СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям ФГОС. Рабочая программа рассчитана на 68 часов , 2 часа в неделю и будет реализована за 2015 – 2016 учебный год. Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
История в 6 классе (68 часов)
Пояснительная записка.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.
Материал курса содержит единство исторического пространства и хронологии. В курсе расширена понятийная основа. Достоинством данной программы является — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям ФГОС.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов , 2 часа в неделю и будет реализована за 2015 – 2016 учебный год.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
• овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта
• История России. С древнейших времен до конца XVI. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е издание - М.: Просвещение, 2013.
• Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Е. В. Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А. Сванидзе. -3-е издание - М.: Просвещение, 2014.
Данная рабочая программа предусматривает различные типы и формы уроков.
• Лекция
• Комбинированные уроки
• Уроки практикумы
• Семинары
• Повторительно-обобщающие уроки.
Для оценивания результатов учащихся предусмотрена пятибалльная система оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»).
Учебно-методическое планирование
по истории Средних веков
Класс 6
Учитель Быкова Светлана Михайловна
Количество часов
Всего 30 час; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 3 урока, тестов 10 урока
Административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено на основе авторской программы : базовой программы по истории Средних веков, рекомендованной Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История средних веков» авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений,М., «Просвещение», 2015 г.
Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;2015г.
Дополнительная литература:
1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2010 г.
2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);
3. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2012 г.;
4. Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2012 г.;
5. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2013 г.
Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2010 г.;
2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2014 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2011 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2012 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2013 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2010 г.;
Учебно-методический план
Распределение учебного материала курса | Контрольные работы | |||||
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тема | Кол. | Дата | |
1 | Становление средневековой Европы. | 5 | Становление средневековой Европы | 1 |
| |
2 | Византийская империя в 6-11вв. | 1 | Католическая церковь . Крестовые походы. . | 1 |
| |
3 | Арабы в 6-11вв | 2 | Образование централизованных государств в Западной Европе. | 1 |
| |
4 | Расцвет средневековья | 2 | Обобщение пройденного материала по курсу «История Средних веков» | 1 |
| |
5 | Средневековый город | 2 |
|
|
| |
6 | Католическая церковь . Крестовые походы. | 3 | ||||
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе | 5 | ||||
7 | Германия и и Италия в 12 -15 вв. | 1 | ||||
8 | Славянские государства и Византия | 2 | ||||
8 | Культура Западной Европы в 11-15вв | 3 | ||||
9 | Народы Азии, Америки, Африки в средние века | 2 | ||||
| Итого | 25 | Итого | 4 |
|
Календарно – тематическое планирование история средних веков 6 класс
№ п/п | Дата |
Тема урока | Кол-во час |
Содержание (основные понятия) | Планируемые результаты | Корректировка | ||
Становление средневековой Европы (6ч) |
| |||||||
1 |
| Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов | 1 | Великое переселение народов | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям умение определять понятия, создавать обобщения, формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося |
| ||
2 |
| Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | 1 | Феод Феодал Вассал | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
| ||
3 |
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Феодальная раздробленность | умение обобщать фактыовладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
| ||
4 |
| Западная Европа в IX – XI веках | 1 | Норманы, образ жизни | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, владение умениями работать с учебной и внешкольной информациейовладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
| ||
5 |
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | Каролингское возрождение | формирование целостного мировоззрения умение строить логическое рассуждение, умозаключение приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
| ||
6 |
| Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» | 1 |
|
|
| ||
Византия и VI-XI вв (1 ч)
|
| |||||||
7 |
| Византия при Юстиниане. Культура Византии
| 1 | Скипетр Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека формулировать и обосновывать выводы Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников |
| ||
Арабский мир в VI – XI вв.(2 ч)
| ||||||||
8 |
| Арабский мир в VI – XI вв. | 1 | Ислам Коран Шариат Халиф Имам Везир Сунниты Шииты Мечети медресе минарет | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
| ||
Средневековое европейское общество (2ч) | ||||||||
9 |
| В рыцарском замке
| 1 | Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз | формирование нравственных чувств и нравственного поведения умение оценивать правильность выполнения учебной задачи умение понимать законы «Рыцарской чести» |
| ||
10 |
| Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Уметь подтверждать выводы примерами |
| ||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч) | ||||||||
11 |
| Формирование средневековых городов | 1 | Коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города |
