МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
397904, Воронежская область, г. Лиски, ул.Трудовые резервы д.62-в
Тел. (47391) 4 – 69 – 91, e-mail: [email protected]
ОГРН 1023601515343, ИНН/КПП 3652004853/365201001
«Рассмотрено» на заседании МО учителей от «_25__» августа 2016 г. Руководитель МО _______Макарова С. В. | «Согласовано» Зам. директора МБОУ СОШ № 12 по УВР ___ Танюкевич Р. Р. «_26__» августа 2016 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №12 г. Лиски _________ Крупицына Г.Г.. протокол №_56__от 26.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету история (история России)
для 8 класса 44 часа (2 ч. в неделю)
новая история 26 часов
учитель: Зотова Виктория Владимировна
2016 – 2017 учебный год
2016 г.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.-М.:Просвещение, 2006.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России XIX век». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Общее время на изучение курса составляет 44 часа.
Рабочая программа по курсу « История» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по истории России и по всеобщей истории «Просвещение» 2011 г., авторских программ «Новая история» под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной ,авторской программы по истории России под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г(учебники для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, Издательский центр «Просвещение»-2012). Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
По всеобщей истории: А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина Новая история: Учебник для 8 класса общеобразовательных заведений- М.: Издательство Просвещение, 2012 г.
По истории России: А.А.Данилов, Г.Г.Косулина. История России. XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных заведений - М.: Просвещение, 2012 г.
Кому адресована программа: для 8 классов МБОУ СОШ № 12
Образовательная область: новая история, история России.
Данная рабочая программа рассчитана на среднее звено общеобразовательной школы.
Основная цель школьного предмета «История» — изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цель обучения истории: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории.
Методы и формы решения практических задач - работа в рабочей тетради, практическое задание, работа с контурной картой, самостоятельная работа с текстами учебника, работа с дополнительной литературой, энциклопедией, словарями.
Средства обучения
На уроках истории применяются следующие методы и приемы:
работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);
беседа, самостоятельная работа;
работа с помощью схем, наглядных пособий;
урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;
просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
школьная лекция;
семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
объяснение учителя и беседа с учащимися;
самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Предполагаемые результаты: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций высокого уровня.
Задачи изучения истории в основной школе:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории России в 8 классе:
- формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. И гордости за героические свершения предков;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.;
- формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. Для осмысления сущности современных общественных явлений.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
1.формирование правовой культуры школьников;
2.формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
3.развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
4.формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм; развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории, свободолюбия, патриотизма.
Цель изучения курса «История нового времени»:
- усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 8 классах таковы:
- получить знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей.
- научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков выявленного общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги).
- учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
- стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими
При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих элементов педагогических технологий, в т.ч. инновационных:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Компьютерные технологии обучения
Частнопредметные педагогические технологии:
Природосообразные технологии
Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения:
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании
Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. В результате обучения учащиеся должны овладеть способностью к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 учебный час в неделю) - « Новая история (19 век)» (26 часов на всеобщую историю и 44 часа на историю России).
Основу школьного курса истории 8 класса составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов конца 18 – начала 19 века.
2.Историческое пространство – историческая карта России и мира конца 18 – начала 19 века, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества, природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники, изменение характера экономических отношений. Формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этносоциальных, религиозных и др.; динамика социальных движений. Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше – человек в истории. Она предполагает характеристику: условий быта и жизни людей в различные исторические эпохи, их потребности, интересы, мотивы действия, восприятие мира ценностей. Данная программа представляет собой два курса – «История России» и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся в 8-м классе
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени мира и России;
Временные границы эпохи нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Учебно-тематический план по истории России
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
Уроки | Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
1. | Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. | 21 ч. | | | К/р. – 1 ч. | 1 ч. |
2. | Раздел 2. Россия во второй половине XIX в. | 23 ч. | | | К/р. – 1 ч. | 1 ч. |
| Итого: | 44 ч. | | | 2 ч. | 2 ч. |
Основное содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО истории РОССии (44 Ч.)
