Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.»:
освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до начала XX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1913 гг.) и истории Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Тематическое планирование по всеобщей истории
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Развитие техники в 19 веке. Изменения в экономике стран Запада. | 1 | Хронологические рамки нового времени. Индустриальное общество. Модернизация. Страны старого и нового капитализма. Индустриализация. Демократизация государственной и общественной жизни. 19 век – век рождения и развития индустриального общества. | Называть хронологические рамки нового времени, объяснять новые понятия, называть и сравнивать черты традиционного и индустриального общества | Опрос | §1-2
|
|
2 | Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы | 1 | Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников | Опрос | §3-4 |
3 | Общественно политические учения | 1 | Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс Влияние технического прогресса на повседневную жизнь людей. Газеты. Изобретения. Мода. | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки | Опрос | §§9-10 7-8 §5-6 |
| Тема 2. Строительство новой Европы | | | | | |
4 | Консульство и образование наполеоновской империи | 1 | Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. | Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом | Опрос | §11 |
5 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. | Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | Опрос | §12 |
6 | Экономическое и политическое развитие Франции в 1815-1847 гг. | 1 | Европейские революции XIX в. | Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания | Опрос | §13 |
7 | Революция 1848-1849 гг. в Европе. Вторая империя во Франции. | 1 | Вторая империя во Франции. | Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно- следственные связи | Опрос | §15 |
8 | Экономическое и социально политическое развитие Англии в середине 19 века | | Национальные идеи в странах Европы. Чартистское движение в Англии | Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом | | §14 |
9 | Национальное объединение Италии. Объединение Германии. | 1 | Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди | Называть причины необходимости объединения Германии. Называть этапы борьбы за объединение. Давать характеристику деятельности «железного канцлера» Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей | Опрос | §16-17 |
10 | Франко-прусская война. Парижская коммуна | 1 | Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | Опрос | §18 |
| Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 | | | | |
11 | Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. | 1 | Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии | Опрос | §19 |
12 | Франция: третья республика | 1 | Террор. Республика. Отсутствие социальной базы для монархии. | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | | §21 |
13 | Создание Британской империи | 1 | Итальянская колониальная империя. Война в Эфиопии. Движение протеста в стране. | Рассказывать о развитии страны после объединения, этапах развития модернизации. Давать оценку роли государства в процессе индустриализации. | Опрос | §22-23 |
| Тема 4. Две Америки | 3 | | | | |
14 15 | США в XIX веке. США в конце 19- начале 20 века: период « организованного капитализма» | | Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг | Сравнивать разницу в развитии Севера и Юга, называть этапы Гражданской войны, давать оценку отмене рабства. Называть причины быстрого экономического развития, признаки монополистического капитализма, особенности политического развития. Характеризовать этапы включения США в мировую политику Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона | Опрос | §26 |
16 | Художественная культура 19 столетия | | | Описать выдающихся представителей и достижения европейской художественной культуры 19 столетия | | |
| Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма | | | | | |
17 18 19 20 | Япония на пути модернизации Китай: революции и реформы Пробуждение Индии Африканский континент в эпоху перемен | | «Опиумные войны». Движение тайпинов. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османско Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.й империи, Китае. | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять равнительную таблицу Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения.Рассказывать об особенностях развития африканских государств, причинах их завоевания европейскими странами. Назвать этапы борьбы за независимость. | Опрос | §27-28 §29-30 |
21 | Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. | | Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. | Давать характеристику международным отношениям рубежа 19-20 вв. называть противоречия, приведшие к Первой мировой войне. Называть военно-политические блоки, давать оценку факту их создания. | Опрос | §31 |
22 | Начало Первой мировой войны | | | Называть причины Первой мировой войны, излагать последовательность военных событий. | | |
26 | Военные действия в 1916-1918 гг. Окончание войны. | | | Показывать на исторической карте места сражений, систематизировать материал, составлять таблицу. | | |
Тематическое планирование по истории России
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
Часть 1. История России XIX в. |
1 | Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | Дворцовый переворот 1801 г. Павел I. Граф П.Пален | Умение работать с историческое картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды | | |
| Тема 1. Россия в первой половине XIX в. Александр I. | 8 | | | | |
2 | Внутренняя политика Александра в 1801-1806 гг. | 1 | Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. | Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I | Опрос, реферат | §1 |
3 | Внешняя политика России в 1811-1812 гг. | 1 | Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухаресткий мир с Турцией. | Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; Оценивать её результативность | Опрос, реферат | §2 |
4 | Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | 1 | Создание государственного совета. М.М.Сперанский | Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского, причины их неполной реализации и последствия принятых решений | Опрос, реферат | §3 |
