СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России для 6 класса ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по истории России для обучающихся 6 класса.

соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России для 6 класса ФГОС»

690

Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

Протокол № от «___»________ 2016 г. Заместитель директора по УВР Директор МОУ СШ №29

Руководитель МО __________Н. П.Гаевая _________ И. А. Мелешкова ___________Т. В. Шумилина






муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №29 Тракторозаводского района Волгограда»



Рабочая программа учебного курса по истории России

для 6 класса на 2016 – 2017 учебный год (40 часов)


Программы обучения - Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.


Учебник - История России 6 кл. В 2-х частях. Н.М. Арсентьев, А. А. Данилова, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под редакцией А.В. Торкунова.  М.: Просвещение, 2016.




Учитель: Силаева И. А.

Год составления - 2016



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (6 класс). Программа предполагает использование учебника «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова


Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.


1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности - отметка «2»;


Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;

  • 60-74% - хорошо «4»

  • 50-59% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2»;



Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории России.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.



Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении


В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.);

•понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России







Используемые сокращения:

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;

УКИЗ – урок комплексного использования знаний;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:


  1. Учебник История России 6 кл. В 2-х частях. Н.М. Арсентьев, А. А. Данилова, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под редакцией А.В. Торкунова.  М.: Просвещение, 2016.

2.Программа обучения - Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Амбаров, В. Н. История : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.

  2. Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.

  3. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.








Дополнительная литература для учителя:

  1. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя исто­рии. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.

  2. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.

  3. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материа­лы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.

  4. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический матери­ал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.

  5. Петрович В. Г., Петрович Н. М., уроки истории 6 класс – М.,: ТЦ Сфера.2009.


Электронные ресурсы

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

  2. http://socio.rin.ru/

  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.















Календарно-тематическое планирование

п/п


Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание предметного материала

Виды учебной деятельности

Информационно-методическое обеспечение



Планируемые результаты


Д/з


Дата

предметные

УУД

план

факт

1

Введение.

Наша Родина — Россия

1

УИПЗЗ

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно- исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

CD– диск

Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.

Получат возможность научиться:

Работать с учебником

Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Регулятивные:

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания



С.4 -8.



2

Тема 1.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)


Древние люди и их стоянки на территории современной России







1


УИПЗЗ

Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.




















Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

CD– диск


Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, ка­ганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показы­вать на карте Тюркский и Аварский каганат, да­вать сравнительную ха­рактеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата


Личностные:

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни


Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций

Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Регулятивные:

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания





§1.з.2.3.



3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

УИПЗЗ

Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя

CD – диск

С.15-19.



4

Образование первых государств

1

УКИЗ

Древние государства: греческие города - государства Северного Причерноморья , Скифы , Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры, Великое переселение народов.

Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

CD - диск

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного правления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Личностные:

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

Регулятивные :планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач


§2з.1-3




5

Восточные славяне и их соседи



1

УИПЗЗ

Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.


Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян.

CD – диск

Научатся определять термины: индоевропей­цы, подсечно -огневое земледелие, борона, серп, бортничество, ве­че, идолы, волхвы, ку­десники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, на­зывать восточнославян­ские племена, их заня­тия и верования


Личностные:

Проявляют симпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им


 Регулятивные:

принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.


Познавательные:

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.


Коммуникативные:

аргументиру­ют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотруд­ничестве при выработке общего ре­шения в совместной деятельности

 




§3 з.1-4



6

История заселения территории родного края в древности.

1

УОСЗ


Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси и родного края.

CD– диск

Научатся определять термины, изученные в главе

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе


Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.


Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.


Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности




Тетр.



7

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)


Первые известия о Руси







1

УИПЗЗ

Происхождение народа Руси. «Повесть временных лет». Норманнская и антинорманская теории. Исторические источники.

Предпосылки, причины, значение образования государства восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности- Новгород и Киев.


Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из летописей

CD– диск

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Личностные:

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств ругих людей и сопережива­ние им

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.


Коммуникативные:

участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач



Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.


Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.


Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности




§4 з2 -5



8-9

Становление Древнерусского государства

2

УИПЗЗ

CD– диск

§5 з.1-3



10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

УИПЗЗ

Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.


Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

CD– диск

Научатся определять термины: оборонитель­ная система, митропо­лит, устав.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источ­ников, характеризовать политику Владимира Святославовича, пони­мать значение принятия христианства для даль­нейшего развития госу­дарства


Личностные: Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

 Регулятивные:

ставят учебные за­дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

 




§6 з 3-5



11

Русское государство при Ярославе Мудром

1

УИПЗЗ

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Внешняя политика. Международный авторитет Руси.


Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

CD– диск

Научатся определять термины: правда, по­садники, вотчины, смерды, закупы, рядо­вичи, холопы.

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать поли­тику Ярослава Мудро­го, называть группы за­висимого населения Руси


Личностные:

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные:

ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

§7 з.2-4.



12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

УИПЗЗ

Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах.


CD– диск

Научатся определять термины: междоусобица

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать поли­тику Владимира Мономаха


Личностные:

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные:

ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

§8 з.2-4



13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

УИПЗЗ

Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население.


Характеризовать. социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром. Рассказывать о положении от дельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха

CD– диск

Научатся определять термины

Получат возможность научиться: составлять развернутый план из­ложения темы


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения. задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


§9 з.3-5



14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

УКИЗ

Важнейшие черты культуры стран Европы. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Прикладное искусство.


Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Характеризовать развитие устного народного творчества, литературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси

CD– диск

Научатся определять термины: былины, зод­чество, фрески, мозаи­ка, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать ха­рактеристику культуры Древней Руси, устанав­ливать причинно-след­ственные связи между христианством и куль­турными ценностями

Личностные:

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Регулятивные:

учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные:

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные:

учитывают разные мнения и стремятся к коор­динации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию


§ 10 з.2-4



15

Повседневная жизнь населения

1

УКИЗ

Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения.


Характеризовать образ жизни пред­ставителей различных слоёв древнерус­ского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интер­нет) для подготовки сообщения (презен­тации) о каком-либо древнерусском го­роде (по выбору учащегося)

 


CD– диск

Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, те­рем, изба, слобода, се­ни, зипуны, порты, ону­чи, епанча.

Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (го­рожанина, князя, ре­месленника)»


Личностные:

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

Регулятивные:

принимают и сохра­няют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери­але в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные:

проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудниче­ство)

§11 з.2,4



16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

1

УКИЗ

Отношения с Византией, Центральной, Западной и Северной Европой. Место Руси в международной торговле.

.

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

CD– диск

Научатся определять термины, изученные в главе

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Повт.§1-11



17

Урок истории и культуры родного края в древности

1

УОСЗ

Повторение, обобщение и контроль по теме.


Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края

CD– диск

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Тетр.,сообщения



18

Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)


Политическая раздробленность в Европе и на Руси





1

УИПЗЗ

Социально-экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель.


Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

CD– диск

Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характери­зовать политику Вла­димира Мономаха, называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Личностные:

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

 Регулятивные:

определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм дей­ствий.

Познавательные:

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром








§ 12 з.2-4



19

Владимиро-Суздальское княжество

1

УКИЗ

Освоение Северо- Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо- восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.































Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

CD– диск

Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.

Получат возможность научиться: характери­зовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на кар­те, определять направ­ления деятельности владимиро-суздальских князей


Личностные:

Проявляют симпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

 Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; пла­нируют свои действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные:

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности






§13 з.2,3



20

Новгородская республика










































Южные и юго- западные русские княжества

1

УКИЗ

Территория, природные и хозяйственные особенности Северо- Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли.


























CD– диск

Научатся определять термины: боярская рес­публика, посадник, ве­чевой колокол, владыка, тысяцкий.



































Получат возможность научиться: свободно излагать подготовлен­ные сообщения по теме, сравнивать политиче­ское устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств


Личностные:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.


Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.


Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.


Коммуникативные:

участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач









 Личностные:

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач

Регулятивные:

ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, составляют план и алгоритм действии.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии






§ 14 з.2-4



21

Южные и юго-западные русские княжества

1

УКИЗ

Особенности географического положения и политического, социально- экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко- Волынского княжеств.

CD– диск

С.123-128



22

Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

УОСЗ

Повторение, обобщение и контроль по теме.


Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты раздробленности на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

CD– диск

Научатся определять термины, изученные в главе

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности






повт§12-14



23

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

Монгольская империя и из- менение политической картины мира







1

УЗЗВУ

Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие монгольской империи.


































Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.































Рассказывать об основных событиях вторжения

CD– диск

Научатся определять термины: баскаки, ор­дынский выход, ярлык, резиденция.

































Получат возможность научиться: называть политические и эконо­мические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно де­лать вывод о последст­виях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исто­рических источников

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Личностные :

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач

Регулятивные:

ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, составляют план и алгоритм действии.


Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.


Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 




Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности



















§15 з.1-3



24

Батыево нашествие на Русь

1

УКИЗ

Вторжение на рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимира. Поход на Новгород .

CD– диск

§16 з.4-5



25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

УКИЗ

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Невская битва. Ледовое побоище.


Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского.






















CD– диск

.

Получат возможность научатся определять термины: орден кресто­носцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Нев­ского.

Получат возможность научиться: рассказы­вать о Ледовом побо­ище с опорой на карту, делать вывод об исто­рическом значении по­бед А. Невского









Объяснять разницу между обыч­ным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Ру­си, называть маршрут завоеваний Батыя


Личностные:

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференцирован­ную оценку своих успехов в учебе


Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


§17 з. 4



26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

УКИЗ

Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды.


Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей.

CD– диск

§18 з.6.7



27

Литовское государство и Русь

1

УКИЗ

Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель. Характер литовского государства.


Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского. Показывать на карте русские территории, отошедшие к Литве.

CD– диск

Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значе­нии присоединения Литовского княжества к Русскому государству

 


Личностные:

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

общим способам решения задач

 Регулятивные:

учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные:

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные:

учитывают разные мнения и стремятся к коор­динации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию




§19 з.3



28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

УКИЗ

Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты.


Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

CD– диск

Получат возможность научиться: называть предпосылки объедине­ния Русского государ­ства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, само­стоятельно делать выво­ды о причинах возвы­шения Москвы

Личностные:

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; пла­нируют свои действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные:

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


§20 з.5,6



29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

УКИЗ

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой на кануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской.


Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
















CD– диск

Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вы­вод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструиро­вать события Куликов­ской битвы с опорой на карту



















Знать основные достижения культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в

Личностные:

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные:

участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных задач

Личностные:

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


§21 з.3-4



30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.


УКИЗ

Особенности культуры. Образование школ. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Рассказывать о развитии культуры русских земель. Объяснять особенности развития просвещения, научных знаний, литературы и др. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи. Характеризовать идею единства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»).






















CD– диск


§22.6,7





31

Родной край в истории и культуре Руси

1

УОСЗ

История родного края в древности и в период раздробленности русских земель.

Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края

CD– диск

Называть основные события в истории нашего края.

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные:

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию.

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные:

участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач


Тетр,сообщ.,презентация



32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

1

УОСЗ

Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XIII-XIV вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное

CD– диск

Научатся определять термины, изученные в главе

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия,адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Повт.§15 -22



33

Тема 5.

Формирование единого Русского государства (8 ч)


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в











1


УИПЗЗ

Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с другими государствами

CD– диск

Научатся определять термины: феодальная война, уния.









Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извле­кать полезную инфор­мацию из исторических источников


Личностные:

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности 

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности




§23.з.4-5



34

Московское княжество в первой половине XV в

1

УЗЗВУ

Василий I . Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель.


Объяснять смысл понятия «централизованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной






Выявлять причины распада Золотой Орды и его последствия

CD– диск

§24 з.3.4





35


Распад Золотой Орды и его последствия

1








УЗЗВУ

Распад Золотой Орды. Разгром Золотой Орды. Образование государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью.


CD– диск

Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Мос­ковскому княжеству. Получат возможность научиться: делать вы­воды об исторических предпосылках сверже­ния монголо-татарского ига

Личностные:

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные:

ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата

Познавательные:

выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии


§25 з.4



36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

УЗЗВУ

Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского владычества на Руси.

Объяснять суть изменений в политическом строе при Иване III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них ведения в рассказе о положении крестьян.

CD– диск

Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Мос­ковскому княжеству.

 


Личностные:

пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава­тельных мотивов

Регулятивные:

определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии


§26 з.6





37

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.



1

УКИЗ

Изменение положения Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Ереси.


Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва — Третий Рим». Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

CD– диск

Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

Получат возможность научиться: давать об­щую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать по­лезную информацию из литературных источ­ников


Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 




С.96 100,з.3 с.101



38

Человек в Российском государстве второй половины XV в

1

УКИЗ

Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество. Судебник Ивана III .






































Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

























Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Участвовать в создании презентации, посвящённой памятникам культуры родного края изучаемого периода.

CD– диск

Научатся определять термины: культурное возрождение, полуус­тав, исторические пес­ни, регалии, публици­стика, домострой.



























Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художе­ственной и публици­стической литературы XIV-XVIвв., проводить параллели между разви­тием русской литерату­ры и предшествующи­ми историческим собы­тиями

Личностные:

определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу, пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава­тельных мотивов Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, в том числе во внутреннем плане.


Познавательные:

ставят и форму­лируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач



Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности







Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


§с.1о1 – 106. З.4



39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

УКИЗ

Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись.

CD– диск

§27 з.4.5



40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства».


1

УОСЗ

Повторение, обобщение и контроль по теме.

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

CD– диск

Научатся определять термины, изученные в главе

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Личностные:

пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава­тельных мотивов

Регулятивные:

адекватно воспри­нимают предложения и оценку товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии




Повт §23 -27