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. – 21 час
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. – 23 час
Начало царствования Александра II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п. | Тема урока | Элементы содержания | Формы контроля | Дата проведения |
По плану | По факту |
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч.) |
1. | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | Познакомить уч-ся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями. | | | |
2. | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | Выяснить основные направления внешней политики Р. накануне Отечественной войны и причины войны 1812 г. | Опрос | | |
3. | Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. | Дать представление о деятельности М. М. Сперанского, его замыслах, реформах, их причинах, последствиях. | Опрос, письменные задания | | |
4. | Отечественная война 1812 г. | Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чём заключался её народный характер. | Опрос, творческое задание | | |
5. | Отечественная война 1812 г. | | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
6. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | Дать представление о развитии военных действий в Европе в 1813г., о полном крахе наполеоновской армии. | Составление таблицы, работа с документами | | |
7. | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Дать представление о внутренней политике Ал-ра I, о возможных реформах и отказе от них. | Опрос, творческое задание | | |
8. | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года. | Дать представление о причинах нарастания экономического кризиса в 1812-1815 гг. | Составление таблицы, работа с документами | | |
9. | Общественное движение при Александре I. | Дать представление о зарождении организованного общественного движения в России. | Составление таблицы, работа с документами | | |
10. | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. | Причины возникновения движения декабристов, значение восстания на Сенатской площади. | | | |
11. | Внутренняя политика Николая I. | Дать представление о внутренней политике Николая I, попытках решения крестьянского вопроса и усилении реакционного режима после восстания декабристов. | Составление таблицы, работа с документами | | |
12. | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX вв. | Познакомить уч-ся с основными тенденциями развития экономики России в первой четверти XIX в. | Составление таблицы, работа с документами | | |
13. | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | Изучить основные направления внешней политики Р., выяснить территориальные приобретения. | Составление таблицы, работа с документами | | |
14. | Общественное движение в годы правления Николая I. | Дать представление о развитии общественной мысли и особенностях общественного движения в России в 30-50-х гг. XIX вв. | Составление таблицы, работа с документами | | |
15. | Крымская война1853-1856 гг. Оборона Севастополя. | Выяснить причины и ход военных действий, её последствия | Составление таблицы, работа с документами | | |
16. | Образование и наука. | Познакомить уч-ся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX в., а так же с достижениями российской науки в это же время. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
17. | Русские первооткрыватели и путешественники. | | Творческое задание, защита творческих проектов. | | |
18 | Художественная культура. | Дать представление об основных художественных стилях, исторических условиях развития культуры в первой половине XIX в. | Составление таблицы, работа с документами | | |
19. | Быт и обычаи. | Дать представление о переменах в быту основных сословий населения в первой половине XIX в. | Творческое задание, защита творческих проектов. | | |
20 | ПОУ по разделу | Обобщить и систематизировать знания по теме | | | |
21. | Наш край в первой половине XIX в. | Дать исторические факты развития родного края в данный период. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (23 ч.) |
22. | Накануне отмены крепостного права. | Выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права. Проанализировать реформаторские замыслы Александра II и возможности их реализации. | | | |
23. | Крестьянская реформа 1861 г. | Познакомить уч-ся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе. | Составление таблицы, работа с документами | | |
24. | Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. | Познакомить уч-ся с реформами, показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой. | Составление таблицы, работа с документами | | |
25. | Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. | См. урок 24 | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
26. | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. | Познакомить уч-ся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны. | Составление таблицы, работа с документами | | |
27. | Общественное движение: либералы и консерваторы. | Выяснить основные особенности либерального движения, основные идеи консервативного движения. | Составление таблицы, работа с документами | | |
28. | Зарождение революционного народничества и его идеология. | Дать представление об идеологии революционного народничества. | опрос | | |
