РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 04 История
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования «Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 г № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования для студентов ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), квалификация- бухгалтер»
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО "Бодайбинский горный техникум"
Разработчики:
Гнатюк М.В., преподаватель ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Рекомендовано методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол № ____ от «____»__________ 20__ г.
номер
Председатель ПЦК
___________________ Гнатюк В.Г
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 17 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования «Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 г № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования для студентов ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), квалификация- бухгалтер»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
работа над материалом учебника, составление конспектов | 10 |
написание рефератов | 10 |
выполнение индивидуальных заданий | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Россия и мир в конце 20- начале 21 века |
Тема 1.1 Введение | 1-2 | Новейшая история, периодизация, характеристики периода. политическая карта мира 20 века. Россия на карте мира | 2 | Изучение новых знаний | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, заполнение схемы «Новейшая история» | 2 |
Тема 1.2. Перестройка в СССР и распад Советского лагеря | 3-4 5-6 7-8 | Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в право-вой и государственной системе. Советская культура в годы перестройки. Новые ориентиры. Литература. Наука. Роль СМИ. «Новое мышление». СССР в системе международных отношений в 80 – 90-е го-ды ХХ века. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Ев-ропой. Бархатные революции. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. | 6 | Изучение нового материала | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение таблицы «Перестройка», обсуждение ви-деоматериалов, подготовка сообщений на темы, предложенные преподавателем. | 2 |
Самостоятельная работа | 9-10 | Анализ исторических документов социально- экономического и политического содержания времени перестройки | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 3 |
Тема 1.3. Распад СССР | 11-12 | Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъектив-ные факторы, последствия. | 2 | Обобщение и систематизация материала | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по Новейшей истории и контурной картой, заполнение таблицы «Распад СССР», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем | 2 |
Самостоятельная работа № 2 | 13-14 | Анализ исторических документов социально- экономического и политического содержания времени перестройки | 2 | Закрепление знаний | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 3 |
Тема 1.4 Особенности развития стран Азии в конце 20-начале 21 века | 15-16 | Политическая карта мира и место на ней стран азиатского региона. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их ре-шения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические свя-зи. Отношения с Россией. Характеристика особенностей развития стран Азии в конце XX – начале XXIвв | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в тетради | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | 2, 3 |
Тема 1.5. Африка в конце 20- в начале 21 века | 17-18 | Политическая карта мира и место на ней стран Африки. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Инте-грационные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. Составление исторической справки о развитии Африки в конце XX – начале XXIвв. | 2 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | 2,3 |
Тема 1.6. Страны Латинской Америки в конце 20- в начале 21 века | 19-20 | Политическая карта мира и место на ней стран Латинской Америки. Экономи-ка, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. Анализ развития стран Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв. | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | 2, 3 |
Тема 1.7. США на рубеже тысячелетий | 21-22 | Политическая карта мира и место на ней США. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграци-онные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Взаимоотношения с Россией. «США на рубеже тысячелетий: характеристика социально-экономического и политического развития, международного положения». | 2 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | 2,3 |
Тема1.8. Европа в конце 20- в начале 21 века | 23-24 25-26 | 1.Политическая карта мира и место на ней стран Западной и Северной Европы. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи. Интеграционные процессы, их цель и формы. Отношения с Россией. 2.Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы. Экономика, социальная жизнь, политической устройство. Проблемы региона и пути их ре-шения. Внешнеполитические связи. Интеграционные процессы, их цель и формы. Отношения с Россией. | 4 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | 2 |
Самостоятельная работа № 3 | 27-28 | «Европа в конце XX – начале XXIвв.: анализ путей развития». | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 3 |
Тема 1. 9. Интеграционные процессы конца 20- начала 21 века | 29-30 | Политическая и экономическая интеграция в 2000-е годы. ВТО, СНГ, ЕС и др. Цель, назначение, участники. Роль и положение ООН. Место в них Российской Федерации. Анализ интеграционных процессов конца XX – начала XXIвв | 2 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, составление исторической справки. | 2, 3 |
Тема 1. 10. Россия в 1991-1999 г. г. | 31-32 | Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Прин-ципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальная и политическая стабиль-ность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыноч-ным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причи-ны и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. «Россия в 1991-1999гг.: варианты и направления развития». | 2 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений по те-мам, предложенным преподавателем, заполнение таблицы «Россия 90-хх. гг.». | 2,3 |
Тема 1. 11. Российская Федерация в 2000-е годы | 33-34 | Направления экономического и политического развития. Социальные процессы и реформы 2000-х годов. Органы государственной власти. Президентские выборы. Современные правовые и законодательные изменения. Отношения федерация – субъекты. Отношения России со странами мира. Состояние духовной жизни. Раз-витие культуры и науки. | 2 | Урок систематизации и обобщения | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений на темы предложенные преподавателем, подготовка исследовательской работы по темам, предложенным преподавателем. | 2 |
