СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного курса «История» для 8 класса разработана на основе авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной и рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной. М.: Просвещение, 2016.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бегишевская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
"Рассмотрено" На педагогическом совете Протокол №__ от "___" _________ 20__ г | "Согласовано" Зам. директора по УВР ______С.В.Симонова "___" _________ 20__ г | "Утверждено" Директор школы _______ Г.Ж.Халиуллина "___" _________ 20__ г |
Рабочая программа
по учебному курсу
«История»
8 класс
Юнусова Розалия Миллинуровна
Фамилия Имя Отчество учителя,
____ квалификационная категория
Бегишево
2016 год
Пояснительная записка
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного курса «История» для 8 класса разработана на основе авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной и рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной. М.: Просвещение, 2016.
Цели курса:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения историческизнаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Описание места учебного предмета
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год: 8 класс 40 часов – история России, 28 часов – новая история.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/Понимать:
-Основные даты и ключевые события истории России и мира (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории, важнейших военных кампаний;
-Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
-Взаимосвязь и особенности истории России и мира.
Уметь:
-Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
-Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
-Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
-Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
-Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
-Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал- демократия, православие, национализм, революция.
-Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
-Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
-Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
-Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
-Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.
Содержание тем учебного предмета
Всеобщая история
нОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1913
Глава I. Становление индустриального общества
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты.
Индустриальное общество. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения.
Наука в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал .
Глава II. Строительство новой Европы
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи.
Разгром империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей.
Французская революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия на пути к единству. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Глава IV. Две Америки (2).
США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков (2ч) Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
история РОССИИ
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (40 ч)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Темы проектов:
1.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
2. Социально – экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г.
3. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.
4. Положение основных слоев общества.
5. Быт: новые черты в жизни города и деревни во второй половине XIX в.
Книги для самостоятельного внеклассного чтения
1.Марк Твен. Приключения Гекльбери Финна. Приключения Тома Сойера.
2. Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Дэвид Копперфильд.
3. А. Дюма. Граф Монте-Кристо.
4. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Хаджи-Мурат.
5. А. И. Деникин. Путь русского офицера.
6. А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Виды деятельности | Дата | |||
план | факт | |||||||
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1800 – 1900 гг. (28 ч) | ||||||||
1. | Введение. От тради-ционного общества к обществу индуст-риальному. | 1 | Научатся объяснять значение понятия «Новое время». Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Заполнение таблицы Составление схемы |
|
| ||
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX В. (7 ч) | ||||||||
2. | Индустриальная ре-волюция: достиже-ния и проблемы | 1 | Научатся доказывать с помощью фактов, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Заполнение таблицы Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества |
|
| ||
3. | Индустриальное об-щество: новые проб-лемы и новые цен-ности. | 1 | Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе. Доказывать, что индустриальное общество — городское общество Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составление таблиц и схем |
|
| ||
4. | Человек в изменив-шемся мире: мате-риальная культура и повседневность | 1 | Научатся выявлять социальную сторону технического прогресса. Доказывать, что среда человека стала разнообразнее и его развитие ускорилось. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составление развернутого пла-на Рассказывать об изменении от-ношений в обществе |
|
| ||
5. | Наука: создание на-учной картины ми-ра. XIX век в зеркале художественных ис-каний. Литература. | 1 | Научатся объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. (обосновывать примерами). Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира. Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры из литературы). Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками составление таблицы Разрабатывать проект о новом образе буржуа в произведениях XIX в. |
|
| ||
6. | Искусство XIX в. в поисках новой кар-тины мира | 1 | Научатся выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве. Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возрождения, Просвещения. Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составлять таблицу Подготовить презентацию |
|
| ||
7. | Либералы, консерва-торы и социалисты: какими должны быть общество и го-сударство. | 1 | Научатся объяснять понятия: либерализм, консерватизм. Характеризовать учения, выделять их особенности. Объяснять при-чины многообразия социально-политических учений. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
| Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составить таблицу Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
8. | Контрольное тестирование | |||||||
ГЛАВА II. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч) | ||||||||
9. | Консульство и обра-зование наполеонов-ской империи | 1 | Научатся оценивать роль Наполеона в изменении фран-цузского общества, страны в целом. Характеризовать вну-треннюю политику в стране. Анализировать изменения поло-жения низших слоев общества. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; по-нимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками составление схемы Составление таблицы |
|
| ||
10. | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | Научатся анализировать положение общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. Оценить достижения курса Наполеона в социальной политике. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ори-ентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
| Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составление развернутого пла-на Рассказывать о Венском кон-грессе и его предназначении |
|
| ||