| ||
12 |
| Горожане и их образ жизни | 1 | Патриции, бюргеры, ратуша, интеллигенция, мистерия, городское сословие | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека строить логическое рассуждение, делать выводыУмение характеризовать условия и образ жизни горожан
|
| ||
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (3 ч) | ||||||||
13 |
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Католическая, православная церкви, индульгенция, десятина, реликвии, мощи, еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доминиканцев | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантностьУмение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач знать особенности религиозных верований католической церкви |
| ||
14 |
| Крестовые походы | 1 | Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
| ||
15 |
| Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках» | 1 |
| строить логическое рассуждение
|
| ||
Образование централизованных государств вЗападнойЕвропе (XI - XV вв.) (6 ч) | ||||||||
16 |
| Как происходило объединение Франции
| 1 | Централизованное государство, Генеральные штаты | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. умение самостоятельно планировать пути достижения целей воспитание уважения к историческому наследию
|
| ||
17 |
| Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Хартия, парламент | уважение прав и свобод человекастроить логическое рассуждение развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу |
| ||
18 |
| Столетняя война | 1 | Партизанская война | уважение к культуре других народов, толерантность. владение устной монологической контекстной речью воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
| ||
19 |
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии | 1 | Жакерия, восстание Уота Тайлера | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку анализировать и обобщать факты Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии |
| ||
20 |
| Образование централизованных государств в конце 15 века во Франции, в Англии и на Пиренейском полуострове | 1 | Реконкиста кортесы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека смысловое чтение; умение работать с разными источниками информациями |
| ||
21 |
| Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)» | 1 |
| умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
| ||
Германия и Италия в XII - XV вв.(1 ч) | ||||||||
22 |
| Германия и Италия в XII - XV вв | 1 | Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы Знать особенности, даты развития Германии и Италии |
| ||
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 ч) | ||||||||
23 |
| Гуситское движение в Чехии | 1 | уния | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
| ||
24 |
| Завоевания турками – османами Балканского полуострова | 1 |
| уважение прав и свобод человека; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
| ||
Культурное наследие Средневековья (3 ч) | ||||||||
25 |
| Образование и философия
| 1 | Университеты, рационализм, мистика, схоластика | формирование целостного мировоззрения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
26 |
| Средневековая литература и искусство | 1 | Романский и готический стиль | формирование целостного мировоззрения владение устной монологической контекстной речью развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого |
| ||
27 |
| Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | Книгопечатание, Возрождение, гуманизм | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
| ||
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.)(1 ч) | ||||||||
28 |
| Средневековый Китай и Индия. Государства и культура | 1 | пагоды Варны, касты | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
| ||
29 |
| Культуры и государства Африки и Америки | 1 | Майя, ацтеки, инки, бушмены | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам формулировать и обосновывать выводы Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
30 |
| Обобщение пройденного материала по курсу «История средних веков» | 1 |
| формулировать и обосновывать выводы |
|
Содержание тем учебного курса
История средних веков
1.Становление Средневековой Европы VI – XI (6 часов)
Хронологические рамки средневековья. Понятие « Средние века». Источники знаний об истории Средних веков. Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков. Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее средневековье.
2.Византийская империя и славяне в VI – XIIIвв (3 часа)
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
3.Арабы в VI - XI вв (2 часа)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
4. Феодалы и крестьяне (2 часа)
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
Кризис Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
6. Католическая церковь в XI - XIIIвв (2 часа)
Крестовые походы. Страны Азии, Африки и Америки в средние века. Государственное устройство и культура Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства ¬– православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)
Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах
Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.
8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 часа)
Усиление власти князей в Германии.
Расцвет итальянских городов.
9. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
10. Культура Западной Европы в XIV – XV вв. (3 часа)
Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Учебно-методическое планирование
по истории России
Класс 6
Учитель Быкова Светлана Михайловна
Количество часов
Всего 38 час; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 6 уроков, тестов 10 уроков
Административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено на основе составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Учебник: А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
Дополнительная литература:
С.В.Агафонов «Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI в».
Б.Н.Серов, К.А.Соловьев «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс», - М., ВАКО, 2006.
