СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории средних веков 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе примерной программы М.А.Бойцова и Н.Г.Петровой «История средних веков» для 6 класса. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе. Данная рабочая программа разработана на 28 часов, по 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории средних веков 6 класс»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании ШМО Зам. директора по УВР: ______ (Манджиева С.Н.) Директор школы: ______ (Заруднева И.В.)

Пр.№1 от 10.08.15г.

Рук. ШМО: ______ (Далюева Н.Н.)










Рабочая программа

по истории

6 класс







Учитель: Никеева И. Н.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кануковская средняя общеобразовательная школа»


Пояснительная записка


Новый курс: «История Средних веков: Европа и остальной мир» предназначен для использования в рамках общеобразовательных учреждений.

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе примерной программы М.А.Бойцова и Н.Г.Петровой «История средних веков» для 6 класса. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе. Данная рабочая программа разработана на 28 часов, по 2 часа в неделю.

Она рассчитана на преподавание по учебнику: «М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. История средних веков. М.: Русское слово», который входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Рос­сийской Федерации для преподавания в общеобразовательной школе.

Основная цель данной рабочей программы: формирование у обучающихся целостного представления о всемирной истории рассматриваемого периода, приобщение их к культурным до­стижениям и национальным традициям народов мира.

Настоящая рабочая программа курса средневековой истории дает возможность осуществлять следующие задачи исторического образования:

● знакомство обучающихся с истоками, ходом, тенденциями ста­новления мировой цивилизации, основными этапами складыва­ния средневекового мира, его центра и перифе­рии, ролью и местом России в нем;

● расширение представления обучающихся о характере наших зна­ний о прошлом, их неоднозначности, необходимости рефлексив­ного подхода к собственным основаниям мышления, выводам ис­торической науки; овладение учащимися различ­ных приемов исторического анализа;

● становление гуманитарной культуры подрас­тающего поколения, его способности существовать на бесконф­ликтной основе, конструктивно соединять традиции и новации, понимать жизненные ценности своего социума, быть от­крытым к историческому опыту народов нашей страны и других на­родов мира;

● освоение гуманистических и демократи­ческих ценностей, толерантности, неприятия любых форм человеконенавистнических идеологий, расизма, шовинизма, религиозной, национальной, классовой нетерпимости, ксенофо­бии, сепаратизма, становление гражданско-право­вой культуры школьников, их успешной социализации;

● развитие интереса к активному жизнетворчеству, к самопознанию через познание иного, через диалог с челове­ком иной эпохи и культуры.

● воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

Очень важным является ориентация на развитие школьника, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю.

Настоящая программа обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран, а также использование национально – регионального компонента. Это позволяет продемонстрировать, что Россия в современном мире выступает неотъемлемым и весьма важным звеном мировой цивилизации.






Структура курса





Название раздела


Количество часов по программе



Количество часов по рабочей программе


Контрольные и

проверочные работы


Проекты


1



Начало Средневековья


8


8


1


Ислам – мировая религия.




2




Средневековая Европа



13



13



1


Крестовый поход в средневековое российское государство.



3



Дальние страны


7


7


1


Возникновение ойратского народа.



Итого



28


28


3








Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи

Основные понятия

Основные даты

НРК

ОР

Творческая и исследова-

тельская деятельность

Д/з

I. Начало Средневековья – 8 часов

1

Второй Рим.

1

Сформировать пред-ставление о Средне-вековье как об одном из периодов Всеоб-щей истории; подвес -ти к пониманию того, почему Визан-тийская империя стала центром мира в период раннего Средневековья, рас-крыв особенности её развития и роль хри-стианской церкви; продолжить разви-тие образных и логи-ческих способностей, умения работать с картой.

Средневековье, Византия, Константинополь, Ромейская – Византийская империя, ромеи – византийцы, Вели кий Шёлковый путь, приход – приходской свя-щенник –церковь, епископ – кафед-ральный собор, архиепископ, мит-рополит, патри-арх, миряне, клир, монах, мона стырь, церковные соборы.

330 г. – освящение Но-вого Рима – Константи нополя. Византия в IV в.: Балканский и Крым ский п-ва, Малая Азия, Кавказские земли, Сирия, Палестина, Египет, о.Крит и Кипр в Средиземном море.

VI в. – «Золотой век» империи: в её состав вошли Северная Африка, Карфаген, о.Сицилия, б.часть Италии и юг Испании.

В VII в. Византия сохра-няет за собой лишь юг Балканского п-ва и Малую Азию.

Происхождение гуннов.

http://www.hrono.ru – исторический портал

Интернет и история.


§1 (кроме п. «Власть императора», §2 (п. «Великий Шёлковый путь»), вопросы и задания

2

Век Византии.


1

Раскрыть особеннос-ти императорской власти; познакомить с основными дости-жениями Византии в её «золотой век»; продолжить форми-рование картографи-ческих способностей обуч-ся, умения ана-лизировать истории-ческие источники.

Базилика, крестово-купольный храм, неф, трансепт, алтарь, мозаика, икона, иконоборцы, иконопочитатели, зороастризм.

Юстиниан I (527-565)

532 г. – восстание в Константинополе против власти Юстиниана I.

Гунны и хунны.

http://byzantion.ru/История Византийской империи


§1 (п. «Власть императора», §2, вопросы и задания.

3

Завое-ватели-германцы.

1

Показать особеннос-ти развития Запад-ной части Римской империи; сформиро-вать у обучающихся представление о времени Великого переселения наро-дов; познакомить с образом жизни германских племён; развивать умение анализировать, рабо тать с исторически-ми документами и дополнительной литературой.

Германцы, аланы, сарматы, гунны (Аттила), вестго-ты (Аларих), ван-далы, Великое переселение народов IV -VI вв.

Вандалы-Андалузия, лангобарды-Ломбардия, англы-Англия, франки – Франция, саксы – Саксония, бургунды – Бургундия.

395г. – завещание Феодосия I,

452г. – поход гуннов на Рим,

410г. – падение Рима, вестготы (Аларих),

455г. – захват Рима вандалами, 476г. – падение Западной Римской империи, 493г. – остготы подчинили себе всю Италию, 568г. – лангобарды подчинили себе север Италии.

Эпоха пяти варварских племен.

http://langedoc.narod.ru/История альбигойских войн. Хронология. Менталитет средневекового человека

Работа по карте: Расселение германских племен.

§3, вопросы и задания.

4

Рождение новой силы.

Мир ислама.

1

Рассмотреть особен ности жизни арабс-ких племен и просле-дить пути возникнове ния государства у арабов; сформиро-вать представление о новой мировой религии, зародившей ся в VII в.; способст-вовать развитию умения и навыка работы с учебником и историческими документами; воспитывать культуру речи; развивать интерес к изучению всемирной истории.

Арабы, бедуины, Мекка, Кааба, хиджры, Ясриб - Медина, Коран, мусульманин, сунна - предания, шариат, рамазан, хадж, мечеть, халиф, Арабский халифат, джихад, кочевники-берберы, Омейяды, Аббасиды, эмират, эмир, медресе, каллиграфия.

Мухаммад (ок.570-632), 622г. – уход Мухаммада в Ясриб, Хиджра, 661г. – убийство Али - последнего «праведного халифа», раскол на шиитов и суннитов.

711г. – захват арабами и кочевниками-берберами Испании, 732г. – франки остановили арабов, 751г. – схватка с Китаем,

750г. – свержение Омейядов Аббасидами.

Центральная Азия и Китай в IV-V вв.

Буддизм – мировая религия.

http://www.hrono.ru – исторический портал

Проект: Ислам – мировая религия.

§4, вопросы и задания.

§5, вопросы и задания.

5

От Хлодвига к Пипину.

1

Дать представление о процессе образования государства франков; раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы, работать с историческими источниками, обобщать, излагать суть.

Франки, Хлодвиг, Карл Мартелл, майордом,

Пипин Короткий, помазание, елей, помазанник Божий, легат, Бонифаций.

486 – завоевание Галии Хлодвигом, начало правления Меровингов.

732 – битва при Пуатье.

751 – помазание Пипина Короткого, начало династии Каролингов.


http://frank-history.narod.ru/f9-2.htm/История Франкии


§6, вопросы и задания.

6

Император Карл.

1

Определить основные направления политики Карла Великого; показать значение его деятельности для франкского государства; развивать умение анализировать, работать с историческими документами и дополнительной литературой.

Карл Великий, саксы (с 772 по 804), бавары, Аварский каганат, 200 графств (округов) – графы, марки – маркграфы, скриптория.

Карл Великий: 768-814 – держава франков, 774 – король Италии, 800 – император.

Монах Алкуин – Академия (придворная школа).


http://frank-history.narod.ru/f9-2.htm/История Франкии


§7, вопросы и задания.

7

На развалинах империи. Сколько раз завоёвывали Англию?

1

Раскрыть причины распада империи Каролингов и дальнейшего обособления земель, показать последст-вия этого процесса; развивать умение и навыки работы с учебником и истори- ческими документа-ми; воспитывать культуру речи; развивать интерес к изучению всемирной истории.

Арабы, венгры, норманны, драккары, конунг, викинги, дирхема, о. Исландия, альтинги, Гренландия, сага, Винланд, варяги, Русь, Нормандия, даны, бритты, англы, юты, англосаксы.

834 – Верденский раздел (западная – Франция, восточная – Германия, южная – Италия).

846 – осада Рима арабами.

1066 – умер король единой Англии Эдуард Исповедник.

14.10.1066г. – битва при Гастингсе между англосаксами и нормандцами, король Вильгельм I Завоеватель.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§8 - 9, вопросы и задания.

21

К/работа «На-чало Средневековья».

1

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень ЗУН обучающихся, степень их усвоения.





Контрольное тестирование.


Повторить.

II. Средневековая Европа – 13 часов

9 – 11.

Крестьяне и рыцари.

3

Сформировать пред ставление о земле как главной ценности в Средневековье, определить главных держателей земли и подчеркнуть разли-чия между ними, рас крыть смысл и значе ние вассальных отношений в эпоху Средневековья; раз-вивать умение сравнивать.

Феод, сеньор или сюзерен, вассал, воины-господа, знать. Сословия: молящиеся, сражающиеся, трудящиеся; об-щина, натураль-ное хозяйство.

Рыцари, рыцар-ская честь, замок, фигляры, жоглё-ры, менестрелы, турниры.



http://gelfrad.narod.ru/index.html/Все о рыцарстве и Средних веках


§10 -12, вопросы и задания.

12 – 14.

«Так хочет Бог!»


3

Изучить особенности складывания европейских держав; подвести уч-ся к пониманию причин участия в крестовых походах, познакомить с событиями этих походов; охарактеризовать основные рыцарские духовные органы, существовавшие в Европе; развивать умение составлять сравнительные таблицы, анализировать исторические документы, сравнивать и давать характеристику исторических деятелей и явлений.

Каролинги, графы Парижские, Гуго Капета, Капетин-ги, королевский домен, клюний-ское движение, противостояние императора и папы римского.

Святая земля, обет, Гроб Госпо-день, крест, крес-тоносцы, кресто-вые походы, папа , рыцари, князья и государи, просто-людины, купцы, духовно-рыцар- ский орден, Рекон киста (VIII-IX) – борьба за возвра щение Пиреней-ского полуостро- ва под власть христиан, мавры,

987 – король Гуго Капе-та, начало династии Капетингов во Франции, 919 – саксонский герцог Генрих – король германцев, 962 – Оттон I - император, 1073 – Григорий VII - папа римский.

Значение: соприкосно-вение двух миров, двух культур, проникновение в Европу многих сочинений древнегреческих философов, забытых в «темные века», освоение европейцами многих бытовых привычек мусульман – в еде, одежде, жилищах, т.о. походы обогатили Европу достижениями мусульманской культуры.


http://gelfrad.narod.ru/index.html/Все о рыцарстве и Средних веках

Проект: Крестовый поход в средневековое российское государство.

§13, зад. №2 на стр. 126,

§14 -15, вопросы и задания.

15 – 16.

Лики города.

2

Рассмотреть пути образования западноевропейских городов в Средние века; сформировать образное представ-ление о средневеко-вом городе, его обли ке, управлении, об уровне образования европейцев и его своеобразии; показать роль университетов; развивать умение работать с картой и историческими источниками.

Город, замок, коммуна, гильдия, цех, Ганза, мастер, ученик, подмастерья, рынок, ратуша, городской совет, патрициат, собор, романский и готический архитектурный стиль, скрипторий, монастырская школа, соборная школа, университет, вагант, колледж.

XI век – возрождение городов в Европе


http://www.hrono.ru – исторический портал


§16 -18, вопросы,

зад. №6 с. 50.

17 – 20.

Вершина Средневековья.


4

Раскрыть суть взаи-моотношений свет-ской и духовной влас ти в средневековой Европе; дать предс-тавление о причи-нах возникающих ересей и способах борьбы католичес-кой церкви с ними; охарактеризовать особенности форми-рования трёх круп-нейших государств Средневековья: Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них; сформировать образ XIV века как наибо-лее тяжёлого во всей средневековой истории Европы; развивать умение сравнивать истори-ческие явления, процессы, делать выводы и обосновывать их фактами.

Ересь, еретик, инквизиция, бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, «Сумма теологии », томизм, палом-ник (пилигрим), централизация, Великая хартия вольностей, орга-ны сословного представительства, парламент, «чёрная смерть», товарное произ-водство, Жакерия , «авиньонское пленение» пап, «Великая схизма », Столетняя вой на, реформатор, гусит, «отстраи-вание королевств », уния.

1386 г. – заключе-ние унии между Польшей и Литвой, 1387 г. – освобождение Болгарии.

1152-1190 – годы правления императора Фридриха I Барбароссы, 1198-1216 – годы понтификата Иннокентия III, 1209 – образование ордена францисканцев, 1225/1226-1274 – годы жизни Фомы Аквинского.

Годы правления королей: Франции: 1180-1223 – Филипп II Август, 1226-1270 – Людовик IX, 1285-1314 – Филипп IV Красивый; Англии: 1154-1189 – Генрих II Платагенет, 1189-1199 – Ричард I Львиное Сердце, 1199-1216 – Иоанн Безземельный, 1485-1509 – Генрих VII. 1215 – год дарования Вели-кой хартии вольностей, 1348 – начало «Чёрной смерти», 1358 – Жаке-рия, 1381 – восстание Уота Тайлера, 1309-1377 – «авиньонское пленение» пап

Древнемонгольское государство.

http://www.hrono.ru – исторический портал


§19 - 23, вопросы и задания.

21

К/работа «Сред-не-вековая Европа».

1

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень ЗУН учащихся, степень их усвоения.



1. Контрольное тестирование.



Контрольная работа.


Повторить.

III. Дальние страны – 7 часов

22.

Во владениях великого хана.


1

Сформировать представление об образе жизни и завоеваниях монго-лов, о крупнейшем государстве средневекового Востока; раскрыть причины образования и распада монгольского государства; воспитывать чувство патриотизма.

Хан, улус.

1211 – нападение на Северный Китай, 1219 – начало покорения Средней Азии, 1223 – битва при Калке, 1237-1242 – поход на Русь, 1258 – завоевание Багдада, 1260 – поражение от египетского султана

Древнемонлгольский род Ашина –основатели тюрской державы.

Великий тюрский каганат. Появление Уйгурского каганата и появление ойратов.

http://langedoc.narod.ru/История альбигойских войн. Хронология. Менталитет средневекового человека

Проект: Возникновение ойратского народа.

§24, вопросы и задания.

23.

Индия: раджи и султаны

1

Создать у уч-ся яркий образ индийской культуры и религии; подвести их к пониманию того, почему завоеватели разных стран устремились в Индию; развивать умение самостоятельно работать с текстом, с историческим документом.

Раджа, махараджа, индуизм, буддизм, нирвана.

Создали: цифры, десятичную систему счета, ноль.


Вывозили: шелковые и хлопковые ткани, специи, благовония, драгоценные украшения, краску индиго, изделия из слоновой кости, редких животных.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§25, вопросы,

зад. №2,5

24.

Поднебесная империя.



1

Раскрыть особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье; познакомить с достижениями китайской культуры, показав их значение в мировой истории; способствовать развитию образного мышления, творческого подхода; развивать умение обобщать, излагать суть.

Чжурчжэнь – кочевой народ.

Достижения: шёлк, чай, фарфор, компас, бумага, книгопечатание, порох, огнестрельное оружие (ненадёжное)

1279 г. – покорение монголами юга Китая, 1368 г. – конец монгольского владычества над Китаем.

Китай и Юго-Восточная Азия. Древний Тибет.

http://www.hrono.ru – исторический портал



25.

В стране Сипанго.

1

Сформировать представление о средневековом государстве Японии и особенностях власти императора; познакомить с японским военным искусством, религией, бытом и культурой японцев; развивать умение анализировать, работать с историческими документами и дополнительной литературой.

Синтоизм, сегун, самурай, харакири, дзен-буддизм.


С 794 г. Киото – столица Японии.

У китайцев: достижения медицины и военного дела, способы строительства дорог, архитектурный стиль, искусство разведения, приготовления и распития чая, живопись на шёлке, письменность, религия.

Народы Востока в эпоху средневековья.

http://www.hrono.ru – исторический портал

Поиск дополнительного материала.


§26 -27, вопросы и задания.

26.

Очень разная Африка.


1

Раскрыть особенности развития основных регионов Африки, отметив роль торговли; развивать навыки работы с учебником; воспитывать культуру речи, расширять кругозор.

Альморавиды, мамлюки.

Вывозили: слоновую кость, невольников, золото и железо.

1260 г. – победа на Синайском полуострове армии мамлюков (Египет) над монгольским войском.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§28 -29, вопросы и задания.

27.

Мир совсем неизвестный.

1

Дать представление о хозяйственной, культурной, религиозной жизни народов Америки – майя, ацтеков и инков; развивать умение анализировать, работать с источниками, обобщать.

Майя, ацтеки, инки.

С\х культуры: кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, помидоры.

Ваниль, ананас, какао.

Майя: письменность, астрономия, «ноль» до индийцев.

Майя – тольтеки – ацтеки.

Инки: кипу – узелковое письмо.


http://www.hrono.ru – исторический портал



28.

Конт-рольная работа «Дальние страны».

1

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень ЗУН учащихся, степень их усвоения.



1. Контрольное тестирование.



Контрольная работа.


§30 -31, повторить.







Планируемые результаты


При освоении обязательного минимума содержания курса «История средних веков» учащиеся 6 класса

должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

● Хронологические знания и умения:

▪ называть даты важнейших событий, хронологические рамки средневековья, периоды значительных событий и процессов;

▪ соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

● Знание фактов:

▪ называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, участников и результаты наиболее значи­тельных социальных, религиозных движений в сред­ние века;

▪ называть имена: правителей, общественных и религиозных деятелей, первооткрывателей, ученых, представителей духовной, ху­дожественной культуры средневековья.

● Работа с источниками:

▪ показывать на исторической карте место­положение государств средневекового мира;

▪ проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

▪ сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.

● Описание:

▪ рассказывать о занятиях и образе жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока;

▪ описывать социальное положение людей в средние ве­ка (правителей, знати, подданных; свободных и зави­симых);

▪ на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание и объяснять назначение средневековых памят­ников: жилых и общественных зданий, храмов; предметов быта; произведений искусства.

● Анализ, объяснение:

▪ соотносить единичные исторические факты и общие явления;

▪ называть характерные, существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господст­вовавших в средневековых обществах;

▪ группировать (классифицировать) историче­ские события и явления по указанному признаку;

▪ объяснять смысл, значение важнейших исто­рических понятий: аграрное об­щество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церков­ная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гума­низм;

▪ сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

▪ излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

▪ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и ре­зультаты деятельности отдельных людей в истории.

● Версии, оценки:

▪ приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учеб­ной литературе;

▪ определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных со­бытий и личностей в истории.


Учебно-методическое обеспечение


Литература для учителя:


1. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006.

2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.

3. Басхаев А.Н. Монголы. ХIII век.

4. Бембеева В.Ш., Бембеева В.В. Рассказы по истории и культуре ойрат – калмыков.

5. Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История средних веков: Европа и остальной мир». 6 класс.– Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС».

6. История в таблицах и схемах – СПб, 2003.

7. Короткова М.В. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс.

8. Петрова Н.Г. История средних веков. 6 класс. Книга для учителя – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

9. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2009.

10. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории.

11. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс.


Литература для обучающихся:


1. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История средних веков: Европа и остальной мир». Учебник для 6 класса.– Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

3. Всеобщая история в таблицах и схемах – СПб, 2008.

4. История в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб: Тригон, 2009.


Интернет-ресурсы:


▪ http://www.hrono.ru – исторический портал.

▪ http://gelfrad.narod.ru/index.html/Все о рыцарстве и Средних веках

▪ http://byzantion.ru/История Византийской империи

▪ http://frank-history.narod.ru/f9-2.htm/История Франкии

▪ http://langedoc.narod.ru/История альбигойских войн. Хронология. Менталитет средневекового человека.