11. | Англия: сложный путь к величию и процветанию | 1 | Научатся рассказывать о попытках Англии уйти от социального противостояния. Объяснять особенности установления парла-ментского режима в Англии. Раскрывать условия формирования гражданского общества Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
| Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Самостоятельное составление таблиц, схем, планов |
|
| ||
12. | Франция Бурбонов и Орлеанов. Француз-ская революция им-перия. | 1 | Научатся рассказывать об особенностях промышленной ре-волюции во Франции. Характеризовать общество, поли-тический курс правительства накануне и после 1830 г. Фор-мулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать его фактами. Раскрывать причины революции 1848 г. и её социальные и политические последствия. Сравнить режим Первой и Второй республик во Франции. Доказывать, что во Франции промышленный переворот завершился. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нрав-ственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств дру-гих людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Самостоятельное составление таблиц, схем, планов |
|
| ||
13. | Германия: на пути к единству. Германс-кий союз | 1 | Научатся анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участ-ников, итоги революции. Оценивать значение образования Северо-германского союза Определяют свою личностную позицию, адекватную диф-ференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составление таблицы |
|
| ||
14. | Объединение Ита-лии. | 1 | Научатся объяснять причины раздробленности Италии. Оце-нивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии Осмысливают гуманистические традиции и ценности сов-ременного общества | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками |
|
| ||
15. | Война, изменившая карту Европы. Па-рижская коммуна. | 1 | Научатся объяснять причины Франко-прусской войны и её последствия для Франции и Германии. Анализировать роль Коммуны в политическом преобразовании Франции. Давать» оценку происходящим событиям с позиции рядового гражданина, О. Бисмарка. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
|
| ||
16. | Контрольная работа | |||||||
ГЛАВА III. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВВ. (5 ч) | ||||||||
17. | Германская импе-рия в конце XIX — начале XX в. Борьба за место под солн-цем | 1 | Научатся характеризовать политический курс О. Бисмарка. Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснять причины подготовки Германии к войне. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками |
|
| ||
18. | Великобритания: ко-нец Викторианской эпохи. | 1 | Научатся доказывать, что реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. Характеризовать двух-партийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ. Находить на карте и комментировать владения Британской империи Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; по-нимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Составление проблемных воп-росов |
|
| ||
19. | Франция: Третья республика. | 1 | Научатся выявлять и обозначать последствия Франко-прус-ской войны для французских города, деревни. Объяснять при-чины установления Третьей республики. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Самостоятельное составление таблиц, схем, планов |
|
| ||
20. | Италия в конце XIX- начале XX века. | 1 | Научатся характеризовать преобразования в Италии. Объ-яснять причины отставания экономики Италии от ведущих европейских стран. Объяснять причины начала колониальных войн Италии Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Самостоятельное составление таблиц, схем, планов Формулировка проблемных вопросов |
|
| ||
21. | От Австрийской им-перии к Австро-Вен-грии. | 1 | Научатся объяснять причины революционной ситуации в Ав-стрийской империи. Характеризовать «лоскутную империю». Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Выделять особенности про-мышленной революции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
|
| ||
ГЛАВА IV. ДВЕ АМЕРИКИ (2 ч) | ||||||||
22. | США в XIX в.: мо-дернизация, отмена рабства и сохране-ние республики. Им-периализм и вступ-ление в мировую по-литику. | 1 | Научатся выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом., Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Называть итоги Гражданской войны и её уроки.. Сравнивать борьбу за права в США и Англии в XIX в. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нрав-ственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
| Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Работы с видеоматериалами как специфическим историчес-ким источником Составлять задания для соседа по парте по одному из пунктов параграфа. Составление хронологических таблиц |
|
| ||
23. | Латинская Америка в XIX- начале XX века. | 1 | Научатся показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности раз-вития Латинской Америки по сравнению с Северной Аме-рикой. Выделять и обозначать цели, средства и состав наци-онально-освободительной борьбы. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств дру-гих людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника Работа с лентой времени |
|
| ||
ГЛАВА V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIXВ.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (2 ч) | ||||||||
24. | Япония. Китай. | 1 | Научатся объяснять своеобразие уклада Японии. Уста-навливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества. Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач. Характеризовать курс Цыси. Анализировать реформы Кан Ювэя и их возможные перспективы. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками Объяснять особенности разви-тия Китая, Индии, причины превращения Китая в полуко-лонию; Составлять сравнительную таб-лицу Сравнивать способы и ре-зультаты «открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах. Составлять словарь терминов по теме урока. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной |
|
| ||
25. | Индия. Африка. | 1 | Научатся доказывать, что Индия — «жемчужина Британской короны». Объяснять пути и методы вхождения Индии в ми-ровой рынок. Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака. Научатся объяснять, почему в Африке традиционализм пре-обладал дольше, чем в других странах. Анализировать раз-витие, культуру стран. Африки. Характеризовать особые пути развития Либерии и Эфиопии. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
|
| |||
ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (1 ч) | ||||||||
26. | Международные отношения на рубеже веков. | 1 | Научатся работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени. Объ-яснять причины многочисленных войн в эпоху Нового вре-мени. Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами в Новое время Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Беседа Работа с картой, учебником и историческими источниками |
|
| ||
27. | Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности. | |||||||
28. | Тестирование на тему: Мир в XIX веке. | |||||||
История России XVIII в. (40 ч) | ||||||||
29. | У истоков россий-ской модернизации | 1 | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Работа с лентой времени Работа со словарем Подберите иллюстрации для видеоряда «Самые значимые события всеобщей истории XVIII в.» |
|
| ||
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (14 часов) | ||||||||
30. | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление плана и таблицы Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689 гг.».
