СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования уровень и на основе авторской программы Боханова А.Н. «История России. XIX век». Она рассчитана на преподавание в 8 классе основной школы по учебнику: «Боханов А.Н. История России. XIX век. М.: Русское слово» и разработана на 40 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю, с учетом требований Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по истории России 8 класс»



Пояснительная записка


Курс «История России. XIX век» является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» и охватывает основные события отечественной истории XIX века.

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования уровень и на основе авторской программы Боханова А.Н. «История России. XIX век». Она рассчитана на преподавание в 8 классе основной школы по учебнику: «Боханов А.Н. История России. XIX век. М.: Русское слово» и разработана на 40 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю, с учетом требований Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.

Главная цель данной рабочей программы: формирование у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщение их к культурным до­стижениям и национальным традициям России, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

Настоящая рабочая программа составлена исходя из следующих задач исторического образования:

▪ овладение учащимися основными знаниями по истории Отечества в хронологической последовательности;

▪ расширение представления учащихся о характере наших зна­ний о прошлом, их неоднозначности, необходимости рефлексив­ного подхода к собственным основаниям мышления, выводам ис­торической науки; овладение учащимися различ­ных приемов исторического анализа;

▪ изучение истории через погружение учащихся в эпоху, формирование у них понимания духа эпохи через судьбы людей, события, процессы, явления;

▪ развитие гуманитарной культуры подрас­тающего поколения, их приобщения к ценностям мировой и национальной культуры, воспитания уважения к истории, культуре и традициям русского и других народов, проживающих на территории России;

▪ формирование критического взгляда на события отечественной истории и их оценки, на мотивы поступков и поступки исторических деятелей;

▪ формирование государственно-патриотического понимания истории;

▪ воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

В рамках этих целей и задач в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знако­мятся с новыми историческими понятиями и терминами, полу­чают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского само­сознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу данной программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории. История России в настоящей рабочей программе представлена в рамках цивилизационной модели, позволяющей увидеть исторический процесс во всей его полноте и многообразии, выявить характерные черты российской цивилизации. История Отечества дается через судьбы людей – монархов, государственных деятелей, ученых, духовных пастырей, религиозных мыслителей, деятелей культуры, изобретателей и других выдающихся личностей.






Структура курса



Название раздела

Количество

часов по программе

Количество часов

по рабочей программе

Контрольные и проверочные работы

Проекты


1


Российская империя в начале XIX века



2


2




2


Внешняя политика Российской империи в начале XIX века


4


4




Наши земляки – герои Отечественной войны.


3


Положение в России после Отечественной войны 1812 г.



3


3


1

Восстание на Сенатской площади 14.12.1825г.


4


Российская империя в годы правления Николая I


10


10


1

Изобретатели-самоучки, создавшие в первой половине XIX века уникальные механизмы и технические приспособления


5


Россия в годы правления Александра II


6


6


1


Реформы Александра II


6


Россия в эпоху царствования Александра III



5


5


1




7


Россия в эпоху последнего царствования



10


10


1


Судьба Николая II.


Итого



40


40


5





Тематическое планирование курса «История России» 8 класс



Тема урока



Кол-во часов


Цели урока


Основные понятия и термины


Основные даты


Национально-региональный компонент


ОР

Творческая и исследо-вательская деятельность


Домашнее зад-е

I. Российская империя в начале XIX века – 2 часа

1

Алек-сандр I (1801 – 1825).

Попытки реформ.

1

Обозначить особенности истории народов России и государства на рубеже веков; охарактеризо-вать социально-экономическое положение России в начале ХIХ в., уяснить роль и место России в мировой цивилизации; рассказать о правлении ПавлаI, причинах его убийства и восшествии на престол АлександраI в результате последнего дворцового переворо-та; заинтересовать уч-ся изучением истории.

Павел I, граф Н.П.Па-нин, граф П.А.Пален, Александр I.

1801г. - восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, право свободных сословий покупать землю без крестьян, прекращение раздачи государственных крестьян, указ об отмене пытки.

Проект новой Конституции.

11.03.1801г. – убийство Павла I,

1801-1803гг. - Негласный комитет.

Уничтожение Тайной канцелярии. Смягчение цензуры, выезд за рубеж стал свободным.

1802г. - замена коллегий министерствами.

1803г. - Указ о «вольных хлебопашцах».


Ликвидация Калмыцкого ханства.

Политика правительства Павла I по отношению к калмыкам.

Указ Александра I от 26.10.01. об организации власти наместника.

Усиление колонизаторской политики царизма.

Интернет и история.

Дворцовые перевороты XVIII в. Что их объединяет с дворцовым переворотом 11 марта 1801 г.?


§1 - 2, вопросы и задания

2


Российская империя в начале ХIХ в.

1


Охарактеризовать внутреннюю политику Александра I; дать представление об экономике Российской империи и её месте в мировой экономике в начале ХIХ в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины.

М.М.Сперанский, 1809г.- либеральный проект преобразований М.М.Сперанского.

