Курс «История России» 7 классе охватывает исторический период – с XVII до конца XVIII века. Таким образом, в программу курса входит изложение начала истории России Нового времени.
Настоящая рабочая программа «История России. 7 класс» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, Базисного учебного плана 2004 г., утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г. и на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.
Она рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику: «Пчелов Е. В. История России. XVII – XVIII века. М.: Русское слово». Данная программа разработана на 44 часа, по 2 часа в неделю на основе примерной программы Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVIII века».
Главная цель данной рабочей программы: формирование у обучающихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщение их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.
В рамках этой цели в процессе обучения обучающиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры обучающихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.
В основу данной программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Не выделяется какая - либо из сторон жизни общества, а рассматриваются, по возможности, все они в совокупности.
Большое внимание при изучении по настоящей программе уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами. Именно поэтому, с одной стороны, внимание сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни. При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны. В раздел «Национально-региональный компонент» включен материал краеведческого характера, позволяющий глубже раскрыть тему урока на наглядном примере из исторического прошлого родного края. Очень важно во время учебного процесса развивать школьника, воспитывать у него патриотизм, формировать умения, помогающие ему понять историю.
История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран, поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей.
При рассмотрении истории XVII века показывается связь событий России с другими странами, и, прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку – со Швецией и Османской империей.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Даты, имена, понятия | Национальн-региональный компонент | ОР | Творческая и исследо-вательская деятельность | Д / з |
1 | Введение | 1 | Выявить главные факто-ры своеобразия истори-ческого развития России; определить место истории среди других учебных предметов; вызвать интерес к предмету; познакомить обучающихся с хронологическими рамками истории. | Отечество. Россия. | Калмыки в ХVII столетии. Первые шерти. | | | |
Блок I. Смутное время – 7 часов |
2 | В преддверии Смуты | 1 | Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годуно-ва; определить причины Смуты; способствовать развитию мыслительной деятельности, творчес-кого и аналитического мышления. | Фёдор Ианнович (1584-1598),Борис Годунов (1598-1605), урочные лета, заповедные годы, патриарх. | Первые шерти. | http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени | | §1 |
3 | Лжедмитрий I (1605 – 1606) | 1 | Охарактеризовать прав-ление Лжедмитрия I; рассказать о продолжении Смуты, её этапах; учить школьников анализировать, сравнивать и обобщать. | Самозванство, семибоярщина, марионетка, шляхта, восстание Хлопка, интервенция, гетман. | Добровольное принятие калмыками русского подданства. | http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени | | §2 |
4 | Царь Василий Шуйский (1606 – 1610) | 1 | Дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I; раскрыть сущность правления бояр во главе с Шуйским; охарактеризовать противоборствующие группировки. | Гражданская война, интервенция, крестоцеловальная запись. Василий Шуйский, восстание И. И. Болотникова | Хозяйство и быт калмыков. | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | | §3 |
5 | Лжедмитрий II | 1 | Дать оценку действиям второго Лжедмитрия и осветить ход борьбы с польско – литовскими интервентами. | Гражданская война, интервенция, Лжедмитрий II (1607-1610)- «тушинский вор», самозванство. | Образование народности. | | | §4 |
6 | Междуцарствие (1610 – 1612) | 1 | Охарактеризовать период семибоярщины, противоборствующие группировки- их состав, преследуемые цели, действия; рассказать об иностранной интервенции и действиях русских патриотов. | Семибоярщина, Великое посольство, Первое ополчение1611, «Совет всей земли», «Приговор всей земли», Лжедмитрий III - «псковский вор», самозванство. | Общественный строй и хозяйство калмыков. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §5 |
7 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 1 | Рассказать о подъёме национального самосоз-нания русского народа и патриотического движения, об этапах освобождения страны от захватчиков, о значении для России воцарения новой династии; выявить итоги и последствия Смуты, развитие государства в ХVII в. | Ополчение, национальное самосознание. Второе ополчение 1612 г. Лето-осень1612г. -осада Москвы, 1613г.- Земский собор, 1613-1645 – царствование Михаила Романова | Общественный строй и хозяйство калмыков. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §6 |
