СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Авторская программа «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194362, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6

Тел. +7 (812) 616-00-49, факс +7 (812) 616-00-48


ПРИНЯТО

Педагогическим Советом школы

от ____ _________.2016 г


Протокол № __



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы


С.А. Лубенникова

от ____ __________2016 г

Приказ № ______







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории

5 «А» класса

68 часов

(2 часа в неделю)



на 2016/2017 учебный год








РАЗРАБОТАНА:

Страхун Ирина Дмитриевна

(первая квалификация)







Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Нормативные документы 3

Место учебного предмета в учебном плане 4

Цели и задачи курса 4

Общая характеристика учебного предмета 5

Технологии обучения 5

Формы организации учебного процесса 5

Виды и формы контроля успеваемости 6

Содержание программы 7

Требования к уровню подготовки обучающихся 11

учебно-Методическое и материально-техническое обеспечение 13

Календарно-тематическое планирование: 15

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 40





Пояснительная записка

Нормативные документы

Рабочая программа по истории для 5 «А» класса составлена на основе Авторская программа «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

  • Федеральный государственный образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253»;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 189) с изменениями от 29.04 2015;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-1347/16-0-0 от 15.04.2016 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга;

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга;

  • Календарный учебный график ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год;

  • Учебный план ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «История» входит в Федеральный компонент учебного плана ГБОУ школа №482 Выборгского района. Настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю 34 рабочие недели). Из них 10 часов выделяется на пропедевтический курс «Введение в историю», 58 часов на курс «История Древнего мира».


Цели и задачи курса

Цели изучения курса истории состоят в:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основной школе:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Курс для обучающихся 5 классов реализует следующие задачи:

  • Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.

  • Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Технологии обучения


  • Проблемное обучение

  • Развивающее обучение

  • Дифференцированное обучение

  • Активное обучение

  • Игровое обучение

  • Обучение критическому мышлению.


Формы организации учебного процесса

В преподавании курса используются следующие формы работы с обучающимися:

  • Традиционный урок

  • Урок творчества

  • Урок - ролевая игра

  • Повторительно - обобщающий урок

  • Урок защиты учебных проектов.


Виды и формы контроля успеваемости

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету (согласно учебному плану);

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

  1. Текущий контроль знаний – проверка знаний, обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

  1. Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными проверочными работами или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии со следующими данными:

Процент выполнения задания/Отметка

95% и более - отлично

75-94%% - хорошо

50-79 %% - удовлетворительно менее

50% - неудовлетворительно

При выполнении проверочной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в проверочной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания, определенные программой обучения;

• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания по данному предмету. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс – это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Содержание программы

5 класс (68 часов)

Рабочая программа по истории для 5 классов составлена на основе Авторская программа «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

Введение в изучение истории.

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц.

Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. Истрия Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебным материалом по истории.

Основные понятия курса:

Историческая память, Всемирная История, история России, Отечество, историческая наука, вспомогательные исторические дисциплины, исторический факт, историческое событие, летосчисление, хронология, дата, век, тысячелетие, период, исторический источник, архив, историческая карта, легенда карты, родословная (генеалогия), геральдика, устное народное творчество (фольклор), государственные символы, герб, гимн, знамя, флаг.

История Древнего мира

Введение. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории. Древний мир во всемирной истории. Исторические источники изучения Древнего мира.

Первобытное общество

Появление человека. Облик древнейшего человека. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к человеку «разумному». Изменения климата на Земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя.

Знания первобытных людей об окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека. Использование металлов. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

Древний Восток

Введение. Древний Восток в истории Древнего мира.

Древний Египет. Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни древних египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте. Религиозные верования древних египтян. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян. Фараон — правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса.

Жители Древнего Египта — подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы — люди, потерявшие свободу.

Быт древних египтян. Жилище. Одежда. Семья. Праздники.

Культура Древнего Египта. Письменность. Иероглифическое письмо. Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение достижений культуры Древнего Египта для современного человечества.

Двуречье. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Города-государства. Хозяйственная жизнь. Древний Аккад. Держава Саргона. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покоренным народам. Управление державой. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Государства Закавказья, Средней Азии в 1-м тыс. до н. э.* Военная держава Урарту. Захватнические походы урартских царей. Войны с Ассирией. Сардури I. Руса I.

Народы Средней Азии в древности. Хорезм, Бактрия, Согдиана. Оросительное земледелие. Ремесло и торговля. Борьба с завоевателями. Культура Урарту и народов Средней Азии.

