СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории древнего мира. ФГОС. 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история. 5-9 класс», издательство «Просвещение» 2011 г, в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта и учебника: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. –М.: Просвещение, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории древнего мира. ФГОС. 5 класс»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бегишевская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области



"Рассмотрено"

На педагогическом совете

Протокол №__ от

"___" _________ 20__ г

"Согласовано"

Зам. директора по УВР

______С.В.Симонова

"___" _________ 20__ г

"Утверждено"

Директор школы

_______ Г.Ж.Халиуллина

"___" _________ 20__ г




Рабочая программа

по учебному курсу

«История древнего мира»

5 класс


Юнусова Розалия Миллинуровна

Фамилия Имя Отчество учителя,

____ квалификационная категория








Бегишево

2016 год


Пояснительная записка


Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода.


Общая характеристика учебного предмета


Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история. 5-9 класс», издательство «Просвещение» 2011 г, в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта и учебника: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. –М.: Просвещение, 2012.

Цели курса:

1.    формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2.    развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

3.    приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

1.    формирование исторического мышления учащихся;

2.    развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

3.    формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

4.    формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

5.    формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

6.    формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

7.    формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

Программа «История Древнего Мира» реализуется с помощью следующих методов и форм работы:

- тематический принцип планирования учебного материала;

- единство воспитания и образования;

- личностно-ориентированный подход к учащимся;

- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями (творческий практикум: сообщения, доклады, коллективный анализ драматического материала и выполненной работы и т.д.);

- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

- внеурочная деятельность;

- творческая практика (создание драматического материала праздника и воплощение его на практике);

- игровые технологии;

-творческий проект (групповой и индивидуальный).

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся, получают представление об истории как научной дисциплине, впервые узнают о далеком прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, присваивают УУД в соответствии с ФГОС.

Курс истории 5-го класса – важное звено исторического образования и развития школьников. Он складывается из следующих содержательных компонентов: Первобытное общество, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим.

Раздел «Первобытное общество» призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.

Раздел «Древний Восток» нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождении неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.

Раздел «Древняя Греция» позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).

Раздел «Древний Рим» призван способствовать приобретению знаний об природных условиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.



Описание места учебного предмета



Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обяза­тельного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов: в 5 классе рассчитан на 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).



Требования к результатам обучения и освоению содержания курса



Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

  • ответственного отношения к учению, заинтересованность в приобретении и расширении исторических знаний и способов действий,

  •  понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  •  осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  •  формирования у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  •  складывания представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  •  освоения гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека.

  • коммуникативной компетентности в общении, в творческой деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • представления об изучаемых исторических понятиях и методах как важнейших средствах моделирования реальных процессов и явлений;

  • логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, и др.).

В метапредметных результатах сформированность:

  • способности самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

  • умения планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • владения приёмами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе указанных оснований и критериев, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;

  • умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • умения использовать приобретённые знания и действия в практической деятельности и повседневной жизни.

В предметных результатах сформированность:

  • умений работать историческим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя историческую терминологию и символику, использовать различные языки (словесный, графический, табличный), доказывать исторические утверждения;

  • освоения первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  •  владения базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  •  умений правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  •  владения навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  •  первоначальных умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  •  расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  •  составления, описания важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

  •  понимания вклада древних народов в мировую культуру.



Содержание тем учебного предмета



Что изучает история (1ч.). Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей (7ч.).

Первобытные собиратели и охотники (3ч.).

Понятие «первобытные люди». Современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч.).

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток (20ч.).

Древний Египет (8ч.).

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности (7ч.).

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров: Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги: Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен¬ных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности (4ч.).

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция (21ч.).

Древнейшая Греция (5ч.).

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч.).

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч.).

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч.).

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1ч.).

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (18ч.).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.).

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3ч.).

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме (4ч.).

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Могущество Римской империи (5ч.).

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2ч.).

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.


Темы проектов:

  1. Древнегреческие мифы о Трое и Троянской войне.

  2. Древнеегипетский костюм.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Результаты обучения

Виды учебной деятельности

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1.

Что изучает исто-рия.

1

Научиться овла-девать целостным представлением о предмете «Исто-рия»; изучать и систематизировать информацию раз-личных истори-ческих источни-ков; формулиро-вать собственные гипотезы по дис-куссионным воп-росам истории

Познавательные: рас-крывать значение тер-минов история, век, ис-торический источник.

Коммуникативные: участвовать в обсужде-нии вопроса о том, для чего нужно знать исто-рию.

