Пояснительная записка
Курс «История России. XIX век» является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» и охватывает основные события отечественной истории XIX века.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования уровень и на основе авторской программы Боханова А.Н. «История России. XIX век». Она рассчитана на преподавание в 8 классе основной школы по учебнику: «Боханов А.Н. История России. XIX век. М.: Русское слово» и разработана на 40 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю, с учетом требований Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.
Главная цель данной рабочей программы: формирование у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщение их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.
Настоящая рабочая программа составлена исходя из следующих задач исторического образования:
▪ овладение учащимися основными знаниями по истории Отечества в хронологической последовательности;
▪ расширение представления учащихся о характере наших знаний о прошлом, их неоднозначности, необходимости рефлексивного подхода к собственным основаниям мышления, выводам исторической науки; овладение учащимися различных приемов исторического анализа;
▪ изучение истории через погружение учащихся в эпоху, формирование у них понимания духа эпохи через судьбы людей, события, процессы, явления;
▪ развитие гуманитарной культуры подрастающего поколения, их приобщения к ценностям мировой и национальной культуры, воспитания уважения к истории, культуре и традициям русского и других народов, проживающих на территории России;
▪ формирование критического взгляда на события отечественной истории и их оценки, на мотивы поступков и поступки исторических деятелей;
▪ формирование государственно-патриотического понимания истории;
▪ воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.
В рамках этих целей и задач в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.
В основу данной программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории. История России в настоящей рабочей программе представлена в рамках цивилизационной модели, позволяющей увидеть исторический процесс во всей его полноте и многообразии, выявить характерные черты российской цивилизации. История Отечества дается через судьбы людей – монархов, государственных деятелей, ученых, духовных пастырей, религиозных мыслителей, деятелей культуры, изобретателей и других выдающихся личностей.
Структура курса
№ | Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Контрольные и проверочные работы | Проекты |
1 | Российская империя в начале XIX века | 2 | 2 | | |
2 | Внешняя политика Российской империи в начале XIX века | 4 | 4 | | Наши земляки – герои Отечественной войны. |
3 | Положение в России после Отечественной войны 1812 г. | 3 | 3 | 1 | Восстание на Сенатской площади 14.12.1825г. |
4 | Российская империя в годы правления Николая I | 10 | 10 | 1 | Изобретатели-самоучки, создавшие в первой половине XIX века уникальные механизмы и технические приспособления |
5 | Россия в годы правления Александра II | 6 | 6 | 1 | Реформы Александра II |
6 | Россия в эпоху царствования Александра III | 5 | 5 | 1 | |
7 | Россия в эпоху последнего царствования | 10 | 10 | 1 | Судьба Николая II. |
Итого | 40 | 40 | 5 | |
Тематическое планирование курса «История России» 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цели урока | Основные понятия и термины | Основные даты | Национально-региональный компонент | ОР | Творческая и исследо-вательская деятельность | Домашнее зад-е |
I. Российская империя в начале XIX века – 2 часа |
1 | Алек-сандр I (1801 – 1825). Попытки реформ. | 1 | Обозначить особенности истории народов России и государства на рубеже веков; охарактеризо-вать социально-экономическое положение России в начале ХIХ в., уяснить роль и место России в мировой цивилизации; рассказать о правлении ПавлаI, причинах его убийства и восшествии на престол АлександраI в результате последнего дворцового переворо-та; заинтересовать уч-ся изучением истории. | Павел I, граф Н.П.Па-нин, граф П.А.Пален, Александр I. 1801г. - восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, право свободных сословий покупать землю без крестьян, прекращение раздачи государственных крестьян, указ об отмене пытки. Проект новой Конституции. | 11.03.1801г. – убийство Павла I, 1801-1803гг. - Негласный комитет. Уничтожение Тайной канцелярии. Смягчение цензуры, выезд за рубеж стал свободным. 1802г. - замена коллегий министерствами. 1803г. - Указ о «вольных хлебопашцах». | Ликвидация Калмыцкого ханства. Политика правительства Павла I по отношению к калмыкам. Указ Александра I от 26.10.01. об организации власти наместника. Усиление колонизаторской политики царизма. | Интернет и история. Дворцовые перевороты XVIII в. Что их объединяет с дворцовым переворотом 11 марта 1801 г.? | | §1 - 2, вопросы и задания |