Финикия. Местоположение. Население, хозяйственная жизнь. Города-государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Палестина. Местоположение, природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон.

Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Государственное устройство империи. Сатрапии. Дарий I. Культура и религия.

Древняя Индия. Местоположение, природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев.

Религиозные верования. Будда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища.

Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учение Конфуция. Нравственные нормы поведения человека в отношениях с государством, семьей. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру (итоговое обобщение).

Древняя Греция

Введение. Античный период в истории Древнего мира.

Древнейшая Греция. Природа и жители Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков. Особенности хозяйственной деятельности.

Крит и Микены — древнейшие государства. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание. Археологические памятники Микен и Тиринфа

Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представления о загробном мире. Религиозные церемонии.

Микены и Троя: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Государства-полисы Древней Греции. Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе.

Великая греческая колонизация, ее причины и основные направления. Колонии и метрополии. Крупнейшие колонии в Средиземноморье и на северных берегах Черного моря (Ольвия, Херсонес, Пантикапей). Боспорское царство. Греки и скифы.

Афины и Спарта — два пути развития греческой государственности. Рождение демократии в Афинах. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение для жизни Афин. Греческие тираны.

Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанский воин.

Идеалы и общественные нормы древних греков. Счастье, патриотизм в понимании древних греков. Афинский гражданин.

Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Афинский морской союз. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Итоги и последствия греко-персидских войн.

Расцвет Греции и величие Афин. Афины при Перикле. Народное собрание. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле. Афинский Акрополь, Храм в Дельфах, Олимпия

Олимпийские игры в жизни древних греков.

Повседневная жизнь древних греков. Жилище. Одежда. Еда. Семья.

Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Памятники греческого искусства.

Упадок Греции и возвышение Македонии. Пелопоннесская война.

Возвышение Македонии при Филиппе. Организация македонского общества. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия. Греция под властью Македонии.

Завоевания Александра Македонского и их последствия. Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Создание державы Александра Македонского и ее распад. Распространение греческого влияния на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед).

Историческое и культурное наследие Древней Греции (итоговое обобщение).

Древний Рим

Ранний Рим. Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима. Эпоха царей: 753–509 гг. до н.э. Устройство Рима в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц.

Завоевание Римом Италии. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война Пирра.

Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание и Сенат. Консулы. Должностные лица. Управление провинциями. Наместники и откупщики.

Армия Древнего Рима. Римлянин-воин, его вооружение. Римский легион. Римская армия в походе. Военное искусство римлян. «Триумф» римской армии.

Причины Пунических войн. Первая Пуническая война. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена.

Завоевания Рима на Востоке. Македонские войны. Сирийская война. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Римляне в Азии.

Своеобразие римской религии, ее связь с греческой религией. Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы-весталки. Жрецы. Римские праздники.

Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок дня. Представления о гражданских достоинствах личности. «Отеческие нравы»: верность, долг, служение Отечеству. Упадок нравов.

Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.

Гражданские войны в Римской республике. Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы.

Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвират. Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.

Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвират. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Римская империя (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.). Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актер на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.

Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин.

Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Историческое и культурное наследие Древнего мира (итоговое обобщение).

Основные понятия курса:

Эпоха первобытности, Древний Восток, Античность. Человеческое стадо (праобщина), род, племя, родовая община, соседская община, дань, государство, налог, повинности, закон, фараон, династия, провинция, полис, народное собрание, демократия, реформа, тирания, республика, империя, колонизация, колонии, метрополии. Социальное неравенство, знать, аристократы, демос, гражданин, раб, патриции, плебеи, народный трибун, консул, гражданская война, диктатор, фаланга, легион, колон, варвары. Хозяйственная деятельность, земледелие, ирригационная система, скотоводство, ремесло. Культура, философия, наука, религиозные верования, миф, религия, бог, многобожие, единобожие, жрец, христианство, Библия, Ветхий Завет, Евангелие, буддизм, искусство, скульптура, архитектура, театр, ораторское искусство, письменность, быт и повседневная жизнь.

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2016 году», рекомендации Комитета по Образованию Санкт-Петербурга «О режиме работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2015-2016 учебном году» годовым учебным планом ГБОУ школа № 482, годовым календарным учебным графиком ГБОУ школа № 482 настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю 34 рабочие недели). Из них 10 часов выделяется на пропедевтический курс «Введение в историю», 58 часов на курс «История Древнего мира».