Учебно-методический план
Распределение учебного материала курса | Контрольные работы | |||||
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тема | Кол. | Дата | |
1 | Введение. Для чего необходимо изучать историю России | 1 | Русь Древняя | 1 |
| |
2 | Русь Древняя | 8 | Политическая раздробленность на Руси | 2 |
| |
3 | Политическая раздробленность на Руси | 10 | Русь Московская
| 3 |
| |
4 | Русь Московская | 15 |
Итого |
6 |
|
Календарно – тематическое планирование по истории России 6 класс
№ п/п | Дата |
Тема урока | Кол-во час |
Содержание (основные понятия) | Планируемые результаты | Корректировка | ||
Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности» (1 ч) |
| |||||||
1 |
| Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
| 1 | Летопись, лингвистика, фольклористика |
|
| ||
Восточные славяне в древности (3 ч) |
| |||||||
2 |
| Происхождение и расселение восточных славян | 1 | индоевропейская языковая группа, подсечно-огневой способ, борона, серп, бортничество | •- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян |
| ||
3 |
| Соседи восточных славян | 1 | Хазарский каганат, колонизация, Волжская Булгария, Византия , Царьград | - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
| ||
4 |
| Обобщающий урок по теме «Восточные славяне в древности» | 1 |
|
|
| ||
Древнерусское государство (IX – начало XIIв).(9 ч) | ||||||||
5 |
| Формирование древнерусского государства | 1 | Государство, дружина, князь, родоплеменные отношения, норманны, Аскольд, Дир, договор, тысяцкий | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
6 |
| Первые киевские князья
| 1 | уроки, погосты | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей |
| ||
7 |
| Князь Владимир Святославович Принятие христианства
| 1 | Причины христианства, крещение Руси, митрополит, церковный устав, ересь. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению обществе способность решать творческие задачи Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
8 |
| Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | усобицы, Правда Ярослава, посадник, династические браки | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи умение строить логическое рассуждение, умозаключение Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого |
| ||
9 |
| Формирование древнерусской народности
| 1 | древнерусская народность
| осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности |
| ||
10/11 |
| Начало раздробления Древнерусского государства
| 2 | Любечский съезд, рать, Устав Владимира Всеволодовича, раздробленность, эксплуатация | умение определять понятия, устанавливать аналогии Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
| ||
12 |
| Культура Древней Руси IX – XII вв.
| 1 | фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
13 |
| Быт и нравы Древней Руси
| 1 | кольчуга, кожух, епанча,онучи, зипуны, понева, порты, хоромы,изба-горница, слобода | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира способность решать творческие задачи Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории |
| ||
14 |
| Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» | 1 |
| составлять тезисы соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
| ||
Русские земли и княжества в начале удельного периода вторая половина XII – начало XIIIв. (9 ч) | ||||||||
15 |
| Правление князей XII -начала XIII века.
| 1 | Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Генездо | смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века | . | ||
16/17 |
| Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | 1 | вече, посадник, тысыцкий, владыко, архимандрит | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, составлять тезисы Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
| ||
18 |
| Нашествие монголов на Русь |
| монгольские племена,Чингисхан, Батый, фураж, «Злой город» | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; устанавливать причинно-следственные связи Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
19 |
| Нашествие крестоносцев на Русь |
| крестовый поход, , Орден меченосцев, Ливонский орден, Тевтонский орден | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, умение использовать речевые средства Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
| ||
20 |
| Русь и Золотая Орда |
| Золотая Орда, ярлык, вассальная зависимость, г. Сарай, баскаки,ордынское владычество, выход, резеденция | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Умение логического рассуждения, умозаключения способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
| ||
21 |
| Русь и Литва (Повторение понятий и дат) 15 минут |
| Миндовг, литовские племена, Гедимин,Ольгерд | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку работать индивидуально и в группе: умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; |
| ||
22 |
| Культура русских земель в XII - XIII вв.: накопление знаний и литература |
| лечьцы, поучения, «Моления» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве» | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
23 |
| Культура русских земель в XII - XIII вв.: зодчество и живопись
|
| зодчество, архитектурный ансамбль, канон, Дмитровский собор, Собор Покрова на Нерле. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
| ||
24 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..» |
|
| соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; |
| ||
Образование единого Российского государства(8 ч) | ||||||||
25 |
| Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель | 1 | вотчинное землевладение, удельные княжества, хан Чолхан (Щелканном), Иван Калита | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества умение соотносить свои действия с планируемыми результатами умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; |
| ||
26 |
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | Мамай,Араб-шаха, битва на реке Воже | формирование целостного мировоззрения представлять результаты своей деятельности в форме сообщения формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством |
| ||
27 |
| Куликовская битва.