8 | Проверочная работа «Смутное время» | 1 | Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся. | | | | | |
Блок II. Россия при первых Романовых – 10 часов |
9 | Правление царя Михаила Фёдоровича (1613 – 1645) | 1 | Охарактеризовать правление Михаила Романова; рассказать о внутренней и внешней политике; отметить, что при его правлении начался постепенный выход России из кризиса. | Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги. Михаил Романов (янв. 1613-1645) Смоленская война(1632-1634) Взятие Азова-1637г. | Пути и распутья на запад. Жалованная грамота М.Ф. Далай-Батыру от14.04.1618г. о принятии его в русское подданство. | http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow11.htm/Москва в царствование М. Ф. Романова | | §7 |
10 | Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) | 1 | Охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления и о сословиях российского государства, их правах. | Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича, абсолютизм, Земский собор, сословия, самодержавие, Соляной бунт. | «Монголо-ойрат- ские законы 1640г.» Освоение калмыками степей от Яика до Дона и от Кумы до Самары. | http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm/ Соборное уложение 1649 г. | Информационно-творческий проект: Бунташный век | §8 |
11 | Россия в XVII в. | 1 | Дать представление о территории и сословной структуре российского общества в данный период; охарактеризовать динамику развития российской экономики. | Крепостное право, Боярская дума, приказы, приказные люди, полки нового (иноземного) строя, мануфактура, товарное производство, единый всероссийский рынок. | Изменение поли тики правитель-ства в пользу калмыков (осло-жнение внешне-политического положения Рос-сии) | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | | §9 |
12 | Присоединение Украины к России | 1 | Описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней и внутренней политики и оценить значение присоединения Украины к России; ознакомить с историей и географией расширения России на восток; охарак теризовать процесс осво-ения новых территорий будущей империи. | Люблинская уния, гетман, реестр, Запорожская Сечь, Зборовский мир, Белоцерковский мир, Переяславская Рада – 8 янв.1654г., русско-польская война 1654-1667гг., русско-шведская война (1656 – 1658) | Шерти 4.02. 1655 г. и 30.03.1657г. –юридическое завершение про-цесса доброволь-ного вхождения в состав России. Прочное освое-ние степных просторов правобережья Волги и Предкавказья. | http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия | | §10 |
13 | Раскол в Русской Православной церкви | 1 | Охарактеризовать причины и сущность раскола в России, рассказать о противостоянии царя и патриарха; выявить уровень развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре общества, иерархии сословий, особенностях каждого из них. | Раскол, раскольники, старообрядчество, патриарх, еретики, ересь, теократия, реформы Никона, Аввакум. | Буддизм в калмыцких степях. | http://www.istorya.ru/person/nikon.php/Патриарх Никон | | §11 |
14 | Народные волнения в 1660 – 1670-е гг. | 1 | Дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина, понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение в то время: наносили ощутимые удары по феодальному строю. | « Медный бунт », «соляной бунт», «прелестные» письма. Поход за зипунами, атаман, голытьба, домовитые казаки. Степан Разин(1667-1671гг.- восстание) | Признание царским правительством (1664) существования ханства. Междоусобные столкновения. | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | | §12 |
15 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке | 1 | Подвести краткие итоги правления Алексея Михайловича, рассказать об освоении русскими Сибири и присоединении новых территорий , охарактеризовать землепроходцев и их открытия; развивать умение общаться, излагать свои мысли. | Острог, ясак, кочи , мягкая рухлядь. И.Ю.Москвитин, С.И.Дежнёв, Ф.А.Попов, В.В.Атласов, В.Д.Поярков, Е.П.Хабаров. | Калмыки во второй половине ХVII века. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §13 |
16 | Просвещение, литература и театр в XVII веке | 1 | Познакомить с основны-ми фактами развития просвещения и литерату-ры ХVIIв.; описать общие тенденции; охарактери-зовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре | Вирши, азбуковники, Псалтири и Часослову, Славяно-греко-латинское училище, летописи, исторические сказания и повести, первая газета «Куранты», комедия, балет | Культура и быт калмыков в ХVII в. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §14 |