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса истории Древнего мира обучающийся формируются следующие знания и умения:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям, как в прошлом, так и в современности.



учебно-Методическое и материально-техническое обеспечение

Литература

К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»

  1. Каратов С.Ю. Быстроногий Джар

  2. Каратов С.Ю. Земля мамонтов

  3. Каратов С.Ю. Каменный исполин

  4. Рони Старший Ж. Борьба за огонь

  5. Рони Старший Ж. Пещерный лев

  6. Рони Старший Ж. Вамирэх

  7. Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика

  8. Покровский С.В. Охотники на мамонтов

К разделу «Древний Восток»

  1. Воронкова Л.Ф. След огненной жизни

  2. Матье М.Э. День египетского мальчика

  3. Матье М.Э. Кари, ученик художника

  4. Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт

  5. Ян В.Г. Финикийский корабль

К разделу «Древняя Греция»

  1. Воронкова Л.Ф. Мессенские войны

  2. Воронкова Л.Ф.Герой Саламина

  3. Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков

  4. Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик

  5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

  6. Лурье С.Я. Заговорившие таблички

  7. Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры

  8. Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

  1. Джованьоли Р. Спартак

  2. Езерский М. Аристоник

  3. Линдсей Дж. Беглецы

  4. Немировский А.И. Слоны Ганнибала

  5. Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря

  6. Ян В.Г. Спартак

Для учителя:

  1. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2015, ФГОС. – 304 с.: ил.

  2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с.

  3. Артошенко Е., Артошенко И., Гриднев А. Энциклопедия чудес света. М.: РООССА, 2014. – 255с.: ил.

  4. Алексашкина Л.Н. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. К учебнику Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира. 5 класс». — М.: Экзамен, 2017. — 93, [3] с.

  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Новая технология личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.bibliotekar.ru/istoriya/

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Основные элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ (10 часов)

личностные

метапредметные

предметные


1

Что изучает наука история?

1


Входной контроль §1


История, связь времен

Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Умение работать с текстом учебника, со справочным материалом.


Первичные представления об исторической науке.

Умение работать

с исторической картой (памятка).



2

Источники знаний о прошлом

1

Устный опрос, творческое задание, презентации §2

Вещественные, устные, письменные источники; памятники истории

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Определение роли исторических источников в поиске информации.

Сравнение основных видов исторических источников.



3

Измерение времени

1

Устный опрос, исторические задачи на счет лет §3

Лента времени, наша эра, до нашей эры, счет лет

Понимание сущности порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам.

Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Умение преобразовывать знаки и символы.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.



4

Археология – помощница историков

1

Устный опрос, презентации об археологических раскопках §4

Археология, раскоп, экспедиция

Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Ответы на поставленные учителем вопросы с использованием новых терминов и понятий. Составление рассказа по иллюстрации учебника.

Объяснение необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Определение вреда раскопок, проводимых случайными людьми. Объяснение причин гибели памятников старины.



5

Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом

1

Творческое задание – план двора, где живешь §5

Сочинить сказание о природном явлении §6




Историческая карта, контурная карта, легенда карты, план. Этнография, этнографы, былины, сказания, мифы

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Извлечение исторической информации из сказаний, мифов, песен. Составление рассказа по иллюстрации учебника.

Определение отличий исторической и географической карт. Работа с легендой карты, начальные способы работы с контурной картой.



6

Знать своих предков – знать историю

1

Создать древо, узнать происхождение своей фамилии, имени §7

Родословная, род, генеалогия, фамилия

Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Работа с текстом учебника. Составление опорного конспекта.

Составление родословной.



7

Географические названия – свидетели прошлого

1




Устный опрос §8

Историческая география, происхождение названий

Формирование познавательного интереса к изучению истории.

Ответы на поставленные учителем вопросы с использованием новых терминов и понятий.

Определение роли топонимов при изучении истории.



8

О прошлом рассказывают гербы

1


Создать свой герб (рисунок) §9

Геральдика, герольды, турнир, поле щита

Формирование познавательного интереса к изучению истории.

Использовать текст учебника как источник исторической информации. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания.

Определение причин и способов создания гербов. Сравнение различных видов гербов, их основных символов.



9

Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов.

1

Нарисовать флаг выдуманной страны и суметь объяснить его значение §10 .Устный опрос §11

Знамя, флаг, хоругвь, Андреевский флаг. Гимн, хорал, торжество.

