Рабочая программа предназначена для изучения истории в 5-6 классах, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Учебное время – 2 часа в неделю (68 часов в год) - 5-6 класс
Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам: история 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010) и авторских программ:
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.
История России. 6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: «Просвещение», 2011.
Планируемые образовательные результаты
Личностные УУД:
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
формировать уважение к личности и её достоинству;
формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
формировать уважение к истории;
формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
осуществлять рефлексию.
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
Регулятивные УУД:
обучение целеполаганию;
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
анализировать условия достижения цели;
устанавливать целевые приоритеты;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
принимать решения в проблемной ситуации;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты определённого жанра;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
Познавательные УУД:
давать определения понятиям;
обобщать понятия;
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;- пользоваться изучающим видом чтения;
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
строить рассуждения;
осуществлять сравнение;
излагать содержание прочитанного текста выборочно;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять анализ;
учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять классификацию.
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
знать основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей всемирной истории;
знать представители и памятники культуры Древнего мира.
понимать изученные виды исторических источников;
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий
анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси, Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм до- государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 часов)
Введение (1)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Хронология. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. особенности обозначения дат до н.э. Понятия год, век, тысячелетие.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
основные понятия: история, раскопки, древний мир, этнография, лента времени, столетие, век, тысячелетие, Рождество Христово, исторический факт, историческая карта
исторические источники по истории древнего мира
Уметь:
объяснять смысл терминов;
объяснять как велся счет лет в истории;
устанавливать последовательность счета на лет времени.
Жизнь первобытных людей (6)
Первобытные собиратели и охотники. (3)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления: облик, отсутствие членораздельной речи, изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. «Человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение человека и животных. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы. (2)
Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – ткачество, прядение, гончарство. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь». Представление о религиозных верованиях скотоводов и земледельцев. «Дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства. «Знать», «раб», «царь».
Повторение (1) Счет лет в истории.
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Как в древности считали года.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
основные понятия темы: собирательство, стадо, родовая община, люди разумные, колдовской обряд, религия, верования, душа, первобытные люди, знать, племя, ремесло.
отличия первобытного человека от животного и от человека современного времени;
чем занимались и какими орудиями труда пользовались первобытные люди;
причины возникновения первобытного искусства и религии;
признаки родовой и соседской общины.
Уметь:
описать портрет первобытного человека, рассказать о расселении первобытных людей;
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать родовую и соседскую общину;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
Древний Восток (20)
Древний Египет (7)
Государство на берегах Нила. Месторасположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. «Фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараона. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Мемфис, Фивы.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь и служба вельмож. Военные походы фараонов.
Религия древних египтян: Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараонов. Понятие «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внутренний и внешний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Письменность и знания древних египтян. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении, каменное строительство, и т.д.). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии.
Знать:
смысл основных терминов: государство, фараон, оазис, шадуф, вельможа, налог, амулет, храм, миф, мумия, саркофаг, пирамида, статуя, рельеф, астрономия
природные условия, занятия населения Древнего Египта;
основные группы населения и их черты;
достижения культуры древних египтян
Уметь:
грамотно оперировать понятиями;
показывать на исторической карте рост территории;
описывать образ жизни и положение различных слоев общества;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты
Западная Азия в древности. (8)
Древнее Двуречье. Месторасположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы, плодородие почв, отсутствие металлов, камня и леса) Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства, представление о талионе, о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Финикийские мореплаватели. Города Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. основание колоний вдоль побережий Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Библейские сказания. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами.
Древнееврейское царство и его правители. Иерусалим как столица царства. Храм богу Яхве.
Ассирийская держава. Освоение железа. Новшества в военном деле. ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Персидская держава «царя царей». Три царства в Западной Азии. Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
основные понятия темы: Двуречье, клинопись, законы, оливки, колонии, алфавит, Библия, Ветхий Завет, библиотека, ростовщик
расположение Древневосточных государств;
цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи;
вклад народов Древнего Двуречья в мировую культуру
Уметь:
называть и показывать расположение Древневосточных государств;
показывать передвижения войск на карте;
работать с историческими документами;
называть хронологические рамки существования Древневосточных государств;
сравнивать религии египтян и жителей Западной Азии;
анализировать законы Хаммурапи;
выделять общее и особенное в образе жизни и занятиях жителей Египта и Западной Азии;
сравнивать культуру
Индия и Китай в древности (4)
Природа и люди Древней Индии. Месторасположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования. Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы.
Индийские касты.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Месторасположение и природа Древнего Китая. Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
основные понятия темы: джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, конфуцианство, буддизм, индуизм, компас, бумага, шелк, император
хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая;
условия жизни и занятия людей Древней Индии и Древнего Китая;
черты политического устройства Древней Индии и Древнего Китая;
характеристику основных групп населения
имена наиболее известных правителей
культурные достижения народов Древней Индии и Китая.
Древняя Греция (20)
Древнейшая Греция (4)
Месторасположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Пилос. Афины.
Греки и критяне. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Религия древних греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение самостоятельных государств. «Полис».
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Месторасположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. «Демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Зарождение демократии в Афинах. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. «Гражданин», «демократия».
Древняя Спарта. Месторасположение и природные условия Лаконики. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконики и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя, народное собрание. «Детский» способ голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. «Эллины», «Эллада».
Олимпийские игры в древности. Виды состязаний Награды победителям.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Мильтиад.