Регулятивные: самос-тоятельно анализиро-вать условия достиже-ния цели на основе уче-та выделенных учите-лем ориентиров дейст-вия в новом учебном ма-териале.

Формирование стартовой мотива-ции к изучению нового

Беседа

Творческая иссле-довательская рабо-та «Если бы я был археологом»




Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

2.

Древнейшие люди.

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: ком-ментировать и формули-ровать поня­тия: перво-бытные люди, орудие труда, соби­рательство.

Коммуникативные: устно описывать первые орудия труда. Сравни-вать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного че-ловека, его приспо­соб-ление к природе.

Регулятивные: показы-вать на карте места рас-селения древнейших людей.

Изображать в ри-сунке собственное представление о первобытном че-ловеке и его об-разе жизни

Беседа

Работа с термина-ми

Книга для чтения «По следам перво-бытного человека» (с.4-15)



3.

Родовая община охотников и собира-телей.

1

Научиться рабо-тать с картой

Познавательные: ис-следовать на историчес-кой карте и в муль-тимедиа ресурсах гео-графию расселе­ния пер-вобытных людей.

Коммуникативные: называть и оха­рактери-зовать новые изобрете-ния человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Регулятивные: разра-батывать сценарии охо-ты на крупного зверя. Выделять признаки ро-довой общины.

Знание о своей эт-нической принад-лежности, уваже-ние к ценностям семьи, любовь к природе.

Проведение опроса

Работа с картой

Творческое задание

«Один день из жиз-ни родовой общи-ны»



4.

Возникновение искус-ства и религиозных верований.

1

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

Познавательные: объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Коммуникативные: рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Рабо-тать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Регулятивные: охарак-теризовать первобытные верования людей.

Освоение общемирового культурного наследия.

Беседа по проблем-ным вопросам

Работа с текстом учебника и истори-ческими источни-ками



Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа).

5.

Возникновение зем-леделия и скотовод-ства.

1

Научиться овладе-вать целостным представлением об историческом пути народов

Познавательные: ис-следовать географию ра-йонов пер­вичного зем-леделия на историчес-кой карте. Схематичес-ки изобразить и про-комментировать управ-ление родовой общиной и племенем.

Коммуникативные: рассказать о переходе от собирательства к мо-тыжному земледелию. Выделить и проком-ментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ре-мёсла.

Регулятивные: охарак-теризовать изменения в социально-хозяйствен-ной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозна-чить последствия появ-ления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарак-теризовать ре­лигиозные верования древнего человека

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в сис-теме моральных норм и ценностей

Обсуждение задач

Решение творчес-ких задач

Работа с истори-ческими источни-ками



6.

Появление неравенс-тва и знати

1

Научиться овла-девать целостным представлением об историческом пути народов

Познавательные: рас-крывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, метал-лургия, плужное земле-делие, соседская общи-на, вождь, соплемен-ники, дружина, знать, го­рода, святилища, го-сударства. Характеризо-вать изменения отноше-ний в общине с выделе-нием в ней знати.

Коммуникативные: выделять и сравнивать признаки родовой и со-седской общин.

Регулятивные: нахо-дить на карте районы, где предположительно появилась металлургия

Ориентация в осо-бенностях соци-альных отноше-ний и взаимодей-ствий, установле-ние взаимосвязи между обществен-ными и полити-ческими событи-ями.

Самостоятельная работа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




Глава 3. Счёт лет в истории (1 час)

7.

Измерение времени по годам.

1

Научиться читать ленту времени

Познавательные: осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Коммуникативные: понимать относитель-ность мнений и подхо-дов к решению пробле-мы.

Регулятивные: уметь определять историчес-кое время по ленте вре-мени.

Решать историчес-кие задачи и проб-лем­ные ситуации на счёт времени

Решение творчес-ких задач

Обсуждение мето-дики выполнения заданий

Изготовление мо-дели «Лента вре-мени».



8.

Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» 1 час

Раздел II. Древний Восток (20 часов)

Глава 4. Древний Египет (8 часа)

9.

Государство на бе-регах Нила

1

Научиться овла-девать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта

Познавательные: рас-крывать значение поня-тий и терминов: госу-дарство, папирус, дель-та, оазис, ил, рельеф, фараон.

Коммуникативные: ха-рактеризовать местопо-ложение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

Регулятивные: уста-навливать причинно-следственные связи при-роды и занятий древних египтян.

Самостоятельно подготовить тема-ти­ческое сообще-ние к уроку по выбору

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




10.

Как жили земледель-цы и ремесленники.

1

Научиться созда-вать яркие образы земледельцев и ре-месленников Древнего Египта

Познавательные: ком-ментировать понятия: вельможи, писцы, на-логи, шадуф, и само-стоятельно формулиро-вать их.