Самостоятельная работа № 5 | 35-36 | Работа со статистическими данными об особенностях социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-е годы. | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 3 |
Тема 1. 12. Локальные и региональные конфликты современности | 37-38 39-40 | Причины, участники, хронология, локализация современных локальных, нацио-нальных, региональных, межгосударственных конфликтов. Пути преодоления современных конфликтов. Отношение стран мира к конфликтам. Роль междуна-родных организаций. Конфликты в Российской Федерации. Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Рос-сийской Федерации. Причины и участники. Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления. | 2 | Комбинированный урок | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по Новейшей истории и контурной картой, обсуждение видеоматериалов, работа с документами. | 2 |
Самостоятельная работа № 6 | 41-42 | Анализ локальных, национальных, региональных, межгосударственных кон-фликтов современности. | 2 | Практикум | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 3 |
Тема 1. 13. Научно- технический прогресс | 43-44 | Направления НТР на современном этапе развития. Развитие информационных технологий, науки и техники, медицины, биологических наук, роботостроение и приборостроение, освоение космоса. Наука и научные разработки Российской Федерации. Контрольная работа | 2 | Семинар | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, заполнение таблицы «Научно-технический прогресс», обсуждение видеоматериалов. | 2, 3 |
Тема 1. 14. Мир в 21 веке. Международные отношения в современном мире | 45-46 | Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы, расстановка сил в мире. «Мир в ХХI веке: характеристика развития регионов». | 2 | Урок закрепления и обобщения знаний | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, работа атласом по истории но-вейшего времени, выполнение сообщений по темам, предложенным преподавате-лем. | 2 |
Тема 1. 15. Место Российской Федерации в современном мире | 47-48 | Российская Федерация на современном этапе развития: место России в мировой экономике, политике, международных отношениях. Россия и международные организации и объединения. Направления современной внутренней и внешней политики. | 2 | Контроль | Устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Изучение основной и дополнительной литературы, заполнение схемы «Направле-ния современного развития Российской Федерации», просмотр и обсуждение ви-деоматериалов. | 2,3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 24 | Примерную тематику рефератов см. ниже | | | | | |
примерная тематика вопросов к зачету Русско-японская война 1904—1905 гг.
Революция 1905—1907 гг. в России.
Политические партии в России начала ХХ в.
Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.
Версальско-вашингтонская система мирового устройства.
Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
Политические партии в Февральской революции 1917 г.
В.И.Ленин: человек и политик.
Двоевластие в России 1917 г.
Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.
Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.
Гражданская война в России: ход и последствия.
«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
Нэп: причины, содержание, результаты.
Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.
Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.
Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.
ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.
Советско-финляндская война: причины, ход, значение.
Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
Битва под Москвой 1941—1942 гг.
Сталинградское сражение 1942—1943 гг.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.
Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.
Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
«Холодная война»: причины и основные вехи.
Корейская война: ход и результаты.
СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
Советская культура в эпоху «оттепели».
ХХ съезд КПСС и его значение.
Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.
«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.
3.условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, презентации, карты, атласы, контурные карты, электронные учебные пособия;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 обучающихся) ;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «История».
Технические средства обучения:
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Мастерст-во, 2010.
2. Алексашкина Л. Н. Россия и мир в ХХ – ХХI вв. – М.: Просвещение, 2009. 3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М.: Знание, 2006. 4. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2010. 5. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. 6. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
Дополнительные источники:
1. Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы. М., 2009.
2. Ионов И.Н. История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг. – М.: Наука, 2007.
3. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руко-водители 1923-1991. историко-биографические справочники. – М.: Наука, 2009.
4. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: энциклопедия биографий. М.: «Издатель-ство Астрель», 2006.
5. Зенькович Н.А. Самые открытые люди: энциклопедия биографий. М. : «Изда-тельство Астрель», 2006.
6. Мир в XX веке/Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука, 2010.
7. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородой и др. - М.: РГГУ, 2009.
8. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2006.
9. Хрестоматия по отечественной истории 1914-1945 г.г. - М. : Наука, 2006.
10. Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995 г.г. - М.: Наука, 2006.
11. Хрестоматия по истории государства и права России, М. 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://festival.1september.ru
2. http://lesson-history.narod.ru
3. http://www.history.lact.ru/metodicheskie-razrabotki-po-istorii-i-obschestvoznaniyu/95933
4. http://www.rusedu.ru
5. http://www.ipkps.bsu.edu.ru
6. http://istorik.org
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических работ, написании рефератов, сообщений.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем; | Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальное домашнее задание). Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
знать: | |
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Оценка устного и письменного опроса. Оценка результатов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
6