1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России». Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
История России. Конец XVI-XVIII в. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Новая история, 1500-1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Целями данного курса являются:
формирование представления о важнейших событиях и процессах российской и всеобщей истории, взаимосвязи и хронологической преемственности;
способствование овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источника ми исторической информации, участию в культурном взаимодействии;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
воспитание патриотизма, уважения у истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
обучение применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многокофессиональном обществе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
информационно-поисковой;
учебно-познавательной;
коммуникативной;
рефлексивной;
смысло-поисковой.
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);
реализуется главная задача образования – гражданское становление личности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:
технология развивающего обучения.
технология проблемного обучения.
технология личностно-ориентированного обучения.
технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
технология коммуникативного обучения
технология развития критического мышления учащихся;
технология формирования универсальных учебных действий;
применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Формы контроля:
фронтальный и индивидуальный опрос;
тесты;
проблемные вопросы;
практическая работа в контурной карте;
практические работы с различными видами источников;
словарные диктанты;
тематические контрольные работы.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
восприятие основ для формирования мотивации к будущей активной жизненной позиции;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в различных сторонах жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку; на осознании ответственности за свои личные поступки.
Метапредметные:
первоначальные умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);
первоначальное умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод несложной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения.
Предметные:
сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Нового времени, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали)
формировать у учащихся:
умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность явлений и событий
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших государств Нового времени;
способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Нового времени, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
умения датировать события и процессы в истории Нового времени, определять последовательность и длительность цивилизации;
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Нового времени, анализировать и обобщать данные карты;
уметь характеризовать важные факты истории Нового времени, классифицировать и группировать их по
предложенным признакам;
уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Нового времени, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Нового времени;
умения соотносить единичные события в отдельных странах Нового времени с общими явлениями и процессами;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нового времени, способствовать их охране.
5. Содержание учебного предмета
Раздел I. История России.
Глава 1. Россия в конце XVI – XVII в.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута.
Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых.
Политически строй.
Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А.Л.Ордин- Нащокина и В.В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие.
Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно- денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения.
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь.
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 — 1667 гг.
Внешняя политика.
Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-польская война 1653 — 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 — 1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в.
Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М.В.Стадухин. Е.П.Хабаров. Литература. Сатирические повести. Автобиографические повести. Зодчество. Б.Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Глава 2. Россия при Петре I.
Преобразования Петра I.
Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра I. Великое посольство 1697 — 1698 гг. Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I.
Северная война 1700 — 1721 гг. «Нарвская конфузия» Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения.
Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре.
Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В.Брюс. Л.Ф.Магницкий. Развитие техники. А.К.Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д.Трезини, В.В.Растрелли. И.К.Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А.Ф.Зубов. Светская живопись. И.Н.Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Глава 3. Россия в 1725-1762 г.
Дворцовые перевороты.
Причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735 — 1739 гг. Русско-шведская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 — 1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтык
Глава 4. Россия в 1762-1801 г.
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II.
Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянам и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие.
Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Преджпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли.
Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I.
Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика.
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.В.Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы и части Латвии. Русско-турецкая война 1787 — 1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в.
Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета. Становление отечественной науки. Академия наук. М.В.Ломоносов. М.И.Шеин. Г.В.Рихман. В.Н.Татищев. Академические экспедиции. В.Беринг. С.П.Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. И М.И. Моторины. И.И.Ползунов. К.Д.Фролов. И.П.Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В.К.Тредиаковский. Драматургия. А.П.Сумароков. Русские просветители. Д.И.Фонвизин. Г.Р.Державин. А.Н.Радищев. Н.И.Новиков. Русский сентиментализм. Н.М.Карамзин. Театр. Ф.Г.Волков. Крепостные театры. П.И. Ковалева — Жемчугова. Т.В. Шлыкова — Гранатова. Музыка. Д.С.Бортнянский. В.А.Пашкевич. Е.И.Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А.П.Лосенко. Г.И.Угрюмов. Портрет. А.П.Антропов. И.П. и Н.И. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. В.Л.Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М.Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф.И.Шубин.
Архитектура. Барокко. В.В.Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском селе). Русский классицизм. В.И.Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М.Ф.Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И.Е.Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Итоговое обобщение.
Россия и мир на рубеже XVIII-XIX в.
Раздел II. Всеобщая история в Новое время.
Глава 1. Европа и мир в начале нового времени .
Эпоха Великих Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения. Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Глава 3. Эпоха Просвещения.
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Глава 4. Латинская Америка и Восток в ранее Новое время.
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Сквозная нумерация урока | № урока в разделе (теме) | Название раздела. Тема урока | Количество уроков по разделу, теме | Примечание | Предметные знания и умения. УУД |
План | Фактически |
| | Раздел I. История России. | 38 | | | Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Личностные УУД: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор; Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. |
| | Глава 1. Россия в конце XVI-XVII в. | 14 | | |
-
| -
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | 1 | | §1 |
-
| -
| Смута. | 1 | | §2 |
-
| -
| Окончание Смутного времени. | 1 | | §3 |
-
| -
| Правление Михаила Романова. | 1 | | |
-
| -
| Новые явления в экономике. | 1 | | §4 |
-
| -
| Основные сословия российского общества. | 1 | | §5 |
-
| -
| Основные сословия российского общества. | 1 | | §5 |
-
| -
| Политическое развитие России в XVII в. | 1 | | §6 |
-
| -
| Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | | §7 |
-
| -
| Народные движения. | 1 | | §8 |
-
| -
| Внешняя политика. | 1 | | §9 |
-
| -
| Образование и культура в XVII в. | 1 | | §10 |
-
| -
| Сословный быт. Обычаи и нравы. | 1 | | §1-11 |
-
| -
| Контрольная работа № 1 «Россия в конце XVI-XVIIв.». | 1 | | |
| | Глава 2. Россия при Петре I. | 8 | | |
-
| -
| Предпосылки петровских преобразований. | 1 | | §12 |
-
| -
| Петр I. Россия на рубеже веков. | 1 | | §13 |
-
| -
| Северная война. | 1 | | §14 |
-
| -
| Реформы Петра I. | 1 | | §15 |
-
| -
| Экономика России в первой четверти XVIII в. | 1 | | §16 |
-
| -
| Народные движения первой четверти XVIII в. | 1 | | §17 |
-
| -
| Культура и быт в первой четверти XVIII в. | 1 | | §12-19 |
-
| -
| Контрольная работа № 2 «Россия при Петре I». | 1 | | |
| | Глава 3. Россия в 1725-1762 г. | 5 | | |
-
| -
| Дворцовые перевороты. | 1 | | §20 |
-
| -
| Дворцовые перевороты. | 1 | | §20-21 |
-
| -
| Внутренняя политика в 1725-1762 г. | 1 | | §22 |
-
| -
| Внешняя политика России в 1725-1762 г. | 1 | | §20-23 |
-
| -
| Контрольная работа № 3 «Россия в 1725-1762 г.». | 1 | | |
| | Глава 4. Россия в 1762-1801 г. | 10 | | |
-
| -
| Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | | §24 |
-
| -
| Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. | 1 | | §25 |
-
| -
| Экономическое развитие России во второй половине XVIIIв. | 1 | | §26 |
-
| -
| Внешняя политика Екатерины II. | 1 | | §27 |
-
| -
| Внешняя политика Екатерины II. | 1 | | §27-28 |
-
| -
| Россия при Павле I. | 1 | | §29 |
-
| -
| Наука и образование. | 1 | | §30 |
-
| -
| Художественная культура. | 1 | | §31 |
-
| -
| Быт и обычаи. | 1 | | §24-32 |
-
| -
| Контрольная работа № 4 «Россия в 1762-1801 г.». | 1 | | |
| | Раздел II. Всеобщая история в Новое время. | 33 | | | Познавательные УУД: ставить и формулировать проблему и цели урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, использовать общие приемы решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Регулятивные УУД: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Личностные УУД: проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества |
| | Глава 1. Мир в начале Нового времени. Возрождение. Реформация. | 15 | | |
-
| -
| Технические открытия и выход к мировому океану. | 1 | | § 1 |
-
| -
| Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | | §2 |
-
| -
| Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм в Европе. | 1 | | §3 |
-
| -
| Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | | §4 |
-
| -
| Новые ценности преобразуют общество. | 1 | | §5 |
-
| -
| Повседневная жизнь. | 1 | | §6 |
-
| -
| Контрольная работа № 5 «Мир в начале Нового времени». | 1 | | |
-
| -
| Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке. | 1 | | §7-8 |
-
| -
| Гуманистические традиции в изобразительном искусстве. | 1 | | §9 |
-
| -
| Рождение новой европейской науки. | 1 | | §10 |
-
| -
| Начало реформации в Европе. | 1 | | §11 |
-
| -
| Распространение реформации в Европе. | 1 | | §12 |
-
| -
| Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 | | §13 |
-
| -
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | | §1-14 |
-
| -
| Контрольная работа № 6 «Возрождение. Реформация». | 1 | | |
| | Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения. | 3 | | |
-
| -
| Нидерландская революция. | 1 | | §15 |
-
| -
| Революция в Англии. | 1 | | §16, 17 |
-
| -
| Международные отношения в XVI-XVIII в. | 1 | | §18 |
| | Глава 3. Эпоха Просвещения. | 9 | | |
-
