СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса по учебнику "Всеобщая история. История Древнего мира" А.А. Вигасина, Г.И. Годера.
Раздел 1. Содержание
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Жизнь первобытных людей | 7 |
2 | Древний Восток | 20 |
3 | Древняя Греция | 21 |
4 | Древний Рим | 18 |
5 | Повторение | 2 |
| Общее количество часов | 68 |
Раздел 2. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Количество часов | Дата проведения | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | Факт | ||||||
1 | Откуда мы знаем, как жили наши предки | Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные: раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
| Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) | ||||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | ||||||||||
2 | Древнейшие люди | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
| Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. К: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей. | 1 |
|
| ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Р: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. П: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
| Научиться работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостным представлением об историческом пути народов. | 1 |
|
| ||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, исследовательская деятельность, ролевая игра, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре своего и других народов толерантности. | Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта – и к преодолению препятствий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
| Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения возникновения искусства и религиозных верований; выявлять закономерности взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе, описывать памятники истории и культуры. | 1 |
|
| ||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | ||||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, формирование выводов; комплексное повторение, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. | Осмысление религиозных верований и социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | Р: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
6 | Появление неравенства и знати | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: анализ текста, составление схемы, работа в парах при решении творческих заданий. | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). П: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; объяснять процесс зарождения неравенства; научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация. | 1 |
|
| ||
7 | Контрольная работа №1 «Жизнь первобытных людей» | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию изученного материала; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта – и к преодолению препятствий. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. П: объяснять исторические явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
Глава 3. Счет лет в истории (1 ч) | ||||||||||
8 | Счет лет в истории | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, лентой времени, решение задач. | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. П: осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Научиться читать ленту времени; соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным деление древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»; решать исторические задачи на счет времени. | 1 |
|
| ||
Раздел II. Древний Восток (20 ч) | ||||||||||
Глава 4. Древний Египет (8 ч) | ||||||||||
9 | Государство на берегах Нила | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа, комплексное повторение, работа в малых группах. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта; устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные. | 1 |
|
| ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа, комплексное повторение, работа над учебными проектами, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; оценивание жизни и деятельности ремесленников и земледельцев. | Р: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. П: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности, объяснения жизни и быта земледельцев и ремесленников. | 1 |
|
| ||
11 | Жизнь египетского вельможи | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, художественными источниками. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. П: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Научиться создавать яркие образы жизни египетского вельможи; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. | 1 |
|
| ||
12 | Военные походы фараонов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; выявлять закономерности трагических последствий завоеваний. | 1 |
|
| ||
13 | Религия древних египтян | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян; объяснять роль храмов в жизни египтян; расширять опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
14 | Искусство Древнего Египта | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и культуры египтян. | 1 |
|
| ||
15 | Письменность и знания древних египтян | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование навыков анализа, сопоставления. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: владеть навыками монологической и диалогической речи. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян; объяснять особенности научных знаний египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
16 | Повторение «Древний Египет» | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование познавательного интереса. | Р: составлять последовательность действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. | Научится анализировать исторические факты и события, связанные с темой «Древний Египет»; решать тестовые задания; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. | 1 |
|
| ||
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч) | ||||||||||
17 | Древнее Двуречье | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника и исторической картой, исследовательская работа в группах. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: владеть навыками монологической и диалогической речи. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с первоисточниками законов Хаммурапи, исследовательская деятельность, ролевая игра, мини-дискуссия. | Формирование способности к творческому подходу при выполнении заданий. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристики Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов. | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины возникновения законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | 1 |
|
| ||
19 | Финикийские мореплаватели | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование познавательного интереса. Определение собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его вклада в развитие исторического общества. | Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
20 | Библейские сказания
«ДНК» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с тестом учебника и фрагментами Библии, исследовательская работа в группах. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей древнееврейского общества. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: владеть навыками монологической и диалогической речи. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. | 1 |
|
| ||
21 | Древнееврейское царство | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника с последующей самопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование познавательного интереса. Осмысление подвигов Самсона и Давида, культурного многообразия мира; воспитания и уважения к культуре других народов, толерантности. | Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы. | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития. | 1 |
|
| ||
22 | Ассирийская держава | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийский державе; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
23 | Персидская держава «царя царей» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схемы, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; характеризовать известные памятники Ассирии, используя текстовые и наглядные источники. | Научиться сопоставлять древние государств (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий Первый. | 1 |
|
| ||
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч) | ||||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
25 | Индийские касты | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, составление таблицы, проектирование домашнего задания. | Формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути возникновения буддизма; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры. | 1 |
|
| ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций
«ДНК» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом учебника с последующей взаимопроверкой, составление алгоритма развернутого ответа, ролевая игра. | Формирование навыков анализа. Осмысление учения Конфуция, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задач. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуцию; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого. | 1 |
|
| ||
27 | Первый властелин единого Китая | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: парная работа с текстом учебника с последующей взаимопроверкой. | Формирование навыков исследовательской культуры. Осмысление деспотического режима китайских императоров. | Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая. | 1 |
|
| ||
28 | Контрольная работа №2 «Древний Восток» | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок; работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах. | Формирование познавательного интереса. | Р: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов Древнего Востока; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока. | 1 |
|
| ||
Раздел III. Древняя Греция (21 ч) | ||||||||||
Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч) | ||||||||||
29 | Греки и критяне | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий с текстом литературных источников группой школьников, решение проблемных задач, исследовательская работа, проектная деятельность. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения памятников истории и культуры. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задач. П: применять таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Крита в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого. | 1 |
|
| ||
30 | Микены и Троя | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей Крита и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; сравнивать простые однородные факты истории Микен, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам. | 1 |
|
| ||
31 | Поэма Гомера «Илиада»
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков героев Гомера с позиции нравственности. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задач. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; датировать события и процессы в истории Троянской войны; формировать целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера; давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники культуры. | 1 |
|
| ||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков героев Гомера с позиции нравственности. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задач. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; датировать события и процессы в истории Троянской войны; формировать целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера; давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники культуры. | 1 |
|
| ||
33 | Религия древних греков | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с отрывками литературных произведений, исследовательская деятельность. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивание роли мифологии в истории человечества, влияния мифологии на историю. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве»; готовить тематические сообщения и проекты. | Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции. | 1 |
|
| ||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) | ||||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, проектная деятельность. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
| Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого. | 1 |
|
| ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осмысление опыта зарождения демократии в Древней Греции. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; находить информацию в исторических источниках. | Научиться объяснять сложные политические процессы; давать образную характеристику Перикла; характеризовать важные факты истории Древней Греции ,классифицировать и группировать их по предложенным признакам; выявлять закономерности исторического пути Греции. | 1 |
|
| ||
36 | Древняя Спарта | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций.. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию. | 1 |
|
| ||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осознание роли зарождения античного мира. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам. | 1 |
|
| ||
38 | Олимпийские игры в древности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр; описывать памятники истории и культуры Древней Греции. | 1 |
|
| ||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации изученного материала; исследовательская деятельность. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о подвиге греков при Марафоне. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины греко-персидских войн; рассказывать о важнейших событиях войны, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику Мильтиада.