Коммуникативные: на-ходить и группировать информацию по данной теме из текстов учеб-ника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной лите-ратуры, электронных из-даний.

Регулятивные: оцени-вать достижения куль-туры.

Экологическое сознание

Работа с текстом учебника, картой и историческими ис-точниками

Работа с иллюстр-ацями



11.

Жизнь египетского вельможи.

1

Научиться созда-вать яркие образы вельможи

Познавательные выде-лять главное в части па­раграфа, во всём параг-рафе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока

Коммуникативные учиться работать в ма-лой группе над об­щим заданием.

Регулятивные харак-теризовать особенности власти фараонов и по-рядок управления стра-ной.

Ориентация в осо-бенностях и цен-ностей и их иерар-хизации. отноше-ний и взаимодей-ствий, в системе моральных норм

Беседа по проблем-ным вопросам

Работа с истори-ческими источни-ками



12.

Военные походы фа-раонов

1

Научиться читать историческую кар-ту

Познавательные пока-зывать на карте тер-риторию и центры древ-неегипетского государ-ства и территории по-ходов фараонов

Коммуникативные ра-ботать с картой в ма-лых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием истори-ческого персо­нажа в ин-сценировке.

Регулятивные анали-зировать завоевание египтян и давать им со-ответствующую оценку.

Подготовить со-обще­ние о воен-ных походах Тут-моса III.

Самостоятельное изучение

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




13.

Религия древних егип-тян.

1

Научиться объяс-нять и раскрывать символическое значение религи-озных образов египтян

Познавательные объ-яснять, в чем заключа-лась роль религии, жре-цов в древнеегипетском обществе.

Коммуникативные ус-танавливать связи меж-ду пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Регулятивные характе-ризовать религию древ-них егип­тян.

Творчески разра-батывать сюжеты для инсценирова-ния на уроке по теме параграфа

Беседа

Работа с термина-ми, текстом учеб-ника



14.

Искусство древних египтян

1

Научиться описы-вать предметы ма-териальной куль-туры и произве-дения древнего искусства

Познавательные под-готовить презентации в Power Point по самос-тоятельно выбранной теме (совместно с роди-телями).

Коммуникативные ис-кать в сети Интернет ин-формацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фара-онов.

Регулятивные описы-вать предметы матери-альной культуры и про-изведения древнеегипет-ского искусства, выска-зывать суждения об их художественных досто-инствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Освоение обще-культурного нас-ледия древних египтян

Беседа

Работа с истори-ческими источни-ками



15.

Письменность и зна-ния древних египтян.

1

Научиться описы-вать памятники истории и куль-туры древних египтян

Познавательные харак-теризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам

Коммуникативные осуществлять поиск ин-формации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

Регулятивные осущес-твлять познавательную рефлексию.

Составлять ко-роткое сообщение о древне­египетс-ких иероглифах

Индивидуальные творческие задания




16.

Повторение по теме «Древний Египет»

1


Познавательные: сос-тавлять шарады, кросс-ворды и вы­полнять к ним задания (индивиду-ально и в сотрудни-честве с соседом по пар-те

Коммуникативные: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Регулятивные: анали-зировать достижения в земледелии.

Понимание куль-турного многооб-разия мира, ува-жение к культуре других народов

Самостоятельная работа

Исторический дик-тант



Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17.

Древнее Двуречье

1

Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные

Познавательные: про-комментиро­вать пись-менность Двуречья и вы-делить её особен-ные признаки.

Коммуникативные: ис-пользовать электронное издание с целью вирту-ального путешествия по музею.

Регулятивные: харак-теризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Экологическое сознание, призна-ние высокой цен-ности жизни во всех проявлениях жизни

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книга для чтения «Гильгамеш и Эн-киду»



18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его за-коны

1

Научиться давать образную характе-ристику Хаммура-пи

Познавательные: вы-делять основные поня-тия параграфа, раскры-вающие его суть. Ха-рактеризовать свод за-конов Хаммурапи.

Коммуникативные: ра-бота в группах по изу-чению законов вавилон-ского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснени-ем их

Регулятивные: объяс-нять почему законы Хаммурапи были объяв-лены как законы богов.

значения.

Ориентация в сис-теме моральных норм и ценностей и их иерархиза-ции.

Уважение к лич-ности и ее дос-тоинствам, добро-желательное отно-шение к окружа-ющим

Беседа

Работа с истори-ческими источни-ками

Хрестоматия «Пе-редняя Азия в древности». (с.57-83).



19.