Реформы «сверху», министерства, необходимость реформ, причины неудач и значение реформ М.М.Сперанского.

Недовольство жизнью, народные волнения после заграничного похода.

1804-1805гг. - начало отмены крепостного права в Прибалтике.

1808,1809гг.- запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать на каторгу и в Сибирь.

1810-создание Госсовета.

1816-1819гг.-завершение отмены крепостного права в Прибалтике.

1810 - основание военных поселений.

1822г.- возобновление права ссылать крестьян.

1857 г. – упразднение военных поселений.

Чучей Тундутов – наместник калмыцкого народа - 13.07.1802 г.

1805г. – раздел Дербетовского улуса на Большедербетовский и Малодербетовский, утвержденный Петербургом 14.06.1809 г.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§3, вопросы, зад. №5 с. 25.


II. Внешняя политика Российской империи в начале XIX века – 4 часа


3

Восточное направление внешней политики.

1

Сформировать представление о событиях русско-турецкой войны и войны со Швецией и Персией; охарактеризовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России в начале ХIХ в.; развивать умение работать с картой и историческими источниками.

1804-1813гг. - русско-иранская или русско-персидская война. 1813г. - Гюлистанский мир.

1826 г. – Персия напала на русский военный лагерь около границы.

1828 г. – Туркманчайский мирный договор.


1808-1809гг. - русско-шведская война, знаменитый зимний (1809) переход русской армии по льду Ботанического залива, Фридрихсгамский мирный договор, присоединение Финляндии.

Русско-иранская или русско-персидская война 1804-1813гг.

Русско-шведская война 1808-1809гг.

1806-1812гг., 1828-1829 - русско-турецкие войны.

1812г.- Бухарестский мир.

1826 г. – Аккерманский договор

1829 г. – Адрианопольский мир.


Царский манифест 30 октября 1806 г.

Призыв калмыков.

http://statehistory.ru – история России

Поиск дополнительного материала: Встреча Александра и Наполеона в июне 1807 г. близ Тильзита.

§4, вопросы и задания.

4

Запад-ное направление внешней политики.

1

Изучить внешнеполитические события, предшествовавшие нашествию Наполеона на Россию; установить причины втягивания России в войну, раскрыть суть взаимоотношений России и Франции в начале XIX века; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы.


Тильзитский мирный договор, который с одной стороны был успешный для России, но невыгодны и даже тяжёлы были некоторые статьи: расчленена Пруссия, присоединение к континентальной блокаде, нанесшей огромный вред экономике страны.

1804г.- III антифранцузская коалиция.

1806г.- IV антифранцузская коалиция.

Ноябрь-декабрь 1805г.-разгром русско-австрийских войск при Аустерлице.

1806 г. – разгром Пруссии.

1807г.- поражение под Фридляндом, Тильзитский мирный договор.

Встреча Александра и Наполеона в июне 1807 г. близ Тильзита.

Калмыцкие войсковые формирования.

Первый и второй калмыцкие полки в составе третьей армии А. И. Тормасова.

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории

Информационно-творческий проект: Основ- ные сражения Отечественной войны 1812 года.


§5, вопросы и задания.

5

Отечественная война 1812 года.


1

Рассмотреть основные этапы Отечественной войны 1812г.; познакомить с событиями заграничного похода русской армии 1813-1814гг.; охарактеризовать внутреннюю политику Александра после окончания войны; развивать умение работать с картой и историческими источниками.


Наполеон, Кутузов, Джамба-тайша Тундутов, Серебджаб Тюмень.

Начало войны

12 июня 1812 года.

2-6 августа - оборона Смоленска, Наполеон вступил в сожженный, обезлюдевший город.

17 авг.- Кутузов принял командование армией.

26 авг.- Бородинская битва.

1 сент.- решение военного совета в Филях оставить Москву.

7 окт. - уход Наполеона из Москвы

12 окт.- сражение под Малоярославцем.

14-16 ноября - разгром французов на р. Березине.

31 декабря - манифест о победе над Наполеоном.

Заграничный поход русской армии 1813-1814гг.:

окт.1813г.- победа в «битве народов» под Лейпцигом.

Март 1814г.-капитуляция Парижа

Май 1814г.- Парижский мир.


1-й Астр. Калмыцкий полк – Д. Тундутов, из Большедербетовского и Малодербетовского улусов.

2-ой Астраханский Калмыцкий полк – из Хошеутовского и Торгоутовского родов С.Тюменем.

3-й калмыцкий полк – ставропольские калмыки 1132 чел.

Калмыки-казаки в Войске Донском.

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история

Информационно-творческий проект: Наши земляки – герои Отечественной войны.

§6, вопросы, зад. №6 с. 50.

6

Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза


1

Охарактеризовать внутреннюю политику Александра после окончания войны и политику монархов Европы; раскрыть значение победы над Наполеоном; оценить основные задачи, поставленные Венским конгрессом победителей; заинтересовать изучением истории РФ.


Значение победы над Наполеоном.

Сент.1814-июнь1815г.- Венский конгресс победителей.

