СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «История» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД).. При составлении рабочей программы были использованы: «Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) и авторские программы 1)Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа). – М.: Просвещение, 2016; 2) Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – 2-е изд, дораб. - М.: Просвещение, 2014 (электронная форма с сайта издательства «Просвещение»).
18
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «История» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД).. При составлении рабочей программы были использованы: «Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) и авторские программы 1)Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа). – М.: Просвещение, 2016; 2) Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – 2-е изд, дораб. - М.: Просвещение, 2014 (электронная форма с сайта издательства «Просвещение»). В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» - 102 ч. Согласно Учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского»: «Введение дополнительных часов на изучение истории (история России) (9 классы) обусловлено необходимостью усиления гуманитарной составляющей гимназического образования (Изучение проблемных тем обобщающего и концептуального характера, а также отдельных дискуссионных вопросов по наиболее значимым темам)».
УМК: 1) Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXI в. 9 класс. – 2-е из– М.: Просвещение, 2011; 2) Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Данные УМК являются апробированной линией, которая освещает все предусмотренные программой вопросы истории. УМК способствует организации работы с историческими источниками, понятийным материалом. Вопросы к теме носят проблемный характер. УМК написан на научном уровне, одновременно материал доступен учащимся 7-9 классов.
С целью обеспечения гимназического уровня образования и формирования цельного исторического мышления дополнительный час в 9 классах используется на изучение:
А) проблемных тем:
Личность в истории
XX век: от индустриального общества к обществу информационному. Проблемы трансформации.
Эволюционный и революционный путь развития России: возможность и реальность
Проекты государственных реформ в России в начале XX в.
Империализм как стадия развития капитализма
Теория «трех эшелонов» капиталистического развития
Россия как страна «второго эшелона» капиталистического развития
Судьбы революционной идеи в России и странах Запада в начале XX в.
Историография Октября
Гражданские войны в истории России
Противоречия НЭПа
Трагедия советского крестьянства
Советский вариант тоталитаризма
Виновность стран в развязывании II Мировой войны/ СССР – агрессор или миротворец
Курс на построение коммунизма: планы и реальность
Влияние «оттепели» на развитие страны во 2 половине XX в.
Модернизация в истории России
Модели перестройки Ю.Андропова и М.Горбачева. Опыт Китая
Распад СССР – объективная необходимость?
Опыт представительных органов в истории России
Варианты перехода к рынку
Б) дискуссионных вопросов по темам:
Реформы Столыпина: неиспользованные возможности?
Февраль-Октябрь: альтернативы развития
Белые и красные: правда гражданской войны
НЭП: временная мера или «всерьез и надолго»
Оценка создания СССР с современной позиции
«Внезапное нападение» 22.06.1941г.
«Заграничный поход» советской армии 1944/45 гг./ Роль Красной Армии в освобождении Восточной Европе
Цена Победы
Оценка роли И.Сталина и полководцев в период ВОв
Неизбежность «холодной войны»
Советский прорыв второй половины XX века. Мифы и реальность.
Эпоха застоя или стабильность?
Диссиденты: патриоты страны или человечества
Перестройка: планы и итоги
Перестройка – благо или историческая ошибка
Изменения программы связаны с порядком изложения материала: а) блок тем по всемирной истории, б) блок тем по истории России Количество часов на изучение всемирной истории сокращено, т.к. ряд тем раскрывается через призму истории России:
Империализм начала XX в.
Первая Мировая война.
Образование Народных фронтов.
Международные отношения и внешняя политика.
Вторая Мировая война.
Страны Восточной Европы во 2 пол. XX – начале XXI в.
Циклы мировой политики во 2 пол. XX – начале XXI в.
Мир в начале XXI в.
Данный подход позволяет более глубоко изучать историю России на основе проведения сравнения и выделения специфики, это также дает возможность построения альтернативы развития, организации дискуссии, создания выводов и развития мышления, а также позволяет избежать дублирования в изучении материала.
Гимназический компонент при изучении курса истории реализуется путем расширения изучаемого материала за счет:
хорошей базовой подготовки учащихся, прошедших конкурсный отбор;
кругозора и логических способностей гимназистов;
использования информационных компьютерных технологий при проведении уроков;
изучения тем по блокам;
развития самостоятельного мышления учащихся;
развития универсальных навыков и приемов.