Финикийские море-плаватели

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: рас-сказывать с помощью карты о место­положе-нии Финикии и занятиях её жителей

Коммуникативные: подготавливать корот-кое сообщение о до­сти-жениях финикийских ремесленников.

Регулятивные: исполь-зовать историческую карту, опреде­лять при-чины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Формировать ува-жение к истории других народов, культурным и ис-торическим па-мятникам

Творческое задание



20.

Библейские сказания

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные объ-яснять значение приня-тие единобожия древне-еврейскими племенами Коммуникативные проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Регулятивные изучать по карте и тексту учеб-ника территорию рассе-ления древнееврейских племен

Формировать ува-жение к истории других народов, культурным и ис-торическим па-мятникам

Работа с текстом учебника

Работа с истори-ческими источни-ками



21.

Древнееврейское цар-ство

1

Научиться расска-зывать о важней-ших событиях древнееврейского царства

Познавательные: уметь обобщать инфор-мацию и делать выводы о том, каким представ-ляли своего царя иудеи Коммуникативные: выделять в дополни-тельном тексте к пара-графу главное и второс-тепенное (работа в груп-пах)

Регулятивные: дать оценку поступков Дави-ду и Самсону

Формировать ува-жение к истории других народов, культурным и ис-торическим па-мятникам.

Беседа

Работа с термина-ми

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




22.

Ассирийская держава

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: опре-делять причины падения Ассирийской державы

Коммуникативные: ра-ботать в малых группах по дифференцирован-ным заданиям на пони-мание и осмысление но-вого материала

Регулятивные: уметь самостоятельно нахо-дить аргументы к кры-латой фразе «Рукописи не горят»

Формировать от-рицательное отно-шение к любому проявлению гру-бости, жестокос-ти, насилия.


Беседа по проблем-ным вопросам

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




23.

Персидская держава «царя царей».

1

Научиться сопос-тавлять древние государства по различным крите-риям, выделять сходства и раз-личия

Познавательные: ус-тановить причины воз-никновения Персидской державы Коммуникативные: систематизировать уч-ебную информацию о достижениях персидс-ких царей.

Регулятивные: рабо-тать с исторической кар-той и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Составить свое личное отношение к изучаемым со-бытиям, рассказы-вать кратко леген-ды о персидских царях

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Работа с термина-ми



Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа)

24.

Природа и люди Древней Индии

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: вы-делять ключевые поня-тия, характеризующие индийскую историю и культуру Коммуникативные: выяснить, каких живот-ных почитали индийцы и почему (работа в груп-пах)

Регулятивные: показы-вать на карте основные географические объекты Древней Индии

Формировать ува-жение к истории Индии культур-ным и историчес-ким памятникам индийского наро-да

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




25.

Индийские касты

1

Научиться овла-девать целостным представлением об историческом пути развития буддизма

Познавательные: дока-зывать, что брахманы – хранители знаний, срав-нивать основные поло-жения брахманизма и буддизма Коммуникативные: подготовить сообщение о жизни Будды

Регулятивные: дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Формировать ува-жение к истории Индии культур-ным и историчес-ким памятникам индийского наро-да

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: опре-делять и формировать особенности китайской религии Коммуникативные: вести поиск по карте и комментировать место-положение Китая

Регулятивные: рабо-тать по специально раз-работанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Формировать ува-жение к истории Китая культурным и историческим памятникам ки-тайского народа

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




27.

Первый властелин единого Китая.

1

Научиться овладе-вать целостным представлением об историческом пути развития ки-тайского народа

Познавательные: рас-сказывать об отноше-ниях Китая с соседями, объяснять причины воз-ведения Великой Китай-ской стены

Коммуникативные: составлять кроссворды по тематике урока

Регулятивные: дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Формировать ува-жение к истории Китая культурным и историческим памятникам ки-тайского народа

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами





28.

Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» 1 час

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29.

Греки и критяне

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: назы-вать_отличительные признаки_критской культуры Коммуникативные: рассказывать миф о Де-дале и Икаре и выявлять его нравственный конт-екст (работа в группах)

Регулятивные: рабо-тать с картой, заданиями рабочей тетради

Формировать ува-жение к истории древней Греции культурным и ис-торическим памя-тникам греческо-го народа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книги для чтения «Древнейшая Гре-ция», «В царстве Миноса»



30.

Микены и Троя.

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: вы-делять различия между микенской и критской культурой Коммуникативные: ра-ботать в малых группах по дифференцирован-ным заданиям, на ленте времени обозначать раз-ные события и даты

Регулятивные: показы-вать по карте местопо-ложение Микен

Определить вклад микенской культу-ры в развитие гре-ческой цивилиза-ции

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Рассказ по рисунку

Книги для чтения «Великая катаст-рофа», «Гений без биографии».