Нашествие персидских войск на Элладу. Ксеркс. Фермопилы. Подвиг спартанцев под командованием Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Битва при Платеях. Причины победы греков «Стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.
В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Пирей. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
В городе богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы, особенности архитектуры. Фидий и его творения. Статуи атлетов.
В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека. Сократ.
В театре Диониса. Возникновение театра. здание театра. Трагедии и комедии. Софокл «Антигона». Аристофан «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. . Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в до н.э. (3)
Соперничество Афин и Спарты. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра. Македонское войско. фаланга. Конница. Осадные башни.
Города Эллады подчиняются Македонии. Отношение эллинов к Филиппу. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Граник, Исс, поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гаввгамеллах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность А. Македонского.
В Александрии Египетской. Распад державы А.Македонского после его смерти. Египетское, Македонское, сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
понятия: эллины, титаны, фрески, полис, колонии, колонизация, скифы, демос, знать, Ареопаг, гражданин, демократия, атлет, стратег, триера, орхестра, комедия, трагедия, скене, фаланга, амфора, музей, портик, колона, Парфенон, Акрополь, Керамик, Агора, Гимнасии, палестра
природные условия Древней Греции, их влияние на жизнь и занятия людей;
основные мифы Древней Греции. их героев;
устройство полиса, его управление;
сущность реформ Солона,
причины Греко-персидских войн, наиболее крупные сражения и их последствия;
основные группы населения греческого полиса;
особенности архитектуры, театра, олимпийских игр в Древней Греции
Уметь:
находить различия в жизни населения греческих полисов;
сравнивать Афины и Спарту, находить общее и особенное;
устанавливать причинно-следственные связи;
работать с исторической картой;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
решать ситуативные задачи
Древний Рим (18)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3)
Месторасположение и природные особенности Италии. Тибр, По. Население древней Италии. Легенда об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. «Весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Древнейший Рим. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов.
Завоевание Римом Италии Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства.
Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3)
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – говорящее орудие. Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах. «Амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме (4)
Земельный закон братьев Гракхов. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Установление империи. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа. Понятия «империя», «император», «преторианцы» Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры (5)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Рим при императоре Нероне. Нерон и Сенека. Восстание армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о втором пришествии, страшном суде и царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последствия завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Вечный город и его жители. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм, Колизея и Большого цирка. Требование 2хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
Разгром Рима германцами. Падение Западной Римской империи (2)
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Принятие христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый завет».
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императоров на Западе.
Итоговое повторение (1)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Знать:
основные понятия: ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, вето, народные трибуны, гладиаторы, амфитеатр, гражданская война, император, диктатор, меценат, преторианцы, варвары, апостолы, христианство, священник, пантеон, триумфальная арка, терма, оратор, колоны, рабы с хижинами.
дату основания Рима, условия жизни древних латинян;
природные условия Италии и их влияние на жизнь и занятия населения в древности;
политическое устройство Римской республики;
устройство римского войска периода республики и периода империи;
завоевательные войны Римского государства и их последствия;
причины и последствия гражданских войн в Риме;
сущность земельного закона Тиберия Гракха;
имена правителей Рима
Уметь:
устанавливать причинно-следственные связи;
определять даты по названным событиям и наоборот;
сравнивать управление в Римской республике и Римской империи;
описывать жизнь соседей Римской империи;
описывать основные архитектурные сооружения
работать с документами;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ,
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты
Резерв 3 ч
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс (27 ч.)
Введение ( 1 ч.)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
РАЗДЕЛ 1. Раннее Средневековье (6 часов)
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
РАЗДЕЛ 2. Расцвет Средневековья (8ч.)
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
РАЗДЕЛ 3. «Осень» Средневековья (9 ч.)
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
РАЗДЕЛ 4. Вдали от Европы (2 ч.)
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Повторение – обобщение (1ч.)
6 КЛАСС
История России VIII- XV вв.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (41ч.)
Введение (1 час)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности( 5 ч.)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.(11 ч)
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.
Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема III. Русь в середине ХП — XIVв.(11ч.)
Эпоха политической раздробленности в Европе.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей.
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.
Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Тема IV. Формирование единого Русского государства (10 ч.)
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель.
Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» А. Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Повторение 1час
Резерв 2 часа
Тематическое планирование материала
Срок реализации 2 года.
5 класс
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
№ | Темы разделов программы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Жизнь первобытных людей | 6 |
3. | Древний Восток | 20 |
4. | Древняя Греция | 20 |
5. | Древний Рим | 18 |
| Резерв | 3 |
| Всего | 68 |
6 класс 68 часов
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (27 часов)
№ | Темы разделов программы | Количество часов |
1 | Введение Живое средневековье. | 1 |
2 | Ранее Средневековье | 6 |
3 | Расцвет Средневековья | 8 |
4 | Осень Средневековья | 9 |
5 | Вдали от Европы | 2 |
6 | Повторение-обобщение | 1 |
| Всего | 27 часов |
История России VIII- XV вв.
(ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XV в.) (43 ч)
№ | Темы разделов программы | Количество часов |
1 | Введение. Наша Родина — Россия | 1 |
2 | Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
3 | Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. | 11 |
4 | Тема III. Русь в середине ХП — XIVв. | 11 |
5 | Тема IV. Формирование единого Русского государства | 10 |
6 | Повторение | 1 |
7 | Резерв | 2 |
| Всего | 41 |
18