История – важный мировоззренческий предмет, при изучении которого формируется общественное мышление, развивается эрудиция и культура, способность к самостоятельности суждений, активизируется познавательная деятельность. На основе глубоких знаний о прошлом развиваются навыки сопоставления и аргументации, понимание логики исторического процесса, умение ориентироваться в сферах внутренней и внешней политики, в идеологии, экономике и т.д., развивается умение выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Одна из главных задач, которая поднимается в ходе изучения истории в гимназии – не просто прочитать параграф учебника, но подняться на новую, более высокую ступень познания и развития. Изучение истории – не пассивное запоминание фактов и их оценок, но умение самостоятельно разобраться в обилии сведений и мнений, установить причинно-следственные связи между событиями, сравнить их с другими и дать оценку, учесть такой важный субъективный фактор истории как историческая личность. Гимназический подход к изучению истории предполагает отказ от узкой установки на кратковременное запоминание материала, для объективного освещения и понимания событий, всего исторического процесса нужен солидный багаж знаний, которые ученик получает не только на отдельных уроках истории, а в ходе всего обучения, в том числе и на других предметах. Исторический процесс многомерен и противоречив. Он базируется на различных социально-экономических условиях, захватывая миллионы людей. Следовательно, он никогда не бывает однороден. Поэтому на уроках истории в гимназии происходит отказ от одномерного, прямолинейного мышления, которое всё воспринимает исключительно либо с позитивным, либо с негативным знаком. Безусловно, ученик имеет право на пристрастие и субъективность, но он обязан, во-первых, осознавать свою субъективность, во-вторых, знать и учитывать другие концепции по данному вопросу, и, в-третьих, отстаивать свою позицию убедительными аргументами с опорой на конкретные факты, не полагаясь только на эмоции. Таким образом, речь идет о необходимости осмысления материала, а не его механическом заучивании. Данная позиция достигается за счет:
предварительного ознакомления с новой темой (во время проверки домашнего задания)
работа над темой всегда должна сопровождаться письменной фиксацией, которая дает возможность выделения главного, обобщения, построения причинно-следственной цепочки, а, главное, представляет наглядно результат мыслительной деятельности
в ходе изучения новой темы учащийся является активным звеном, а не пассивным слушателем, возникает возможность столкновения мнений учащихся и, таким образом, возникает необходимость вывода
при изучении тем блоками появляется возможность использования проблемных вопросов, а построение курса (всемирная история история России) позволяет проводить сравнения, активизировать знания по предыдущему материалу и, опять-таки, подводит к необходимости вывода
также в гимназии имеется возможность изучения материала не по одному учебнику и активно использовать библиотеку СПГ.
Одна из главных задач уроков истории в СПГ (а также всех других предметов) – подготовка человека мыслящего, который может использовать весь багаж знаний, вне зависимости от выбранной профессии за счет:
четкого распределения материала (математическая логика)
поиска причинно-следственных связей (диалектика исторического развития, многомерное мышление)
аналогия, обобщение (ассоциативное, творческое мышление)
Повышенный уровень образования достигается за счет осмысления материала, а не его заучивания.
Документы.
Основными документами, лежащими в основе разработки программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ, вступившими в силу с 01.09.2016;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции от 17.07.2015;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016 №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (новая редакция), утвержденный Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о1.07.2015 № 911-ПГ;
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» утвержденная 01.09.2015 в действующей редакции с изменениями, внесенными Приказом директора гимназии №173 от 30.08.2016;
Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»:
Положение об элективных курсах, принятое Педагогическим советом гимназии (Протокол №2 от 09.11.2012) и утвержденное директора гимназии, Приказ № от 12.11.2012.
Положение о промежуточной аттестации, утвержденное директором гимназии, Приказ №240 от 14.12.14.
Цели и задачи изучения курса
Курс направлен на создание атмосферы гуманитарного поиска, способствующего становлению исторического сознания учащихся, комплексного развития познавательной, эмоциональной и деятельностной сторон личности учащегося с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Задачи изучения истории в 9 классе:
– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
– овладение учащимися на гимназическом уровне основными знаниями по истории России XX в., понимание ими места и роли Российской империи начала XX в., Советского государства, Современной России во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
- овладение учащимися на гимназическом уровне основными знаниями по новейшему периоду в истории зарубежных стран XX – нач. XXI в., понимание ими роли важнейших явлений этого периода в формировании современных государств;
– воспитание учащихся в духе уважения к истории России и гордости за героические свершения предков;
– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России и зарубежных стран XX – нач. XXI в.
К важнейшему личностному результату изучения истории в 9 классе относится такое убеждение и качество, как осознание своей идентичности как гражданина страны;
Метапредметные результаты изучения истории в 9 классе выражаются в следующих качествах:
– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).
Предметные результаты изучения истории в 9 классе включают:
– овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XX – нач. XXI в.;
– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: формирование империализма, борьба за передел мира, международные отношения и формирование военно-политических блоков в XX в.; Версальско-Вашингтонская система; Лига Наций; фашизм; либеральная демократия; Народный фронт; Антикоминтерновский пакт; Мюнхенский сговор; мировая война; Нюрнбергский процесс; «холодная война»; план Маршалла; индустриальное и постиндустриальное общество; «экономическое чудо»; государство благосостояния; мировое хозяйство; ООН; рейганомика/тэтчеризм; глобализация; «полицейский социализм»; РСДРП; эсеры; Антанта; Тройственный союз; «Кровавое воскресенье»; Государственная Дума; двоевластие; Временное правительство; социалистическая революция, съезд Советов, Брестский мир; Учредительное собрание; Викжель; РККА; Кронштадтское восстание; НЭП; СССР; коллективизация; индустриализация; сталинизм; Великая Отечественная война; коренной перелом; НАТО; ОВД; СЭВ; десталинизация, застой, развитой социализм, перестройка, шоковая терапия и др., в соответствии с Историко-культурным стандартом;
– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам, согласно Историко-культурному стандарту (Буржуазные революции XVII-XVIII вв., Промышленный переворот и создание индустриального общества, Международные отношения XIX в., Реформы и контрреформы в России XIX в., Отечественная война 1812г., Николаевский режим, Общественное движение в России XIX в., Модернизация Александра II, Социально-экономическое развитие России в XIX в.);
– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков исторических личностей (Д.Ллойд Джордж, В.Вильсон, Б.Муссолини, А.Гитлер, Ф.Франко, М.Ганди, Г.Димитров, Ф.Рузвельт, Г.Трумен, У.Черчилль, Ш. де Голль, Р.Рейган, М.Тэтчер, Николай II, П.Столыпин, А.Брусилов, В.Ленин, В.Чернов, А.Керенский, Л.Троцкий, Г.Зиновьев, Л.Каменев, Н.Бухарин, Ф.Дзержинский, В.Корнилов, А.Колчак, А.Деникин, П.Врангель, М.Тухачевский, М.Фрунзе, В.Блюхер, К.Ворошилов, И.Сталин, Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев, Н.Гастелло, З.Космодемьянская, Н.С.Хрущев, М.Суслов, Л.Брежнев, А.Косыгин, А.Громыко, М.Горбачев, Б.Ельцин, Н.Вернадский, Л.Ландау, М.Шолохов, А.Солженицын, Д.Медведев, В.В.Путин и другие, в соответствии с Историко-культурным стандартом.
Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. Данные проблемы перечислены выше. По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации,
Планируемые результаты
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
наиболее распространенные и научно обоснованные интерпретации и оценки исторических событий, явлений и личностей, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
уметь
извлекать необходимую информацию из различных источников;
сравнивать данные различных источников, исторические события и явления, определять общее и специфику;
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
работать с исторической картой;
характеризовать важнейшие исторические события и их участников, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
№ | Тема | УУД | Понятия / Личности |
| Мир в начале ХХ в. Новейшая история как историческая эпоха: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный характер. Новая индустриальная эпоха. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Формирование единого мирового хозяйства. Социальный реформизм. Революционная идеология. Подготовка к борьбе за передел мира. Особенности социально-экономического и политического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки: традиционализм и модернизация. | Объяснять место новейшей истории в мировой истории Выявлять экономическую составляющую монополистического капитализма Характеризовать теорию «трех эшелонов капиталистического развития» | Социальный реформизм, урбанизация, массовое производство промышленных товаров, концентрация производства и капитала, финансовый капитал, антитрестовская политика, мировое хозяйство Д.Ллойд Джордж, Ж.Клемансо, Т.Рузвельт, Сунь Ятсен, М.Ганди |
| Политическое развитие в начале XX в. Демократизации социально-политической жизни в начале века. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. | Выявлять политическую составляющую монополистического капитализма | Республиканские демократии, полуабсолютная монархия, всеобщее избирательное право, политическая партия, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм |
| Первая мировая война (1914-1918 гг.). Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Образование новых военно-политических союзов. Гонка вооружений. Локальные конфликты конца XIX — начала XX в. Характер, причины, повод, цели и планы сторон, фронты, основные сражения на Западном фронте, итоги. | Характеризовать причины, планы и цели сторон Оценивать взаимодействие союзников
| Антанта, Тройственный союз, Сараево, блицкриг, лан Шлиффена, Четвертной союз, «верденская мясорубка», Ипр Г.Принцип, эрцгерцог Франц-Фердинанд |
| Версальско-Вашингтонская система. Парижская конференция (1919 г.). Подписание мирных договоров со странами Четвертного союза. Создание Лиги Наций. Новая карта Европы. Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.). Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. | Характеризовать итоги I Мировой войны Объяснять противоречивость Версальско-Вашингтонской системы
| Версальский мир, Лига Наций, «14 пунктов», Версальско-Вашингтонская система
В.Вильсон |
| Мир между мировыми войнами Последствия мировой войны. Ноябрьская революция в Германии. Распад Австро – Венгерской империи. Формирование общества массового производства. Демократизация общественной жизни. Активизация радикальных сил. Создание Народных фронтов. Экономическая стабилизации 1920-х годов. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг). Модели преодоления кризиса. «Новый курс» Ф.Рузвельта. Кейнсианство. Международные отношения. | Характеризовать особенности экономического развития стран в период Объяснять политические изменения периода Объяснять причины и особенности экономического кризиса 1929-1933 гг.