|
|
| ||
31. | Предпосылки Пет-ровских реформ | 1 | Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя) | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Продолжите заполнение таблицы «Современники».
|
|
| ||
32. | Начало правления Петра I | 1 | Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Эссе об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии. |
|
| ||
33. | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 1 | Объяснять причины Северной войны. Использовать истори-ческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Применять ранее полученные знания. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Эссе Составление словаря Подготовить презентацию |
|
| ||
34. | Реформы управления Петра I | 1 | Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и си-стематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по¬ душной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра I. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление схемы и таблицы
|
|
| ||
35. | Экономическая поли- тика Петра I | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление схемы и таблицы Задания к контурным картам. Эссе на тему «Роль Петра I в создании Российского флота |
|
| ||
36. | Российское общес-тво в Петровскую эпоху | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи экономии-ческого и социального развития страны. Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Работа со словарем Подготовить презентацию |
|
| ||
37. | Церковная реформа. Положение тради-ционных конфессий | 1 | Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составить схему церковной иерархии в России до цер-ковной реформы 1721 г. и после её проведения. Написать эссе о церковной ре-форме Петра I. |
|
| ||
38. | Социальные и нацио- нальные движения. Оппозиция рефор-мам | 1 | Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Напишите биографический очерк о Кондратии Булавине Подготовить презентацию |
|
| ||
39. | Перемены в культу- ре России в годы Петровских реформ | 1 | Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); харак-теризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по рус-скому городу XVII в.») | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Подготовьте слайд-экскурсию (не более 10 слайдов) по па-мятникам Петербурга Петровс-кой эпохи. |
|
| ||
40. | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Описывать условия жизни и быта социальных групп. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Обосновывать суждение примерами параграфа. Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I. Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Используя дополнительную литературу и Интернет, подго-товьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи». Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме |
|
| ||
41. | Значение петровс-ких преобразований в истории страны | 1 | Давать характеристику характеру Петровских преобразо-ваний. Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»). Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Задания к контурным картам. Используя материалы Интер-нета, подготовьте презентацию на тему «Российские купцы и их торговые маршруты при Петре I» |
|
| ||
42. | Повторительно-обобщающий урок | |||||||
Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) | ||||||||
43-44. | Эпоха дворцовых пе-реворотов (1725–1762) | 2 | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаве-ты Петровны. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Работа с иллюстрациями, словарем Подготовить доклад |
|
| ||
45. | Внутренняя полити-ка и экономика Рос-сии в 1725—1762 гг. | 1 | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Напишите биографическую справку о П. И. Шувалове Составьте распорядок дня од- ной из российских императриц, правивших в XVIII в. |
|
| ||
46. | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Выполнить задания к контур-ным картам. Подготовьте презентацию на тему «Сражение под Кунерс-дорфом —тактика победы». Напишите эссе на тему «Фри-дрих II и Елизавета Петровна — два правителя одной войны» |
|
| ||
47. | Национальная и ре- лигиозная политика | 1 | Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в. Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии. Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Используя материалы Интер-нета, разработайте карту (пла-кат) на тему «Общины старо-обрядцев на территории Рос-сии в первой половине ХVIII в.». |
|
| ||
48. | Повторительно-обобщающий урок по теме | |||||||
Тема 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов) | ||||||||
49. | Россия в системе международных от-ношений | 1 | Анализировать, с чем было связано изменение между-народных взаимоотношений в середине XVIII века. Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны. Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составить план ответа |
|
| ||
50. | Внутренняя полити- ка Екатерины II | 1 | Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I. Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики. Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.) | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление таблицы Найдите в книге А. Н. Ради-щева «Путешествие из Петер-бурга в Москву» отрывки, ко-торые, по вашему мнению, ста-ли причиной сурового приго-вора автору |
|
| ||
51. | Экономическое раз- витие России при Екатерине II | 1 | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление схемы и таблицы Исследование на тему «Эко-номическое развитие России в конце ХVIII в.». Подготовьте сообщение на тему «Бумажные деньги — история создания и причины появления в России» |
|
| ||
52. | Социальная струк-тура российского общества второй половины XVIII в. | 1 | Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление схемы, памятки |
|
| ||
53. | Народные движения. Восстание Е. И. Пу-гачёва | 1 | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составьте структурно-логичес-кую схему этапов, основных событий и итогов восстания под руководством Е. И. Пу-гачёва. По картине В. В. Перова «Суд Пугачёва» составьте истори-ческий портрет руководителя восстания |
|
| ||
54. | Народы России. Ре- лигиозная и нацио-нальная политика Екатерины II | 1 | Характеризовать особенности национальной и религиозной политики Екатерины II. Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Материалы для самостоятель-ной работы и проектной дея-тельности учащихся.