31.

Поэма Гомера «Или-ада».

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: рас-крывать кратко суть по-эмы Гомера

Коммуникативные: принимать участие в ро-левой игре.

Регулятивные: харак-теризовать образы ос-новных героев «Илиа-ды»

Развивать интерес к истории Древ-него мира, к па-мятникам антич-ной литературы, греческой цивили-зации

Работа с текстом учебника

Работа с докумен-тами



32.

Поэма Гомера «Одис-сея».

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: чи-тать текст, выделяя ос-новные понятия, опре-деления и события

Коммуникативные: в группах соотносить с картой путь Одиссея до-мой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Регулятивные: после-довательно рассказыв-ать о всех приключе-ниях Одиссея и соста-вить план его путешес-твия

Воспитывать ува-жительное и бе-режное отноше-ние ко всей антич-ной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея

Создание иллюс-траций к поэме

Книга для чтения «Троянский конь»



33.

Религия древних гре-ков

1

Научиться выяв-лять причинно-следственные свя-зи между услови-ями жизни и заня-тиями греков

Познавательные: объ-яснять связь с явле-ниями природы и гре-ческими богами

Коммуникативные: выполнять задания по технике диалога: «ле-сенка», «микрофон», «вертушка»

Регулятивные: давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Дать оценку вли-яния греческой мифологии на культуру антич-ного мира, средне-вековья, нового и новейшего време-ни.

Работа с картой и историческими ис-точниками

Написание текста доклада




Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов).

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и сво-боду

1

Научиться форми-ровать целостное представление об историческом раз-витии греков

Познавательные вы-делять признаки гречес-кого полиса, характе-ризовать греческий де-мос, общество в целом

Коммуникативные пе-речислять преимущест-ва греческого алфавита по сравнению с фини-кийским (работа в груп-пах)

Регулятивные дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нор-мальную жизнь

Сформировать личностное отно-шение учащихся к событиям, проис-ходящим в Древ-ней Греции

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Работа с терми-нами и понятиями




35.

Зарождение демо-кратии в Афинах.

1

Научиться объ-яснять сложные политические про-цессы

Познавательные: пока-зывать на примере ре-форм Солона смысл по-нятия «демократия», ее роль в улучшении жиз-ни основной массы на-селения Коммуникативные: вести диалог с товари-щем по заданию, пред-ложенному учителем

Регулятивные: дать собственную оценку поступкам Солона

Выразить свое собственное отно-шение к демокра-тическим процес-сам, происходя-щим в древней Греции

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Рассказ по рисунку



36.

Древняя Спарта

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: срав-нивать общественно-по-литическое устройство Афин и Спарты Коммуникативные: составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализиро-вать ответы одноклас-сников.

Регулятивные: пока-зывать на карте распо-ложение Спарты

Определять роль дисциплины в вос-питании и обуче-нии спартанцев, определять свое отношение к спартанскому вос-питанию

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Поиск дополни-тельной информа-ции в сети интер-нет

Книги для чтения «Спарта и Сиба-рис», «Илоты»



37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Научиться приме-нять понятийный аппарат истори-ческого знания и приемы истори-ческого анализа для раскрытия сущности колони-зации

Познавательные: объ-яснять причины и зна-чение возникновения колоний Коммуникативные: составлять план «При-чины переселения гре-ков»

Регулятивные: описы-вать места возникнове-ния греческих колоний, используя легенду кар-ты

Осознавать при-надлежность гре-ков к единой куль-туре

Беседа

Работа с истории-ческими источни-ками

Индивидуальные задания




38.

Олимпийские игры в древности

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: рас-крывать значение Олим-пийских игр в жизни Греции Коммуникативные: с опорой на текст учеб-ника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Регулятивные: описы-вать основные правила проведения Олимпий-ских игр

Пробудить жела-ние заняться ка-ким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Беседа

Работа с истории-ческими источни-ками

Эссе на тему «Я участник Олимпи-ады в Древней Гре-ции»

Книга для чтения «Венок из оливы»



39.

Победа греков над персами в Марафон-ской битве

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: объ-яснять причины победы греков в Марафонской битве. Составлять рас-сказ об одном из сра-жений греков с персами от имени участника сра-жения. Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древне-греческие государства Коммуникативные: де-лать выводы о значении победы греков в Мара-фонской битве

Регулятивные: описы-вать ход боевых дей-ствий между персами и греками

Понимать причи-ны героических усилий греков от-стоять независи-мость своего госу-дарства

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книги для чтения «Греко-персидские войны», «Мечта о мире»



40.