| Коминтерн, массовое общество, теория «длинных волн» Н.Кондратьева, кейнсианство, конвейер, план Дауэса, «новый курс», Генуэзская конференция, Рапалльский договор, Народный фронт
Д.Кейнс, Ф.Рузвельт |
| Итальянский вариант фашизма. Понятие «фашизм». Италия после Первой мировой войны. Причины прихода фашистов к власти. Б.Муссолини. Создание корпоративного государства. Внешняя политика. | Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии Характеризовать итальянский фашизм | Фашизм, «поход на Рим», корпоративное государство, дуче
Б.Муссолини |
| Германский вариант фашизма. Возникновение НСДАП. А.Гитлер. Кризис Веймарской республики. Приход фашистов к власти. Складывание тоталитарного государства в Германии. Отказ от статей Версальского мира. Внешняя политика. | Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Германии Объяснять причины установления тоталитарной диктатуры в Германии Характеризовать германский фашизм | НСДАП, фюрер, «пивной путч», штурмовик, СС, СА, гестапо, «Ночь длинных ножей», «Хрустальная ночь» О.Гинденбург, А.Гитлер, Рэм, Г.Геринг, Г.Гиммлер, М.Борман, П.Геббельс |
| Испанский вариант фашизма. Испания в период мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.). Революция 1931 г. и свержение монархии. Народный фронт. Гражданская война 1936 – 1939 гг. Диктатура Б.Франко. | Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании Характеризовать позиции стран по отношению к гражданской войне в Испании Характеризовать испанский фашизм | Каудильо, интернациональные бригады, «пятая колонна»
Б.Франко |
| Международные отношения в 1930–е годы. Расстановка политических сил на мировой арене. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Образование двух очагов войны. Попытки создания системы коллективной безопасности. Политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Аншлюс Австрии. | Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы Оценивать позицию стран Запада в развязывании II Мировой войны | Система коллективной безопасности, аншлюс, Мюнхенский сговор, Антикоминтерновский пакт, «умиротворение агрессора» |
| Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Причины, периодизация. Первый период Второй мировой войны (сентябрь 1939-июнь 1941 гг.). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Складывание антигитлеровской коалиции. Второй фронт. Война на Тихом океане. Итоги Второй мировой войны. (Курс истории России). | Объяснять причины II Мировой войны Характеризовать основные события Характеризовать межсоюзнические отношения в годы II Мировой войны |
|
| Западное общество во 2 пол. XX- нач. XXI в. Восстановление и модернизация экономики (1945-1970-егг.). НТР. «Государство благоденствия». Структурный кризис 1970-х гг. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Изменения в партийно-политической системе и государственном устройстве. Массовые движения. | Характеризовать государство благоденствия Объяснять смену экономической парадигмы в 1970-е гг. Называть черты постиндустриального общества Характеризовать специфику политического развития стран в период
| План Маршалла, «Государство благоденствия», «экономическое чудо», ЕЭС, рейганомика, тэтчеризм, IV и V республики, Ольстер, НТР, постиндустриальное общество
Д.Эйзенхауэр, Р.Рейган, Д.Буш-старший, М.Тэтчер, Т.Блэр, Ш. Де Голль, Ф.Миттеран, Ж.Ширак, К.Аденауэр |
| Страны Восточной Европы во 2 пол. XX- нач. XXI в. Создание мировой социалистической системы. Общее и особенное в строительстве социализма в странах Восточной Европы. Политические кризисы. «Бархатные революции» 1990х годов. | Характеризовать социалистический блок 2 пол. XX в. Характеризовать отношения стран Восточной Европы и СССР Причины кризиса социалистического лагеря и его распад | Социалистический лагерь, «Будапештская осень», «Пражская весна», «доктрина Брежнева», «бархатные революции» |
| Страны Азии, Африки, Латинской Америки во 2 пол. XX- нач. XXI в. Деколонизация. Проблема выбора путей развития и модернизации общества. Культурно-цивилизационные особенности развития. | Характеризовать процесс деколонизации Выделять культурно-цивилизационные особенности развития регионов | Развивающиеся страны, «третий мир», деколонизация, культурная революция в КНР Мао Цзэдун, Ден Сяопин, Дж.Неру, И.Ганди, Че Гевара, Ф.Кастро |
| Циклы мировой политики во 2 пол. XX- нач. XXI в. Послевоенное мирное регулирование: Потсдамская конференция, Нюрнбергский процесс, ООН, мирные договоры, раскол Германии. Изменение геополитической ситуации: биполярный мир. «Холодная война»: понятие, причины, создание военно-политических блоков периоды разрядки и роста напряженности, локальные конфликты, гонка вооружений, завершение, итоги. Проблема международного терроризма. | Характеризовать причины, основные этапы «холодной войны» и периодов разрядки | НАТО, ОВД, ФРГ, ГДР, СЭВ, план Маршалла, «холодная война», Фултон, доктрина Г.Трумэна, Берлинская стена, Карибский кризис
Г.Трумэн, Д.Кеннеди, У.Черчилль, Г.Коль, Р.Рейган, М.Горбачев |
| Мир в начале XXI века. |
| Глобализация |
№ | Тема | УУД | Понятия / Личности |