|
|
| ||
55. | Внешняя политика Екатерины II | 1 | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составьте таблицу «Основные направления внешней полити-ки Екатерины II и её резуль-таты». *Используя Интернет и допол-нительные источники инфор-мации, сделайте электронную презентацию на тему «Чес-менская битва». |
|
| ||
56. | Освоение Новорос-сии и Крыма | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление конспекта Подготовить доклад о Г. А. По-тёмкине. Просмотр фрагменты кино-фильма «Адмирал Ушаков» |
|
| ||
57. | Повторительно-обобщающий урок |
|
| |||||
Тема 4. Россия при Павле I (2 часа) | ||||||||
58. | Внутренняя полити- ка Павла I | 1 | Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление генеалогической схемы российских императо-ров XVIII в. Составление таблицы |
|
| ||
59. | Внешняя политика Павла I | 1 | Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Составление таблицы Подготовка сообщения Работа с контурной картой Эссе |
|
| ||
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов) | ||||||||
60. | Общественная мысль, публицисти-ка, литература | 1 | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных аль-бомов, материалов, найденных в Интернете, а также не-посредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация |
|
| ||
61. | Образование в Рос- сии в XVIII в. | 1 | Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования; Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования. Объяснять значение открытия в России Московского уни-верситета. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях нау-ки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация Эссе |
|
| ||
62. | Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация и сообщение Эссе |
|
| ||
63. | Русская архитектура XVIII в. | 1 | Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация и сообщение |
|
| ||
64. | Живопись и скульптура. | 1 | Высказывать и аргументировать оценки наиболее зна-чительных событий и явлений, а также отдельных пред-ставителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация Рецензия |
|
| ||
65. | Музыкальное и теа-тральное искусство | 1 | Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Презентация и сообщение Драмматизвция |
|
| ||
66. | Народы России в XVIII в. | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Творческая работы |
|
| ||
67. | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать при-чинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Беседа Работа с картой и историчес-кими источниками Творческая работы |
|
| ||
68. | Итоговое тестирование |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
2. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
3. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011.
4. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010
5. Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.
6. Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.
7. Рабочая программа. «История России» 6-9 классы А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной. М.: Просвещение, 201
8. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2015. — 191 с.
НАСТЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ:
СПИСОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Интернет-ресурсы:
Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.lib.ru/YISTORY
Старинная европейская литература. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.lib.ru/INOOLD/
Российская государственная библиотека по искусству. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.Artlib.ru/
Великая Французская революция. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.liberte.newmail.ru/
История Великобритании. Правда и мифы в британской истории. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.britannia.com/history/plantage.html
Электронное приложение к учебнику. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.online.prosv.ru.
Виртуальный музей декабристов. [Электронный ресурс].- Режим доступа http://decemb.hobby.ru
Интернет-проект "1812год".[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.museum.ru/museum/1812/index.html-
Тематическая литература:
Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. - М., 1979.
Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. —T.I—3. —СПб, 1859—1860.
Бородино. Документы, письма, воспоминания. — М., 1962.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. - М., 1990.
Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. - М., 1997.
Пушкин А.С., История Пугачева
Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999.
Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.
Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.
1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.
Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. В 2-х тт. - М., 1997
Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.