5 | Отечественная война 1812 года | 1 | Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, её основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Опрос, реферат | §4 |
6 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | 1 | Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях. | Опрос, реферат | §5 |
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 1 | Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политике | Опрос, реферат | §6 |
8 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. | Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | Опрос | §7 |
9 | Общественное движение при Александре I | 1 | Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | Опрос, самостоятельная работа | §8 |
| Тема 2. Россия в первое половине XIX в. Николай I | 9 | | | | |
10 | Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. | 1 | Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Опрос | §9 |
11 | Внутренняя политика Николая | 1 | Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почётном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Польское восстание 1830-1831 гг. | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I. | Опрос | §10 |
12 | Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы | 1 | Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е.Ф. Канкрина | Опрос | §11 |
13 | Внешняя политика Николая в 1826-1849 гг. | 1 | Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада. | Опрос | §12 |
14 | Общественное движение при Николае | 1 | Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Опрос | §13 |
15 | Крымская война 1853-1856 гг. | 1 | Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, её герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. | Знать дату войны, её причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Опрос | §14 |
16 | Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники. | 1 | Политика в области просвещения. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки. Называть выдающихся путешественников и учёных, их открытия. | Опрос, самостоятельная работа | §15-16 |
17 | Художественная культура | 1 | Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). | Называть выдающихся представителей и достижения русской культуры. Уметь давать сравнительную характеристику быту и образу жизни различных слоёв населения. | Опрос | §17-18 |
18 | Быт и обычаи | | |
19 | Повторительно-обобщающий урок: Россия в первой половине 19 века. | 1 | | | | |
| Тема 3. Россия во второй половине XIX века. Александр II. | 9 | | | | |
20 | Накануне отмены крепостного права | 1 | Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. | Знать предпосылки и причины отмены крепостного права в России | Опрос | §19 |
21 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права. | Опрос | §20 |
22-23 | Либеральные реформы 60-х-70-х гг. | 2 | Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. В истории России | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения социальных реформ. | Опрос, реферат | §21-22 |
24 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права | 1 | Социально-экономическое развитие пореформенной России | Называть основные направления экономической политики государства; объяснять причины | Опрос | §23 |
25-26 | | | | | | §24-26 |
27 | | | | | | §27 |
28 | Внешняя политика Александра | 1 | Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. | Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. Знать дату русско-турецкой войны, её причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Опрос | §28 |
| Тема 4. Россия во второй половине XIX в. Александр III. | 8 | | | | |
29 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг | Знать дату русско-турецкой войны, её причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Опрос, самостоятельная работа | §28 |
30-31 | Внутренняя политика Александра III. | 2 | Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. | Приводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III. | Опрос | §29-30 |
32 | Экономическое развитие в годы правления Александра III | 1 | Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрный кризис 80-90-х гг. XIX в. | Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Бунге и Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять в чём состояли цели и результаты деятельности Бунге, Вишнеградского и Витте. | Опрос | §31 |
33-34 | Положение основных слоёв российского общества | 2 | Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. | Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ. | Опрос | §32-33 |
35 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Общественные движения 80-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачёв. Н.К. Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «Легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Опрос | § 34 |
36 | Внешняя политика Александра III | 1 | «Союз трёх императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | Опрос | § 35 |
| Тема 5. «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. | 6 | | | | |
37 | Просвещение и наука во второй половине XIX в. | 1 | Развитие научной картины мира в XIXв. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XX вв. Демократизация образования. | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | Опрос | §36 |
38 | Литература и изобразительное искусство | 1 | Основные течения в художественной культуре XIX-начала XXвв. (романтизм, реализм, символизм, авангардизм) | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | Опрос | §37 |
39 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | 1 | Рождение кинематографа. Градостроительство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XXвв. Декаданс. | Называть стили архитектуры, имена выдающихся архитекторов, музыкантов, актёров. Знать народные промыслы. | Опрос | §38 |
40 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Называть новые черты в жизни города и деревни, давать им сравнительную характеристику. | Опрос | §39 |
41 | Итоги развития России во второй половине XIXв. | 1 | | Разрабатывать проблемные и познавательные задания | | |
42 | Россия и мир к началу XX в. | 1 | | Обобщение и систематизация изученного материала | | |
Учебно-методический комплект
Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.