| Российская империя на рубеже ХIХ – ХХ веков. Страна «2-го эшелона капиталистического развития». Промышленный сектор. Реформы С.Витте. Аграрный сектор. Социальная структура. Политический строй Российской империи. Личность Николая II. Общественное движение и возникновение политических партий. Международные отношения и внешняя политика России. Основные направления. Русско-японская война. Завершение оформления Антанты. | Активизировать знания по курсу истории России XIX в. Сравнивать модернизацию России и других стран начала XX в.; выделять особенности модернизации России Давать характеристику Николая II Объяснять причины радикализации общественного движения в России нач.XX в. Характеризовать основные направления внешней политики России нач.XX в. | Многоукладная экономика, картель, синдикат, трест, концерн, «полицейский социализм», РСДРП, социалисты революционеры, Порт-Артур, Ляодунский п/о, Ляоян, Мукден, Цусима, «Варяг»
Николай II, Александра Федоровна, С.Витте, П.Святополк-Мирский, В.Плеве, С.Зубатов, В.Ленин, Ю.Мартов, В.Чернов, Е.Азеф, Б.Савинков, П.Струве, А.Безобразов, С.Макаров, А.Стессель, А.Куропаткин, З.Рожественский, В.Руднев |
| Революция 1905 – 1907 гг. Причины, характер, специфика, периодизация, основные события. Манифест 17 октября 1905 г. Российский парламентаризм. Итоги и значение. | Раскрывать причины и характер революции 1905/07 гг. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России | «Кровавое воскресенье», Всероссийская октябрьская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание, Манифест 17 октября, «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», октябристы, кадеты, черносотенцы, Советы, Государственная Дума
Г.Гапон, Булыгин, А.Гучков, П.Милюков, В.Пуришкевич, А.Дубровин |
| Третьеиюньская монархия. Политическая система. Деятельность III-IV Государственных Дум. Реформы П.Столыпина. Экономическое развитие России в 1908 – 1913 г.г. Рабочее движение в период реакции. | Сравнивать состав и деятельность Государственных Дум нач.XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России нач.XX в. | Третьеиюньский переворот, система «политического маятника», хутор, отруб
П.Столыпин, Г.Распутин |
| Участие России в Первой мировой войне. Международные отношения накануне войны. Цели сторон. Восточный фронт. Первая мировая война и внутриполитическая обстановка в России. | Раскрывать причины участия России в I Мировой войне Раскрывать экономические, политические и социальные последствия войны для российского общества | Тройственный союз, Антанта, Брусиловский прорыв, братание, Николай Николаевич Младший, А.Брусилов |
| Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Просветительская деятельность. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа. | Характеризовать основные стили и течения в культуре России нач.XX в. | Биосфера, ноосфера, догматизм, идеализм, русская идея, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн
|
| Февральская революция. Причины, характер, специфика, ход. Образование Петросовета и Временного комитета Государственной думы. Отречение Николая II. Создание Временного правительства. Двоевластие. Итоги и значение революции. Альтернативы развития страны. | Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917г. Характеризовать мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петросоветом | Прогрессивный блок, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, распутинщина, министерская чехарда Временное правительство, двоевластие
Михаил Александрович, Г.Львов, А.Керенский, П.Милюков, Н.Чхеидзе |
| От Февраля к Октябрю. Мероприятия Временного правительства. Партия большевиков от Февраля к Октябрю. Корниловский мятеж. Провозглашение России республикой. | Высказывать суждения об альтернативах развития России весной-осенью 1917г. Объяснять причины кризисов Временного правительства Составлять характеристику А.Ф.Керенского | «Нота Милюкова», коалиционное правительство, Государственное совещание, Демократическое совещание, Предпарламент, «Апрельские тезисы» Л.Корнилов |
| Октябрь 1917 г. Курс РСДРП(б) на вооруженное восстание. Причины, характер, ход революции. II съезд Советов. Оценка событий октября 1917 г. в историографии.
| Объяснять причины и сущность событий Октября 1917г. Анализировать различные оценки событий Октября 1917г. Составлять характеристику В.Ленина | «Советы постороннего», ВРК, ВРЦ, Смольный, однородное социалистическое правительство, диктатура пролетариата Л.Троцкий, Л.Каменев, Г.Зиновьев, Л.Мартов, В.Антонов-Овсеенко, И.Сталин, А.Луначарский |
| Становление Советского государства. Установление советской власти по стране. Формирование советской государственности. Брестский мир. Социально – экономическая политика большевиков: красногвардейская атака на капитал, политика «военного коммунизма» | Характеризовать причины роспуска и значение роспуска Учредительного собрания Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира | Советская власть, Викжель, ВЧК, Учредительное собрание, Брестский мир, сепаратный мир, «красногвардейская атака на капитал», комбед, «левые коммунисты», Конституция РСФСР 1918 г., продовольственная диктатура, продотряды, продразвестка, «военный коммунизм» Л.Троцкий, С.Каменев, Н.Бухарин, Ф.Дзержинский, П.Краснов |
| Гражданская война и иностранная интервенция. Причины, этапы. «Белое движение»: лидеры, программы, военные действия, итоги. Интервенция: причины, формы, оккупированные территории, итоги. Красная Армия: формирование, руководство, военные действия. Причины поражения «белого движения» и интервенции. Итоги гражданской войны, значение. Политика «военного коммунизма»: идеология и практика.