Нашествие персидс-ких войск на Элладу

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: дать оценку итогов нашест-вия. Коммуникативные: де-лать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу Регулятивные: описы-вать ход боевых дейст-вий

Описывать чувст-ва человека-за-щитника своего государства

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книга для чтения «Фемистокл»




Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

41.

В гаванях афинского порта Пирей

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: де-лать выводы о роли Афин в истории Древ-ней Греции

Коммуникативные: сравнивать положение различных слоев афинс-кого общества, на осно-ве анализа документа

Регулятивные: устно описывать торговый порт Афин

Высказывать соб-ственное мнение о понятии «гражда-нин», «гражданс-кий поступок»

Работа с картой

Рассказ по картине

Анализ историчес-ких источников



42.

В городе богини Афи-ны

1

Научиться описы-вать памятники истории и куль-туры Афин

Познавательные: ха-рактеризовать особен-ности городской зас-тройки, основные заня-тия жителей

Коммуникативные: описывать произведения древнегреческой архи-тектуры

Регулятивные: объяс-нять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Объяснять за что афиняне любили свой город, каки-ми постройками и статуями горди-лись

Беседа

Анализ историчес-ких документов

Поиск дополни-тельной информа-ции в сети ин-тернет



43.

В афинских школах и гимнасиях

1

Научиться анали-зировать систему воспитания и об-разования в афин-ских школах и гимназиях

Познавательные: рас-сказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

Коммуникативные: сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Регулятивные: описы-вать особенности древ-негреческого воспита-ния

Описывать собст-венные представ-ления о важности образования

Беседа

Работа с картой и историческими до-кументами



44.

В театре Диониса.

1

Научиться созда-вать яркие образы, связанный с теат-ром в Греции

Познавательные: рас-сказывать о развитии древнегреческого тетра Коммуникативные: сравнивать современ-ный театр и древнегре-ческий

Регулятивные: объяс-нять отличия трагедий и комедий

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Творческие задания



45.

Афинская демокра-тия при Перикле

1

Научиться форми-ровать целостное представление об афинской демо-кратии

Познавательные: хар-актеризовать афинскую демократию при Пе-рикле Коммуникативные: сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Регулятивные: расска-зывать об особенностях развития демократии при Перикле

Объяснять значе-ние участия граж-дан в управлении государством

Работа с истори-ческими источни-ками

Работа с картой

Книга для чтения «Перикл»



Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (3 часа)

46.

Города Эллады под-чиняются Македонии

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: объ-яснять причины подчи-нения городов Эллады Македонии Коммуникативные: ха-рактеризовать македон-ское войско

Регулятивные: пока-зывать на карте места сражений


Описывать значе-ние потери Гре-цией независимос-ти

Работа с термин-ами и историчес-кими источниками

Чтение книг М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стражановский «Жизнеописания греков и римлян», «Александр Маке-донский», «Демос-фен»



47.

Поход Александра Македонского на Вос-ток

1

Научиться расска-зывать о важней-ших событиях

Познавательные: объ-яснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонс-кого Коммуникативные: составлять историчес-кий портрет (характ-еристику) Александра Македонского

Регулятивные: пока-зывать на карте направ-ления походов и тер-риторию державы Алек-сандра македонского

Рассказывать о важности личных качеств для дости-жения поставлен-ных целей

Работа с контурной картой и атласом

Работа с истори-ческими источни-ками

Чтение «Золото муравьёв» (с.9, с.32)



48.

В Александрии Еги-петской

1

Научиться созда-вать яркие образы связанные с пам-ятниками Алек-сандрии Египет-ской

Познавательные: объ-яснять причины распада державы Александра Македонского Коммуникативные: составлять рассказ- опи-сание города Алексан-дрия

Регулятивные: опреде-лять сходство и разли-чие между Алексан-дрийским музеем и му-зеями наших дней

Описывать значе-ние распростране-ния греческой культуры в стра-нах Древнего Вос-тока

Написание текста доклада

Работа с картой и историческими ис-точниками



49.

Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» 1 час

Раздел IV. Древний Рим (18 часов)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

50.

Древнейший Рим

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: срав-нивать природные усло-вия Греции и Рима, ана-лизировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия Коммуникативные: участие в обсуждении проблем и сотрудни-чество со сверстниками

Регулятивные: плани-рование последователь-ности действий

Формирование го-товности и спо-собности обучаю-щихся к самораз-витию и само-бразованию

Беседа

Работа с картой

Анализ историчес-ких документов

Книги для чтения Странствия Энея», «Этрусский порт Спина», «Простота. Дисциплина. Доблесть»



51.