17 | Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке | 1 | Познакомить обучающих-ся с основными фактами истории культуры России ХVII в.; описать общие тенденции ее развития; пони мать и показывать связь исторических событий, социально-экономической и политической ситуации в стране с развитием куль-туры и быта; проследить и оценить связь русской культуры с зарубежной. | «Нарышкинское»(московское) барокко, узоречье, зодчество, Преображенский храм на острове Кижи, иконопись, парсуна, секуляризация (обмирщение) культуры, реализм, фольклор, православная вера, зеркала и часы, золотное платье. | Культура и быт калмыков в ХVII в. | | | §15 |
18 | Контрольная работа «Россия при первых Романовых» | 1 | Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся. | 1.Контрольное тестирование. 2. Исторические задачи. | | | | |
Блок III. Эпоха реформ Петра I – 11 часов |
19 | Наследники Алексея Михайловича | 1 | Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. | Царь Фёдор Алексеевич (1661-1682) Регентство царевны Софьи. Гвардия, медаль, волонтёр, верфь. Чигиринский поход (1677), Бахчисарайское перемирие - янв.1681г., первый стрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой (1686). | Аюка-хан и царское правительство. | http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых | | §16 |
20 | Начало правления Петра I | 1 | Дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях; обос-новать, что преобразова-ния, проведенные в царствование Петра I, были в значительной степени обусловлены предшествующим развитием страны; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, логическое мышление обучающихся. | Потешные полки, Великое посольство, ратуша, земская изба, модернизация, реформа. 1695- I Азовский поход, 1696-II Азовский поход, 1697-98гг. - Великое посольство лето1698г.-стрелецкое восстание, 19.12.1699-начало нового летоисчисления, 1699-начало городской реформы | Изменение отношений из-за планов Петра по овладению Азова (расчет на калмыцкую конницу) | http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований | Информационно-творческий проект: Петр I – кто он? Великий реформатор или тиран? | §17 |
21 | Начало Северной войны | 1 | Охарактеризовать между-народную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 столетия, рассказать о начале Се-верной войны, создании в России армии нового об-разца и её превращении в европейскую супердержаву; воспитывать гордость за славу российского оружия и героизм россиян. | Империя, император, регулярная армия, рекруты. 1700-1721гг. - Северная война 1700г. - поражение под Нарвой 1701г. - взятие Нотебурга (Шлиссельбурга) 16.05.1703г.- основание Санкт-Петербурга Карл ХII, Б.П.Шереметев. | Участие калмыков в Северной войне. | http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война | | §18 |
22 | Перелом в Северной войне | 1 | Охарактеризовать ход Северной войны, показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне; воспитывать гордость за славу российского оружия и героизм россиян. | Генеральное сражение, редут, янычары. 1704г.- взятие Нарвы и Дерпта 27.06.1709г.- Полтавская битва 1711г.- Прутский поход | Политика правительства России по отношению к ханской власти. Встречи Аюки-хана и Петра I. | http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война | | §19 |
23 | Конец Северной войны | 1 | Охарактеризовать становление морского могущества России и роль морских побед в завершении войны, её превращение в европейскую супердержаву; рассказать о продолжении восточной политики ПетраI; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм россиян. | Линейный корабль, фрегат, эскадра, десант. 27.07.1714г.- Гангутское сражение 1720г.- победа русского флота при Гренгаме 1721г.-Ништадтский мир 1772-1723гг.-Каспийский поход | Калмыки в Северной войне. | http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война | | §20 |
24 | Государственные преобразования Петра I | 1 | Охарактеризовать модернизацию государственной системы России, сравнить новое устройство России с государственными системами западных стран | Коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт, генерал-прокурор, фискал, абсолютизм, бюрократия, протекционизм, Табель о рангах, Генеральный регламент, регулярное государство 1708г.-реформа местного управления 1711г.- Сенат 1718-1720гг.- введение коллегий 1721г.- Синод 1722г.- должность генерал-прокурора | Политика правительства России по отношению к ханской власти. Встречи Аюки-хана и Петра I. | http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований | | §21 |
25 | Экономика при Петре I | 1 | Рассказать о хозяйственной политике ПетраI на фоне его внешней и внутренней политики, а также в связи с новыми европейскими экономическими теориями; охарактеризовать экономическое состояние России в его правление; дать представление о перестройке экономической структуры страны; сделать вывод о том, что созданное Петром «регулярное» государство повысило эффективность государственного управления и модернизацию. | Посессионные рабочие, экспорт, импорт, прибыльщики, ревизия, подушная подать, майорат, политика протекционизма, челобитная. 1709г.- объявление Берг - привилегии 1714г.-поместье приравнено к вотчине 1718г.-начало поименной переписи податного населения 1724г.-введение подушной подати, Таможенный тариф | Неурегулирован-ность территориальных, хозяйственных, торговых и иных проблем. | http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований | | §22 |