| Раскрывать причины гражданской войны Характеризовать социальные и политические силы, противостоящие в ходе гражданской войны Давать характеристику белого и красного движения Характеризовать особенности политики «военного коммунизма» | «Белое движение», РККА, РВС, Чехословацкий корпус, Добровольческая армия, Комуч, продразверстка, белый и красный террор М.Алексеев, Л.Корнилов, А.Деникин, П.Врангель, А.Колкак, Н.Юденич, Н.Махно, И.Вацетис, С.Каменев, М.Фрунзе, В.Блюхер, М.Тухачевский, А.Егоров, К.Ворошилов, С.Буденный, Л.Троцкий |
| НЭП. Причины отказа от политики «военного коммунизма» и перехода к НЭПу. Х съезд партии. Основные мероприятия НЭПа. Политическая система. Противоречия и кризисы НЭПа. Причины отказа от НЭПа. | Объяснять причины перехода к НЭПу Сравнивать политику «военного коммунизма» и мероприятия НЭПа Выделять противоречия НЭПа | Антоновщина, «малая гражданская война», НЭП, продналог, червонец, концессия, нэпман, совбур
|
| Образование СССР. Национальная политика большевиков. Образование СССР: причины, ход, значение | Объяснять предпосылки и причины объединения советских республик, варианты объединения | Автономизация, грузинский инцидент, федерация, унитарное государство И.Сталин |
| Политическая борьба в 1920-е гг. Резолюция X съезда РКП(б). «Политическое завещание» В.Ленина. Левый и правый уклоны в партии: общая характеристика. Троцкизм. «Новая оппозиция». «Объединенная оппозиция». Правая оппозиция. И.Сталин. | Раскрывать взгляды левой и правой оппозиции | И.Сталин, Л.Троцкий, Л.Каменев, Г.Зиновьев, Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский |
| Экономическая основа тоталитаризма. Споры в партии. Индустриализация. Коллективизация. Причины, методы, темпы, ход, итоги. Первые пятилетки. | Объяснять причины, характер, итоги индустриализации и коллективизации | Форсированная индустриализация, стахановское движение, социалистическое соревнование, «великий перелом», пятилетка, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание Н.Бухарин |
| Сталинизм - как советский вариант тоталитаризма. Истоки, сущность, периодизация. Политическое развитие страны в 1930-е годы. Изменение социальной структуры. Конституция 1936 г. Тоталитаризм в СССР и Европе: общее и специфика. Советская культура в 1920-1930-е гг. | Раскрывать сталинизм как левый вариант тоталитаризма | Командно-административная система, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, СЛОН, номенклатура, Пролеткульт, РАПП С.Киров, Ягода, Н.Ежов, Л.Берия, В.Блюхер, М.Тухачевский |
| Внешняя политика СССР в 1920 – 1930-е годы. Внешнеполитические концепции СССР. Международные обстановка в 1920-1930-е гг. Выход СССР на международную политическую арену. Внешняя политика СССР в условиях формирования очагов мировой войны. Система «коллективной безопасности». Советско-германский пакт и Секретный дополнительный протокол. Расширение границ СССР в 1930-е гг. | Давать характеристику основных направлений и событий внешней политики СССР Раскрывать роль Коминтерна | Генуэзская конференция, Рапалльский договор, система «коллективной безопасности», Коминтерн, пакт Молотова-Риббентропа
Зиновьев, Чичерин, Литвинов, В.Молотов, Риббентроп |
| СССР накануне войны. Степень готовности к войне. Экономический потенциал. Вооруженные силы. Идеологический фактор. | Давать оценку готовности СССР к началу II Мировой войны |
|
| Великая Отечественная война. Причины, планы сторон, периодизация. Начальный период ВОв. Московская битва. Боевые действия зимой-летом 1942 г. Коренной перелом в ходе ВОв: понятие, причины, итоги. Сталинградская битва. Курско-Орловская дуга. Форсирование Днепра. Советский тыл в годы ВОв. Оккупированные территории СССР. Военные операции 1944 – 1945гг.: окончательное освобождение территории СССР, военные действия Советской Армии в Европе, Берлинская операция. Советско-японская война. Итоги ВОв. Значение и цена Победы. | Объяснять причины, выделять этапы II Мировой и ВОв Характеризовать ВОв как основной этап II Мировой войны Объяснять причины поражения РККА на начальном этапе ВОв Характеризовать важнейшие сражения ВОв Приводить примеры героизма Характеризовать итоги ВОв | ВОв, эвакуация, Московская битва, коренной перелом, Сталинградская битва, Курская дуга, Берлинская операция, эвакуация, репарация, «Барбаросса», Директива №21, «Тайфун», «Цитадель», «Уран», «Ост» |
| Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.) Влияние ВОв на развитие советского общества. Восстановление народного хозяйства. Тоталитарная система в 1945-1953 гг. Международные отношения и внешняя политика СССР: начало «холодной войны», формирование двух военно-политических блоков. Экспорт советской модели в страны Восточной Европы. Смерть И.Сталина. | Объяснять причны сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в с/х в послевоенный период Характеризовать послевоенный сталинизм Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада | Конверсия, ВПК, «дело врачей», космополитизм, ОВД, СЭВ, «железный занавес»
Н.Вознесенский, Н.Вавилов |
| Десятилетие Н.Хрущева Борьба за власть после смерти И.Сталина. Десталинизация.. XX съезд КПСС. Экономическое развитие страны. Реформы системы управления. Обновление духовной жизни общества. Международные отношения и внешняя политика СССР: курс на мирное сосуществование. «Будапештская осень». Карибский кризис. Развитие науки и культуры. | Раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда КПСС Составлять исторический портрет Н.С.Хрущева | Десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, «оттепель», «будапештская осень», карибский кризис Г.Маленков, Н.Хрущев, Л.Берия, С.Королев, И.Курчатов |
| Общество «развитого социализма». Переворот 1964 г. Нарастание консервативных тенденций в жизни страны. Конституция 1977 г. Попытки экономических реформ и их свертывание. Кризисные явления в экономике. Продовольственная программа. Международная обстановка и внешняя политика СССР: установление военно-стратегического паритета. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Пражская весна». Доктрина Брежнева. Война в Афганистане. | Объяснять понятие «неосталинизм» Давать характеристику Конституции 1977 г. Характеризовать экономическую реформу А.Косыгина, причины её провала | «Развитой социализм», хозрасчет, самоокупаемость, диссидент, неосталинизм, геронтократия, военно-стратегический паритет, доктрина Брежнева Л.Брежнев, А.Косыгин |
| Перестройка М.Горбачева. Понятие, причины, периодизация. Экономические и политические реформы. Активизация и демократизация масс. Парад суверенитетов. Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12.06.1990 г.). Август 1991 г. Распад СССР. Международная обстановка и внешняя политика СССР: концепция «нового политического мышления». Распад мировой социалистической системы. Завершение «холодной войны». | Объяснять причины перехода к политике перестройки Характеризовать сущность и значение экономических и политических преобразований | Перестройка, ускорение, гласность, ГКЧП, Беловежское соглашение, СНГ Ю.Андропов, К.Черненко, М.Горбачев, Б.Ельцин |
| Современная Российская Федерация. Экономические реформы 1990-х гг.: переход к рыночной экономике. Политическая борьба 1991/1993 гг. Политический кризис осени 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. РФ в кон.XX – начале XXI века. Международные отношения и внешняя политика РФ: изменение геополитической ситуации. РФ и страны СНГ. | Объяснять трудности перехода к рынку, знать основные положения экономической реформы 1990-х гг. Характеризовать становление новой российской государственности Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в. | Либерализация цен Е.Гайдар, В.Черномырдин, А.Руцкой, Р.Хасбулатов, В.Путин, Д.Медведев |
Организация контроля
Обязательные формы и методы контроля |
|
Внеурочная деятельность |
|
Государственные нормы оценки знаний.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.