Завоевание Римом Италии

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: ис-следовать по карте тер-ритории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникно-вения Коммуникативные: организация и планиро-вание работы в группе

Регулятивные: плани-рование последователь-ности действий

Формирование мотивации к обу-чению и познанию

Беседа по пробле-мным вопросам

Работа с картой




52.

Устройство Римской республики.

1

Научиться овла-девать целостным представлением об устройстве Ри-ма

Познавательные срав-нивать устройство рим-ской республики с гре-ческим полисом

Коммуникативные овладение средствами решения коммуникатив-ных задач

Регулятивные органи-зация самоконтроля и само оценивания

Формирование ак-тивной позиции в учебной деятель-ности

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные назы-вать причины и харак-тер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. Коммуникативные анализировать ответы одноклассников

Регулятивные спо-собность сознательно организовывать и регу-лировать свою деятель-ность

Характеризовать цели и поступки Ганибала

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Работа с контурной картой



54.

Установление господ-ства Рима во всем Восточном Среди-земноморье

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные фор-мирование умений сооб-щать отдельные собы-тия, формулировать вы-воды по теме

Коммуникативные ра-ботать с картой в про-цессе изучения событий.

Регулятивные способ-ность сознательно орга-низовывать и регули-ровать свою деятель-ность

Выражать свою позицию на уров-не положительно-го отношения к учеб­ному процес-су; проявляют учебно­познава-тельный интерес к новому материалу и спо­собам реше-ния но­вой задачи

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Подготовка док-лада

Книги для чтения «Морская битва», «Триумф»



55.

Рабство в Древнем Риме





1

Научиться овла-девать целостным представлением о причинах и сущ-ности рабовладе-ния

Познавательные фор-мирование умений рабо-тать с историческими источниками, текстом учебника Коммуникативные определение цели, фун-кций участников и спо-собы взаимодействия в группах

Регулятивные состав-ление плана и после-довательности действий

Формирование осознанного, ува-жительного и доб-рожелательного от-ношения к другому человеку, его мне-нию, мировоззре-нию, культуре, языку, вере


Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Создание текстов с рисунками



Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56.

Земельный закон бра-тьев Гракхов

1

Научиться выяв-лять закономер-ности историчес-ких событий

Познавательные: фор-мирование умений ана-лизировать историчес-кие факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Регулятивные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель-ных задач

Оценивать пос-тупки братьев Гракхов во благо менее защищён-ных римлян

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книги для чтения М.Н.Ботвинник, М.Б.Рабинович, Г.А.Стражановский «Жизнеописания греков и римлян», «Тиберий и Гай Гракхи»



57.

Восстание Спартака

1

Научиться форми-ровать целостное представление о гладиаторах

Познавательные пони-мание причин начала восстания Спартака и причин его поражения Коммуникативные со-ставлять рассказ от име-ни Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Регулятивные участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс про-тив Спартака»

Давать характе-ристику событиям и их участникам. Познакомить с ге-роической личнос-тью Спартака

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Книга для чтения В.Ян. «Спартак».



58.

Единовластие Цезаря

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: под-вести учащихся к пони-манию характера влас-ти, установленной Цеза-рем в Риме

Коммуникативные: умение работать в груп-пе

Регулятивные: умения составлять рассказ, де-лать самостоятельные выводы

Анализировать действия и пос-тупки Ю. Цезаря

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Поиск информации для ответов на воп-росы

Книги для чтения «Уголёк»,

«Аистёнок», «Юный Цезарь»



59.

Установление империи.

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные фор-мирование умений рабо-тать с исторической картой Коммуникативные ор-ганизация и планиро-вание работы в группе

Регулятивные умение самостоятельно строить рассказ, правильно упо-треблять исторические термины

Рассказывать о судьбах знамени-тых римлян

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

60.

Соседи Римской им-перии

1

Научиться овладе-вать целостным представлением о соседях Рима

Познавательные изу-чить особенности прав-ления Октавиана Авгус-та. Переработка и струк-турирование информа-ции

Коммуникативные об-мениваться в группе ре-зультатами поиска

Регулятивные умение составлять простой план

Формирование осознанного, ува-жительного и доб-рожелательного от-ношения к другим народам


Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Индивидуальные задания

Рассказ по рисунку



61.

Рим при императоре Нероне.

1

Научиться овла-девать целостным представлением о развитии Рима

Познавательные уметь самостоятельно состав-лять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государствен-ному деятелю Нерону Коммуникативные планирование учебных действий

Регулятивные плани-рование и организация деятельности

Развитие мораль-ного сознания и компетентности в решении мораль-ных проблем

Работа с текстом учебника

Работа с картой

Работа с истори-ческими источни-ками



62.