26 | Народные движения при Петре I | 1 | Охарактеризовать повышение внутренней нестабильности в стране в период петрова царствования; рассказать, что вся социально-экономическая политика Петра и постоянные войны основывались на непомерных тяготах со стороны крестьянства и работного люда; указать на культурные противоречия с традициями и национальной культурой народа, насаждение чужого, европейского. | 1705-1706гг.-Астрахан-ское восстание Круг, атаман Б.П.Шереметев. 1707-1708гг.-восстание под предводительством К.Булавина Князь Ю.В.Долгорукий прелестные письма В.В.Долгорукий домовитые казаки восстание нерусских народов Поволжья | Колонизационная политика царизма. Её последствия. | http://hronos.km.ru/sobyt/bulavina1707.html/Восстание К. Булавина | | §23 |
27 | Преобразования в области культуры и быта | 1 | Рассказать о кардиналь-ном изменении всей культурной жизни страны и оценить новшества в области просвещения и образования, а также быта, введённые Петром I; развивать умение общаться, излагать свои мысли. | Европейское летосчисление, барокко, лексикон, ассамблеи. 1701г.-открытие в Москве школы математических и навигационных наук 1707г.-медицинское училище, 1714г.- публичная библиотека, церковь в Кижах, 1719г.- Кунст-камера, 1725г.- Академия наук | Культура, духовная жизнь и быт калмыков. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §24 |
28 | Династия Романовых в первой четверти XVIII вв. | 1 | Расширить знания о периоде правления Петра Первого, подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I, оценить масштаб личности самого царя; продолжать форми рование мировоззрения; развивать умение работать в группе. | «Дело» царевича Алексея. ( 1690-26.06.1718) 1712г.- венчание с Екатериной Алексеевной 1711г.- женитьба Алексея на Шарлоте Софии, немецкой принцессе Устав о наследии престола (февр.1722г.) | Калмыцкая степь в первой четверти ХVIII века. | http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых | | §25 |
29 | Контрольная работа «Эпоха реформ Петра I» | 1 | Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, выделить главные события и понятия, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки обучающихся. | Царь Фёдор Алексеевич (1661-1682) Регентство царевны Софьи. Гвардия, медаль, волонтёр, верфь. Чигиринский поход (1677), Бахчисарайское перемирие - янв.1681г., первый стрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой (1686). | | | | |
Блок IV. Россия после Петра Великого – 15 часов |
30 | Наследники Петра I | 1 | Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников ПетраI; дать представление о насущных общественных проблемах, почему этот период истории назван «эпохой дворцовых переворотов»; определить причины этих переворотов, какое влияние на развитие России они оказали; воспитывать чувство гордости за славу российского оружия и героизм россиян. | Птенцы гнезда Петрова, Верховный тайный совет (1726), гвардейцы, кондиции (условия). 1725-1727гг.-правление ЕкатериныI 1727-1730гг. - Пётр II Андрей Иванович Остерман | Калмыцкое ханство в первой четверти ХVIII века. | http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия | Информационно-творческий проект: Брауншвейгское семейство. | §26 |
31 | Правление Анны Иоанновны (1730 – 1740) | 1 | Рассказать о внутренней и внешней политике Анны Иоанновны; охарактеризовать период «бироновщины», личность Анны Иоанновны и её роль в истории России; проследить связь внешней политики с внутренней; продолжать учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения. | 1730-1740гг.- царствование Анны Иоанновны, Обер-камергер Эрнст Иоганн Бирон, вице-канцлер А.И.Остерман, генерал-фельдмаршал Б.Х.Миних, регентша, дворцовый переворот. 1740-1741гг.- Иван IV Русско-турецкая война 1735-1739гг. Русско-шведская война 1741-1743гг. | Дондук-Омбо управлял Калмыкией с 1735 по 1741 гг., в 1737 г. царской властью ему был пожалован титул хана. Под его правлением калмыки активно участвовали в войнах, которые вела Россия, что сказалось на ухудшении положении простых кочевников. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §27 |
32 | Императрица Елизавета Петровна (1741 – 1761) | 1 | Рассказать о внутренней политике России в период правления Елизаветы Петровны, проследить связь внешней политики с внутренней; охарактеризовать основные цели и направления, итоги политики Елизаветы Петровны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу оружия. | 1754г.-отмена внутренних таможен 1762г.-Манифест о вольности дворянства 1762 и 1764гг.- указы, освободившие дворян от обязательной службы 1756-1763-Семилетняя война 19 авг. 1757г.- у деревни Гросс - Егерсдорф янв.1758г.- взятие Кёнигсберга 14авг.1758г.-сражение у д. Цорндорф сент.1760г.-взятие Берлина 1761г.-захват Кольберга | Калмыцкое ханство в середине ХVIII века. Административно-управленческая система Калмыцкого ханства. | http://syw-cwg.narod.ru/Семилетняя война | | §28 |