2 | Российская империя в начале ХIХ в. | 1 | Охарактеризовать внутреннюю политику Александра I; дать представление об экономике Российской империи и её месте в мировой экономике в начале ХIХ в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины. | М.М.Сперанский, 1809г.- либеральный проект преобразований М.М.Сперанского. Реформы «сверху», министерства, необходимость реформ, причины неудач и значение реформ М.М.Сперанского. Недовольство жизнью, народные волнения после заграничного похода. | 1804-1805гг. - начало отмены крепостного права в Прибалтике. 1808,1809гг.- запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать на каторгу и в Сибирь. 1810-создание Госсовета. 1816-1819гг.-завершение отмены крепостного права в Прибалтике. 1810 - основание военных поселений. 1822г.- возобновление права ссылать крестьян. 1857 г. – упразднение военных поселений. | Чучей Тундутов – наместник калмыцкого народа - 13.07.1802 г. 1805г. – раздел Дербетовского улуса на Большедербетовский и Малодербетовский, утвержденный Петербургом 14.06.1809 г. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §3, вопросы, зад. №5 с. 25. |
II. Внешняя политика Российской империи в начале XIX века – 4 часа |
3 | Восточное направление внешней политики. | 1 | Сформировать представление о событиях русско-турецкой войны и войны со Швецией и Персией; охарактеризовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России в начале ХIХ в.; развивать умение работать с картой и историческими источниками. | 1804-1813гг. - русско-иранская или русско-персидская война. 1813г. - Гюлистанский мир. 1826 г. – Персия напала на русский военный лагерь около границы. 1828 г. – Туркманчайский мирный договор. | 1808-1809гг. - русско-шведская война, знаменитый зимний (1809) переход русской армии по льду Ботанического залива, Фридрихсгамский мирный договор, присоединение Финляндии. Русско-иранская или русско-персидская война 1804-1813гг. Русско-шведская война 1808-1809гг. 1806-1812гг., 1828-1829 - русско-турецкие войны. 1812г.- Бухарестский мир. 1826 г. – Аккерманский договор 1829 г. – Адрианопольский мир. | Царский манифест 30 октября 1806 г. Призыв калмыков. | http://statehistory.ru – история России | Поиск дополнительного материала: Встреча Александра и Наполеона в июне 1807 г. близ Тильзита. | §4, вопросы и задания. |
4 | Запад-ное направление внешней политики. | 1 | Изучить внешнеполитические события, предшествовавшие нашествию Наполеона на Россию; установить причины втягивания России в войну, раскрыть суть взаимоотношений России и Франции в начале XIX века; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы. | Тильзитский мирный договор, который с одной стороны был успешный для России, но невыгодны и даже тяжёлы были некоторые статьи: расчленена Пруссия, присоединение к континентальной блокаде, нанесшей огромный вред экономике страны. | 1804г.- III антифранцузская коалиция. 1806г.- IV антифранцузская коалиция. Ноябрь-декабрь 1805г.-разгром русско-австрийских войск при Аустерлице. 1806 г. – разгром Пруссии. 1807г.- поражение под Фридляндом, Тильзитский мирный договор. Встреча Александра и Наполеона в июне 1807 г. близ Тильзита. | Калмыцкие войсковые формирования. Первый и второй калмыцкие полки в составе третьей армии А. И. Тормасова. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории | Информационно-творческий проект: Основ- ные сражения Отечественной войны 1812 года. | §5, вопросы и задания. |
5 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Рассмотреть основные этапы Отечественной войны 1812г.; познакомить с событиями заграничного похода русской армии 1813-1814гг.; охарактеризовать внутреннюю политику Александра после окончания войны; развивать умение работать с картой и историческими источниками. | Наполеон, Кутузов, Джамба-тайша Тундутов, Серебджаб Тюмень. | Начало войны 12 июня 1812 года. 2-6 августа - оборона Смоленска, Наполеон вступил в сожженный, обезлюдевший город. 17 авг.- Кутузов принял командование армией. 26 авг.- Бородинская битва. 1 сент.- решение военного совета в Филях оставить Москву. 7 окт. - уход Наполеона из Москвы 12 окт.- сражение под Малоярославцем. 14-16 ноября - разгром французов на р. Березине. 31 декабря - манифест о победе над Наполеоном. Заграничный поход русской армии 1813-1814гг.: окт.1813г.- победа в «битве народов» под Лейпцигом. Март 1814г.-капитуляция Парижа Май 1814г.- Парижский мир. | 1-й Астр. Калмыцкий полк – Д. Тундутов, из Большедербетовского и Малодербетовского улусов. 2-ой Астраханский Калмыцкий полк – из Хошеутовского и Торгоутовского родов С.Тюменем. 3-й калмыцкий полк – ставропольские калмыки 1132 чел. Калмыки-казаки в Войске Донском. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история | Информационно-творческий проект: Наши земляки – герои Отечественной войны. | §6, вопросы, зад. №6 с. 50. |
6 | Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза | 1 | Охарактеризовать внутреннюю политику Александра после окончания войны и политику монархов Европы; раскрыть значение победы над Наполеоном; оценить основные задачи, поставленные Венским конгрессом победителей; заинтересовать изучением истории РФ. | Значение победы над Наполеоном. | Сент.1814-июнь1815г.- Венский конгресс победителей. «Сто дней Наполеона». Июнь 1815г. - битва при Ватерлоо. Наполеон отправлен на о. Свят. Елены, где скончался в 1821г. Сент.1815г.- Священный союз монархов Европы. | Хошеутовский хурул в Астраханской области – единственный памятник Отечественной войне 1812 г. на юге РФ. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история | | §7, вопросы и задания. |
III. Положение в России после Отечественной войны 1812 года – 3 часа |