Оценка «два» | Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. Комплекс знаний и умений, проверяемый на экзамене, освоен недостаточно. Освоены лишь единичные элементы содержания истории. Нет знания и понимания значительной или основной части программного материала в пределах поставленных вопросов или в наличии только слабо сформированные и неполные знания. Отсутствует умение применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не могут быть исправить даже при помощи учителя. Полностью не усвоил материал. Ответ отсутствует. Письменная работа не выполнена или не сдана.
|
Оценка «три» | Усвоено основное содержание учебного материала, имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Освоена определенная часть элементов содержания и проверяемых умений. В том числе – поиск информации в источнике, хронология событий, факты, понятия. Частично выполнены отдельные задания на соотнесение двух рядов информации, умение группировать факты. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дано неточное, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допущены ошибки при их изложении. Существуют затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Ответ дается неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но нет достаточного понимания отдельных положений, имеющих важное значение в этом тексте.
|
Оценка «четыре» | Показано знание всего изученного программного материала. В усвоении материала присутствуют незначительные ошибки и недочеты, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Допущены незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и учащийся может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Дан правильный ответ на дополнительные вопросы учителя. Нет достаточного навыка работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допущены негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
|
Оценка «пять» | Материал усвоен в полном объеме, показано глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей, изложение логичное, последовательное, четкое, используется специальная терминология, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с ответом. Материал излагается литературным языком, при ответе учащийся не повторяет дословно текст учебника, дается правильный и обстоятельный ответ на дополнительные вопросы учителя. По всем разделам освоен весь комплекс знаний и умений, проверяемых в заданиях базового и повышенного уровня. Умение составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами. Самостоятельное и аргументированное проведение анализа, обобщения, подведение итогов. Умение проводить межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; Самостоятельное и рациональное использование справочные материалы, учебника, дополнительной литературы, первоисточников, СМИ, и других информационных ресурсов. Самостоятельное применение полученных знаний в решении проблем на творческом уровне. Допускается не более одного недочета, который легко исправляется по требованию учителя.
|
Оценивание тестов
Оценка "5" - 100 -90%
Оценка "4" - 89- 70%
Оценка "3" - 69-45%
Оценка "2" - 44-0%
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо учитывать:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни и личного опыта) не в контексте задания. Работа не выполнена, работа не сдана.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для учащихся
Обязательные
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXI в. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012
Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Дополнительные
Альдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. М., 1996
Государственные деятели России XIX — начала XX в. Биографический справочник / сост. И. И. Линьков [и др.]. — М., 1995.
Великая Октябрьская социалистическая революция/ Под ред. Г.Н.Голикова, М.И.Кузнецова. М., 1977
Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. / Под ред. О.А.Ржешевского. М., 1990
Всемирная история: Энциклопедический словарь. М., 2000
Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – Любое издание
Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия./ Гл. ред. С.С.Хромов. М., 1983
Данцев А.А. Правители России: XX век. Ростов-на-Дону, 2000
История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX в. М., 1991
История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. М., 1994
История политических партий России./ Под ред. А.И.Зевелева. М., 1994
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. Керова В.В. – Любое издание
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Мельников Д., Черная Л. Преступник №1. Нацистский режим и его фюрер. 3-е изд. М., 1991
Мельников Д., Черная Л. Империя смерти. М., 1989
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. Учебное пособие для вузов. М., 1999
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. Учебное пособие для вузов. М., 1999
Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учебник для вузов. М., 1998
Эйдельман Н.Я.» Революция сверху» в России. — Любое издание
Подготовка к ОГЭ
ОГЭ-2017. История. Тренировочные задания. 9 класс. – Эксмо-Пресс – Пономарев М.В., Клоков В.А.
История Сборник заданий ГИА 9 класс - Эксмо - Клоков В.А.– 2017
История Тестовые задания ГИА 9 класс - Эксмо - Клоков В.А.- ГИА 2017
Типовые тестовые задания История 9 класс - Экзамен – Гевуркова Е.А.
ОГЭ 2017 Экзамен в новой форме История России 9 класс - АСТ – Гевуркова Е.А.
ОГЭ. История Контрольные тренировочные материалы - Просвещение - Баранов П.А.– Шевченко С.В.