33 | Наука, просвещение и культура России в середине XVIII в. | 1 | Рассказать о социально-экономическом развитии России, об основных достижениях и направлениях развития науки, просвещения и культуры в ХVIII в.; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления обучающихся. | Академия наук, гимназия, университет. 12.01.1755г.-указ об учреждении Московского университета I Камчатская экспедиция (1725-1730) II Камчатская экспедиция (1733-1741) Великая Северная экспедиция (1733-1743). Ода, барокко, классицизм. Ликвидировал Тайную канцелярию, Указ о секуляризации церковно-монастырских владений, Манифест о вольности дворянства-1762г. | Культура, духовная жизнь и быт калмыков в ХVIII в. Новые хозяйственные явления. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §29 |
34 | Император Пётр III (1761 – 1762) | 1 | Охарактеризовать царствование Пётра III, переворот 1762 г., основ-ные перемены в государ-ственном управлении, в положении дворянства; развивать умение анна-лизировать исторические факты; создавать условия для развития творческих способностей. | 1761-1762гг.- Пётр III | Поворот в характере русско - калмыцких отношений. | http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых | Информационно-творческий проект: Екатерина II: личность и эпоха | §30 |
35 | Екатерина II: личность и эпоха | 1 | Рассказать о внутренней политике Екатерины II; раскрыть процесс разложения крепостного хозяйства и развития капиталистических отношений, охарактеризовать период просвещенного абсолютизма, Екатерину II и её роль в истории России; продолжать учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения. | 1762 - 1796 гг.- Екатерина II Просвещённый абсолютизм, городская дума, Уложенная комиссия, «Жалованная грамота городам» | 05.01.1771г. калмыцкий народ раскололся на две части. В 1771 г. Убаши-хан принял решение об откочевке назад в Джунгарию, находившуюся в это время под властью Китая. Это принесло много страданий калмыцкому народу. 1/3 - осталась в России, 2/3 - ушли в Китай | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | | §31 |
36 | Внешняя политика при Екатерине II | 1 | Рассказать о внешней политике России в 18 в., проследить связь внешней политики с внутренней; охарактеризовать основные цели и направления, итоги политики Екатерины II, отметить её европейский и даже мировой размах, подчеркнуть важность присоединения к России древнерусских (украинско-белорусских земель); воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу оружия; развивать умение общаться, излагать свои мысли. | Разделы Польши: 1772г., 1793г., 1795г.. Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791гг. В июле 1788г.-нападение Швеции, а спустя 2 года им пришлось пойти на мир. 1787г., 1788г.-пер-вые победы Черноморского флота. 1789г.-Рымникское сражение, 10.12.1790г.-штурм Измаила 1791г.-Ясским мирным договором Россия окончательно закрепилась на Чёрном море, право России на Крым.1791г.-союз со Швецией и Англией против Франции, участие России в морской блокаде Франции. | Роковая развилка. Участие калмыков в войнах России. | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | | §32 |
37 | Восстание Е. И. Пугачева 1773 – 1774гг. | 1 | Дать представление о положении дворянства и крестьянства в России, об усилении крепостного гнёта; показать связь между ухудшением положения крестьянства и восстанием Пугачева; дать определение крестьянской войне; развивать интерес к истории своего государства, своего народа; воспитывать чувство гордости, любви к родной земле. | Вольные люди, манифесты Пугачёва, Казанская помещица. | Участие калмыков в восстании Е. И. Пугачева. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §33 |
38 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Охарактеризовать внутреннюю политику правительства Екатерины II, реформы её царствования, рассказать о личности Екатерины и роли в русской истории; познакомить обучающихся с её попытками провести политику «просвещенного абсолютизма», продолжить формирование мировоззрения школьников; развивать речь, мышление обучающихся. | Преобразования, губернская реформа, генерал-губернатор, губернское правление, казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, судебные органы, Сенат, Жалованные грамоты: дворянству и городам. Голова – шестигласная дума - городская дума. Барщина, оброк, отходничество. Мануфактуры, капитал, капиталистые (крепостные крестьяне) Таможенный тариф 1767г. | Указ Екатерины II от 19.10. 1771 г. по поводу дальнейшего положения калм. народа. Ликвидация автономии, сокращение численности, снижение экономического потенциала, военной активности, моральные и культурные потери. | http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке) | Информационно-творческий проект: Взаимоотношения Екатерины II и Павла I | §34 |