| -
| Век Просвещения. | 1 | | §19 |
-
| -
| Художественная культура Европы эпохи Просвещения. | 1 | | §20 |
-
| -
| Промышленный переворот в Англии. | 1 | | §21 |
-
| -
| Английские колонии в Северной Америке. | 1 | | §22 |
-
| -
| Война за независимость. Создание США. | 1 | | §23 |
-
| -
| Франция в XVIII в. | 1 | | §24 |
-
| -
| Великая французская революция. | 1 | | §25 |
-
| -
| Великая французская революция. | 1 | | §26 |
-
| -
| Контрольная работа № 7 «Эпоха Просвещения». | 1 | | |
| | Глава 4. Латинская Америка и Восток в ранее Новое время. | 3 | | |
-
| -
| Колониальный период в Латинской Америке. | 1 | | §27 |
-
| -
| Государства Востока: традиционные общества в эпоху раннего Нового времени. | 1 | | §28 |
-
| -
| Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | | §29 |
-
| 1. | Итоговое повторение. | 1 | | |
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций/Под ред. акад. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1995.
История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие/ Л.В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика/ Е.Н. Лобанова, Ю.И. Максимова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
История Отечества. Новейший справочник школьника/ Ф.С. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова. – М.: Слово; Эксмо, 2007.
История России в таблицах: 6-11 кл.: справ. материалы/ С.В.Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
История в схемах и таблицах/ авт.-сост. К.М. Северинов. – СПб.: Тригон. 2008.
История России в схемах и таблицах. – М.: «Лист», 2001.
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ А.Т. Степанищев, Д.И. Олейников, В.Н. Абрамов и др. – М.: Дрофа, 2000.
История в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004.
Отечественная история в таблицах и схемах/В.В. Кириллов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Бойкова М.В. Страницы истории России в схемах и таблицах. – Йошкар-Ола, 2007.
Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для учащихся 7 кл. сред. шк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов/ Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для учителя/Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1987.
История СССР в художественно-исторических образах: С древнейших времен до конца XVIII в. Хрестоматия для учителя/Сост. А.В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1985.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс/ Сост. К.В.Волкова. – М.: Вако, 2010.
Тесты по истории России IX – XX в.: Пособие для учащихся и учителя. - М.: Дом Педагогики, 2000.
1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие/А.Н.Алексашкина. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2000.
И.Г. Трещеткина. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
Всеобщая история в схемах и таблицах. – М.: «Лист», 2002.
Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XVI-XVIII в. – М.: Интеллект-Центр, 2000.
Сасим А.М. Материалы по истории Нового и Новейшего времени: Справ. Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
Учебно- методическое обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание.
Сокровищница России. Электронное издание.
Энциклопедия. История России. 862-1917. Учебное электронное издание.
Большая энциклопедия России. ООО «Издательство», Россия, 2008.
Хрестоматия по истории России IX-XVI вв./ сост. Т.В. Черникова. Подготовлен на базе ООО «Мультимедийные образовательные системы», г. Калуга.
Интерактивная историческая карта изменения территории Российского государства c XVI по XX века.
Обучающие модульные системы по истории.
Всеобщая история. 7класс. Учебное электронное издание.
Презентации к урокам.
Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер -1
Проектор – 1
Экран – 1
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать/понимать:
ключевые исторические события (время, место, участники, обстоятельства);
периодизацию ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
интерпретацию и оценку событий наиболее распространенных и научно обоснованных, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие целостность исторического процесса;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
Учащиеся должны уметь:
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
связано пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать собственное суждение;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
уметь дискутировать, отстаивать свои взгляды;
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует:
закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;
сравнивать, сопоставлять классифицировать;
различать факты, мнения, доказательства;
передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения;
составлять план, конспект.