Пояснительная записка
Настоящая программа по истории 7 класс разработана на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с изменениями, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014. №1644, от 31.12.2015. № 1577);
2. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в РФ»
3. Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 года №68-3 РТ « Об образовании»
4. О. Ю. Стрелова Программа курса. «История России». 6-7 классы М., «Русское слово», 2012. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
5. Авторской программы – Перевезенцева С.В. и Перевезенцевой Т.В. История России XVI-XVIII веков для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 г.; Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
6. Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы.
7. Учебного плана школы на 2017-2018 учебный год ( история 7 класс 2 ч. в неделю, в год 70 часов по плану школы);
8. Учебников, допущенных МО и Н РФ –№ 253 от 31.03.2014 года;
9. Положение о рабочей программе школы (протокол педсовета № от 2016 г.).
Учебники:1. О.В. Дмитриева Всеобщая история. История Нового времени. М., «Русское слово», 2017. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. (Инновационная школа).
2. Пчелов Е. В., Лукин П.В. История России XVI- XVII в. М., «Русское слово», 2017
3. История Татарстана И. А. Гилязов, В.И. Пискарев Казань ХЭТЕР 2012 г.
Основные цели изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; способствование выработке в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Общая характеристика учебного предмета
«История Нового времени» - это продолжение систематического курса Всеобщей истории в 7 и 8 классах основной общеобразовательной школы. Трудности его изучения прежде всего связаны с начавшейся в 6 классе «чересполосицей» курсов отечественной и всеобщей истории, к тому же несовпадающих друг с другом своими хронологическими рамками. Приступая к истории Нового времени, семиклассники должны постоянно припоминать основные события и лики Средневековья, поскольку Раннее Новое время (конец XV - первая половина XVII века) еще достаточно сильно укоренено в минувших столетиях, хотя «рвет» с этим прошлым и обретает новые характеристики. Межкурсовые связи данного курса с отечественной историей, - изучавшейся в 6 классе с древнейших времен до конца XV столетия, - эпизодические, ситуативные, персонифицированные («выбор веры» в Древней Руси и интересе к религии Запада, династические браки великих киевских князей, борьба с крестоносцами в Прибалтике, «Москва – Третий Рим», первые иностранные компании в России, Иван Грозный – Елизавета I). Хотя и в таком виде не стоит пренебрегать их значением в формировании у школьников целостных представлений об историческом пути человечества и о своей стране на исторической карте мира. В середине XVII – XVII вв. география курса Всеобщей истории существенно расширяется, а его содержание по межкурсовым связям ориентировано на историю России уже основательнее. Правда, пока они носят опережающий характер, и актуализировать эти связи у семиклассников получится только во второй половине учебного года, изучая историю России в XVI – XVII веках. Другая трудность курса «Истории Нового времени» в основной школе связана с его содержанием и проблематикой. Хронологические рамки этого исторического периода, по сравнению со Средневековьем, сокращаются втрое, но масштаб новообразований, которые связывают современное нам общество с Новым временем, оказывается многоплановым и чересчур обобщенным для восприятия его 13 – 14-летними подростками. Сокращение курсов Всеобщей истории до 28 часов в год еще более усугубляет проблему развития познавательного интереса учащихся к истории зарубежных стран и качества их исторической подготовки. Все это, однако, не освобождает первое полугодие 7 класса от ориентации на главную цель изучения истории в основной школе – «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…».