| 1 |
|
| ||
40 | Нашествие персидских войск | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника; решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия. | Формирование устойчивой мотивации. Осознание роли самоотверженности и патриотизма греков в греко-персидских войнах. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины победы греков; давать образную характеристику Фемистоклу; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) | ||||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику главного афинского порта; расширять опыт оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
42 | В городе богини Афины | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути греческого народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. | 1 |
|
| ||
43 | В афинских школах и гимнасиях | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения афинских школ и гимнасий. | 1 |
|
| ||
44 | В афинском театре | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектная деятельность. | Формирование навыков анализа. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и культуры греков. | 1 |
|
| ||
45 | Афинская демократия при Перикле | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление опыта демократического устройства в Афинах. | Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии; создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями периода афинской демократии. | 1 |
|
| ||
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч) | ||||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом учебника с последующей самопроверкой, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути Македонского государства; объяснять причины распада Греции; давать образную характеристику Александра Македонского. | 1 |
|
| ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Оценивание противоречивой личности Александра Македонского. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | 1 |
|
| ||
48 | В Александрии Египетской | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская и проектная деятельность. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Осознание исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Александрии Египетской; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам. | 1 |
|
| ||
49 | Контрольная работа №3 «Древняя Греция» | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок; работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах.
| Формирование познавательного интереса к изучению нового. Осмысление роли и значения античной цивилизации для человеческого общества. | Р: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии человечества; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древней Греции; читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать ее данные. | 1 |
|
| ||
Раздел IV. Древний Рим (18 ч) | ||||||||||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||||||||
50 | Древнейший Рим | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская и проектная деятельность. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и дополнительные источники информации. | 1 |
|
| ||
51 | Завоевание Римом Италии | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление плана, исследовательская и проектная деятельность. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем Риме и специфическом историческом источнике для изучения. | 1 |
|
| ||
52 | Устройство Римской республики | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осознание важности и необходимости справедливой государственной власти. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представление об устройстве Рима; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Рима. | 1 |
|
| ||
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | ||||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы П: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей. | 1 |
|
| ||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; формировать целостное представление о Пунических войнах; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями войны; расширять опят оценочной деятельности. | 1 |
|
| ||
55 | Рабство в Древнем Риме | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление последствий римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представление о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого. | 1 |
|
| ||
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) | ||||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться выявлять закономерности исторических событий; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древнего Рима; датировать события и процессы в истории Древнего Рима, определять их последовательность и продолжительность. | 1 |
|
| ||
57 | Восстание Спартака | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах; объяснять причины восстания Спартака; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Спартака. | 1 |
|
| ||
58 | Единовластие Цезаря | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; характеризовать важные факты истории Древнего Рима, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования. | 1 |
|
| ||
59 | Установление империи | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; систематизировать тенденции социально-политического развития Рима; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории. | 1 |
|
| ||
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | ||||||||||
60 | Соседи Римской империи | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, составление таблицы, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации. | 1 |
|
| ||
61 | В Риме при императоре Нейроне | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима на поздних этапах; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; давать образную характеристику Нерону. | 1 |
|
| ||
62 | Первые христиане и их учение
«ДНК» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности христианства и значения его возникновения. | 1 |
|
| ||
63 | Расцвет империи во II (2-м) веке н.э. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; извлекать информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать факты. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древнего Рима. | 1 |
|
| ||
64 | Вечный город и его жители | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской империи; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Вечного города Рима; сравнивать простые однородные факты истории Древнего Рима, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования. | 1 |
|
| ||
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч) | ||||||||||
65 | Римская империя при Константине | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями Рима. | 1 |
|
| ||
66 | Взятие Рима варварами | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. П: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представление о причинах падения Западной Римской империи; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний варваров в истории. | 1 |
|
| ||
67 | Контрольная работа №4 «Древний Рим» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление и решение кроссвордов, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Римской империи; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; сравнивать простые однородные факты истории Древнего Рима, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования. | 1 |
|
| ||
68 | Обобщающее повторение по курсу «История Древнего мира» | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; комплексное повторение, самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями, комментирование выставленных оценок. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Осознание роли значительных событий и личностей в истории Древнего мира, места исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. | Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. К: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира. | 1 |
|
|
Раздел 3. Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающиеся получат возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
5