29. | Революционное народничество второй половины 60-х –начала 80-х гг. XIX в. | Дать представление о деятельности народнических организаций данного периода, их целях, причинах их неудач. | Опрос, творческое задание | | |
30. | Внешняя политика Александра II. | Познакомить уч-ся с основными направлениями и событиями внешней политики России, выяснить причины и ход действий Р. по отмене нейтрализации Чёрного моря, изучить основные этапы завоевания Средней Азии, выяснить достижения и промахи российской дипломатии. | Составление таблицы, работа с документами | | |
31. | Русско-турецкая война 1877-1878гг. | Познакомить уч-ся с ходом русско-турецкой войны, её результатом. | Составление таблицы, работа с документами | | |
32. | Внутренняя политика Александра III. | Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III- это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования. | Опрос, творческое задание | | |
33. | Внутренняя политика Александра III. | См. урок 30 | Составление таблицы, работа с документами | | |
34. | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90 гг. | | | |
35 | Положение основных слоёв общества. | Дать представление о сословно-классовой структуре российского общества во второй половине XIX в. | Опрос, творческое задание | | |
36. | Положение основных слоёв общества. | См. урок 35 | | | |
37. | Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в. | Познакомить уч-ся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX в. | Составление таблицы, работа с документами | | |
38. | Внешняя политика Александра III. | Познакомить уч-ся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трёх императоров» и сближения с Францией. | Составление таблицы, работа с документами | | |
39. | Просвещение и наука. | Познакомить уч-ся с системой образования во второй половине XIX в. и достижениями учёных в это же время. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
40. | Литература и изобразительное искусство. | Дать представление об условиях развития русской литературы и изобразительного искусства во второй половине XIX в.; познакомиться с творчеством литераторов и художников данного периода. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
41. | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | Дать представление об архитектуре, музыке, театре, народном творчестве данного периода. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
42. | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | Дать представление о социальном развитии России во второй половине XIX в.; познакомить с условиями жизни основных сословий Российской империи. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
43. | ПОУ по разделу. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | тест | | |
44. | ПОУ по курсу истории России. | Обобщение и систематизация знаний по курсу истории России. | тест | | |
Учебно-тематический план Новой истории
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
Уроки | Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
1. | Введение | 1 ч. | | | | |
2. | Раздел 1. Человек в новую эпоху Повторение | 5 ч. 1 ч. | | | К/р. – 1 ч. | 1 ч. |
3. | Раздел 2. Строительство Новой Европы Повторение | 8 ч. 1 ч. | | | | |
4. | Раздел 3. Страны промышленной цивилизации в конце XIX – начале XX века | 3 ч. | | | | |
5. | Раздел 4. Две Америки. | 1 ч. | | | | |
6. | Раздел 5. Художественная культура девятнадцатого столетия | 3 ч. | | | К/р. – 1 ч. | 1 ч. |
7. | Раздел 6. Страны Азии и Африки XIX – начале XX века | 3 ч. | | | | |
| Итого: | 26 ч. | | | 2 ч. | 2 ч. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ (26 ч.)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Основные черты индустриального общества: свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация.
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (5 ч.)
Время технического прогресса: успехи машиностроения, переворот в средствах транспорта, дорожное строительство, военная техника, новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.
Развитие науки в XIX в.
Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе.
ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)
РАЗДЕЛ 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч.)
Франция в период консульства и империи.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.
Англия в первой половине XIX в.
Борьба за объединение Германии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна.
ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)
РАЗДЕЛ 3. СТРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (3 ч.)
Германская империя.
Создание Британской империи: Английский парламент. Черты гражданского общества. Особенности экономического развития Великобритании. Рождение лейбористской партии.
Третья республика во Франции.
РАЗДЕЛ 4. ДВЕ АМЕРИКИ (1 ч.)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в.
США в период монополистического капитализма.
РАЗДЕЛ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX СТОЛЕТИЯ (3 ч.)
Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе. Натурализм.
Изобразительное искусство.
«Огненные кисти романтиков».
Реализм в живописи.
Импрессионизм.
Скульптура.
Музыка.
Архитектура.
РАЗДЕЛ 6. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В XIX- НАЧАЛЕ XX В. (3 ч.)