Формирование познавательного интереса к изучению истории.

Работа с учебником по определению различий военных, государственных и прочие знаки отличия в форме знамен и флагов. Работа с музыкальными источниками.

Определение различия понятий «флаг» и «знамя». Определение отличий гимна от исторической песни.



10

Как работать с учебными материалами по истории

1




Повторение пройденного материала, тестирование, исторический диктант §12, тестирование

Параграф, историческая картина

Формирование познавательного интереса к изучению истории.

Работа со справочным аппаратом учебника.

Умение работать

с исторической картиной (памятка).


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

57 часов


Раздел 1 Первобытный мир (4 часа)

Тема 1 . У истоков истории (4 часа)


11

Возникновение человека

1

Урок изучения нового материала, § 1, http://school-collection.edu.ru

Археология. Этнография, каменный век, орудия труда, праобщина

Определение отличий человека от животных.

Используя памятку, составление рассказа на основе материала учебника. Описание иллюстраций учебника.

Определение по карте мест расселения древнейших людей.



12

Появление современного человека.

1

Устный опрос, §2 http://school-collection.edu.ru

Неандертальский человек, род, родовая община, племя

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Работа с текстом учебника. Сравнение по иллюстрации предметов материальной культуры (орудия труда).

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Характеризовать новые достижения древнего человека.



13

Зарождение искусства и религиозных верований

1

Устный опрос, доклады учащихся § 3 http://school-collection.edu.ru

Магия, амулет, миф. Скульптура. Религиозные верования

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Умение анализировать и делать выводы.


Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками.



14

Человечество на пути к новому обществу

1

Тестирование §4 http://school-collection.edu.ru

Ремесленники. Соседская община.

Формирование уважительного отношения к труду. Характеристика основных занятий древнейших людей

Пересказывать содержание текста учебника.

С помощью схемы определение отличий родовой общины от соседской.

Раскрывать смысл понятий. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять на элементарном уровне причины исторических событий



Раздел 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (15 часов)

Тема 2 . Древний Египет (6 часов)


15

Образование государства в долине Нила

1

Устный опрос §5, http://www/duat.egyptclub.ru/EgyptURLabum.htm - интернет-ресурсы по Древнему Египту

Дельта, дамба, ирригация

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

Пересказывать содержание текста учебника.

Выявлять причинно – следственные связи. Умение составлять рассказ по иллюстрациям.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.



16

Религиозные верования в Древнем Египте

1

Устный опрос, творческая работа «Боги Древнего Египта», §6, http://www.nemo.nu/ibisportal/Oegyptintro/legypt/index.htm - изображения египетских богов

http://countries.ru/library/ancient/egypt.htm - культура Древнего Египта

Бог, многобожие, бальзамирование

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.


Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте.



17

Правитель Древнего Египта.

1

Устный опрос, §7, http://school-colection.edu.ru


Фараон. Тутмос Ш. Рамсес П

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

По памятке, составление рассказа на основе материала учебника.

Составление типологического портрет (фараона). Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.



18

Подданные фараона

1

Урок-иллюстрация, §8, http://school-colection.edu.ru

Жрецы, святилище. ритуалы. Налог.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать в малых группах.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших Египет. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.



19

Повседневная жизнь древних египтян

1

Устный опрос, §9, http://www.butik.com.ua/mir_modi/hist01_egipethtm - мода Древнего Египта.

http://monefon.narod.ru/Goroda.htm - древние города Египта


Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Составление рассказа по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника.

Определение особенностей повседневной жизни древних египтян.



20

Культура Древнего Египта

1

Устный опрос, доклады учащихся, §10, http://lib.ru/POEEAST/egipet_poes.txt - поэзия Др. Египта;

http://www.tmn.fio.ru/works/17x/305/03/egipet.htm - образование и литература в Древнем Египте

Иероглифы. Рельеф. Архитектура

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.

Характеризовать знания древних египтян из разных областей наук.



Тема 3. Древняя Азия (9 часов)


21

Шумер и Аккад

1

Устный опрос §11, http://history.rin.ru/cgibin/history.pl?num=49 – военное искусство Шумера

Город-государство. Зиккурат. Династия. клинопись. Царь Саргон. Легенды о Гильгамеше

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач. Извлечение информацию из источника литературного характера

Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.



22

Древний Вавилон

1

Устный опрос §12, http://mesopotamia.nm.ru/history/content.htm - Древняя Месопотамия

Закон. Царь Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.)