|
| Сергий Радонежский, полки правой и левой руки, Мамай, Тохтамыш | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий |
| ||
28 |
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.
|
| Едигей, Василий 1, усобица, Василий II, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, Тимур *Тимерлан)Витивт | уважение к культуре других народов, толерантность. Умение работать в группе Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства |
| ||
29 |
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
|
| Иван III, Марфа Борецкая, Казимир Ягайлович,Ахмат, «Стояние на реке Угре» , Василий III | формирование целостного мировоззрения Умение анализировать и обобщать факты Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
30 |
| Правление Ивана III. Закрепощение крестьян |
| Софья Палеолог, двуглавый орел, государь всея Руси, самодержец, Скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, окольничьи, дворец, казна, Судебник 1497, уезды, волости, помещик, кормление, пожилое | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формулировать и обосновывать выводы способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
| ||
31 |
| Россия в правление Василия III (Повторение понятий и дат) 20 минут |
| нестяжатели, иосифляне | формирование целостного мировоззрения умение применять и преобразовывать знаки и символы Уметь работать с историческими источниками |
| ||
32 |
| Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв
|
| Монастыри, соборересь, «жидовствующие», нестяжатели, иосифляне | формирование целостного мировоззрения представлять результаты в виде схемы Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |
| ||
33 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства |
|
| Формулировать и обосновывать выводы Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |
| ||
Российское государство в XVI (6 ч) | ||||||||
34 |
| Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV
| 1 | московский рубль, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор «Уложение о службе» | осознание своей этнической принадлежности знание истории Умение анализировать и обобщать факты формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности |
| ||
35 |
| Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война, | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
| ||
36 |
| Опричнина | 1 | Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной анализировать и обобщать факты Уметь работать с историческими источниками |
| ||
37 |
| Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. |
| культурное возрождение, ,культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров | формирование целостного мировоззрения представить результаты в виде таблицы Умение составлять сравнительную таблицу |
| ||
38 |
| Архитектура и живопись в XIV – XVI вв Быт XV – XVI вв. |
| зодчество, Марко Руффо, шатровый стиль, Феофан Грек, иконостас, Андрей Рублев, Святая Троица, Дионисий приказная изба, харчевня , сруб, лампада, полати, тулуп, сарафан, душегрея | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России представить результаты в виде таблицы Умение составлять сравнительную таблицу развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельностьспособность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
|
Содержание курса «История России», 6 класс (38 ч.)
1. Введение (1 ч).
Что изучает наука история. Науки-помощницы (вспомогательные исторические дисциплины). История России — история нашей Родины. Для чего необходимо изучать историю своего Отечества.
2. Русь Древняя.
Древнейшие предки народов России (1 ч).
Древнейшее человечество. Условия жизни, занятия, религия, коллективы древних людей. Первые земледельцы и скотоводы. Присваивающее и производящее хозяйство.
Славяне и их соседи. Финно-угорские племена. Древние города-государства Северного Причерноморья. Скифы. Великое переселение народов и Северное Причерноморье.
Восточные славяне в древности. Славянские племена и их соседи. Расселение восточных славян. Основные занятия, образ жизни, быт. Язычество древних славян. Родовая община. Союз племен. Развитие земледелия. Соседская община. Рождение феодального общества у восточных славян. Вотчина. Славянская деревня: жилище, хозяйственные постройки, угодья.
Возникновение государства у восточных славян. Варяги на Руси. Путь «из варяг в греки». Походы князя Олега на Киев и Царьград. Князь Игорь. Полюдье. Княгиня Ольга. Князь Святослав — великий полководец Древней Руси. Владимир Святославич. Отражение в былинах борьбы славян с иноплеменниками. Оборона Руси от печенегов. Крещение Руси. Русская православная церковь и ее организация. Устройство православного храма. Начало монашества. Историческое значение принятия христианства. Связь Руси с Византией. Ярослав Мудрый и его сыновья. Народные выступления. «Русская Правда» — первое письменное законодательство. Владимир Мономах и его деятельность в интересах Руси.