Чему научились школьники, изучая историю Древнего мира и Средних веков? Какие задачи стоят перед ними в новом учебном году, открывающимся курсом «История Нового времени»? Во-первых, продолжается работа по развитию основных хронологических знаний и умений: локализовать факты в историческом пространстве Нового времени, соотносить их с двумя его периодами: Раннее Новое время и Зрелое (собственно) Новое время, - а также с эпохами, определявшими их многозначное содержание: Великие географические открытия, Возрождение, Реформация и Контрреформация, эпоха абсолютизма, век Просвещения и т.п.; синхронизировать события и процессы, происходившие в разных регионах мира и в государствах, на примере которых раскрывается кризис «старого порядка» и признаки современной западноевропейской цивилизации: Англия, Германия, Франция, Нидерланды, США, Испания и др. Во-вторых, в силу масштабности событий Нового времени, начало которым положили Великие географические открытия, на первый план выходят обзорные тематические карты мира и Западной Европы с большой содержательной нагрузкой. Семиклассники должны оттачивать умения извлекать из них разнообразную историческую информацию, пользуясь легендой карты и приемами локализации на ней историко-географических объектов, описания и анализа геополитического положения стран, конкретизации условий и оценки последствий международных договоров, сравнения однородных исторических процессов в разных регионах мира и т.д. В-третьих, в курсах истории Древнего мира и Средних веков благодаря систематической работе с аутентичными источниками (мифы и легенды, сочинения историков античности и Средневековья, фрески, мозаики и гравюры и т.п.) школьники уже приобщились к историко-критическому подходу в познании и объяснении прошлого. В курсе истории Нового времени основная часть документов представлена философскими и политическими сочинениями современников и активных деятелей XVI - XVII столетий. В работе с ними по-прежнему актуален комплексный анализ первоисточников. Но теперь семиклассникам особенно важно выявить и реконструировать на их основе взгляды, убеждения, интересы авторов этих документов, оценить их историческую роль в борьбе со «старым порядком» и становлении нового общества. Другими словами, школьники должны научиться анализировать тексты аксиологически, поскольку история Нового времени – это яркий пример зарождения и борьбы идей, столкновения религиозных мировоззрений, обновления экзистенциональных ценностей. В-четвертых, курс истории Нового времени продолжает развитие гуманистических представлений школьников о поликультурном характере прошлого человечества, о многообразии социокультурных общностей, о разных формах взаимодействия и конфронтации людей XVI – XVII столетий. Более того, эта тема становится своеобразным лейтмотивом сюжетов, посвященных эпохе Великих географических открытий, Реформации, культуре Возрождения и многих других. Таким образом, курс Истории вносит важный вклад в решение общих задач изучения истории в школе:
формирование ценностных ориентиров для социальной, культурной и этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;
содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения Истории для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;
формирование умений творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, много перспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.
Решению этих задач способствует содержание курса «История Нового времени» 7 класс, представленное обязательными содержательными линиями и их аксиологическими акцентами:
Историческое время: период Всеобщей истории с конца XV - XVII века: от эпохи Великих географических открытий и Возрождения до кризиса средневековых форм жизнии становления индустриального общества в странах Западной Европы и США - как важный этап исторического развития человечества, связующее звено всеобщей истории между Средневековьем и Новейшим временем, «колыбель» многих политических, культурных и религиозных устоев современной Европы и западной цивилизации.
Историческое пространство, культурно-географические границы которого существенно расширились в эпоху Великих географических открытий. В результате этого кардинально изменились представления современников об ойкумене, стали складываться более устойчивые и многообразные связи между разными частями мира, отнесенными к Старому или Новому Свету, между ведущими государствами Западной Европы началась борьба за территориальный раздел мира и сферы влияния; на карте мира появилось новое государство, в скором времени обещавшее включиться в борьбу европейских держав за мировое лидерство. В то же самое время в Юго-Восточной Азии и на большей части Африки продолжается «своя жизнь», с которой европейцы знакомятся уже в Зрелом Средневековье, а в Новое время «перестраивают» ее в угоду своим интересам.
Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все выше названные линии, - человек в истории.В Новое время возрастает роль личности в истории, и эта линия акцентирует изменяющиеся отношения человека к миру природы, к «другим» людям, отличающимся от «своих», прежде всего, религиозными взглядами; к социальным, религиозным и политическим институтам Нового времени, к «старым порядкам» и новым ценностям.Содержание курса переполнено именами деятелей Нового времени, в ряду которых блистают великие монархи Европы (Елизавета I, Людовик XIV, и др.), крупные политики (Вильгельм Оранский, Ришелье, Оливер Кромвель, и др.), отважные мореплаватели (Х.Колумб, Ф.Магеллан, А.Тасман, и др.) и целая плеяда мыслителей, ученых, художников и литераторов, силою своего таланта возведенных в звания «титанов Возрождения», энциклопедистов, просветителей и т.п. К огромному сожалению, в школьном курсе Новой истории недостаточно времени для создания ярких образов и эмоционального «проживания» судеб этих людей и «типичных» представителей своей эпохи, в том числе детей и женщин. Поэтому содержательная линия «Человек в истории» в 7 классе может реализоваться за счет небольших биографических материалов и рубрики «Повседневная жизнь людей Нового времени» в школьном учебнике, а также ярких рассказов-презентаций на уроках, в том числе подготовленных самими учащимися в виде различных творческих проектов (сообщения, образные реконструкции, «интервью» и т.п.).
В курсе истории Нового времени продолжается линия «Исторические источники и ремесло историка». Семиклассники изучают главным образом фрагменты политических документов времен Реформации, буржуазных революций и национально-освободительных движений. Но для более точного их понимания необходима атрибуция документов, логический, критический и аксиологический анализ содержания в контексте исторической ситуации и задач своей эпохи. Оригинальными источниками в 7 классе становятся также парадные портреты европейских монархов, гравюры и карикатуры Нового времени, репродукции художественных произведений, выполненные в жанрах и стилях, характерных для XVI – XVII веков. Каждый вид источников требует к себе адекватного отношения и корректной процедуры прочтения («раскодирования»), поэтому в новом учебном курсе истории продолжается процесс становления предметных и метапредметных учебных действий семиклассников.
Дополнительная содержательная линия «История и память» представлена заданиями для поисковой и исследовательской работы учащихся с источниками, освещающими политику увековечивания знаменательных исторических дат и событий в истории стран Европы и США, а также проектами «Памятники истории и культуры Нового времени», ориентированными на создание тематических карт, экскурсионных маршрутов, буклетов и т.п.
В основе организации ученого материала в рабочей программе и учебнике (автор О.В.Дмитриева) лежит проблемно-региональный подход, который направлен на формирование более или менее объективной картины мирового исторического процесса. Образовательный и развивающий потенциал школьного учебника и учебного курса, в целом, усилены в соответствии с требованиями стандартов второго поколения для основной школы к ценностным и деятельностным результатам общего образования личности школьника.
Курс «История России» вместе с курсом всеобщей истории составляет содержание учебного предмета «История» в основной школе.
Соотношение курсов отечественной и всеобщей истории в Примерной программе установлено в пользу «Истории России», что подчеркнуто в формулировке главной цели изучения истории в основной школе: «...образование, развитие и воспитание личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…Курс «История России с древнейших времен до конца XVII в.» вносит важный вклад в решение общих задач изучения истории в школе:
формирования ценностных ориентиров для гражданской,гендерной, социальной, культурной, этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;
содействия в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в многонациональном Российском государстве и обществе, в современном поликультурном мире;
воспитания интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края, формирования умений творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого.
Содержание курса «История России с XVI до конца XVII в.» представлено обязательными и дополни тельными содержательными линиями и их аксиологическими акцентами:
Историческое время: период отечественной истории - превращения Московского царства в крупнейшую державу Европы– как важный этап исторического пути России и часть всеобщей истории.
Историческое пространство, соотнесенное с территорией современной России, на котором жили разные народы, на которой формировалось и разрасталось Российское государство в XVI -XVII вв.
Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности народов Российского государства вXVI–XVII вв., в результате которой менялась природно-географическая карта Восточной Европы и позднее – Азии, условия жизни и труда людей, характер производственных и общественных отношений; формирование и развитие этнокультурных, религиозных, социальных и профессиональных общностей, определивших своеобразие и поликультурный характер российского общества, его системы ценностей и традиций; образование и развитие Российского государства в исторической вариативности форм и типов государственного правления в ранний период его истории; укрепление монархии и основ самодержавия в процессе централизации государства, завершившееся в XVIII в. установлением абсолютизма; эволюция взаимоотношений власти и общества в российской истории IX–XVIII вв.; причины и формы разрешения социальных конфликтов; модели социальных движений в традиционном обществе в периоды его становления, расцвета и упадка, а также взаимоотношения власти, общества и личности, актуализированные эпохой Просвещения; познание нашими предками окружающего мира и себя в нем на основе религиозного сознания; укрепление позиций Русской православной церкви в государстве и обществе до середины XVII в. и новый формат церковно-светских отношений в Новое время; развитие научных знаний, письменности, книжности и образования в XVI–XVII вв.; духовная и художественная культура народов России, их вклад в мировую культуру; развитие отношений с соседними народами и государствами, внешняя политика России на международной арене в качестве «небольшого государства» на периферии Европы и крупнейшей державы, формы и последствия взаимодействия и конфронтации российских властей и общества с «другими» в XVI–XVII вв. Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все выше названные линии, – человек в истории.
В курсе отечественной истории эта линия акцентирует вопросы отношения наших предков к миру природы, к соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к традициям и ценностям российского общества, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.
В 7 классе виды исторических источников меняются: документы государственного характера (акты, указы, жалованные грамоты
и т.п.), свидетельства иностранцев о Московии. Анализ источников по-прежнему носит комплексный характер: атрибуция документов, историко-логический анализ содержания, аксиологический и критический анализ текстов,
сопоставление с другими источниками по теме, творческая реконструкция и эмпатическая интерпретация, в том числе с привлечением визуальных источников.
В курс «История России с XVI до конца XVII в.» введены также новые содержательные линии: «Историк и художник» и «История и память». Первая на основе систематической работы с репродукциями картин подводит школьников к пониманию особенностей исторической живописи и ее историко-художественной ценности, способствует развитию умений критически анализировать творческие реконструкции прошлого на полотнах В.М. и А.М. Васнецовых,С.В. Иванова, К.В. Лебедева, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др. Вторая – на доступном школьникам уровне раскрывает механизмы формирования коллективной исторической памяти, способы управления ею посредством монументальной пропаганды и коммеморации (политики памяти). Оба подхода чрезвычайно важны в условиях визуального поворота в современном обществе, усилившем значимость изобразительной информации и скрытых в ней ценностных установок.