39 | Правление Павла I (!796 – 1801) | 1 | Охарактеризовать особенности внутренней и внешней политики Павла I (в сравнении с политикой Екатерины II); дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику. | Павел I (1754-1801) 1797г.- Акт о престолонаследии Указ о трёхдневной барщине 1798г.- антифранцузская коалиция (Россия, Англия, Австрия, Турция) Война с Францией 1798-1799 гг. Февр.1799г.-взятие крепости о. Корфу. Победа в сражениях у реки Треббии, г. Нови. Переход через Альпы. А.В.Суворов умер в 1800г. | Калмыцкая степь на рубеже ХVIII века. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §35 |
40 | Просвещение и наука во второй половине XVIII века | 1 | Рассказать о развитии науки и образования во второй половине ХVIII в., о реформе системы образования; дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую русскую культуру, сознание того, что служение науке, искусству неразрывно связано со служением своему народу, многонациональной России, всему человечеству. | И.И.Бецкой - инициатор создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. 1786г.- Устав народных училищ. Народные училища, воспитательные дома, солдатские школы, горные и мореходные школы, 1764г.- Смольный институт (институт благородных девиц) 1768г.-началось прививание от оспы (С.Г.Зыбелин). 1789г.- аптекарский устав, И.И.Ползунов -паровая машина, И.П.Кулибин- часовые механизмы и серию удивительных изобретений. | Культура, духовная жизнь и быт калмыков в ХVIII в. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §36 |
41 | Литература и искусство во второй половине XVIII века | 1 | Охарактеризовать основ-ные направления разви-тия архитектуры, изобра- зительного искусства, драматургии, музыки, журналистики; дать пред-ставление о наиболее значительных достижени-ях и наиболее видных деятелях русской культу-ры второй половины 18 столетия; продолжить формирование понятия о культу ре как важной сос-тавной части материаль-ной и духовной жизни общества; воспитывать чувство гордости за великую культуру России, её преемственность. | Оды, комедии, басни, рационализм, классицизм, Просвещение, сентиментализм, духовная музыка, театр, искусство портрета, школа пейзажей, барокко (нарышкинское барокко). 1783г.-Российская академия «Славяно-российский словарь» Академия художеств Эрмитаж для всех-1852г | Место Калмыцкой степи в многонациональном характере России. Благотворное влияние взаимодействия разных народов друг на друга. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §37 |
42 – 44 | Повторение и обобщение. Контрольная работа «Россия после Петра Великого» | 3 | Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения. | 1.Контрольное тестирование. 2. Исторические задачи. | | | Защита проектов. Обсуждение проектов. | |
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под рук. учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.
2. Батмаев М.М. Калмыки в ХVII – ХVIII вв.- Э., 1993.
3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.
4. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время: 7 класс: Краткие конспекты уроков для учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
5. История России с древнейших времен до конца ХVIII века. Тесты. 6-7, 10 классы.
6. История в таблицах и схемах – СПб, 2008.
7. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа. ХVII – ХVIII вв.- Э., 2002.
8. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М.: Норма, 2004.
9. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период - М.,1967.
10. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. 6 – 7 классы.- М.: Просвещение, 2009.
11. Пчелов Е.В. Методические рекомендации по курсу « История России с древнейших времен до конца ХVIII века». 6 - 7 классы – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
12. Пчелов Е.В. Программа курсов. История России с древнейших времен до конца ХVIII века. 6 - 7 классы – Москва: « РС».
13. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца ХVI до конца ХVIII века. 7 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС».
1. История в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб: Тригон, 2009.
2. Пчелов Е.В. История России. ХVII - ХVIII века. 7 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
▪ http://www.hrono.ru – исторический портал.
▪ http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени.
▪ http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow11.htm/Москва в царствование М. Ф. Романова.
▪ http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия.
▪ http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых.
▪ http://www.istorya.ru/person/nikon.php/Патриарх Никон.
▪ http://solovki.info/?action=archive&id=283/Соловецкое восстание.
▪ http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm/ Соборное уложение 1649 г.
▪ http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке).
▪ http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований.
▪ http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война.
▪ http://hronos.km.ru/sobyt/bulavina1707.html/Восстание К. Булавина.
▪ http://syw-cwg.narod.ru/Семилетняя война.