СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории ФГОС. 6 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС, Рабочая программа по истории к учебникам:

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ Е.В.Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории ФГОС. 6 класс.»

Рабочая программа по истории


I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Ко­сулиной «История России». Рабочая программа ориентирована на использование учебников

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ Е.В.Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  2. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.


Основной целью курса истории в соответствии с требованиями ФГОСООО является формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом. Формирование первичных (базовых) ориентиров для развития личности подростка, способной к самоопределению, самореализации, самоконтролю способствует решению следующих задач:

  • формирование представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории, взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • способствование овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информацией, участию в культурном взаимодействии;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран.



II. Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Особенностью программы является объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «Всеобщая история. История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. В курсе «Всеобщая история. История Средних ве­ков» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.


Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

  • происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;

  • у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);

  • реализуется главная задача образования – гражданское становление личности.


При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:

  • технология развивающего обучения.

  • технология проблемного обучения.

  • технология личностно-ориентированного обучения.

  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

  • технология коммуникативного обучения

  • технология развития критического мышления учащихся;

  • технология формирования универсальных учебных действий;

  • применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


Формы текущего контроля, знаний, умений и навыков:

  • фронтальный и индивидуальный опрос;

  • индивидуальные карточки-задания;

  • тесты;

  • проблемные вопросы;

  • практическая работа в контурной карте и рабочей тетради;

  • практические работы с различными видами источников;

  • тематические контрольные работы.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане изучению истории отводится 70 часов, из них на Всеобщую историю – 35 часов, на Историю России – 35 часов. В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает также обоб­щающие уроки по темам и разделам, итоговое повторение, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (проверочные работы, тестовые задания, контрольные работы).


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Предполагается, что результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни. Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.


Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей); использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения.


Предметные:

  • формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



V. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Всеобщая история Средних веков (38ч).


Введение (1). Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.


Глава 1. Становление средневековой Европы (VI - XI века). (6 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков?

Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.


Глава 2. Византийская империя и славяне в VI - XI веках. (3 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств.


Глава 3. Арабы в VI - XI веках. (3 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед - основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .

Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.


Глава 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны - не кончина».


Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (5 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи - союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.

Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.


Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. (4часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.


Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV века). (7 часов)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.

Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509).

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.


Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.


Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3 часов)

Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».

Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте.

Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.


Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.


Раздел 2. История России с древнейших времен до конца XVI века. (32 ч.)


Глава 1. Русь Древняя. (9 часов)

Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912­945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).

Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное ремесло. Жилище. Одежда.


Глава 2. Политическая раздробленность Руси. (10 часов)

Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113­-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII - XIII веках. Особенности культуры XII - XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.


Глава 3. Русь Московская. (10 часов)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века. Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III (1462-1505). Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Московское государство в конце XV - начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва - Третий Рим».

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XV веках. Особенности развития русской культуры в XIV - XV веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV - XV веков.

Архитектура и живопись в XIV – начале XVI веках. Зодчество в XIV - XV веках. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XIV - XV веков. Андрей Рублев.

Быт XV – начале XVI веков. Города. Русская изба. Одежда. Еда.


Итоговое повторение (1 ч).














VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Сквозная нумерация урока


урока в разделе (теме)




Название раздела.

Тема урока


Количество

уроков

по разделу,

теме

Предметные знания и умения.

УУД

План

Фактич.



Раздел I. Всеобщая история в Средние века.



Познавательные УУД:

  • находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать;

  • строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

  • устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать ана­логии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-след­ственные связи;

  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с зада­чей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей, а также планирования и регуляции своей деятельности;

  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

  • выдвигать версии, планировать работу, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен­ные возможности её решения;

  • пользоваться основами самоконтроля, самооценки;

  • принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учеб­ной и познавательной деятельности.

Личностные результаты:

  • ответственно относиться к учению, быть готовым к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов мира;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима­ния;

  • осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

  • выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор;

  • извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;

  • решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художествен­ного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.

1

Введение в историю Средних веков.

1





Глава 1. Становление средневековой Европы.

8


Образование варварских королевств.

1


Государство франков в VI-VIII в.

1


Государство франков в VI-VIII в.

1


Христианская церковь в раннее Средневековье.

1


Возникновение и распад империи Карла Великого.

1


Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI в.

1


Англия в раннее Средневековье.

1


Контрольная работа № 1 «Становление средневековой Европы».

1





Глава 2. Византийская империя и славяне в
VI-XI в.

3


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1


Культура Византии.

1


Образование славянских государств.

1





Глава 3. Арабы в
VI-XI в.

3


Возникновение ислама.

1


Арабский халифат и его распад.

1


Культура стран халифата.

1





Глава 4. Феодалы и крестьяне.

2


Средневековая деревня и ее обитатели.

1


В рыцарском замке.

1




Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

5


Формирование средневековых городов.

1


Городское ремесло.

1


Торговля в Средние века.

1


Горожане и их образ жизни.

1


Контрольная работа № 2 «Феодалы и крестьяне. Средневековый город».

1





Глава 6. Католическая церковь в
XI-XIII в. Крестовые походы.

4


Могущество папской власти.