«Сто дней Наполеона».

Июнь 1815г. - битва при Ватерлоо.

Наполеон отправлен на

о. Свят. Елены, где скончался в 1821г.

Сент.1815г.- Священный союз монархов Европы.






Хошеутовский хурул в Астраханской области – единственный памятник Отечественной войне 1812 г. на юге РФ.

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история


§7, вопросы и задания.


III. Положение в России после Отечественной войны 1812 года – 3 часа

7

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г.

1

Сформировать представление о последних попытках преобразований Российской империи и её месте в мировом сообществе в начале XIX в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины.

Последние попытки преобразований. А.А.Аракчеев и «аракчеевщина». Почему не удались реформы «сверху»?

1818 г. - проект А.А.Аракчеева по освобождению крестьян от крепостной зависимости ,

1819 г. – «Уставная грамота» - проект Конституции Н.Н.Новосильцева.


Калмыки и реформы Александра I.

Нойоны использовали наёмный труд. Начинают появляться относительно крупные капиталистические хозяйства.

http://www.hrono.ru – исторический портал

Информационно-творческий проект:

Восстание на Сенатской пло- щади 14.12.1825г.

§8, вопросы и задания.

8

Тайные общества. Выступление на Сенатской площади.

1

Сформировать представление об особенностях социально-политического развития, формах государственного устройства, многопартийности; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы.

Дворянский авангард, движение декабристов, дворянское вольномыслие, оппозиционная идеология, революционность, либерализм, республика, конституционная монархия.



1816-1817гг.- «Союз

Спасения»(А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.М.Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель)

1818-1821гг.- «Союз благоденствия»

1821-1825гг.- Южное общество (П.И.Пестель, С.Г. Волконский, С.И.Муравьев -Апостол). «Русская правда» П.И.Пестеля.

1822-1825гг.- Северное общество – Дума (С.П. Трубецкой, Н.М.Муравьев, К.Ф. Рылеев, Е.П.Оболен-ский, А.А.Бестужев). «Конституция» Н.М.Муравь-ева. Восстание декабристов на Сенатской площади 14.12.1825г.

Нойоны находились под контролем царских чиновников, пытались вернуть свои права и привилегии.

Калмыки в ведении МВД, теперь Калмыкия рассматривалась как внутренняя область России.

http://decemb.hobby.ru/Музей декабристов


§9 - 10, вопросы, зад. №2,5.

9

Конт-рольная работа «Алек-сандр I».

1

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень ЗУН обучающихся, степень их усвоения.


1. Контрольное тестирование.



http://www.hrono.ru – исторический портал

Информационно-творческий проект: Николай I.

Повторить.


IV. Российская империя в годы правления Николая I – 10 часов

10

Внутренняя политика Николая I (1825 -1855).

1

Охарактеризовать личность Николая I и его внутреннюю политику; рассмотреть его преобразования в системе управления страной; познакомить с оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи; продолжить формирование исторического мировоззрения.


К началу царствования 1рубль ассигнациями стоил ¼ часть серебряного рубля, а с 1843г. его постоянный и обязательный курс составлял 3,50 р. ассигнациями. Постепенно ассигнации заменялись бумажными деньгами – кредитными билетами.

Смягчение «крестьян-ского вопроса». Секретные комитеты для подготовки крестьянской реформы.

1828г.- отмена права помещика ссылать крепостных в Сибирь.

1841-1847гг.- запреты продавать крестьян без земли, с раздроблением семьи, в счет долгов.

1842г.-Указ об «обязан-ных крестьянах», расширявший возможности указа о «вольных хлебопашцах».

При исполнении закона никому не делал исключения, пресекал любые действия против власти.

Кон. дек.1825 - нач. янв. 1926г. – восстание Черниговского полка на Украине.

1826г.- создание министерства Императорского двора, Цензурный устав («чугунный»).

Преобразование Собст-венной его величества канцелярии в орган личной власти царя, подменявший минис-терства и ведомства.

Создано 6 отделений.

1826г.- II отделение – кодификация законов; III отделение (начальник А.Х.Бенкендорф) с функциями высшей полиции, при отделении- корпус жандармов; IV – ведало благотворительными учреждениями (школами, приютами, больницами).

24.11.1834 г. – введена система «попечительства»: нойонам и зайсангам запрещено дробить подвластные им улусы и аймаки между своими наследниками.

23.04.1847г. – уп-равление калмы-ками перешло от МВД к Мин-ву госимуществ, т.е. Калмыцкая степь отдавалась во власть управляю-щего Астрахан-ской губернской палатой Гос. имуществ. Суд (зарго) ликвидирован, все гражданские и уголовные дела - в русских судеб-ных органах.

http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время


§11 - 12, вопросы, зад. №4 на с. 76,

№4 на с. 78.

11

Экономическое раз-витие России при Николае I.

1

Рассказать о развитии промышленности России в первой половине XIX века; о создании паровых котлов и паровых машин; о технических изобретениях изобретателей-самоучек и внедрении этих изобретений в промышленное производство; дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую Россию;

продолжить формирование навыка работы с историческим текстом; развивать умение работы с учебником.

