
|
| Тема IV. Россия в революционном вихре 1917 г. |
10 | § 10. По пути демократии | 1 | §10, с.71-80 |
| |
11 | § 11. От демократии к диктатуре | 1 | §11-12, с.80-93 |
| |
§ 12. Большевики берут власть |
| Тема V. Становление новой России (октябрь 1917 г. — 1920 г.) |
12 | § 13. Первые месяцы большевистского правления | 1 | §13, с.92-104, таблица |
|
|
13 | § 14. Огненные версты Гражданской войны | 1 | §14, с.104-112, таблица |
|
|
14 | § 15. Почему победили красные? | 1 | §15, с.113-126, таблица |
|
|
| Тема VI. Россия, СССР: годы нэпа |
15 | § 16. Социально-экономическое развитие страны | 1 | §16, с.126-133, закон. таблицу |
| |
16 | § 17. Общественно-политическая жизнь. Культура | 1 | §17, с.133-143, таблица |
| |
17 | § 18. Образование СССР | 1 | §18, с.143-149, таблица |
| |
18 | § 19. Внешняя политика и Коминтерн | 1 | §19, с.149-155 |
| |
19 | Тема VII. СССР: годы форсированной модернизации
§ 20. Кардинальные изменения в экономике | 1 | §20, с.155-165 |
| |
20 | § 21. Общественно-политическая жизнь. Культура | 1 | §21, с.165-174 |
| |
21 | § 22. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система | 1 | §22-23, с.174-183, таблица |
| |
§ 23. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг. |
22 | § 24. Накануне грозных испытаний | 1 | §24, с.184-192, таблица |
| |
| Тема VIII. Великая Отечественная война |
|
23 | § 25. Боевые действия на фронтах | 1 | §25, с.192-204, таблица |
| |
24 | § 26. Борьба за линией фронта | 1 | §26, с.205-210 |
| |
25 | § 27. Советский тыл в годы войны | 1 | §27, с.211-218 |
| |
26 | § 28. СССР и союзники. Итоги войны | 1 | §28, с.218-224 |
| |
27 | Тема IX. Последние годы сталинского правления | 1 | §29, с.224-231 |
| |
§ 29. Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях |
28 | § 30. Восстановление и развитие народного хозяйств | 1 | §30, с.232-236 |
| |
29 | § 31. Власть и общество | 1 | §31, с.237-248 |
| |
| Тема X. СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы |
|
|
| |
30 | § 32. Изменения в политике и культуре | 1 | §32, с.249-260 |
| |
31 | § 33. Преобразования в экономике | 1 | §33, с.260-267 |
| |
32 | § 34. СССР и внешний мир | 1 | §34, с.268-274 |
| |
| Тема XI. Советский Союз в последние десятилетия своего существования |
|
|
| |
33 | § 35. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965—1985 гг. | 1 | §35, с.274-283, план-перечисле-ние |
| |
34 | § 36. Общественно-политическая жизнь. Культура | 1 | §36, с.284-292, таблица |
| |
35 | § 37. Перестройка и ее итоги | 1 | §37, с.293-306, таблица |
| |
36 | § 38. Распад СССР | 1 | §38, с.307-311. план-перечисле-ние |
| |
37 | § 39. Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» | 1 | §39, с.311-320 |
| |
38 | Обобщающие повторение к разделу 2 «Этапы развития Советской России – СССР» | 1 | тест |
| |
| РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 5 |
|
|
| Тема XII. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX - начале XX/ в |
|
|
| |
39 | § 40. Начало кардинальных перемен в стране | 1 | §40, с.322-332 |
| |
40 | § 41. Российское общество в первые годы реформ | 1 | §41, с.333-341, таблица |
| |
41 | § 42 Ситуация в стране в конце XX в | 1 | §42, с.342-347, таблица |
| |
42 | § 43. Россия сегодня | 1 | §43, с.348-357, таблица |
43 | § 44. Внешняя политика России | 1 | §44, с.357-369 |
| |
44 | Итоговое обобщение «Российская империя — СССР — Россия в конце XX — начале XXI в.» | 1 | тест |
| |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история. 11 класс; базовый уровень, 22 часа
№ урока | тема | кол-во часов | Форма контроля | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Мир в начале XX в 1 час | 1 | С.6-18, вопросы с.18 | | |
| РАЗДЕЛ I (13 часов) Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в. Глава 1 Первая мировая война | 13 | |
2 | § 1. Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны (1) | 1 | §1, с.18-30, таблица | | |
3 | § 2. Война и общество (1) | 1 | §2, с.32-37, таблица с.38 | | |
| Глава 2 Образование национальных государств и послевоенная система договоров |
4 | § 3. Образование национальных государств в Европе | 1 | §3, с.39-52, таблица с.50 | | |
5 | § 4. Послевоенная система международных договоров | 1 | §4, с.52-60 | | |
| Глава 3 Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг | |
6 | § 5—6. Социально-экономические процессы в европейских государствах и США | 1 | §5-6, с.60-75, таблица | | |
7 | § 7—8. Общественно-политический выбор ведущих стран | 1 | §7-8,с.92, таблица | | |
8 | § 9. Особенности развитая стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами | 1 | §9, с.105 | | |
9 | § 10. Культура и наука в первой половине XX в | 1 | §10, с.106-112 | | |
| Глава 4 Международные отношения в 1920—1930-е гг | |
10 | § 11. «Эра пацифизма» в 1920-е гг § 12. Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг | 1 | §11-12,с.113-126, таблица | | |
| Глава 5 Вторая мировая война | |
11 | § 13. Причины войны и планы участников § 14. Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления | 1 | §13, с.128-134 §14, с.135-148, таблица | | |
12 | § 15. Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны | 1 | §15, с.150-157 | | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по РАЗДЕЛ I «Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в.» | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ II Мир во второй половине XX в. Исторические проблемы второй половины XX в Глава 6 Международные отношения во второй половине XX в | 8 | | |
14 | § 16. Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны» | 1 | §16, с.160-171, таблица | | |
15 | § 17. Основные этапы «холодной войны» | 1 | §17, с.174-187, таблица | | |
| Глава 7 Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг. | |
16 | § 18. Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития | 1 | §18, с.189-198 | | |
17 | § 19—20. Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х — 1990-х гг | 1 | §19-20,с.199-223 | | |
| Глава 8 Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг | |
18 | § 21. Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг. — первой половине 1980-х гг | 1 | §21, с.224-236 | | |
19 | § 22. Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократических общественно-политических систем в регионе | 1 | §22, с.237-246 | | |
| Глава 9 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в | |
20 | § 23—24. Национально-освободительные движения и деколонизация. Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950—1990-е гг | 1 | §23-24, с.246-268 | | |
| Глава 10 Наука и культура во второй половине XX в | |
21 | § 25. Научно-техническая революция. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. Искусство и спорт | 1 | §25, с.269-280, таблица | | |
22 | Обобщающие повторение «Общие черты и закономерности развития мира в XX в.» | 1 | тест | | |