Первые христиане и их учение

1

Научиться овла-девать целостным представлением о возникновении христианства

Познавательные фор-мировать умения сос-тавлять рассказ, рабо-тать с текстом учебника и историческими доку-ментами Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Регулятивные умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять историчес-кие термины

Комментировать и оценивать комп-лекс моральных норм христиан

Беседа

Работа с истори-ческими источни-ками

Работа с учебником




63.

Расцвет Римской им-перии во II в

1

Научиться форми-ровать целостное представление об историческом раз-витии Рима эпохи расцвета

Познавательные: пос-тановка и решение проблем. Самостоятель-ное создание способов решения творческого характера Коммуникативные: умение слушать и всту-пать в диалог

Регулятивные: форми-рование умений рабо-тать с учебной и допол-нительной литературой, обобщать отдельные факты

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Подготовка док-лада

Рассказ по рисунку




64.

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Научится созда-вать яркие образы связанные с лич-ностями, памятни-ками, явлениями вечного города Рима

Познавательные: инс-ценирование выртуаль-ной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме Коммуникативные: анализировать ответы одноклассников

Регулятивные: умения составлять рассказ, де-лать самостоятельные выводы

Развитие эстети-ческого сознания

Беседа

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Эссе: «Я - житель Рима»

Книги для чтения «Прогулка по Ри-му», «Семь чудес императорского Рима»




Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)

65.

Римская империя при Константине

1

Научиться форми-ровать целостное представление об историческом раз-витии Рима при Константине

Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях Коммуникативные умение слушать и всту-пать в диалог, участво-вать в коллективном об-суждении

Регулятивные осоз-нание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Беседа по проблем-ным вопросам

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами




66.

Взятие Рима варва-рами

1

Научиться читать историческую кар-ту, анализировать и обобщать ее данные

Познавательные: уме-ние структурировать знания, строить речевые высказывания Коммуникативные: интегрироваться в груп-пу и продуктивно взаи-модействовать со свер-стниками и учителем

Регулятивные: органи-зация самоконтроля и самооценивания

Оценивать пос-тупки Гонория, Стилихона, Ал-лариха и др. с позиции общече-ловеческих цен-ностей

Работа с учебни-ком, картой и исто-рическими источ-никами

Создание текста доклада

Книга для чтения «Рим против вар-варов»



67.

Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим»

68.

Повторение по курсу: «История Древнего мира

1


Познавательные: реф-лексия способов и ус-ловий действия

Коммуникативные: планирование учебных действий

Регулятивные: осоз-нание учащимися ка-чества и уровня усво-ения

Установление уча-щимися связи между целью уч-ебной деятельнос-ти и её мотивом и ради чего она осу-ществляется


























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011.

5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012.

6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.

8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.

9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004.

12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005.

НАСТЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ:

1. Древние государства мира.

2. Рост территории государств в древности.

3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

5. Древняя Греция (до середины VB. ДО н. Э.).

6. Древняя Греция (VB. ДО н.э.).

7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

8. Древняя Италия.

9. Рост Римского государства в период республики и им¬перии.

10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

11. Римская республика в III—I вв. до н. э.

12. Римская империя в I—III вв. н. э.

13. Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ:

1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис§Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г

2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.

3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.

4. Атлас истории Древнего мира.

5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.

СПИСОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Интернет-ресурсы:

  1. Презентации по истории Древнего мира. Архив учебных программ и презентаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

2. Презентации по истории Древнего. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

3. История Древнего Египта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

4. Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www, earth- history.com/

5. Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mhk.spb.ru/

6. Античная мифология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

7. Античное христианство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www, verigi .ru/?book=13

8. Античное христианство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.verigi.ru/?book=94

9. Античное христианство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www, verigi. ru/?book=71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основная литература:

1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. М., 1994.

2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. СПб., 1994.

3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. М, 2005.

4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стратановский. М, 2008.

5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. М., 2002.

6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. М., 2000. Ч. 1—2.

7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. М., 1998.

10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. М., 1990.

Тематическая литература:

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. М., 1998.

2. Геродот. История / Геродот. М., 1993.

3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. М., 1974.

4. Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993.

5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. СПб., 2005.

6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. СПб., 2003.

7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. М., 1959.

8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. М., 1999.

9. Мифы Древней Греции. М., 2001.

10. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. М., 2001.

11. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. М., 1994.

12. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская импе¬рия / И. С. Свенцицкая. М., 2003.

13. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. СПб., 2000.

14. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидорина. М., 2001.

15. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. М., 2004.

16. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. СПб., 2006.

17. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. СПб., 2005.

18. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. М., 2006.

19. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиаде. М., 2002.

20. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. М., 2004.