7 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Сформировать представление о последних попытках преобразований Российской империи и её месте в мировом сообществе в начале XIX в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины. | Последние попытки преобразований. А.А.Аракчеев и «аракчеевщина». Почему не удались реформы «сверху»? | 1818 г. - проект А.А.Аракчеева по освобождению крестьян от крепостной зависимости , 1819 г. – «Уставная грамота» - проект Конституции Н.Н.Новосильцева. | Калмыки и реформы Александра I. Нойоны использовали наёмный труд. Начинают появляться относительно крупные капиталистические хозяйства. | http://www.hrono.ru – исторический портал | Информационно-творческий проект: Восстание на Сенатской пло- щади 14.12.1825г. | §8, вопросы и задания. |
8 | Тайные общества. Выступление на Сенатской площади. | 1 | Сформировать представление об особенностях социально-политического развития, формах государственного устройства, многопартийности; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы. | Дворянский авангард, движение декабристов, дворянское вольномыслие, оппозиционная идеология, революционность, либерализм, республика, конституционная монархия. | 1816-1817гг.- «Союз Спасения»(А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.М.Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель) 1818-1821гг.- «Союз благоденствия» 1821-1825гг.- Южное общество (П.И.Пестель, С.Г. Волконский, С.И.Муравьев -Апостол). «Русская правда» П.И.Пестеля. 1822-1825гг.- Северное общество – Дума (С.П. Трубецкой, Н.М.Муравьев, К.Ф. Рылеев, Е.П.Оболен-ский, А.А.Бестужев). «Конституция» Н.М.Муравь-ева. Восстание декабристов на Сенатской площади 14.12.1825г. | Нойоны находились под контролем царских чиновников, пытались вернуть свои права и привилегии. Калмыки в ведении МВД, теперь Калмыкия рассматривалась как внутренняя область России. | http://decemb.hobby.ru/Музей декабристов | | §9 - 10, вопросы, зад. №2,5. |
9 | Конт-рольная работа «Алек-сандр I». | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень ЗУН обучающихся, степень их усвоения. | | 1. Контрольное тестирование. | | http://www.hrono.ru – исторический портал | Информационно-творческий проект: Николай I. | Повторить. |
IV. Российская империя в годы правления Николая I – 10 часов |
10 | Внутренняя политика Николая I (1825 -1855). | 1 | Охарактеризовать личность Николая I и его внутреннюю политику; рассмотреть его преобразования в системе управления страной; познакомить с оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи; продолжить формирование исторического мировоззрения. | К началу царствования 1рубль ассигнациями стоил ¼ часть серебряного рубля, а с 1843г. его постоянный и обязательный курс составлял 3,50 р. ассигнациями. Постепенно ассигнации заменялись бумажными деньгами – кредитными билетами. Смягчение «крестьян-ского вопроса». Секретные комитеты для подготовки крестьянской реформы. 1828г.- отмена права помещика ссылать крепостных в Сибирь. 1841-1847гг.- запреты продавать крестьян без земли, с раздроблением семьи, в счет долгов. 1842г.-Указ об «обязан-ных крестьянах», расширявший возможности указа о «вольных хлебопашцах». | При исполнении закона никому не делал исключения, пресекал любые действия против власти. Кон. дек.1825 - нач. янв. 1926г. – восстание Черниговского полка на Украине. 1826г.- создание министерства Императорского двора, Цензурный устав («чугунный»). Преобразование Собст-венной его величества канцелярии в орган личной власти царя, подменявший минис-терства и ведомства. Создано 6 отделений. 1826г.- II отделение – кодификация законов; III отделение (начальник А.Х.Бенкендорф) с функциями высшей полиции, при отделении- корпус жандармов; IV – ведало благотворительными учреждениями (школами, приютами, больницами). | 24.11.1834 г. – введена система «попечительства»: нойонам и зайсангам запрещено дробить подвластные им улусы и аймаки между своими наследниками. 23.04.1847г. – уп-равление калмы-ками перешло от МВД к Мин-ву госимуществ, т.е. Калмыцкая степь отдавалась во власть управляю-щего Астрахан-ской губернской палатой Гос. имуществ. Суд (зарго) ликвидирован, все гражданские и уголовные дела - в русских судеб-ных органах. | http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время | | §11 - 12, вопросы, зад. №4 на с. 76, №4 на с. 78. |
11 | Экономическое раз-витие России при Николае I. | 1 | Рассказать о развитии промышленности России в первой половине XIX века; о создании паровых котлов и паровых машин; о технических изобретениях изобретателей-самоучек и внедрении этих изобретений в промышленное производство; дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую Россию; продолжить формирование навыка работы с историческим текстом; развивать умение работы с учебником. | 1829г.- Всероссийская мануфактурная выставка. 1835г.- первая отечественная ж\д компания. Первые ж/д: Петербург – Царское Село (1838), Москва – Петербург (1851). Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Если в1820г. 440 фабрик по обработке хлопка произвели 35 млн. аршин х\б полотна, то в 1852г. 756 фабрик – 257 млн. аршин х\б тканей. 1835г. - учреждено первое АО х\б производства. Дек.1836г.- «Положение о компаниях на акциях», Россия обрела университетский свод акционерного законодательства. | 1837г.- министерство государственных имуществ. 1837-1841гг.- реформа государственной деревни. 1845г.- повышение чина, дававшего право на потомственное дворянство. 1847г.- инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии. Всего св.100 указов. 1848-1855гг.- запрет выезда за рубеж, иностранцам - въезда в Россию, сокращение числа студентов, преследование либералов. 1842г.- пересмотр таможенных тарифов. Начался промышленный переворот. 1849г.- основан Сормовский механический завод по постройке речных пароходов. 1851г.- высокая оценка достижений промышленности. | Улусами управ-ляли улусные попечители, наделенные административными и полицейски-ми функциями. Владельцы реальной власти не имели, но сохраняли право взимать с населе-ния налоги. Попечители обя-заны были забо-титься о снабже-нии населения продовольствием, о расширении торговли, о медпо мощи, но также они насаждали среди калмыков оседлость и зем-леделие путём предоставления льгот. Нойонам – по 1500 десятин земли, зайсангам – 400, 200, а простым – по 30 десятин земли. | http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время | Информационно-творческий проект: Славянофилы и западники. | §13, вопросы, зад. №3,6 на с. 110. |
12 | Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 1 | Дать представление об основных событиях Кавказской войны 1817 – 1864 гг.; охарактери-зовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России; воспитывать патрио-тизм, чувство гордости за своё Отечество, сознание того, что Россия – многонацио-нальное государство и история каждого народа, проживающего на территории России, есть история нашей великой страны; развивать умение работать с картой и историческими источниками. | 1801-1804 гг. – присоединение Грузии. 1826г. – требование России, Англии и Франции автономии Греции. 1827г. - Наваринское сражение – разгром турецкого флота. 1828-1829гг. – русско-турецкая война. Сент.1829г. – Андрианопольский мирный договор. Освобождение Греции. 1826г.- заключена конвенция между Россией и Турцией, Аккерманский договор. 1826-1828гг. - русско-иранская или русско-персидская война. | К России перешёл весь обширный район Кавказа – от Черного до Каспийского моря. Кавказская война 1817 – 1864 гг. длилась с перерывами почти полвека. «Мрачное семилетие» 1848 – 1855гг. – запрет выезда за рубеж, а иностранцам – въезда в Россию. 1830-1840-е гг.- военные действия на Кавказе, война имама Шамиля с «неверны-ми». Крымская война 1853-1856гг. Русско-турецкая война Май-декабрь 1853г. – занятие русскими Молдавии и Валахии; наступление на Кавказе. В 1866 г. Шамиль и его семья принесла присягу России. | | http://grandwar.kulichki.net/kavkaz/index.html/Кавказская война 1817-1864 гг. | | §14, |
13 - 14 | Николай I и его принципы внешней политики. | 1 | Изучить внешнеполитические события в период царствования Николая I; установить причины польского восстания 1830-1831 годов, раскрыть суть взаимоотношений России и Польши в начале XIX века; рассмотреть роль и значение России в разрешении «восточного вопроса»; охарактеризовать основные события Крымской войны; развивать умение анализировать исторические документы, работать с картой и историческими источниками; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм солдат, офицеров и генералов. | Польское восстание 1830-1831 гг. Конституционное устройство в Царстве Польском сохранялось, русский император считался и царём польским. В Польше росло антирусское настроение. В Англии и Франции началась антирусская кампания, русофобия. 17.11.1830г. – мятеж против русских и симпатизирующих к России. 28.08.1831г. мятеж подавлен. 21.02.1832г.- издан «Органический статус», упразднение польской Конституции, взятие под контроль финансовой деятельности Польши, ликвидация её войска, однако остались в силе все местные судебные законы, польский язык сохранён при судопроизводстве, чего не было на старых польских территориях в Пруссии и Австрии. 1832г. – военная помощь Турции против египетского наместника Мухаммеда Али. 1833г. – Ункяр-Искелесский союзный договор. 1833г.- соглашение между Россией, Австрией и Пруссией. 1840-1841гг. – Лондонские конвенции о совместном контроле над проливами. 1848-1849гг. – подавление революционных выступлений в турецкой Молдавии и Валахии; революция в Венгрии. | «Мрачное семилетие» 1848-1855гг. – запрет выез-да за рубеж, а иностранцам – въезда в Россию. 18.11.1853г.- победа эскадры П.С.Нахимова около г. Синопа Война с англо-франко-турецким союзом. Апрель 1854г.- корабли Англии и Франции на Черном море обстреляли Одессу и блокировали флот России в Севастопо-ле, на Балтийском море подступили к Кронштадту. Неудачной была попытка союзников захватить Архангельск и Петропав-ловск – Камчатский. Сент.1854г. - авг.1855г. – вторжение союзников в Крым и оборона Севастополя русскими войсками во главе с В.Кор-ниловым, П.Нахимовым, В.Истоминым. В сент. началась 349-дневная героическая оборона Севастополя. Лишь 27.08.1855г. был захвачен Малахов курган, а русские войска отошли на север. На Кавказе Россия развернула наступление, захватила 16.11. 1855г. сильно укрепленную крепость Карс. Силы всех участников войны были истощены. К концу 1855г. военные действия фактически прекратились и в Вене начались мирные переговоры, а затем в Париже. Парижский мирный договор 1856г. России, Австрии, Франции, Великобритании, Турции, Пруссии и Сардинского королевства, который для России оказался неблагоприятным, европейские державы, выступив единым фронтом, добились от нее важных уступок. Россия возвратила Турции крепость Карс в обмен на Севастополь и др. города, занятые союзниками. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь там свои военные флоты. Но все же Великобритании и Франции не удалось подчинить себе Кавказ и отторгнуть от России Прибалтику и Польшу. | Участие калмыков в войнах России. | http://www.hrono.ru – исторический портал | Информационно-творческий проект: Изобретатели-самоучки, создавшие в первой половине XIX века уникальные механизмы и технические приспособления. | §15 – 16, зад. №3, 5 на с. 103. |
15 | Русская Православная церковь в первой половине XIX века. | 1 | Охарактеризовать Русскую Православ-ную церковь; познако-мить с подвижниками и ревностными хранителями веры православной; прививать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. | Самостоятельная (автокефальная), митрополит, патриарх, синодальный период, Святейший Синод – обер-прокурор, епархии – архиерей, катехизис Филарета. | Сергий Радонежский (ок.1321-1391), Кирилл Белозерский (1337-1427), монах Саровской пустыни Серафим (1759-1833), старец Амвросий Оптинский (1812-1891), митрополит Филарет (1783-1867), с 1812г. - ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук. | Религия калмыков. | http://www.wco.ru/ icons – виртуальный каталог икон | | §18, вопросы, зад. №4 с. 126. |
16 | Обще-ственная мысль России в первой половине XIX века. | 1 | Дать представление о развитии обществен-ной мысли России в первой половине XIX века; охарактеризо-вать основные взгляды и принципы славяно-филов и западников; познакомить с русским утопическим социализмом; развивать умение работать с учебником и историческими документами; формировать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения; продолжить работу по расширению кругозора и развитию интереса к изучению истории. | Славянофилы, западники, Н.М.Карамзин, «История Государства Российского», революционные демократы, народные социалисты, социалисты-утописты, русский утопический социализм. | 1827г.- запрет принимать крепостных в гимназии и университеты. 1830г.- «Полное собрание законов Российской империи» из 45 томов (группа М.М.Сперанского) 1832г.- ограничение получения дворянства создание сословия потомственных «почетных граждан». 1833г.- «Свод законов Рос-сийской империи» из 15 т. 1835г.- Университетский устав, уничтожавший автономию вузов. «Утопия» англ. философа Томаса Мора 1516г. В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский 1828-1889. | Общая экономическая и политическая отсталость исключала сознательную классовую борьбу, но предпосылки уже были. Напряженное положение в калмыцком обществе отмечалось да же представителями местной администрации. Невозможность сохранения существующего порядка очевидна. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §17, 19, вопросы и задания. |
17-18 | Культура России в первой половине XIX века. | 2 | Рассказать о реформе системы образования в России, о развитии науки и географичес-ких открытиях; дать представление о значительных достиже ниях и видных деяте-лях русской культуры первой половины XIX столетия; продолжить формирование понятие о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общ-ва; воспитывать чувст-во гордости за культуру России и за её преемственность. | Начато строительство Исаакиевского собора в Петербурге (с1818 по 1858), завершен Казанский собор (1811), реконструирована Красная площадь (1814). 1817г.- открытие Манежа. 1818г.- первый памятник К.Минину и Пожарскому. Серьёзные перемены в системе образования: открытие новых университетов, гимназий и уездных училищ. | 1925г.- Большой театр. 1823г.- крепостной художник В.А.Тропинин (1776-1857) получил вольную и был удостоен звания академика («Портрет А.С.Пушкина», «Кружевница», «Старик-нищий», «Пряха»). А.Г.Венецианов(1780-1847) – родоначальник русской бытовой картины, О.А.Кипренский (1782-1836) – портретист, С.Ф.Щедрин (1791-1830)– родоначальник русской пейзажной живописи. А.Н.Верстовский – основоположник оперы, М.И.Глинка – классическая музыка. | Развитие культура калмыцкого народа в первой половине XIX века. | http://statehistory.ru – история России | | §20 -22, вопросы и задания. |
19 | Конт-рольная работа: Россия при Нико-лае I. | 1 | Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения. | | 1. Контрольное тестирование. 2. Беседа по вопросам. | | | | Повторить. |
V. Россия в годы правления Александра II – 6 часов |
20 | Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права в России. | 1 | Рассказать об истории отмены крепостного права, о либеральных реформах второй половины ХIХ в.; озна-комить с закономер-ностями становления и развития капитализма в России; способство-вать развитию истори-ческого мышления и совершенствованию их навыков соотноше-ния общего, особен-ного, единичного в историческом процессе. | Крестьяне-собственники, временно-обязанные, общины, сельские сходки, староста на 3 года, долговые деньги, ежегодные выкупные платежи, круговая порука. | Писатель В.А.Жуковский (1783-1852), митрополит Филарет по поручению Александра II составил текст Манифеста об отмене крепостного права 1861г. | Необходимость освобождения от феодальной зависимости назрела. Отмена крепостного права в Калмыцкой степи. | http://www.hrono.ru/dokum/19_02_1861.html/ Манифест 19 октября 1861 года | Информационно-творческий проект: Реформы Александра II. | §23, вопросы, зад. №6 с. 164. |
21 | Реформы Александра II. | 1 | Раскрыть содержание и особенности, буржу-азных по характеру реформ 60-70-х гг., определяя их положи-тельные и отрицатель-ные стороны; разви-вать умение работать с источниками, обобщать, излагать суть; воспитывать культуру речи, гражданские качества. | Земская (янв.1864г. Положение о земских учреждениях, возникли всесословные выборные органы земского самоуправления), городская (1870г. Городское положение, городские думы и управы), судебная (нояб.1864г. Судебный устав, суд присяжных, адвокаты), военная (01.01.1874г. Указ о введении всеобщей воинской повинности), образовательная (Университетский устав, Школьный устав: классические гимназии и реальные училища). | Закон «Об от мене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа» от 16.03.1892г. Половинчатость реформы. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история | | §24 - 25, зад. №9 на с. 169. |
22 | Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ. | 1 | Сформировать представление об экономике Российской империи и её месте в мировой экономике во второй половине XIX века; развивать умение обобщать, излагать суть; воспи-тывать патриотизм и уважение к истории нашей Родины. | Раскрепощение частной инициативы, привлечение капиталов из-за границы, рост промышленных предприятий, реформа налогового обложения, начало ж/д бума, стабилизация денежного курса. | 1862г. - М.Х.Рейтерн - управляющий Министерства финансов, самый молодой министр, 16 лет на своем посту. Составил программу оздоровления экономики, сформировал экономическую политику страны, которая начала трансформироваться в аграрно-индустриальную. | Экономика Калмыцкой степи. | http://statehistory.ru – история России | Информационно-творческий проект: Сан-Стефанский мирный договор 19.02.1878г. | §26, вопросы, зад. №7. |
23 | Внешняя политика России в 1855 – 1881 гг. | 1 | Рассказать о внешней политике России в указанный период; сформировать представление о событиях русско-турецкой войны, о роли и значении борьбы России против господства Турции над славянскими народами; развивать умение работать с картой и историческими источниками; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм солдат, офицеров и генералов. | А.М.Горчаков (1798-1883), Н.Г.Столетов (1834-1912), М.Д.Скобелев (1843-1882), И.В.Гурко (1828-1901) | 1873г. – «Союз трёх императоров» Германии, Австрии и России. 1877-1878 – русско-турецкая война: июль 1877г. – Шипкинский перевал, июль-ноябрь 1877г. – бои за Плевну. Сан-Стефанский мирный договор 19.02.1878г. Берлинский международный конгресс 01.06.1878г. | Участие калмыков в войнах России. | http://statehistory.ru – история России http://grandwar.kulichki.net/turkwar/index.html/Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | | §27 - 28, зад. №6 на с. 187. |
24 | Общественное движение России 1860 – 1870-х годов. | 1 | Сформировать представление об особенностях социаль-но-политического развития, многопартийности; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы. | Народники: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. | «Земля и воля» (1861-1863гг.) «Земля и воля» в 1876г., а в 1879гг. – на «Народную волю» и «Чёрный передел». Покушение на Александра II 1 марта 1881г. | Изменение социальной структуры калмыцкого общества. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §29, вопросы и задания. |
25 | К/р: «Россия в годы прав ления Александра II» | | Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков, степень усвоения. | | 1. Контрольное тестирование. | | | | Повторить. |
VI. Россия в эпоху царствования Александра III – 5 часов |
26 | Александр III и его внутренняя политика. | 1 | Дать представление о личности Александра III; охарактеризовать его внутреннюю политику; развивать умение обобщать, излагать суть; воспитывать интерес к изучению истории. | Александр III (1881 – 1894), К.П.Победоносцев. | Май 1883г. – освящен храм Христа Спасителя-памятник русскому воинству в честь победы над Наполеоном в 1812г. | Жизнь калмыков в период царствования Александра III. | http://dinastya.narod.ru//Император Александр III | | §30, |
27 | Экономическое развитие России в 1880-1890-е годы. | 1 | Рассказать о социаль-но-экономическом развитии России в пореформенные годы, об эволюции россий-ской промышленности; сформировать представление об экономике империи и её месте в мировой экономике в конце ХIХ в.; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории Родины. | Инфляция, политика поощрения российской промышленности. | 1882г. – Крестьянский поземельный банк, 1889г. - отмена подушной подати. Россия уверенно превращается в аграрно-индустриальную страну. | Экономика Калмыцкой степи в конце ХIХ в. | http://www.hrono.ru – исторический портал | Информационно-творческий проект: Сословия России. | §31, вопросы, зад. №4 на с. 216. |
28 | Политическое и административное состояние России. Социальная структура Россской империи | 1 | Сформировать представление об особенностях политического и административного состояния России; познакомить с административным делением страны; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы. | Монархическая власть, законодательно-совещательный орган – Госсовет, исполнительный орган – Комитет министров, суд. | 78 губерний – на уезды, 18 областей – на округа. Дворянство: личное и потомственное, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели. | Калмыцкая степь в конце ХIХ в. Политика царского правительства. | http://statehistory.ru – история России | | §32 - 33, вопросы и задания. |
29 | Россия в «концерте» мировых держав. | 1 | Раскрыть роль России в «концерте» мировых держав; сформировать представление об основных направлениях внешней политики России при Александре III; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашей Родины. | Кокандское ханство, Бухарский эмират, Хивинское ханство, противоречия на Балканах, в Турции, Средней Азии и на Дальнем Востоке. | 1882г. – тайный Тройст-венный союз Германии, Австро-Венгрии, Италии. 1887г. – Договор перестраховки – тайное соглашение с Германией. 1892г. – Военная конвенция с Францией. | Участие калмыков во внешней политике России. | http://statehistory.ru – история России | | §34. |
30 | Пров/р: «Россия в эпоху царствования Александра III» | 1 | Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения. | | 1. Контрольное тестирование. | | | Информационно-творческий проект: Судьба Николая II. | Повторить. |
VII. Россия в эпоху последнего царствования – 10 часов |
31 | Николай II – последний русский император (1894 -1917). | 1 | Дать представление о личности Николая II; охарактеризовать эпоху социальных потрясений, смут и войн; прививать интерес к изучению истории РФ. | Николай II, гессенская принцесса Алиса – Александра Фёдоровна: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. | 1894-1917гг. – Николай II 1918г. – трагическая смерть всей семьи. | Калмыки и Россия в период царствования Николая II. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §35, вопросы и задания. |
32 | Экономические реформы С.Ю.Витте. | 1 | Рассказать о России в последние годы ХIХ в.; сформировать представление об экономике страны и её месте в мировой экономике; воспиты-вать патриотизм и уважение к истории нашей Родины. | С.Ю.Витте – глава Мин. путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), пр. Ком. мин-в (1903-1906), перв. глава Совета мин-в (1905-1906). | 1897 – реформа денежного обращения, 1897 – всеобщая перепись населения Российской империи | Отношения калмыков и России. | http://www.hrono.ru – исторический портал | | §36, |
33 | Внешняя политика России. | 1 | Изучить внешнеполитические события в период царствования Николая II; охарактеризовать взаимосвязь внутренней и внешней политики в России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за своё Отечество; развивать умение работать с картой и историческими источниками. | 1899 – международная конференция в Гааге – Международный суд (ныне в структуре ООН), 1895 – Симоносекский мир Китая с Японией, 1902 – англо-японский договор. | 1891 – решение о сооружении ж/д от Челябинска до Владивостока, 1896 – проложена восточная часть Транссибирской магистрали. | Участие калмыков в войнах России. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории | | §37, вопросы и задания. |
34 | Общественное движение в конце XIX века. | 1 | Дать представление о развитии обществен-ного движения в конце XIX в.; познакомить с основными направ-лениями социалисти-ческого течения; способствовать развитию исторического мышления и совершенствованию навыков соотношения общего и единичного в историческом процессе. | Профессиональные рабочие, отходники, экономические требования, социалистическое течение: народники, марксисты; революционер. | К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), М.А.Бакунин (1814-1876) – теоретик анархизма, В.И.Ленин (1870 – 1924). 1875 – «Южнорусский союз рабочих» в Одессе, 1878 – «Северный союз рабочих» в Петербурге, 1883 – «Освобождение труда» (Г.В.Плеханов). 1895 – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», 1898 – создание РСДРП. | Изменение социальной структуры калмыцкого общества. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории | | §38 -39 |
35 | Русская Православная церковь. | 1 | Охарактеризовать Русскую Православную церковь; познакомить школьников с К.П.Победоносцевым; развивать умение обобщать, излагать суть; воспитывать интерес к изучению истории РФ. | Русская Православная церковь Патриарх, митрополит, епископ, священник. К. П. Победоносцев | Иоанн Кронштадтский (1829-1908). | Мировые религии. Буддизм. | http://www.booksite.ru/tnciklopedia/ – древнерусская жизнь в картинках | | §40, |
36-37 | Образование, наука и культура России во второй половине XIX века. | 2 | Рассказать о развитии науки и образования во второй половине ХIХ в.; охарактеризовать основные направления развития архитектуры, живописи, драматургии, музыки; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою культуру, сознание того, что служение науке, искусству неразрывно связано со служением своему народу, многонациональной России. | Литература: И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Чехов. Живопись: И.Н.Крамской, И.И. Левитан, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов. Химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, историк С.М.Соловьев, врач С.П. Боткин, физиолог И.П.Павлов, физик А.Г.Столетов, изобретатели П.Н.Яблочков и А.Ф.Можайский, географы Н.Н.Миклухо-Маклай и Н.М.Пржевальский. | 1898 – 52 высших учебных заведения. Средние УЗ: гимназии - 8 лет, реальные училища - 6 лет. 1894 – 804 периодических издания. 1870 – Товарищество передвижников (худ. выставки). Императорские: Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве. Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. | Культура калмыцкого народа во второй половине ХIХв. | http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечест венная история | | §41 - 42, вопросы, зад. №7 на с. 286. |
38-40 | Повторение и обобщение. Итоговая контрольная работа. | 1 | Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения. | | 1. Защита проектов. Обсуждение проектов. 2. Практикумы. 3. Работа в группах. 4. Индивидуальные творческие задания. 5. Итоговая контрольная работа. | | | | Повторить. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
При освоении обязательного минимума содержания курса «История России XIX век» учащиеся 8 класса должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
● Хронологические знания и умения:
▪ называть даты, применяемые для периодизации истории России XIX в. (годы царствований «великих реформ», политической и социальной (1825 г., 1861г., важнейших военных кампаний (1812г., 1813 - 1814гг., 1853 - 1856 гг., 1877 - 1878 гг.);
▪ устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
● Знание фактов:
▪ называть основные течения, организации и участников общественного движения; место, участников и результаты важнейших исторических событий;
▪ называть имена крупнейших государственных деятелей, политических лидеров, представителей науки и культуры.
● Работа с источниками:
▪ показывать на исторической карте территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов;
▪ проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
▪ сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
● Описание:
▪ описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества (дворян, крестьян, мещан, горожан и сельских жителей); народов Российской империи;
▪ составлять описание жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; предметов быта; памятников художественной культуры.
● Анализ, объяснение:
▪ соотносить факты и общие процессы, явления: модернизации, индустриализации; политического развития, реформ и контрреформ XIX в.; общественного движения;
▪ называть характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных);
▪ классифицировать события и явления по их принадлежности к дореформенному и пореформенному этапам развития страны; основным течениям общественной мысли;
▪ объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм;
▪ сравнивать развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, партий;
▪ излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений XIX в., отмены крепостного права, войн 1812 г., 1853 - 1856 гг., 1877 - 1878 гг., присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов;
▪ объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений.
● Версии, оценки:
▪ приводить оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн
▪ определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Учебно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.
2. Боханов А.Н., Фадеева Д.А. Программа курса «История России. ХIХ век». 8 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.
4. История и граждановедение. Сценарии творческих уроков.
5. История России. ХIХ век. Тесты. 8 - 10 классы. – М.: Дрофа, 2009.
6. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. ХIХ век. 8 класс.- М.: ВАКО.
7. Ляшенко Л.М. История России. ХIХ век. 8 класс. Методическое пособие.
8. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа. ХIХ в.- Э.
9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2004.
10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. 7 – 11 классы.
11. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9 классы.- М.: Айрис-пресс.
12. Шевелев В.Н. История Отечества.- Ростов н / Д: Феникс, 2002.
13. Эрдниев У.Б. Калмыки. Э., 1985.
Литература для обучающегося:
1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.
2. Боханов А. Н. История России. XIX век: Учебник для 8 класса ОУ – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.
4. История в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб: Тригон, 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
▪ http://www.hrono.ru – исторический портал.
▪ http://decemb.hobby.ru/Музей декабристов.
▪ http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm/Николай I и его время
▪ http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.html/Крымская война
▪ http://grandwar.kulichki.net/kavkaz/index.html/Кавказская война 1817-1864 гг.
▪ http://www.hrono.ru/dokum/19_02_1861.html/ Манифест 19 октября 1861 года.
▪ http://grandwar.kulichki.net/turkwar/index.html/Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
▪ http://dinastya.narod.ru//Император Александр III.
▪ http://www.wco.ru/ icons – виртуальный каталог икон
▪ http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – отечественная история
▪ http://www.booksite.ru/tnciklopedia/ – древнерусская жизнь в картинках
▪ http://statehistory.ru – история России
▪ http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – сайт материалов по отечественной истории