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст. Извлечение информации из источника государственного характера.

Характеристика Вавилонское царство при царе Хаммурапи по материалу учебника. Выявление особенностей религиозных верований вавилонян. Определение особенностей памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника.



23

Ассирийская держава

1

Устный опрос §13, http://www.hrono.ru/land/assiria.html - историческая энциклопедия «Хронос», контурная карта

Ашурбанипал (669-633гг. до н.э.)

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

Раскрытие причин военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы



24

Финикия.

1

Устный опрос §14, http://www.ancienthistory.spb.ru/types/life/phinikia/ - иллюстрации быта населения Шумера и Аккада.

http://www.eleven.co/il/artikle/14286 - Еврейская энциклопедия

Колонии

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст.

Определять причинно – следственные связи.

Извлекать информацию из источника литературного характера (миф).

Определение значение изобретений, сделанных в Финикии. Рассказ на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны. Характеристика изобретений финикийцев.



25

Древняя Палестина.

1

Устный опрос §15, http://www.ancienthistory.spb.ru/types/life/phinikia/ - иллюстрации быта населения Древней Палестины

Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. Скрижали. Царь Давид. Царь Соломон.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Определение по карте границ древних государств. Составление простого плана по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф).

Раскрытие особенностей природных условий Палестины. Описание реконструированных памятников архитектуры.



26

Древняя Персия

1

Презентации, Устный опрос §16, http://www/ancient.gerodot.ru, контурная карта

Сатрапии. Царь Кир. Царь Дарий I

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Уметь определять причинно-следственные связи. Извлечение информации из фрагмента сочинения историка.

Работа со схемой «Управление сатрапией». Сравнение ассирийской и персидской армии.



27

Древняя Индия.

1

Устный опрос, презентации §17. http://www.hindu.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/ - литературные тексты

Джунгли. Арии. Варны. Касты.

Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

Выявление особенностей хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрытие сути варного и кастового деления общества в Индии. Определение значения изобретений, сделанных в Индии



28

Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии

1

Устный опрос §18, http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st040.shtml - искусство Древней Индии

Индуизм. Карма. Буддизм.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Извлечение информации из изречений религиозного деятеля. Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.


Выявление особенностей образа жизни в Древней Индии. Определение общих черт в религиозных верованиях древних народов и указание особенностей индуизма.



29

Древний Китай.

1

Устный опрос §19, http://www.panasia.ru/main/china/sight/ - история и культура Китая

Император Цинь Шихуанди. Конфуций.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Развивать умение определять причинно-следственные связи.

Составлять кроссворды по тематике урока.

Раскрытие особенностей хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае.



Раздел III. Древняя Греция (19 часов)

Тема 3. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (4 часа)


30

Природа Греции и занятия древних греков

1

Тестирование, §20, http://school-collection.edu.ru

Северная, Средняя, Южная Греция. Пелопонесс.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.

Определение особенностей природы Балканского полуострова. Характеристика занятий древних греков. Извлечение информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи».



31

Древнейшие государства Греции: Крит и Микены

1

Устный опрос §21, контурная карта

Миф. Световой колодец. Минотавр. Лабиринт. Ахейцы. Дорийцы. Тезей. Эгей. Минос. Ариадна.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Работа с лентой времени. Работать с текстом учебника.

Различие мифологической и исторической информации о древнейших государствах Греции. Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков.



32

Верования древних греков

1

Устный опрос §22

Жрец. Храм. Религиозная церемония. Герои. Зевс. Посейдон. Аид. Афина. Аполлон. Дионис. Геракл. Основные греческие мифы.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков

Определение мифической и исторической информации о древнейших государствах Греции. Сравнение верования жителей Древнего Востока и Древней Греции.



33

«Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел

1

Устный опрос, поэзия Греции-доклады учащихся §23, контурная карта, http://www.greekroman.ru/lib/greek.htm – текст «Илиады»и исследовательские работы. http://war-elada.narod.ru/index.htm - военное снаряжение, карты Греции.

http://raskopki.narod.ru/shliman.html - материалы о Шлимане.

http://www.temple.edu/classics/troyimages.html - иллюстрации Троянской войны

Илион. Троя. Гомер. Ахиллес. Одиссей. Генрих Шлиман VIII в. до н.э. – считается, что в этом веке жил Гомер

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Извлечение исторической информации из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи».

Характеризовать образы основных героев. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.




Тема 5. Государства – полисы Древней Греции (3 часа)


34

Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация.

1

Проверочная работа, контурная карта, §24,http://legendy.narod.ru/etnos/greki.htm - греки в Крыму.http://www.diver.univ.kiev.ua/hersones.htm - археологические раскопки в Херсонесе.http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Ancient/Don_NC15.htm - Боспорское царство

Колонизация. Метрополия. Колония. Полис. Демос. Община. Аристократия. Скил.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Работа с картой. Составление сюжетного рассказа по иллюстрациям.

Определение значения греческой колонизации, ее роли в жизни греческих полисов и колонизированных территорий.



35

Установление демократического строя в Афинах

1

Устный опрос, § 25, http://school-collection.edu.ru

Долговое рабство.Реформа. Архонт. Народное собрание. Демократия. Тирания. Драконт. Солон. Писистрат.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой.

Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона.



36

Спарта

1

Устный опрос, §26, http://school-collection.edu.ru

Илоты. Спартиаты (спартанцы). Ликург

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.

Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.



Тема 6. Греко-персидские войны (2 часа)




37

Борьба греков за свою свободу

1

Устный опрос, контурные карты §27-28,

http://war-ellada.narod.ru/index.htm - военное снаряжение греков, карты Греции.

Варвар. Триера. Дарий 1. Ксеркс. Мильтиад. Леонид. Фемистокл. Марафонская битва

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Составление хронологической таблицы. Извлечение информации из источника литературного характера.

Определение причин греко-персидских войн и победы в них греков. Составление рассказа о ходе битвы, используя схему.



38

Борьба греков за свою свободу

1

Тема 7.Расцвет Греции и величие Афин (7 часов)


39

Греческий полис и его жители

1

Устный опрос, контурная карта, §29, http://school-collection.edu.ru

Гражданин. Народное ополчение. Палестра. Рабы. Платон. Аристотель.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Извлечение информации из источника. Работа с текстом учебника.

Определение обязанностей и прав греческого гражданина. Раскрытие значения понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеристика положение рабов в Древней Греции.



40

Развитие демократии при Перикле

1

Устный опрос, §30 http://school-collection.edu.ru

Стратеги. Совет пятисот. Гелиэя. Остракизм. Перикл.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Используя памятку, составление рассказа об исторической личности.

Раскрытие изменений в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составление схемы «Управление в Афинах».



41

Олимпийские игры

1

Устный опрос, рассказ об олимпиониках, §31http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=718 - центральная отраслевая библиотека по физкультуре и спорту

Священный мир. Стадион. Атлет.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Составлять развернутый план одной части параграфа.


Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.



42

Повседневная жизнь древних греков

1

Устный опрос, творческая работа, §32,http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm - быт античного общества

Педагог. Хитон. Гиматий.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков.

Характеристика особенностей повседневной жизни древних греков по материалам учебника. Самостоятельное создание типологических портретов жителей древнегреческих полисов.



43

Греческая наука

1

Устный опрос, §33,http://nauka.bible.com.ua/religion/rell-04.htm - А.А.Опарин. Религии мира и Библия

Философия. Академия. Платон. Сократ. Геродот.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков. Работа со сравнительной таблицей.

Раскрытие основных достижений греческой науки.



44

Архитектура и скульптура Греции

1

Устный опрос, творческие проекты, §34

Дорический ордер. Ионический ордер. Акрополь. Пропилен. Фидий. Мирон

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков.

Раскрытие особенностей греческой архитектуры. Сравнение памятников архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Рассказ об афинском Акрополе, используя схему. Определение влияния греческой архитектуры на мировую культуру и облик Санкт-Петербурга.



45

Рождение театра. Театральные представления

1

Устный опрос, §35

http://cyrill.newmai.ru/index2.html - библиотека античной литературы

Трагедии. Комедии. Театрон. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии.

Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».





Темы 8,9. Упадок Греции и возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и их последствия (3 часа)


46

Греция и Македония в IV в. до н.э.


1

Тестирование, §36,

http://www.roman-glory.com/02-02-03 - сайт о римском войске, иллюстрации и тексты о врагах Рима, в том числе о Македонии

Македонская фаланга. Филипп Македонский. Демосфен.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

Уметь определять причинно-следственные связи. Составление таблицы.

Определение значения Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявление особенностей македонского войска.



47

Завоевания Александра Македонского и их последствия

1

Устный опрос, §37, контурная карта

http://rulers.narod.ru/alexander/alexan.htm - жизнь А.Македонского

Александр Македонский

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет.


Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.



48

Александрия Египетская

1

Тестирование, §38, Инженеры Древней Эллады//Наука и жизнь,2004.№4.http://www.zaitseva-Irna.ru/html/f1094917647.htm - сайт об Архимеде

Мусейон. Архимед.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Уметь определять причинно-следственные связи. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.

Определение особенностей планировки Александрии Египетской, влияния эллинистической культуры на мировую культуру.



Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 часов)


Тема 10. Ранний Рим (4 часа)


49

Древняя Италия и начало города Рима

1

Устный опрос, §39,

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/815d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/17266/ - легенды об основании Рима

Сенат. Рем. Ромул.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.


50

Рим в эпоху царей

1

Устный опрос, §40,

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/815d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/17265/? – материалы об этрусках

Инаугурация. Нума Помпилий. Сервий Туллий. Торквиний Гордый.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Определение особенностей царской власти в Риме и ее отличия от деспотии на Древнем Востоке. Определение значения реформ Сервия Туллия.



51

Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев

1

Устный опрос, §41,http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=288 – С.И.Ковалев. История Рима

Республика. Консул. Патриции. Плебеи. Луций Юний Брут

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Составление под руководством учителя развернутого плана. Извлечение информации из адаптированного древнего закона

Объяснение понятий «патриции», «плебеи». Раскрытие причин борьбы между патрициями и плебеями.



52

Завоевание Римом Италии

1

Устный опрос, контурная карта, §42,http://www.bibliotekar.ru/rim/1-9.htm - сведения о Пирре

Галлы. «Пиррова победа». Царь Эпира Пирр.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Исследовать и сравнивать по карте территории, завоеванные Римом.




Тема 11. Расцвет Римской республики (7 часов)


53

Армия Древнего Рима

1

Тестирование, §43,

http://www.xlgio.ru/pubs/romearmy/romearmy.htm - иллюстрации и тексты о римской армии.

Манипул. Триумф.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Составление, используя памятку, плана раздела параграфа.

Определение достижений военного искусства древних римлян. Раскрытие роли армии в истории Рима. Характеристика, используя схему, организации римской армии.



54

Рим и Карфаген

1

Устный опрос, контурная карта, §44,

http://www.xlgio.ru/pubs/romearmy/romearmy.htm - иллюстрации и тексты о римской армии.

Ганнибал. Квинт Фабий Максим. Публий Корнелий Сципион (Сципион Африканский)

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Рассказ об исторической личности по памятке. Составление хронологической таблицы. Извлечение информации из адаптированных сочинений древних историков.

Раскрытие причин Пунических войн. Выявление причин победы Рима над Карфагеном. Составление рассказ о сражении по карте-схеме.



55

Завоевания Рима на Востоке

1

Устный опрос, контурная карта, §45,

http://school-collection.edu.ru

Провинция

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Составление хронологической таблицы.

Характеристика системы управления римскими провинциями. Определение места провинций в римской общественной и хозяйственной жизни.



56

Государственное устройство Римской республики

1

Устный опрос, §46,

http://som.fsio.ru/item.asp?id=10002563 – презентация к уроку

Магистрат. Преторы. Цензоры. Народный трибун. Сенат

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Представлять сообщения и доклады

в соответствии

с требованиями регламента.

Сравнение, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Определение роли сената в жизни Римской республики.



57

Римское общество: его нравы и обычаи

1

Устный опрос ,презентации§47,

http://ancientrome.ru/obbyt/index.htm - культура и быт римского общества

Всадники. Плебс. Патрон. Клиент.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Составление типологического портрета типичных представителей различных групп общества.

Характеристика групп населения в Риме. Составление типологического портрета типичных представителей различных групп римского общества.



58

Повседневная жизнь римского общества

1

Устный опрос, §48,

http://ancientrome.ru/obbyt/index.htm - культура и быт римского общества

Домус. Атрий. Перистиль. Инсула. Туника. Тога. Амфитеатр. Жизнь и развлечения римлян

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Составление рассказа, использовать иллюстрации учебника.

Выявление общих черт в одежде и религии римлян и греков. Рассказ о повседневной жизни римлян, использовать иллюстрации учебника.



59

Рабство в Риме


1


Устный опрос, §49,

http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/home.html - история Др.Рима.

http://rulers.narod.ru/spartak/spartak.htm - восстание Спартака.