1


Католическая церковь и еретики.

1


Крестовые походы.

1


Крестовые походы.

1




Глава 7. Образование централизованных государств в западной Европе (XI-XV в.).

7


Как происходило объединение Франции.

1


Что англичане считают началом своих свобод.

1


Столетняя война.

1


Усиление королевской власти в конце XV во Франции и Англии.

1


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV в.

1


Контрольная работа № 3 «Образование централизованных государств в Западной Европе».

1





Глава 8. Славянские государства и Византия в
XIV-XV в.

2


Гуситское движение в Чехии.

1


Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1





Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века.

2


Образование, литература и искусство средневековой Западной Европы.

1


Научные открытия и изобретения.

1





Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2


Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1


Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1





Раздел II. История России.





Глава 1. Русь Древняя.

9


Восточные славяне. Соседи восточных славян.

1


Формирование древнерусского государства.

1


Первые киевские князья.

1


Владимир Святославич.

1


Крещение Руси.

1


Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1


Культура Древней Руси.

1


Быт и нравы Древней Руси.

1


Контрольная работа № 4 «Русь Древняя».

1





Глава 2. Политическая раздробленность Руси.

10


Начало раздробления Древнерусского государства.

1


Главные политические центры Руси.

1


Главные политические центры Руси.



4

Нашествие с Востока.

1


5

Борьба Руси с западными завоевателями.

1


6

Русь и Золотая Орда.

1


7

Русь и Литва.

1


8

Культура русских земель в XII-XIII в.

1


9

Быт и нравы в XII-XIII в.

1


10

Контрольная работа № 5 «Политическая раздробленность Руси».

1





Глава 3. Русь Московская.

9


Предпосылки объединения русских земель.

1


Усиление Московского княжества.

1


Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1


Куликовская битва.

1


Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

1


Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1


Русская культура в XIV-XV вв.

1


Быт и нравы в XIV-XV вв.



Контрольная работа № 6 «Русь Московская».

1


1.

Итоговое повторение.

1





VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроках истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  2. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

  3. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права/ Н.Ю. Анашина. – Ярославль, 2008.

  4. Задачник по истории России: учебное пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.

  5. История России: 6 класс: контрольные измерительные материалы/ Ю.А. Смирнов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  6. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класса: экспресс-диагностика/ Е.В. Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  7. История России. Тестовые задания. 6 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений/ А.В. Иванов, И.А. Гиниятуллина, Н.А. Левина. – М.: Просвещение, 2014.

  8. История Средних веков. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 6 класс/ М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  9. Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс/ Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

  10. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс/ Сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.

  11. Кулюгин А.И. Правители России. – Чебоксары: «Чувашия», 1994.

  12. Промежуточное тестирование. Всеобщая история. История Средних веков: 6 класс: Л.Н. Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  13. Промежуточное тестирование. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс/ Н.И. Ворожейкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  14. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня/ Ю.И. Максимов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  15. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  16. Тесты и задания по истории России с древнейших времен до конца XVI века для подготовки к ГИА: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»/ К.В.Волкова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

  17. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»/ Е.В. Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  18. Тесты по истории России IX – XX в.: Пособие для учащихся и учителя. - М.: Дом Педагогики, 2000.


Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Всеобщая история в схемах и таблицах. – М.: «Лист», 2001.

  2. И.Г. Трещеткина. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

  3. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ А.Т. Степанищев, Д.И. Олейников, В.Н. Абрамов и др. – М.: Дрофа, 2000.

  4. История в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004.

  5. История в схемах и таблицах/авт.-состав. К.М. Северинов. – СПб.: Тригон, 2011.

  6. История Отечества. Новейший справочник школьника/ Ф.С. капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова. – М.: СЛОВО; Эксмо, 2007.

  7. История России в схемах и таблицах. – М.: «Лист», 2002.

  8. История России в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»/ М.Н. Зуев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  9. Отечественная история в таблицах и схемах/В.В. Кириллов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  10. Отечественная история: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2004.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Всеобщая история. 6 класс. Учебное электронное издание.

  2. История России. 6-9 классы. Библиотека наглядных пособий.

  3. Российская и всеобщая история. 6 класс. Электронное пособие.

  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание.

  5. Энциклопедия. История России. 862-1917. Учебное электронное издание.

  6. Презентации к урокам.

  7. Интернет-ресурсы.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер -1

  2. Проектор – 1

  3. Экран – 1

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать/понимать:

  • ключевые исторические события (время, место, участники, обстоятельства);

  • периодизацию ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

  • интерпретацию и оценку событий наиболее распространенных и научно обоснованных, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие целостность исторического процесса;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;


Учащиеся должны уметь:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

  • на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • связано пересказывать текст учебника, отделяя глав­ное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления в различных стра­нах и регионах, выделяя сходство и различия; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать собственное суждение;

  • давать самостоятельную оценку историческим явле­ниям, событиям и личностям;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять син­хронность и последовательность событий и явлений;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • уметь дискутировать, отстаивать свои взгляды;

  • применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;


Общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует:

  • закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

  • сравнивать, сопоставлять классифицировать;

  • различать факты, мнения, доказательства;

  • передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения;

  • составлять план, конспект.