1829г.- Всероссийская мануфактурная выставка.

1835г.- первая отечественная ж\д компания. Первые ж/д: Петербург – Царское Село (1838), Москва – Петербург (1851). Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.

Если в1820г. 440 фабрик по обработке хлопка произвели 35 млн. аршин х\б полотна, то в 1852г. 756 фабрик – 257 млн. аршин х\б тканей.

1835г. - учреждено первое АО х\б производства.

Дек.1836г.- «Положение о компаниях на акциях», Россия обрела университетский свод акционерного законодательства.

1837г.- министерство государственных имуществ.

1837-1841гг.- реформа государственной деревни.

1845г.- повышение чина, дававшего право на потомственное дворянство.

1847г.- инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии. Всего св.100 указов.

1848-1855гг.- запрет выезда за рубеж, иностранцам - въезда в Россию, сокращение числа студентов, преследование либералов.

1842г.- пересмотр таможенных тарифов. Начался промышленный переворот.

1849г.- основан Сормовский механический завод по постройке речных пароходов.

1851г.- высокая оценка достижений промышленности.

Улусами управ-ляли улусные попечители, наделенные административными и полицейски-ми функциями. Владельцы реальной власти не имели, но сохраняли право взимать с населе-ния налоги.

Попечители обя-заны были забо-титься о снабже-нии населения продовольствием, о расширении торговли, о медпо мощи, но также они насаждали среди калмыков оседлость и зем-леделие путём предоставления льгот. Нойонам – по 1500 десятин земли, зайсангам – 400, 200, а простым – по 30 десятин земли.

http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время

Информационно-творческий проект: Славянофилы и западники.


§13, вопросы, зад. №3,6 на с. 110.

12

Кавказская война 1817 – 1864 гг.

1

Дать представление об основных событиях Кавказской войны 1817 – 1864 гг.; охарактери-зовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России; воспитывать патрио-тизм, чувство гордости за своё Отечество, сознание того, что Россия – многонацио-нальное государство и история каждого народа, проживающего на территории России, есть история нашей великой страны; развивать умение работать с картой и историческими источниками.

1801-1804 гг. – присоединение Грузии. 1826г. – требование России, Англии и Франции автономии Греции.

1827г. - Наваринское сражение – разгром турецкого флота.

1828-1829гг. – русско-турецкая война.

Сент.1829г. – Андрианопольский мирный договор. Освобождение Греции.

1826г.- заключена конвенция между Россией и Турцией, Аккерманский договор.

1826-1828гг. - русско-иранская или русско-персидская война.

К России перешёл весь обширный район Кавказа – от Черного до Каспийского моря. Кавказская война 1817 – 1864 гг. длилась с перерывами почти полвека.

«Мрачное семилетие» 1848 – 1855гг. – запрет выезда за рубеж, а иностранцам – въезда в Россию.

1830-1840-е гг.- военные действия на Кавказе, война имама Шамиля с «неверны-ми». Крымская война 1853-1856гг.

Русско-турецкая война

Май-декабрь 1853г. – занятие русскими Молдавии и Валахии; наступление на Кавказе. В 1866 г. Шамиль и его семья принесла присягу России.



http://grandwar.kulichki.net/kavkaz/index.html/Кавказская война 1817-1864 гг.


§14,

13 - 14

Николай I и его принципы внешней политики.

1

Изучить внешнеполитические события в период царствования Николая I; установить причины польского восстания 1830-1831 годов, раскрыть суть взаимоотношений России и Польши в начале XIX века; рассмотреть роль и значение России в разрешении «восточного вопроса»; охарактеризовать основные события Крымской войны; развивать умение анализировать исторические документы, работать с картой и историческими источниками;

воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм солдат, офицеров и генералов.


Польское восстание 1830-1831 гг.

Конституционное устройство в Царстве Польском сохранялось, русский император считался и царём польским. В Польше росло антирусское настроение. В Англии и Франции началась антирусская кампания, русофобия.

17.11.1830г. – мятеж против русских и симпатизирующих к России.

28.08.1831г. мятеж подавлен.

21.02.1832г.- издан «Органический статус», упразднение польской Конституции, взятие под контроль финансовой деятельности Польши, ликвидация её войска, однако остались в силе все местные судебные законы, польский язык сохранён при судопроизводстве, чего не было на старых польских территориях в Пруссии и Австрии.

1832г. – военная помощь Турции против египетского наместника Мухаммеда Али.

1833г. – Ункяр-Искелесский союзный договор.

1833г.- соглашение между Россией, Австрией и Пруссией.

1840-1841гг. – Лондонские конвенции о совместном контроле над проливами. 1848-1849гг. – подавление революционных выступлений в турецкой Молдавии и Валахии; революция в Венгрии.

«Мрачное семилетие» 1848-1855гг. – запрет выез-да за рубеж, а иностранцам – въезда в Россию.

18.11.1853г.- победа эскадры П.С.Нахимова около г. Синопа

Война с англо-франко-турецким союзом.

Апрель 1854г.- корабли Англии и Франции на Черном море обстреляли Одессу и блокировали флот России в Севастопо-ле, на Балтийском море подступили к Кронштадту. Неудачной была попытка союзников захватить Архангельск и Петропав-ловск – Камчатский.

Сент.1854г. - авг.1855г. – вторжение союзников в Крым и оборона Севастополя русскими войсками во главе с В.Кор-ниловым, П.Нахимовым, В.Истоминым. В сент. началась 349-дневная героическая оборона Севастополя. Лишь 27.08.1855г. был захвачен Малахов курган, а русские войска отошли на север. На Кавказе Россия развернула наступление, захватила 16.11. 1855г. сильно укрепленную крепость Карс.

Силы всех участников войны были истощены. К концу 1855г. военные действия фактически прекратились и в Вене начались мирные переговоры, а затем в Париже.

Парижский мирный договор 1856г. России, Австрии, Франции, Великобритании, Турции, Пруссии и Сардинского королевства, который для России оказался неблагоприятным, европейские державы, выступив единым фронтом, добились от нее важных уступок. Россия возвратила Турции крепость Карс в обмен на Севастополь и др. города, занятые союзниками. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь там свои военные флоты. Но все же Великобритании и Франции не удалось подчинить себе Кавказ и отторгнуть от России Прибалтику и Польшу.

Участие калмыков в войнах России.

http://www.hrono.ru – исторический портал

Информационно-творческий проект: Изобретатели-самоучки, создавшие в первой половине XIX века уникальные механизмы и технические приспособления.

§15 – 16, зад. №3, 5 на с. 103.

15

Русская Православная церковь в первой половине XIX века.

1

Охарактеризовать Русскую Православ-ную церковь; познако-мить с подвижниками и ревностными хранителями веры православной; прививать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Самостоятельная (автокефальная), митрополит, патриарх, синодальный период, Святейший Синод – обер-прокурор, епархии – архиерей, катехизис Филарета.

Сергий Радонежский (ок.1321-1391), Кирилл Белозерский (1337-1427), монах Саровской пустыни Серафим (1759-1833), старец Амвросий Оптинский (1812-1891), митрополит Филарет (1783-1867), с 1812г. - ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук.

Религия калмыков.

http://www.wco.ru/ icons – виртуальный каталог икон


§18, вопросы, зад. №4 с. 126.

16

Обще-ственная мысль России в первой половине XIX века.

1

Дать представление о развитии обществен-ной мысли России в первой половине XIX века; охарактеризо-вать основные взгляды и принципы славяно-филов и западников; познакомить с русским утопическим социализмом; развивать умение работать с учебником и историческими документами; формировать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения; продолжить работу по расширению кругозора и развитию интереса к изучению истории.

Славянофилы, западники, Н.М.Карамзин, «История Государства Российского», революционные демократы, народные социалисты, социалисты-утописты, русский утопический социализм.

1827г.- запрет принимать крепостных в гимназии и университеты.

1830г.- «Полное собрание законов Российской империи» из 45 томов (группа М.М.Сперанского)

1832г.- ограничение получения дворянства создание сословия потомственных «почетных граждан».

1833г.- «Свод законов Рос-сийской империи» из 15 т.

1835г.- Университетский устав, уничтожавший автономию вузов.

«Утопия» англ. философа Томаса Мора 1516г.

В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский 1828-1889.

Общая экономическая и политическая отсталость исключала сознательную классовую борьбу, но предпосылки уже были. Напряженное положение в калмыцком обществе отмечалось да же представителями местной администрации. Невозможность сохранения существующего порядка очевидна.

http://www.hrono.ru – исторический портал


§17, 19, вопросы и задания.

17-18

Культура России в первой половине XIX века.


2

Рассказать о реформе системы образования в России, о развитии науки и географичес-ких открытиях; дать представление о значительных достиже ниях и видных деяте-лях русской культуры первой половины XIX столетия; продолжить формирование понятие о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общ-ва; воспитывать чувст-во гордости за культуру России и за её преемственность.

Начато строительство Исаакиевского собора в Петербурге (с1818 по 1858), завершен Казанский собор (1811), реконструирована Красная площадь (1814).

1817г.- открытие Манежа.

1818г.- первый памятник К.Минину и Пожарскому. Серьёзные перемены в системе образования: открытие новых университетов, гимназий и уездных училищ.


1925г.- Большой театр.

1823г.- крепостной художник В.А.Тропинин (1776-1857) получил вольную и был удостоен звания академика («Портрет А.С.Пушкина», «Кружевница», «Старик-нищий», «Пряха»).

А.Г.Венецианов(1780-1847) – родоначальник русской бытовой картины, О.А.Кипренский (1782-1836) – портретист,

С.Ф.Щедрин (1791-1830)– родоначальник русской пейзажной живописи.

А.Н.Верстовский – основоположник оперы, М.И.Глинка – классическая музыка.

Развитие культура калмыцкого народа в первой половине XIX века.

http://statehistory.ru – история России


§20 -22, вопросы и задания.

19

Конт-рольная работа: Россия при Нико-лае I.

1

Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения.


1. Контрольное тестирование.

2. Беседа по вопросам.




Повторить.


V. Россия в годы правления Александра II – 6 часов

20

Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права в России.


1

Рассказать об истории отмены крепостного права, о либеральных реформах второй половины ХIХ в.; озна-комить с закономер-ностями становления и развития капитализма в России; способство-вать развитию истори-ческого мышления и совершенствованию их навыков соотноше-ния общего, особен-ного, единичного в историческом процессе.

Крестьяне-собственники, временно-обязанные, общины, сельские сходки, староста на 3 года, долговые деньги, ежегодные выкупные платежи, круговая порука.

Писатель В.А.Жуковский (1783-1852), митрополит Филарет по поручению Александра II составил текст Манифеста об отмене крепостного права 1861г.

Необходимость освобождения от феодальной зависимости назрела. Отмена крепостного права в Калмыцкой степи.


http://www.hrono.ru/dokum/19_02_1861.html/ Манифест 19 октября 1861 года

Информационно-творческий проект: Реформы Александра II.

§23, вопросы, зад. №6 с. 164.

21

Реформы Александра II.

1

Раскрыть содержание и особенности, буржу-азных по характеру реформ 60-70-х гг., определяя их положи-тельные и отрицатель-ные стороны; разви-вать умение работать с источниками, обобщать, излагать суть; воспитывать культуру речи, гражданские качества.

Земская (янв.1864г. Положение о земских учреждениях, возникли всесословные выборные органы земского самоуправления), городская (1870г. Городское положение, городские думы и управы), судебная (нояб.1864г. Судебный устав, суд присяжных, адвокаты), военная (01.01.1874г. Указ о введении всеобщей воинской повинности), образовательная (Университетский устав, Школьный устав: классические гимназии и реальные училища).

Закон «Об от мене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа» от 16.03.1892г. Половинчатость реформы.

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история


§24 - 25, зад. №9 на с. 169.

22

Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ.

1

Сформировать представление об экономике Российской империи и её месте в мировой экономике во второй половине XIX века; развивать умение обобщать, излагать суть; воспи-тывать патриотизм и уважение к истории нашей Родины.

Раскрепощение частной инициативы, привлечение капиталов из-за границы, рост промышленных предприятий, реформа налогового обложения, начало ж/д бума, стабилизация денежного курса.

1862г. - М.Х.Рейтерн - управляющий Министерства финансов, самый молодой министр, 16 лет на своем посту. Составил программу оздоровления экономики, сформировал экономическую политику страны, которая начала трансформироваться в аграрно-индустриальную.

Экономика Калмыцкой степи.


http://statehistory.ru – история России

Информационно-творческий проект: Сан-Стефанский мирный договор 19.02.1878г.

§26, вопросы, зад. №7.

23

Внешняя политика России в 1855 – 1881 гг.

1

Рассказать о внешней политике России в указанный период; сформировать представление о событиях русско-турецкой войны, о роли и значении борьбы России против господства Турции над славянскими народами; развивать умение работать с картой и историческими источниками; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм солдат, офицеров и генералов.


А.М.Горчаков (1798-1883), Н.Г.Столетов (1834-1912), М.Д.Скобелев (1843-1882), И.В.Гурко (1828-1901)

1873г. – «Союз трёх императоров» Германии, Австрии и России.

1877-1878 – русско-турецкая война: июль 1877г. – Шипкинский перевал, июль-ноябрь 1877г. – бои за Плевну.

Сан-Стефанский мирный договор 19.02.1878г.

Берлинский международный конгресс 01.06.1878г.

Участие калмыков в войнах России.

http://statehistory.ru – история России

http://grandwar.kulichki.net/turkwar/index.html/Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


§27 - 28, зад. №6 на с. 187.

24

Общественное движение России 1860 – 1870-х годов.

1

Сформировать представление об особенностях социаль-но-политического развития, многопартийности; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы.

Народники: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.

«Земля и воля» (1861-1863гг.)

«Земля и воля» в 1876г., а в 1879гг. – на «Народную волю» и «Чёрный передел».

Покушение на Александра II 1 марта 1881г.

Изменение социальной структуры калмыцкого общества.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§29, вопросы и задания.

25

К/р: «Россия в годы прав ления Александра II»


Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков, степень усвоения.



1. Контрольное тестирование.





Повторить.


VI. Россия в эпоху царствования Александра III – 5 часов

26

Александр III и его внутренняя политика.


1

Дать представление о личности Александра III; охарактеризовать его внутреннюю политику; развивать умение обобщать, излагать суть; воспитывать интерес к изучению истории.

Александр III (1881 – 1894), К.П.Победоносцев.


Май 1883г. – освящен храм Христа Спасителя-памятник русскому воинству в честь победы над Наполеоном в 1812г.

Жизнь калмыков в период царствования Александра III.

http://dinastya.narod.ru//Император Александр III


§30,

27

Экономическое развитие России в 1880-1890-е годы.

1

Рассказать о социаль-но-экономическом развитии России в пореформенные годы, об эволюции россий-ской промышленности; сформировать представление об экономике империи и её месте в мировой экономике в конце ХIХ в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории Родины.

Инфляция, политика поощрения российской промышленности.

1882г. – Крестьянский поземельный банк,

1889г. - отмена подушной подати.

Россия уверенно превращается в аграрно-индустриальную страну.

Экономика Калмыцкой степи в конце ХIХ в.



http://www.hrono.ru – исторический портал

Информационно-творческий проект: Сословия России.

§31, вопросы, зад. №4 на с. 216.

28

Политическое и административное состояние России. Социальная структура Россской империи

1

Сформировать представление об особенностях политического и административного состояния России; познакомить с административным делением страны; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы.

Монархическая власть, законодательно-совещательный орган – Госсовет, исполнительный орган – Комитет министров, суд.

78 губерний – на уезды, 18 областей – на округа.

Дворянство: личное и потомственное, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели.

Калмыцкая степь в конце ХIХ в.

Политика царского правительства.


http://statehistory.ru – история России


§32 - 33, вопросы и задания.

29

Россия в «концерте» мировых держав.

1

Раскрыть роль России в «концерте» мировых держав; сформировать представление об основных направлениях внешней политики России при Александре III; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины.

Кокандское ханство, Бухарский эмират, Хивинское ханство, противоречия на Балканах, в Турции, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

1882г. – тайный Тройст-венный союз Германии, Австро-Венгрии, Италии.

1887г. – Договор перестраховки – тайное соглашение с Германией.

1892г. – Военная конвенция с Францией.

Участие калмыков во внешней политике России.

http://statehistory.ru – история России


§34.

30

Пров/р: «Россия в эпоху царствования Александра III»

1

Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения.



1. Контрольное тестирование.




Информационно-творческий проект: Судьба Николая II.

Повторить.


VII. Россия в эпоху последнего царствования – 10 часов

31

Николай II – последний русский император (1894 -1917).

1

Дать представление о личности Николая II; охарактеризовать эпоху социальных потрясений, смут и войн; прививать интерес к изучению истории РФ.

Николай II, гессенская принцесса Алиса – Александра Фёдоровна: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей.

1894-1917гг. – Николай II

1918г. – трагическая смерть всей семьи.

Калмыки и Россия в период царствования Николая II.

http://www.hrono.ru – исторический портал


§35, вопросы и задания.

32

Экономические реформы С.Ю.Витте.


1

Рассказать о России в последние годы ХIХ в.; сформировать представление об экономике страны и её месте в мировой экономике; воспиты-вать патриотизм и уважение к истории нашей Родины.

С.Ю.Витте – глава Мин. путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), пр. Ком. мин-в (1903-1906), перв. глава Совета мин-в (1905-1906).

1897 – реформа денежного обращения, 1897 – всеобщая перепись населения Российской империи

Отношения калмыков и России.

http://www.hrono.ru – исторический портал


§36,

33

Внешняя политика России.

1

Изучить внешнеполитические события в период царствования Николая II; охарактеризовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за своё Отечество; развивать умение работать с картой и историческими источниками.

1899 – международная конференция в Гааге – Международный суд (ныне в структуре ООН), 1895 – Симоносекский мир Китая с Японией, 1902 – англо-японский договор.

1891 – решение о сооружении ж/д от Челябинска до Владивостока, 1896 – проложена восточная часть Транссибирской магистрали.

Участие калмыков в войнах России.

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории


§37, вопросы и задания.

34

Общественное движение в конце XIX века.

1

Дать представление о развитии обществен-ного движения в конце XIX в.; познакомить с основными направ-лениями социалисти-ческого течения; способствовать развитию исторического мышления и совершенствованию навыков соотношения общего и единичного в историческом процессе.

Профессиональные рабочие, отходники, экономические требования, социалистическое течение: народники, марксисты; революционер.

К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), М.А.Бакунин (1814-1876) – теоретик анархизма,

В.И.Ленин (1870 – 1924).

1875 – «Южнорусский союз рабочих» в Одессе, 1878 – «Северный союз рабочих» в Петербурге, 1883 – «Освобождение труда» (Г.В.Плеханов).

1895 – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», 1898 – создание РСДРП.


Изменение социальной структуры калмыцкого общества.



http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории


§38 -39

35

Русская Православная церковь.

1

Охарактеризовать Русскую Православную церковь; познакомить школьников с К.П.Победоносцевым; развивать умение обобщать, излагать суть; воспитывать интерес к изучению истории РФ.


Русская Православная церковь

Патриарх, митрополит, епископ, священник.

К. П. Победоносцев

Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Мировые религии. Буддизм.

http://www.booksite.ru/tnciklopedia/ – древнерусская жизнь в картинках


§40,

36-37

Образование, наука и культура России во второй половине XIX века.