Вольноотпущенник. Спартак. Марк Лициний Красс. Положение рабов в Риме. Источники рабства74-71гг. до н.э. – восстание Спартака

Формировать уважение прав и свобод человека.


Составление самостоятельно хронологической таблицы.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.



Тема 12, 13. Кризис и падение Римской республики. Римская империя (9 часов)


60

Начало гражданских войн в Риме

1

Тестирование, §50,

http://www.genstab.ru/all_ant.htm - сайт о военной истории

Гражданская война. Гай и Тиберий Гракхи. Гай Марий. Луций Корнелий Сулла Причины гражданских войн. 133г. До н.э. - начало гражданских войн. 88г. До н.э. – Сулла провозглашен диктатором. Последствия изменений в римской армии в результате реформы Гая Мария.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Высказывание своего отношение к персоналиям, используя исторический источник и художественную литературу.

Определение причин гражданских войн в Риме. Определение сути реформ братьев Гракхов. Характеристика диктатуры Суллы



61

Гай Юлий Цезарь

1

Устный опрос, §51,http://www.libius.org/rome.html - иллюстрации, персоналии.http://rubers.narod.ru/ceasar/ceasar.htm - Всемирная история в лицах. Гай Юлий Цезарь

Триумвират. Гай Юлий Цезарь. Гней Помпей. Марк Красс. Марк Бурт58-51гг.до н.э. –завоевание Галлии. 48-44гг. до н.э. – диктатура Цезаря. 15 марта 44г. До н.э. – убийство Цезаря.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Умение работать в малых группах.

Определять причинно-следственные связи.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря.

Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор,

заговорщики, гибель.



62

Октавиан Август и рождение Римской империи

1

Устный опрос, §52,

http://xlegio.ru/index.htm - боевая техника древности

Император. Принцепс. Марк Антоний. Октавиан Август. Изменения в системе управления Римом в период империи

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять причинно-следственные связи.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме. Характеризовать правление Октавиана
Августа.



63

Императоры Рима I-II вв.

1

Устный опрос, §53,

http://www.roman-empire.net/ - Римская империя

Нерон. Веспасиан. Траян. Марк Аврелий. Коммод. Особенности управления Рима императорами.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Составление рассказа об исторической личности, используя дополнительную литературу. Оценка людей с точки зрения нравственности и морали.



64

«Вечный город»

1

Устный опрос, презентации, §54,http://ancientrome.ru/obbyt/index.htm - культура и быт римского общества.

Форум. Колизей. Пантеон. Термы Роль законов в жизни общества и государства. Новые явления в хозяйственной жизни Рима 4-5 вв.

Развитие эстетического сознания через освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.



65

Культура Римской империи

1

Устный опрос, презентации§55,

http://ancientrome.ru/obbyt/index.htm - культура и быт римского общества

Арка. Акведук. Ода. Марк Туллий Цицерон.Вергилий. Гораций. Овидий. Причины изменений в хозяйственной жизни Рима в начале нашей эры..

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Определение значения изобретений, сделанных в Древнем Риме для современной жизни



66

Возникновение христианства

1

Устный опрос §56

http://school-collection.edu.ru

Проповедовать. Евангелие. Епископ. Иисус Христос. Понтий Пилат. Император Константин Основные предпосылки возникновения христианства

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Рассказывать об условиях появления христианского учения и объяснять причины распространения.

Комментировать
и оценивать комплекс моральных норм

христиан.



67

Римская империя в Ш-IV вв.

1

Тестирование, §57

http://www.roman-empire.net/ - сайт о Римской империи

http://his.1september.ru/2003/15/1.htm - мир варваров (кельты, гунны, готы)

Колон. Император Диоклетиан. Аттила395г. – разделение Римской империи на Западную и Восточную. 451г. - поражение гуннов силами римлян и германцев. 410г. - захват Рима готами. 455г. – разрушение Рима вандалами. 476г. – переход власти над Италией к германцам, конец истории Древнего Рима.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей.



68

Итоговое повторение

1

Урок обобщения и систематизации


Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.

Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи


Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности.




ВСЕГО ЧАСОВ

68




ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата и тема урока

Форма коррекции (объединение тем, домашнее задание)

Причина коррекции (праздничный день, отмена занятий по приказу, в связи с эпидемией)

Урока, который требует коррекции

Урока, который содержит коррекцию