Города Древней Руси — центры администрации, культуры, торговли. Городское вече. Древнерусская народность.
Культура Древней Руси.
3. Политическая раздробленность на Руси. XII—XIII вв.
Обособление русских княжеств. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Новгород Великий. Самоуправление Новгородской земли. Киевское княжество. Галицко-Волынское княжество. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Владимиро-Суздальское княжество. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо.
Русская культура Х — начала XIII в. Города — центры культуры. Архитектура. Живопись. Летописи. «Слово о полку Игореве». Быт народа: жилище, одежда, обычаи.
Монгольское завоевание. Битва на Калке. Героическая борьба русского народа с иноплеменниками. Золотоордынское иго. Борьба русского народа против Крестовых походов шведских и немецких феодалов. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Роль Русской православной церкви в преодолении внутренних смут и неурядиц.
Русь и Орда в середине и второй половине XIII в.
4. Русь Московская. XIV—XVI вв.
Хозяйство Руси в XIV в. Развитие земледелия. Крестьянские промыслы. Поместье. Город. Ремесло. Торговля.
Политический строй Северо-Восточной Руси в XIV в. Значение деятельности митрополитов Петра и Алексия для Руси. Основание Троице-Сергиева монастыря как духовного центра Руси. Сергий Радонежский. Возвышение Москвы. Иван Калита. Новый порядок наследования великокняжеского престола.
Деятельность Дмитрия Донского. Куликовская битва. Патриотизм русского народа. Формирование великорусской народности.
Начало объединения русских земель. Политические, экономические, религиозные предпосылки образования единого государства. Расширение великого княжества Московского при Василии Дмитриевиче. Монастырская колонизация и ее значение для освоения новых территорий. Отношения Церкви и государства. Ереси.
Усобицы середины XV в. Создание единого государства. Иван III. Присоединение Новгорода. Многонациональный состав Российского государства. Поражение Ахмата на Угре. Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения русских земель. Присоединение Твери. Судебник 1497 г. Управление страной. Введение Юрьева дня.
Экономика России в первой половине XVI в. Сельское хозяйство. Ремесло. Торговля. Города. Москва в XVI в.
Государственный строй и реформы середины XVI в. Венчание «на царство». Судебник 1550 г. Отмена «кормлений». Иван Грозный: человек и политик. Органы государственной власти в середине XVI в. Опричнина. Противодействие опричнине. Митрополит Филипп Колычев.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение к Российскому государству Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война. Борьба на южных границах.
Хозяйственный упадок второй половины XVI в. Царь Федор Иванович. Отмена Юрьева дня. Установление патриаршества. Первый патриарх Московский и всея Руси Иов. Гибель царевича в Угличе. Пресечение династии Рюриковичей.
Культура Московской Руси. Зодчество. Строительство Московского Кремля при Иване III. Василий Ермолин. Аристотель Фиораванти. Алевиз Новый. Храм Василия Блаженного.
Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.
Книгопечатание. Иван Федоров.
Литература. Епифаний Премудрый. Митрополит Макарий. Великие Четьи минеи. Максим Грек. Иван Пересветов. Сильвестр.
Русский быт конца XV—XVI в.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Агибалова Е.А. История средних веков 6 кл. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Агибалова Е.А. Донской Е.А. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2015
4. Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России. – 6 класс. – М.: ВАКО, 2015
Оборудование:
Карты «Мир в средние века», «Европа в V-VII в.», «Франкское государство в V – начале IX вв.», «Англия в XI – XIV вв.», «Славяне в середине века», «Византийская империя в VI-XI вв.», «Арабский Халифат в VII-XI вв.», «Крестовые походы», «Англия и Франция в средние века», «Англия во Франции во времена столетий войны», «Расселение восточных славян», «Киевская Русь в IX-XII вв.», «Русские земли в XII – начале XII вв.», «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)», «Российское государство в XVI в.».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.
Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.
Дополнительная
Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999.
Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.