История России 9 класс Подготовка к ГИА - Легион - Саяпин - Шамрай Ю.В.- Пазин Н.В.– 2017
История России 9 класс Тематические тесты - Легион - Веряскина О.Г.– 2017
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало
История. ОГЭ-2017. 9 класс. Тематический тренинг. Все типы заданий. О.Г.Веряскина. Изд. «Легион» XXI века. 9 класс.
Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.» - Экзамен – Пономарев М.В.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. История/ ФИПИ авторы-составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А. – М.: Эксмо, 2017.
ОГЭ-2017. Экзамен в новой форме. История. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А.- М.: Астрель, 2016.
Для учителя
Аксюта Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: Новации и догмы. М., 1992
Белое движение: начало и конец. Р.Гуль Ледяной поход; А.Деникин Поход на Москву. М., 1990
Боффа Д. История Советского Союза. В 3 т. М., 1994-1996
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. В 3 кн. М., 1991-1995
Березовая Л. Г. Практикум по истории русской культуры X—XX вв. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — М., 2002.
Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991
Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М., 1991
Васецкий Н.А. Ликвидация. Сталин, Троцкий, Зиновьев: фрагменты политических судеб. М., 1989
Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история. М., 1984
Волкогонов Д. Семь вождей. М., 1995
Гренвилл Дж. История XX века: Люди, события, факты. М., 1999
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2001 и более поздние издания
Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество. М., 2000
Иоффе Г.З. Белое дело. М., 1989
Иоффе Г.З. Семнадцатый год. М., 1995
История России XX век. / Боханов А.Н., Зырянов П.Н., Дмитренко В.П. и др. (Институт Российской истории РАН). М., 1996 и более поздние издания
История России. Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ. В 3 ч. – Любое издание
Кириллов В. В. Курс истории России XVI—XX вв. / В. В. Кириллов. — М., 1998.
Карр Э. История Советской России. М., 1990
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Лидделл Гарт Б. Вторая Мировая война. М., 1999
Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988
Медведев Р. Они окружали Сталина. М., 1990
Медведев Р.Н. Хрущев. М., 1990
Мельгунов С.П. Красный террор в России. М., 1990
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. — М., 1992.
Монархи Европы: судьбы династий. / Ред.- сост. Н.В.Попов. М., 1996
Наше Отечество: Опыт политической истории. В 2 т. – М.: ТЕРРА, 1991
Октябрь 1917 г. / Под ред. П.В.Волобуева. М., 1991
Орлова Н.В. Политические партии России: страницы истории. М., 1994
Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России 1648—2005 / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко, Н. С. Елманова. — М., 2006.
Путч. Хроника тревожных дней. М., 1991
Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. / Общ. ред. и послесл. Г.З.Иоффе. М., 1989
Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1991-2001. М., 2001
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. Учебное пособие для вузов. М., 1999
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. Учебное пособие для вузов. М., 1999
Такер Р. Сталин. М., 1990
Тибо П. Эпоха диктатур. М., 1998
Файнбург З.И. Не сотвори себе кумира: социализм и культ личности (очерки теории). М., 1991
Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учебник для вузов. М., 1998
Ферро М. Николай II. М., 1991
Черная Л. Коричневые диктаторы. М., 1989
Умов В. И. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ / В. И. Умов, В. В. Лапкин // Полис. — 1992. — № 4.
Цена Победы. / Сб. статей. М., 1999
Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2 т. М., 1991
Шульгин В.С., Кошан Л.В., Зезина М.Р. История русской культуры IX-XX вв. Учебное пособие. – Любое издание
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – Любое издание
Энциклопедия Третьего рейха. / Сост. С.Воропаев. М., 1996
Интернет-ресурсы
«History Net/Интернет для историков» http://edu.tsu.ru/historynet/index.htm
«Я помню» http://iremember.ru/
Historic.Ru http://historic.ru/
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru/
Великая империя http://imperiya.net/
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
Всемирный исторический проект
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/1812/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/
История нашей страны http://istrorijarossii.narod.ru/
Картинная галерея Александра Петрова http://petrov-gallery.ru/
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/
Мир словарей: http://mirslovarei.com/
Победа. 1941-1945 http://victory.rusarchives.ru/
Подборка исторических ресурсов на сервере издательства «Клио-Софт» http://www.history.ru/
Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/
Проект «Хронос» http://www.hrono.info/
Российская империя в фотографиях http://all-photo.ru/empire/
Российская империя в фотографиях http://all-photo.ru/empire/
Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/
Солдат.ru http://www.soldat.ru/
Старые газеты http://www.oldgazette.ru/
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Электронная версия журнала «Родина» http://www.istrodina.com/
Электронный вариант журнала «Новая и новейшая история» http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST.HTM
Электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
Электронные пособия
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Военная энциклопедия. ИДДК
Всеобщая история. Новое время
Династия Романовых. Историческая энциклопедия. «Интерактивный мир»
Дипломатический словарь. Библиотека словарей.
Егер О. Всемирная история. ИДДК.
История России. Монографии. «Direct-МЕДИА»
История Отечества. 882-1801. Современный гуманитарный университет
История Отечества. 1801-1917. Современный гуманитарный университет
Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц. Библиотека словарей
Историческая энциклопедия. «Direct-МЕДИА»
История русской революции. Монографии. ИДДК
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Аудиоучебник
Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир»