Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Курс истории на ступени среднего (полного) общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени среднего (полного) общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой 20 века, знакомятся с основными способами исторического анализа. При этом и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Программа по истории составлена на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, поурочных рекомендаций, предложенного Андреевская Т. П. (История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. П. Андреевская. — М. : Просвещение, 2015.).
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Рабочая программа курса «История» предназначено для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы. Уровень обучения- базовый. История в 10 классе изучается в качестве обязательного предмета в общем объему 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ. События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
Тема I. Россия в годы «великих потрясений» (9 ч) |
1. | Россия и мир нака-нуне Первой мировой войны. | 1 | Научатся анализировать международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление опорного конспекта | | |
2. | Российская империя в Первой мировой войне. | 1 | Научаться объяснять основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление хронологической табли-цы | | |
3. | Великая российская революция: февраль 1917 г. | 1 | Научаться выявлять назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление таблицы Просмотр видеофрагментов | | |
4. | Великая российская революция: октябрь 1917 г. | 1 | Научатся доказывать с помощью фактов начало распада российской государственности. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
5. | Первые революцион-ные преобразования большевиков. | 1 | Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-эконо-мическая политика советского государства. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление сводной таблицы «Пер-вые декреты большевиков» | | |
6. | Экономическая поли-тика советской влас-ти. Военный комму-низм. | 1 | Научаться выявлять и доказывать причины и основные этапы гражданской войны и военной интервенции. «Военный коммунизм». | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Работа с понятием «военный ком-мунизм» Составление кластера | | |
7. | Гражданская война. | 1 | Научаться объяснять причины создания Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Поиск дополнительной информации в сети интернет Составление хронологической табли-цы «Гражданская война» | | |
8. | Идеология и культура периода Гражданской войны. | 1 | Научаться объяснять роль крестьянства в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление синхронистической таб-лицы «Культура периода Гражданской войны» | | |
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы великих потрясений» | | |
10. | Контрольная работа №1 «Россия в 1914-24 гг» | | |
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. (13 ч) |
11. | Экономический и по-литический кризис начала 1920-х гг. Пе-реход к нэпу. | 1 | Научаться выявлять и комментировать социально-экономический и политический кризисы 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
12. | Экономика нэпа. | 1 | Научаться анализировать Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление кластера «НЭП» | | |
13. | Образование СССР. Национальная поли-тика в 1920-е гг. | 1 | Научаться рассказывать об образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
14. | Политическое разви-тие в 1920-е гг. | 1 | Научаться объяснять причины борьбы за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
15. | Международное поло-жение и внешняя по-литика СССР в 1920-е гг. | 1 | Научаться анализировать внешнюю политику Совет-ского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятель-ность Коминтерна | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
16. | Культурное прост-ранство советского обществав 1920-е гг. | 1 | Научаться характеризовать многообразие культурной жизни в 1920-х гг. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Подготовить сообщение Работа с дополнительной литературой | | |
17. | «Великий перелом». Индустриализация | 1 | Научаться характеризовать советскую модель модер-низации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта и схемы | | |
18. | Коллективизация сельского хозяйства. | 1 | Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление кластера | | |
19. | Политическая систе-ма СССР в 1930-е гг. | 1 | Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление схемы «Политическая система СССР В 30-е гг», | | |
20. | Советская националь-ная политика в 1930-е гг. | 1 | Формулировать итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Подготовить сообщение | | |
21. | Культурное прост-ранство советского общества в 1930-е гг. | 1 | Характеризовать коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Подготовить сообщение при помощи дополнительной литературы | | |
22. | СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. | 1 | Характеризовать СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление таблицы | | |
23. | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 20-30 е гг. ХХ в.» | | |
24. | Контрольная работа по теме «СССР в 1920-1930 – х гг.» | | |
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (7 ч) |
25. | СССР накануне Вели-кой Отечественной войны. | 1 | Характеризовать СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
26. | Начало Великой Оте-чественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). | 1 | Называть причины нападение Германии и ее союз-ников на СССР. Оборонительные сражения. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление хронологической табли-цы | | |
27. | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | 1 | Научиться доказывать провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
28. | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 | Рассказывать о партизанском движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. Привлечение регионального материала | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Продолжение составление хроноло-гической таблицы Поиск дополнительной информации Подготовка сообщения | | |
29. | Второй период Вели-кой Отечественной войны. Коренной пе-релом (ноябрь 1942—1943 г.). | 1 | Характеризовать начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Продолжение составление хроноло-гической таблицы | | |
30. | Третий период войны. Победа СССР в Вели-кой Отечественной войне. Окончание Второй мировой вой-ны. | 1 | Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Продолжение составление хроноло-гической таблицы | | |
31. | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в Великой Отечественной войне» | | |
32. | Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война .1941-1945 гг» | | |
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (22 ч) |
33 | Место и роль СССР в послевоенном мире. | 1 | Образование «социалистического лагеря». | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
34. | Восстановление и развитие экономики. | 1 | Послевоенное восстановление хозяйства СССР. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
35. | Изменения в полити-ческой системе в пос-левоенные годы. | 1 | Новая волна массовых репрессий. Анализ изменений в политической системе | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
36. | Идеология, наука и культура в послевоен-ные годы. | 1 | Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
37. | Национальный вопрос и национальная поли-тика в послевоенном СССР. | 1 | Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
38. | Внешняя политика СССР в условиях на-чала «холодной вой-ны». | 1 | Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Поиск дополнительной информации в сети интернет | | |
39. | Смена политического курса. | 1 | Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление конспекта | | |
40. | Экономическое и со-циальное развитие в середине 1950-х — се-редине 1960-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
41. | Культурное прост-ранство и повседнев-ная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
42. | Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой поло-вине 1960-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
43. | Политическое разви-тие в 1960-х — сере-дине 1980-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
44. | Социально-экономи-ческое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
45. | Национальная поли-тика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
46. | Культурное прост-ранство и повседнев-ная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
47. | Политика разрядки международной нап-ряжённости. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
48. | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосыл-ки реформ. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
49. | Социально-экономи-ческое развитие СССР в 1985—1991 гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
50. | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
51. | Реформа политичес-кой системы. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
52. | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
53. | Национальная поли-тика и подъём наци-ональных движений. Распад СССР. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
54. | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1991 гг» | | |
55. | Контрольная работа по теме «СССР В 1945-1991 гг» | | |
Тема V. Российская Федерация (11 ч) |
56. | Российская экономи-ка на пути к рынку. | 1 | Характеризовать переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Объяснять понятия: приватизация, дефолт. | Беседа Работа с учебником, документами Составление конспекта | | |
57. | Политическое раз-витие Российской Фе-дерации в 1990-е гг. | 1 | | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками | | |
58. | Межнациональные отношения и нацио-нальная политика в 1990-е гг. | 1 | Характеризовать современные межнациональные отно-шения. Российское общество в условиях реформ. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. | Беседа Работа с учебником, картой и истори-ческими источниками Составление синхронистической таб-лицы | | |
59. | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 1 | Характеризовать культурную жизнь современной России. | Беседа Работа с учебником Подготовить сообщения | | |
60. | Геополитическое по-ложение и внешняя политика в 1990-е гг. | 1 | Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. | Беседа Работа с учебником, картой Составление синхронистической таб-лицы | | |
61. | Политическая жизнь России в начале XXI в. | 1 | Рассказывать о личности В. В. Путина. Характеризовать курс на укрепление государ-ственности, экономический подъем и социальную стабильность. | Беседа Работа с учебником, картой Работа с документами Составление схемы «Политическая система РФ» | | |
62. | Экономика России в начале XXI в. | 1 | | Беседа Работа с учебником Конспект материала параграфа | | |
63. | Повседневная и духов-ная жизнь | 1 | Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. | Беседа Работа с учебником | | |
64. | Внешняя политика России в начале XXI в. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи России в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. | Беседа Работа с учебником, картой Составление схемы Заполнение таблицы | | |
65. | Россия в 2008— 2014 гг. | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. | Беседа Работа с учебником, картой | | |
66. | Повторительно-обобщающий урок по теме «РФ в 2000-2014гг» | | |
67. | Контрольная работа по курсу 10 класса | | |
68. | Итоговое повторение пройденного в 10 классе | | |
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.