СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учителя математики «Использование метода проектов в развитии УУД»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 5 класс , содержит 3 раздела: 1 Планируемые результаты; 2 Содержание; 3 Тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учителя математики «Использование метода проектов в развитии УУД»»


МОУ Красновосходская средняя школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы

_______________Волкова И.В.

___________Ишукова А.А.

РАССМОТРЕНО

Приказ № 223 от 31 августа 2017 г.

на заседании ШМО учителей


Протокол № 1 от 25.08.2017г.





Рабочая программа

по истории

Класс 5

Уровень образования - базовый

Срок реализации программы - 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год;

2 часа в неделю


Составлена на основе Программы : 5-9классы общеобразовательных учреждений / Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н.Майков. – М. : Вентана- Граф, 2013г.


Учебник: Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс.- М.:Вентана-Граф, 2013. Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс.- М.:Вентана-Граф, 2013.


Разработана учителем I квалификационной категории Хайвановой Т.С




2017 год

Раздел I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:
1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2) освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

3) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

4) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты

1) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3)умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и

общие   явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


Раздел II. Содержание

1. Введение( 10 часов)

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.)

Деятельность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц.

Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Моё имя.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамёна. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебным материалом по истории.

2.История Древнего мира ( 60 часов)

Введение (1час)

Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории. Древний мир во всемирной истории. Исторические источники изучения Древнего мира.

Первобытное общество (4 часа)

Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнём. Орудия труда и занятия древнейших людей.

Долгий путь к «человеку разумному». Изменения климата на Земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Знания первобытных людей об окружающем мире.

Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека.

Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

Древний Восток (16 часов)

Введение. Древний Восток в истории Древнего мира.

Древний Египет. Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни древних египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте.

Религиозные верования древ них египтян. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян.

Фараон — правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса.

Жители Древнего Египта — подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы — люди, потерявшие свободу.

Быт древних египтян. Жилище. Одежда. Семья.

Праздники. Культура Древнего Египта. Иероглифическое письмо.

Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества.

Двуречье. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Города-государства. Древний Аккад. Держава Саргона. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покорённым народам. Управление державой. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Финикия. Местоположение. Население, хозяйственная жизнь. Города-государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Палестина. Местоположение, природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхо - заветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон.

Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Дарий I. Государственное устройство империи. Сатрапии. Культура и религия.

Древняя Индия. Местоположение, природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев.

Религиозные верования. Будда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища.

Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учение Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток».

Древняя Греция (19 часов)

Введение. Античный период в истории Древнего мира.

Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков. Особенности хозяйственной деятельности. Крит и Микены — древнейшие государства Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание. Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представления о загробном мире. Религиозные церемонии. Микены и Троя: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Государства-полисы Древней Греции. Развитие земледелия и ремёсел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация, её причины и основные направления. Колонии и метрополии. Греки и скифы.

Афины и Спарта — два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникно вение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко-персидских войн.

Расцвет Греции и величие Афин. Афины при Перикле. Народное собрание. Идеалы и общественные нормы древних греков. Счастье, патриотизм в понимании древних греков. Афинский гражданин. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле. Олимпийские игры в жизни древних греков. Повседневная жизнь древних греков. Жилище. Одежда. Еда. Семья. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители.

Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Памятники греческого искусства.

Упадок Греции и возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Организация македонского войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и её последствия. Греция под властью Македонии.

Завоевания Александра Македонского и их последствия. Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и её распад. Распространение греческой культуры на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые учёные: Евклид, Аристарх, Архимед).

Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция»

Древний Рим (20 часов)

Ранний Рим. Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима. Эпоха царей: 753–509 гг. до н. э. Управление Римом в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война с Пирром. Завоевание Римом Италии.

Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание и Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия.

Причины Пунических войн. Первая Пуническая война.

Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Пубцлий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена. Завоевания Рима на Востоке. Македонские войны. Сирийская война. Римляне в Азии. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Управление провинциями. Наместники и откупщики. Своеобразие римской религии, её связь с греческой религией. Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы весталки. Жрецы. Римские праздники.

Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок

дня. Представления о гражданских достоинствах личности. «Отеческие нравы»: верность, долг, служение Отечеству. Упадок нравов.

Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.

Гражданские войны в Римской республике. Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корне Лий Сулла. Установление диктатуры Суллы.

Гай Юлий Цезарь: путь к верши не власти. Пер вый триумвират. Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.

Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвират. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Римская империя (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.). Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин. Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим».

















Раздел III . Тематический план, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Тема


Кол-во часов

1. История. Введение в историю (10часов)


1

Что изучает история


1

2

Источники знаний о прошлом


1

3

Измерение времени

1


4

Историческая карта


1

5

Археология-помощница историков


1

6

Наука о народах - наука о прошлом


1

7

Знать своих предков – знать историю


1

8

Географические названия – свидетели прошлого


1

9

Государственные символы РФ


1

10

Как работать с учебными материалами по истории


1

2.История Древнего мира( 60 часов)


11

Введение


1

Первобытное общество (4 часа)


12

Возникновение человека


1

13

Появление современного человека

1


14

Зарождение искусства и религиозных верований


1

15

Человечество на пути к новому обществу

1


Древний Восток (16 часов)


16

Образование государства в долине Нила


1

17

Религиозные верования в Древнем Египте


1

18

Правитель Древнего Египта


1

19

Подданные фараона.

1


20

Повседневная жизнь древних египтян

1


21

Культура Древнего Египта

1


22

Шумер и Аккад

1


23

Древний Вавилон

1


24

Ассирийская держава


1

25

Финикия


1

26

Древняя Палестина


1

27

Древняя Персия


1

28

Древняя Индия


1

29

Религиозные верования и повседневная жизнь

в Древней Индии


1

30

Древний Китай


1

31

Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток».


1

Древняя Греция (19 часов)


32


Природа Греции и занятия древних греков

1

33


Древнейшие государства Греции: Крит и Микены

1


34


Верования древних греков

1

35

«Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел

1


36

Греческий полис — город - государство. Великая греческая колонизация

1

37

Установление демократического строя в Афинах


1

38

Спарта


1

39

Борьба греков за свою свободу


1

40

Греческий полис и его жители


1

41

Развитие демократии при Перикле


1

42

Олимпийские игры


1

43

Повседневная жизнь древних греков


1

44

Греческая наука


1

45

Архитектура и скульптура Греции


1

46

Рождение театра. Театральные представления


1

47

Греция и Македония в IV веке до н. э.


1

48

Он хотел завоевать весь мир


1

49

Александрия Египетская


1

50

Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция»


1

Древний Рим( 20 часов)


51

Древняя Италия и начало города Рима


1

52

Рим в эпоху царей

1


53

Рождение Римской республики.

Борьба патрициев и плебеев

1

54

Завоевание Римом Италии


1

55

Армия Древнего Рима


56

Рим и Карфаген


1

57

Завоевания Рима на Востоке

1


58

Государственное устройство Римской республики


1

59

Римское общество: его нравы и обычаи


1

60

Повседневная жизнь римского общества


1

61

Рабство в Риме


1

62

Начало гражданских войн в Риме


1

63

Гай Юлий Цезарь


1

64

Октавиан Август и рождение Римской империи


1

65

Императоры Рима I–II веков


1

66

Вечный город


1

67

Культура Римской империи


1

68

Возникновение христианства


1

69

Римская империя в III–V веках


1

70

Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим»


1