Япония. Китай. Индия. Африка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Тема урока | Элементы содержания | Формы контроля | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Введение: От традиционного общества к обществу индустриальному. | Показать процесс преобразования доиндустриального общества в индустриальное; овладение знаниями о трёх эшелонах модернизации. | | | |
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (6 ч.) |
2 | От промышленного переворота к капитализму «организованному» | Объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; уяснить связь между промышленной революцией и концентрацией производства; понять различия между корпорацией и монополией и характеризовать формы слияния предприятий. | Опрос | | |
3 | Время технического прогресса. | Знакомство с основными достижениями технического прогресса. | Опрос | | |
4 | Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | Уч-ся должны усвоить, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества, причины миграции и эмиграции европейского населения. Уч-ся должны сделать вывод о том, что изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали её более интересной и комфортной, расширяли сферу деятельности человека, создавали новые профессии. | Опрос, письменные задания | | |
5 | Наука и церковь: лицом к человеку. | Уч-ся , имея знания из школьных курсов физики, химии, биологии, делают вывод об основных чертах новой научной картины мира. | Опрос, творческое задание | | |
6 | Общественно- политические учения. | Уч-ся должны проанализировать особенности консервативных и радикальных учений в обществе, причины их возникновения. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
7 | ПОУ по разделу. Обобщение и систематизация знаний. | | | |
РАЗДЕЛ II. . Строительство новой Европы (9 ч.) | | | |
8 | Консульство и образование Наполеоновской эпохи. | Уч-ся должны уяснить причины эволюции Франции от республики к империи, определить режим Наполеона как авторитарный, уяснить причины завоевательных войн консульства и империи, понять значение Французского гражданского кодекса. | Составление таблицы, работа с документами | | |
9 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | Дать уч-ся представление о том, что бесконечные войны ослабляют гос-во, а попытки решить политические противоречия военным путём обречены на поражение; понять, что несмотря на поражение Франции, полностью уничтожить наполеоновские преобразования в Европе и вернуть европейские страны к старому порядку уже невозможно. | | | |
10 | Экономическое и политическое развитие Франции в1815-1847гг. | Уч-ся должны усвоить черты промышленной революции; определить характер политического устройства как конституционной монархии. | | | |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | Дать представление о том, что волна революций, захлестнувших европейские страны, была вызвана серьёзными экономическими, политическими и социальными причинами; проследить процесс постепенной демократизации политической системы во Франции в период Второй империи. | Составление таблицы, работа с документами | | |
12 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | См. урок 11 | | | |
13 | Экономическое и социально-политическое развитие Англии в середине XIX в. | Уч-ся должны уяснить, что в начале Викторианской эпохи в Англии продолжался процесс становления правового гос-ва и гражданского об-ва, что к сер. XIX в. в стране упрочился парламентский режим, способствовавший укреплению гражданского мира; убедиться в достоинстве политики реформ. | | | |
14 | Германия: на пути к единству. | Уч-ся должны узнать, что объединение германских гос-в необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понять, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия. | Составление таблицы, работа с документами | | |
15 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | Дать представление о том, что война и её последствия создали между Францией и Германской империей непримиримые противоречия, которые наряду с другими приведут к Первой мировой войне. | | | |
16 | ПОУ по разделу. | Обобщение и систематизация знаний. | тест | | |
РАЗДЕЛ III. Страны промышленной цивилизации в конце XIX –начале XX в. (3 ч.) |
17 | Германская империя в конце XIX-начале XX в. | Выяснить эволюцию государственного устройства Германии. | Составление таблицы, работа с документами | | |
18 | Франция: Третья республика. | Уяснить тот факт, что только напряжённая борьба за республику позволила создать во Франции республиканское устройство. | Письменные задания, задание с кратким ответом | | |
19 | Создание Британской империи. | Дать характеристику особенности развития капитализма в Англии. | | | |
РАЗДЕЛ IV. Две Америки (1 ч.) |
20 | США в XIX- начале XX в. | Дать представление о развитии США в указанный период. | Творческая работа | | |
РАЗДЕЛ V. Художественная культура XIX столетия (3 ч.) |
21 | XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература. | Дать представление о том, что XIX в- эпоха напряжённых и бурных художественных исканий, смены творческих направлений в искусстве, порождённых социальными изменениями; выдающихся творцах литературы. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
22 | Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. | Уч-ся должны понять, что индустриальная эпоха- время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых творцы искусства стремились запечатлеть новую картину мира. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
23 | Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. | Уч-ся должны понять, что индустриальная эпоха- время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых творцы искусства стремились запечатлеть новую картину мира. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
РАЗДЕЛ VI. Страны Азии и Африки в XIX- начале XX в. (3 ч.) | | | |
24 | Япония, Китай, Индия, | Особенности развития стран в указанный период. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
25 | Япония, Китай, Индия, | Особенности развития стран в указанный период. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |
26 | Африканский континент. | Особенности развития стран в указанный период. | Творческое задание, защита творческих проектов | | |