История России изложена в рамках «цивилизационной модели», когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии...
Основная цель программы – помочь учителю в понимании научно-исторической и методической концепции учебного курса «История России с XVI до конца XVII вв.», эффективно реализовать его образовательные возможности, продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к истории, уважительного отношения к историко-культурному наследию своей страны и человечества.
Дидактической единицей содержания программы является тематический блок – комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой, внутри которого происходит не линейное «прохождение» темы от одного урока / параграфа к другому, а логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Тематические блоки в курсе отечественной истории в два-три раза крупнее, чем в курсах истории Древнего мира и Средних веков. Каждый из двух разделов – история России с древнейших времен и история России XVI–XVII вв. – сопровождаются введением и заключением.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебное время в количестве 70 часов в год - 2ч. в неделю Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов. Всеобщая история – 28 часов, История России– 32 часа. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно–хронологическом подходе. Для реализации национально-регионального компонента отводится 10 часов (в календарно-тематическом плане они отмечены знаком *) на изучение Истории татарского народа и Татарстана, которые включены в курс Истории России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты изучения семиклассниками истории включают в себя:
расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XVI – XVII веках, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых Новое время приобрело более масштабный и влиятельный характер, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения семиклассниками истории включают в себя:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Нового времени, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Предметные результаты изучения семиклассниками истории включают в себя:
целостное представление об историческом этапе развития человечества в конце XV – XVII веках как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором происходило вызревание и утверждение признаков западноевропейской цивилизации, по-прежнему характерных для современного общества или востребованных им в качестве идеалов самосовершенствования;
понимание роли Европы, вопросов веры и разума в первом периоде Новой истории, в процессах становления новой, рационалистической, картины мира, в изменении историко-географического пространства, в развитии международных и общественных отношений, в становлении образа жизни и самосознания человека Нового времени;
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и изобретений Нового времени;
способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Нового времени, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов, касающихся, прежде всего, религиозной толерантности и межкультурного взаимодействия;
представление о политических и философских текстах как специфических источниках по истории первого периода Нового времени, отражающих дух и содержание борьбы со «старым порядком»;
умения датировать важнейшие события и процессы Новой истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития западных и восточных цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств конца XV – XVII столетий, в том числе с историей России;
умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Нового времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике (Великие географические открытия, Реформация и Контрреформация, промышленный переворот и т.д.), сравнивать, анализировать и обобщать данные нескольких карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
умения прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей XVI - XVII веков, объяснять их переменами, происходившими в западноевропейском обществе и культуре Нового времени;
умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Нового времени (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц, логических схем и других видов условно-графической наглядности;
умения сравнивать однородные исторические факты из истории Средних веков и Нового времени (города, формы производства и торговли, парламент, армия, третье сословие и т.п.), а также явления, характерные для разных этапов собственно Нового времени (мануфактура и фабрика, монархия и республика, буржуазия и наемные рабочие и т.п.) или для разных стран и народов мира в эпоху Нового времени; объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных, религиозных и политических групп Нового времени, в том числе на основе первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XV – XVII столетий, высказывать суждения о вероятности их реальных встреч или духовных пересечений в идейно-культурном пространстве Нового времени;
умения описывать памятники истории и культуры Нового времени, в том числе посвященные важнейшим событиям своей эпохи и воплощающие «политику памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и разных источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Нового времени;
умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для Нового времени, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и всемирной истории;
умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Нового времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нового времени, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.
2.Требования к уровню подготовки учащихся:
1) Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса истории в 7 классе.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную
информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Формируемые знания и умения ученика.
В результате изучения истории ученик должен:
- знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
2) Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории.
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
3) Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории.
% выполнения | 0-27 | 28-52 | 53-77 | 78-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
4. Содержание учебного курса
Содержание учебного предмета «История» для 7 класса изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этно-национальные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Всеобщая история - Новая история и история России, 7 класс.
Новая история ( 28 ч.)
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце XV—начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI —начале XVII в. Возникновение мануфактур Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и внешнего рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI —начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII —XVIII вв.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—XVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» И новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных паук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; кидающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII— XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгунатаТокугава и Японии.
История России. (32 ч.)
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Россия в Новое время
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Россия в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное Уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVIIв. Взаимоотношении с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веянии усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись С. Ушаков. Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
История Татарстана (10 ч.)
Борьба жителей Казанского ханства с русскими завоевателями. Управление Казанским краем во второй половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае. Казань во второй половине XVI в. Народные волнения в начале XVII в . Религиозная политика края: от принуждения к веротерпимости. Край в XVII столетии. Под знаменем С.Т. Разина. Культура края в XVII веке.
10