2

Рассказать о развитии науки и образования во второй половине ХIХ в.; охарактеризовать основные направления развития архитектуры, живописи, драматургии, музыки; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою культуру, сознание того, что служение науке, искусству неразрывно связано со служением своему народу, многонациональной России.

Литература: И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Чехов.

Живопись:

И.Н.Крамской, И.И. Левитан, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов. Химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, историк С.М.Соловьев, врач С.П. Боткин, физиолог И.П.Павлов, физик А.Г.Столетов, изобретатели П.Н.Яблочков и А.Ф.Можайский, географы Н.Н.Миклухо-Маклай и Н.М.Пржевальский.

1898 – 52 высших учебных заведения.

Средние УЗ: гимназии - 8 лет, реальные училища - 6 лет.

1894 – 804 периодических издания.

1870 – Товарищество передвижников (худ. выставки).

Императорские: Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве.

Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге.

Культура калмыцкого народа во второй половине ХIХв.


http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история



§41 - 42, вопросы, зад. №7 на с. 286.

38-40

Повторение и обобщение.

Итоговая контрольная работа.

1

Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения.



1. Защита проектов. Обсуждение проектов.

2. Практикумы.

3. Работа в группах.

4. Индивидуальные творческие задания.

5. Итоговая контрольная работа.





Повторить.












ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


При освоении обязательного минимума содержания курса «История России XIX век» учащиеся 8 класса должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

● Хронологические знания и умения:

▪ называть даты, применяемые для периодизации истории России XIX в. (годы царствований «великих реформ», политической и социальной (1825 г., 1861г., важнейших военных кампаний (1812г., 1813 - 1814гг., 1853 - 1856 гг., 1877 - 1878 гг.);

▪ устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

● Знание фактов:

▪ называть основные течения, организации и участников общественного движения; место, участников и результаты важнейших исторических событий;

▪ называть имена крупнейших государственных деятелей, по­литических лидеров, представителей науки и культуры.

● Работа с источниками:

▪ показывать на исторической карте территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов;

▪ проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

▪ сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.

● Описание:

▪ описывать условия и образ жизни различ­ных слоев российского общества (дворян, крестьян, мещан, горожан и сельских жителей); народов Рос­сийской империи;

▪ составлять описание жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; предметов быта; памятников художест­венной культуры.

● Анализ, объяснение:

▪ соотносить факты и общие процессы, явле­ния: модернизации, индустриализации; полити­ческого развития, реформ и контрреформ XIX в.; общественного движения;

▪ называть характерные, существенные черты социально-экономического развития и по­литического строя России в XIX в.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодер­жавия; идеологии и практики общественных дви­жений (консервативных, либеральных, радикаль­ных);

▪ классифицировать события и явления по их принадлежности к дореформенному и порефор­менному этапам развития страны; основным тече­ниям общественной мысли;

▪ объяснять смысл, значение важнейших исто­рических понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодаль­ные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрре­форма, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм;

▪ сравнивать развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, партий;

▪ излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений XIX в., отмены крепостного права, войн 1812 г., 1853 - 1856 гг., 1877 - 1878 гг., присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов;

▪ объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений.

● Версии, оценки:

▪ приводить оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн

▪ определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных со­бытий и личностей в истории.




Учебно – методическое обеспечение


Литература для учителя:


1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.

2. Боханов А.Н., Фадеева Д.А. Программа курса «История России. ХIХ век». 8 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.

4. История и граждановедение. Сценарии творческих уроков.

5. История России. ХIХ век. Тесты. 8 - 10 классы. – М.: Дрофа, 2009.

6. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. ХIХ век. 8 класс.- М.: ВАКО.

7. Ляшенко Л.М. История России. ХIХ век. 8 класс. Методическое пособие.

8. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа. ХIХ в.- Э.

9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2004.

10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. 7 – 11 классы.

11. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9 классы.- М.: Айрис-пресс.

12. Шевелев В.Н. История Отечества.- Ростов н / Д: Феникс, 2002.

13. Эрдниев У.Б. Калмыки. Э., 1985.


Литература для обучающегося:


1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.

2. Боханов А. Н. История России. XIX век: Учебник для 8 класса ОУ – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.

4. История в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб: Тригон, 2009.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:


▪ http://www.hrono.ru – исторический портал.

▪ http://decemb.hobby.ru/Музей декабристов.

▪ http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время

▪ http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.html/Крымская война

▪ http://grandwar.kulichki.net/kavkaz/index.html/Кавказская война 1817-1864 гг.

▪ http://www.hrono.ru/dokum/19_02_1861.html/ Манифест 19 октября 1861 года.

▪ http://grandwar.kulichki.net/turkwar/index.html/Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

▪ http://dinastya.narod.ru//Император Александр III.

▪ http://www.wco.ru/ icons – виртуальный каталог икон

▪ http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечественная история

▪ http://www.booksite.ru/tnciklopedia/ – древнерусская жизнь в картинках

▪ http://statehistory.ru – история России

▪ http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории