24
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (2 класс) разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
-ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.(Утверждён приказом Минобрнауки Р.Ф.от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного стандарта начального общего образования)
-СТАНДАРТЫ второго поколения.Примерные программы по учебным предметам.Начальная школа.(Москва «Просвещение»,2010)
-«Школа России» Сборник рабочих программ.Система учебников «Школа России» 1-4 классы(Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,М. «Просвещение»,2011)
- Положение о структуре,порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,предметов,дисциплин(модулей)МБОУ «СОШ № 151»,реализующей программы общего образования.
-Основная образовательная программа начального общего образования (Приказ №107 от 27.08.14г.)
-Федеральный перечень учебников,рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях ,на 2016/2017 учебный год
-Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.Оно направлено на формирование эмоционально-образного,художественного типа мышления,что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Составной частью воспитания личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности школьников;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
- развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
- повышение уровня художественной образованности школьников – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
- воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средства.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников, при обсуждении творческих работ одноклассников.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского,В.Г.Горяева,Г.Е.Гуровой «Изобразительное искусство» и расчитана на 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю.
1 четверть -9 ч,2 четверть-7 ч,3 четверть- 10 ч,4 четверть-9 ч
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей,творческого потенциала ребёнка,формирование ассоциативно-образного пространственного мышления,интуиции.У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру.его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка,получение опыта эмоционально-ценностного,эстического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникампри освоении смежных дисциплин,а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе.окружающим людям,природе,науке,искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами .понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.Разнообразие художественных материалов и техник.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровеньсформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
2 класс
I. Чем и как работает художники?
1. Гуашь. Цветочная поляна.
Работа гуашью; изображение цветов на картоне зеленого цвета.
2. Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия.
Работа гуашью; изображение стихии в природе.
3. Цветные карандаши. Букет осени.
Работа с цветными карандашами; изображение осеннего букета.
4. Аппликация из осенних листьев.
Работа с природным материалом; составление композиции из листьев.
5. Аппликация «Осенний ковер».
Аппликация из разных видов бумаги; изображение земли, усыпанной листьями.
6. Графические материалы. Волшебный цветок.
Работа тушью и акварелью; изображение волшебного цветка.
7. Пластилин. Древний мир.
Работа с пластилином; лепка динозавров. Выставка и анализ работ выполненных в четверти.
II. Мы изображаем, украшаем, строим.
8. Изображение и реальность. Птицы родного края.
Работа гуашью; изображение птиц.
9. Изображение и фантазия. Сказочная птица.
Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы.
10. Украшение и реальность. Паутинка.
Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде.
11. Украшение и фантазия. Кружева.
Работа белой гуашью по цветной бумаге; изображение кружевной салфетки.
12. Постройка и реальность. Мой дом.
Рисование печатками, работа гуашью, фломастерами; изображение дома.
13. Постройка и фантазия. Городок-коробок.
Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином; создание сказочного города. Выставка и анализ работ выполненных в четверти.
III. О чем говорит искусство?
14. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
Работа гуашью; изображение моря с передачей настроения природы.
15. Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью; изображение животного с передачейего характера.
16. Образ человека и его характер (женский образ).
Работа с живописными материалами; изображение контрастных по характеру сказочных женских образов.
17. Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ).
Работа с пластилином; лепка сказочного героя.
18. Выражение характера человека через украшение.
Аппликация из цветной бумаги; украшение готовых форм кокошников и доспехов.
19. Выражение намерений человека через конструирование и декор.
Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса.
20. Обобщение темы четверти. Космическое путешествие.
Работа с разными материалами; урок-игра. Выставка и анализ работ выполненных в четверти.
IV. Как говорит искусство?
21. Цвет как средство выражения. Теплые холодные цвета.
Работа гуашью и с цветной бумагой; изображение чудо-ковриков.
22. Цвет как средство выражения. Автопортрет.
Работа с цветными карандашами; изображение автопортрета.
23. Пятно как средство выражения. Силуэт.
Работа гуашью и с черной цветной бумагой; изображение силуэтных композиций.
24. Линия как средство выражения. Мыльные пузыри.
Работа с графическими материалами; изображение мыльных пузырей.
25. Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц.
Работа с разными материалами; создание коллективной работы «Весна, шум птиц».
26. Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой.
Урок-путешествие, подведение итогового года в игровой форме. Выставка и анализ работвыполненных в течение года.
2 класс
№ | Вид деятельности | Кол-во часов |
1 | Работа гуашью или акварельными красками. | 8 |
2 | Работа с цветными карандашами. | 5 |
3 | Работа с природным материалом. | 1 |
4 | Работа с разными видами бумаги. | 4 |
5 | Работа тушью и акварелью. | 1 |
6 | Работа с пластилином. | 2 |
7 | Работа с гуашью и цветной бумагой. | 8 |
8 | Работа гуашью и фломастерами. | 2 |
9 | Работа с цветной бумагой, пластилином. | 2 |
10 | Работа с графическим материалом. | 2 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Учебно-методический комплект:
Программа Б.М. Неменского«Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2016г.
Учебник Б. М. Неменский «Искусство и ты» 2 класс М. «Просвещение» 2016г.
3 Рабочая тетрадь 2 класс. Б.М. Неменский М. «Просвещение 2016 г.»
2.Интернет-ресурсы.
1.Википедия:свободная энциклопедия.-Режим доступа:http//ru.wikipedia.org/wiki
2.Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет.-Режим доступа:http//pedsovet.org/
3.Клуб учителей начальной школы.-Режим доступа:http//www.4stupeni.ru
4.Фестиваль педагогических идей.-Режим доступа:http//festival.1september.ru
5.Педагогическое сообщество.-Режим доступа:http// www.pedsovet.su
3.Информационно-коммуникативные средства.
1.аудиозаписи.Классическая музыка.
4.Технические средства обучения.
1.CD магнитола
2.Компьютер
3. Интерактивная доска.
4.Проектор.
5.Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин.иллюстраций.рисунков учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
- различать названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- применять правила смешения красок и получения составных цветов;
- использывать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
- отличать рисунок с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
- применять правила расположения рисунка на листе бумаги;
- получать начальные сведения о средствах выразительности и эмоциональном воздействие рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и другое);
- различать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- применять простейшие сведения о наглядной перспективе, линия горизонта, точке схода и другое;
- получать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-пользываться делением цветового круга на группы теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- применять изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Выпускник научится:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линию разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;
- стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
- передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов – выше, крупнее – близких, мельче – дальних);
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
- владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона;
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб, коробка и другое);
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемого предмета;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст им гармонию цветовых оттенков;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и многое другое.
Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять школьников действовать творчески.
Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
№ урока | Раздел программы,тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид деятельности учащихся | Формы и методы контроля | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт |
ученик научится | получит возможность научиться |
I. Чем и как работают художники? | |
1. | Цветочная поляна. Три основных цвета | 1 | Правильно смешивать краски и получать составные цвета. Владеть гуашевыми и акварельными красками. | Изображать явления окружающей жизни. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - умению наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Работа гуашью; изображение цветов на картоне зеленого цвета. Уметь правильно располагать лист бумаги, стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения, в зависимости от размера листа, рисовать кистью самостоятельно. | Выставка | Самостоятельная | | |
2. | Радуга на грозовом небе. Пять красок - всё богатство цвета и тона. | 1 | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном | Изображать явления окружающей жизни. | Работа гуашью; изображение стихии в природе. Уметь правильно располагать лист бумаги, стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов. | Самостоятельная работа | | |
3. | Занятие – игра. Осенний лес. Пастель и цветные мелки. | 1 | Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения в иллюстрациях художников к детским книгам. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости, навыками работы пастелью и цветными мелками. | Работа с цветными мелками и пастелью; изображение осеннего леса. Изображать особенности разных времен года. | Самостоятельная работа | | |
4. | Занятие – экскурсия. Выразительные возможности аппликации «Осенний листопад». | 1 | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды, листья и т. д.). | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | Аппликация из разных видов бумаги; изображение земли, усыпанной листьями. Правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения. | Коллективная работа | | |
5. | Графика зимнего леса. Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). | Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. | Изображение зимнего леса на белых листах бумаги по впечатлению и по памяти. Изображать особенности разных времен года. | Самостоятельная работа | | |
6. | Графика зимнего леса.Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). | Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. | Изображение зимнего леса на белых листах бумаги по впечатлению и по памяти. Изображать особенности разных времен года. | Самостоятельная работа | | |
7 | Урок-игра. Звери в лесу. Игровая площадка. Выразительность материала для работы в объёме. | 1 | Овладевать первичными навыками работы пластилином. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | Работа с пластилином; лепка животных. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения. | Работа в парах. | | |
8 | Урок-игра. Звери в лесу. Игровая площадка. Выразительность материала для работы в объёме. | 1 | Овладевать первичными навыками работы пластилином. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | Работа с пластилином; лепка животных. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения. | Работа в парах. | | |
9. | Выставка творческих работ. Обобщение. Для художника любой материал может стать выразительным. | 1 | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.), и что любой материал может стать выразительным. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Изображение ночного праздничного города, с помощью необычных материалов. Изображать явления окружающей жизни. | Выставка работ | | |
II. Реальность и фантазия. |
10. | Урок - презентация. Птицы родного края. Изображение и реальность. | 1 | Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. | Наблюдать за птицами своего края, уметь изображать их. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Работа гуашью; изображение птиц. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. | Индивидуально-коллективная работа | | |
11. | Сказочная птица. Изображение и фантазия. | 1 | Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. | Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы. Правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения. | Самостоятельная работа | | |
12. | Узоры на паутине. Украшение и реальность. | 1 | Находить природные узоры (паутина, сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. | Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. |
Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. | Самостоятельная работа | | |
13. | Кружевные узоры. Украшение и фантазия. | 1 | Любоваться красотой природы. Разглядывать узоры и формы, созданные природой. | Интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. | Работа белой гуашью по цветной бумаге; изображение кружевной салфетки. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы. | Самостоятельная работа | | |
14. | Подводный мир. Постройка и реальность. | 1 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | Работа гуашью, фломастерами; изображение подводного мира. Правильно располагать лист бумаги, стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов, правильно определять величину изображения, в зависимости от размера листа, передавать в тематических рисунках пространство. | Работа в парах. | | |
15 | Постройка и фантазия. | 1 | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. | Анализировать, из каких основных частей состоят дома. | Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином; создание сказочного города. Перевод плоского листа в объёмную форму. | Самостоятельная работа | | |
16. | Выставка творческих работ. Братья-мастера всегда работают вместе. Обобщение. | 1 | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Конструирование, украшение ёлочных игрушек. Перевод плоского листа в объёмную форму. | Индивидуально-коллективная работа. Выставка. | | |
III. О чем говорит искусство? |
17. | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. | 1 | Находить, рассматривать красоту природы и рассуждать об увиденном. Владеть гуашевыми красками. | изображать явления окружающей жизни. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Работа гуашью; изображение моря с передачей настроения природы. Владеть навыками свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона, выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивая размером, цветом главное в рисунке. | Самостоятельная работа | | |
18. | Четвероногий герой. Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. | 1 | чувствовать и выражать в изображении характер животного. Владеть гуашевыми и акварельными красками. | Передавать характер зверя через форму тела, движения. | Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера. Знать разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объем, композиция, ритм), отличие рисунка по памяти и от декоративного рисунка, правила расположения рисунка на листе бумаги, имена художников, чье творчество связано с природой. | Самостоятельная работа | | |
19 | Занятие путешествие в сказку. Образ человека и его характер (женский образ). | 1 | Владеть гуашевыми и акварельными красками, изображать человека. | Изображать пропорции лица и мимику, учитывая разновидности портрета. | Работа с живописными материалами; изображение контрастных по характеру сказочных женских образов. | Самостоятельная работа | | |
20 | Занятие путешествие в сказку. Образ человека и его характер (женский образ). | 1 | Владеть гуашевыми и акварельными красками, изображать человека. | Изображать пропорции лица и мимику, учитывая разновидности портрета. | Работа с живописными материалами; изображение контрастных по характеру сказочных женских образов. | Самостоятельная работа | | |
21 | Занятие путешествие в сказку. Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). | 1 | Изображать человека. | Узнавать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. | Работа с пластилином; лепка сказочного героя. Фантазировать и изображать задуманное, конструировать, лепить, сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). | Самостоятельная работа | | |
22 | Занятие путешествие в сказку. Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). | 1 | Изображать человека. | Узнавать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. | Работа с пластилином; лепка сказочного героя. Фантазировать и изображать задуманное, конструировать, лепить, сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). | Самостоятельная работа | | |
23 | Человек и украшения. Выражение характера человека через украшение. | 1 | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. | Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. | Аппликация из цветной бумаги; украшение готовых форм кокошников и доспехов. Знать имена художников, чье творчество связано со сказками. | Работа в парах. | | |
24 | Занятие путешествие в сказку. Морской бой Салтана и пиратов. Выражение намерений человека через конструирование и декор. | 1 | Понимать символику изображений. | Украшать цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых. | Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Изображать явления окружающей жизни и фантазировать и изображать задуманное. | Индивидуально-коллективная работа. | | |
25 | Занятие путешествие в сказку. Морской бой Салтана и пиратов. Выражение намерений человека через конструирование и декор. | 1 | Понимать символику изображений. | Украшать цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых. | Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Изображать явления окружающей жизни и фантазировать и изображать задуманное. | Индивидуально-коллективная работа. | | |
26 | Выставка творческих работ. Обобщение темы четверти. | 1 | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Участвовать в обсуждении выставки. | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | Работа с разными материалами. Выставка и анализ работ выполненных в четверти. Проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и к творческим успехам товарищей. | Выставка. | | |
IV. Как говорит искусство? |
27 | Огонь в ночи. Цвет как средство выражения. Теплые холодные цвета. | 1 | Овладевать навыками работы гуашью. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Работа гуашью и с цветной бумагой; изображение пера жар- птицы. Владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона, выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивая размером, цветом главное в рисунке. | Работа в паре. | | |
28 | Огонь в ночи. Цвет как средство выражения. Теплые холодные цвета. | 1 | Овладевать навыками работы гуашью. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | Работа гуашью и с цветной бумагой; изображение пера жар- птицы. Владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона, выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивая размером, цветом главное в рисунке. | Работа в паре. | | |
29 | Мозаика. Цвет как средство выражения. | 1 | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен, используя тёплые и холодные цвета. | Работа с цветными карандашами; изображение автопортрета. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | Самостоятельная работа | | |
30 | Цвет как средство выражения.Автопортрет | 1 | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен, используя тёплые и холодные цвета. | Работа с цветными карандашами; изображение автопортрета. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | Самостоятельная работа | | |
31 | Силуэт. Пятно как средство выражения. | 1 | Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. | Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. | Работа гуашью и с черной цветной бумагой; изображение силуэтных композиций. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. | Самостоятельная работа | | |
32 | Линия как средство выражения.Мыльные пузыри. | 1 | Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Работа с графическими материалами; изображение мыльных пузырей. Знать разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объем, композиция, ритм), отличие рисунка по памяти и от декоративного рисунка, правила расположения рисунка на листе бумаги. | Коллективная работа | | |
33 | Весна, шум птиц. Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц. | 1 | Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. | Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. | Работа с разными материалами; создание коллективной работы «Весна, шум птиц». Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. | Коллективная работа | | |
34 | Выставка творческих работ. Весна, шум птиц. Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц. | 1 | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Участвовать в обсуждении выставки. | Выставка и анализ работ выполненных в течение года. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | Выставка. | | |
35 | Итоговый урок-путешествие года. | 1 | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Участвовать в командной игре | Познакомятся с выразительными средствами различных видов искусства | Бережно относиться к духовным ценностям | Урок-путешествие, подведение итогового года в игровой форме. | Выставка | | |