СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена к учебникам по интегрированной программе для 5-8 классов авторов Е.А.Ермолинской.Л.Г.Савенковой.Е.С.Медковой издательства Вентана-граф.Программа соответствует ФГОС основного общего образования.
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
На заседании МО ЗД по УВР директор школы МОУ Красновосходская СОШ
Протокол № 1 ___________Волкова И.В. __________________Ишукова А.А..
31.08.2015
Муниципальное образовательное учреждение
Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Рабочая программа
Наименование учебного предмета изобразительное искусство
Класс 5
Уровень общего образования базовый
Учитель Казначеева Анна Васильевна
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016
Количество часов по учебному времени 35
Всего 35 часов год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы изобразительному искусству для 5 – 9 классов Савенковой Л.Г. Ермолинской Е.А.,Медковой Е.С. ,2012.
Учебник Савенковой Л.Г. Ермолинской Е.А.,Медковой Е.С Изобразительное искусство 6 класс,2013.
Рабочую программу составила ______________ /Казначеева А.В./
Карабаевка 2015
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
-приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
-распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 № 320-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 г. № 559-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» ;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
основной образовательной программы основного общего образования МОУ Красновосходской СОШ, утверждённой приказом от 2 сентября 2013г. №
156;
учебного плана МОУ Красновосходской СОШ, утвержденного
приказом от 10.08.2015г. №114;
За основу рабочей программы взята авторская программа по изобразительному искусству для 5-9 классов Савенковой Л.Г. Ермолинской Е.А.,Медковой Е.С. которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по обществознанию и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва,издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.
Интегрированная программа по изобразительному искусству для 5-8(9) классов общеобразовательных учреждений составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
интеграции дисциплин искусства и предметов гуманитарного цикла.
Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии раз- . личных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.
При составлении тематического планирования были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Методологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы 1J.I1. Юсова, в частности его концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в федеральном государственном научном учреждении Институт художественного образования Российской академии образования.
Научно-методическое обеспечение программы, предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей-практи- ков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с учащимися, построенные на принципах сотворчества, предполагающие изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса.
Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно-нравственного, эстетического потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.
В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»: Сформирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения;
2) овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
3) овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) (цифровой фотографии, видеозаписи, элементах мультипликации и пр.) и проектной исследовательской деятельности.
Место курса в базисном
учебном плане
Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 140, по 35 ч в год (1 ч в неделю).
Построение содержания изобразительного искусства для основной школы опирается на курс «Изобразительное искусство», который изучается в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества;
живое общение с ребёнком с учётом его возрастных особенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фактор);
применение методов проблемного обучения;
развитие наглядно-образного мышления учащихся;
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и отношений человека и природы, человека и культуры, роли личности в культуре, реализации человека в искусстве;
активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития. Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в
художественном образовании школьников и педагогического творчества учителя. Предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, творческой инициативы и самостоятельность в раскрытии темы, постановки задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, форм работы с детьми. Программа предоставляет педагогу возможность максимально проявить самостоятельность и занять активную личностную позицию. В ней даны примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Программа может стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость учащихся работой. Изобразительная деятельность служит источником положительных эмоций, доставляет детям радость. Уроки изобразительного искусства своим содержанием должны обеспечивать высокий интерес и активное отношение учащихся к занятиям искусством, к познанию мира в образной и художественной формах.
В практической работе выделяются четыре основные учебные проблемы: композиционная деятельность; цвет и краски; форма, пропорции и конструкция; пространство, объём и свет, которые проходят через весь курс обучения с 5 по 8 (8-9) классы.
Важнейшей формой занятий и условием успешного освоения программы являются работа с натурой, наблюдение и изучение окружающей действительности, порождение художественного образа на основе совокупности знаний о мире и личностного уровня владения художестве иными приёмами и языком изобразительного искусства. Программа предполагает широкое привлечение работ на заданные темы, но памяти и воображению, а также изображение различных сюжетов, основой для которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы и др. Предлагается знакомство с разнообразием техник, материалов и инструментов.
Одним из важных условий реализации программы выступает серьёзная работа со словом: обогащение словарного запаса, развитие способностей формулировать замысел будущей работы, проекта, аргументированно обосновывать свой вариант решения творческого задания, общаться по поводу искусства и на языке искусства, чувствовать выразительную силу слова, его образное насыщение, мелодию речи и интонационные нюансы.
В программе выделены три направления развития учащихся, которые реализуются в конкретных видах деятельности и одинаково важны на любом уроке. Однако степень их приоритетности различна как на разных возрастных ступенях, так и на каждом занятии.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Изобразительное искусство и окружающий мир. Освоение выразительных возможностей художественного языка (композиция, цвет, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (ритм, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт, колорит, объём, свет, линия, пятно и др.). Развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Освоение истории возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия
художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в изобразительном творчестве (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Роль изобразительного искусства в истории: искусство — выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения.
Воспитание творческой инициативы учащихся, их способности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Развитие желания творить своё искусство.
Воспитание индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции. Самостоятельная творческая деятельность на занятиях изобразительным искусством рассматривается как один из самых важных видов работы с детьми. Она направлена на развитие способности учащихся самостоятельно принимать решения поставленной задачи.
Важным условием развития художественно-образного мышления является включение в процесс освоения изобразительного искусства других видов искусства. Это обосновано, во-первых, тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один — через зрение, другой — на слух, третий -— через движение и т. д.); во-вторых, любое искусство, будь то живопись, музыка, скульптура, поэзия, литература, театр, танец, опираются на одни художественно-выразительные средства. Полихудожественный подход позволяет разнообразить и обогатить процесс восприятия, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно художественное произведение с другим, способствует развитию у детей способности к обобщению, переносу образов из области одного искусства в область другого. Таким образом развивается фантазия ребёнка, его художественно-образное мышление, способность к творчеству и индивидуальность.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (развитие способностей понимать, ценить и любить изобразительное искусство).
Занятия, посвящённые восприятию произведений изобразительного искусства, связаны с систематическим развитием у учащихся сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Они направлены на развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Этот раздел имеет относительно самостоятельную систему учебных задач. В процессе освоения предложенного в программе материала учащиеся получают представление о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка в произведениях искусства,
накапливают знания и представления об искусстве и его истории.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости предполагает использование в творческой деятельности разных материалов — гуаши, акварели, цветных мелков, пастели, карандашей, туши.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны со стилизацией и обобщением природных форм — цветов, деревьев, животных, рыб, птиц, насекомых — в декоративные (орнамент, элементы украшения, декоративные композиции с использованием разнообразных материалов: красок, фломастеров, карандашей, применением техники аппликации, коллажа).
Работа в объёме предусматривает лепку из глины или пластилина; бумажную пластику; художественное конструирование и дизайн -— создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упаковок), природных материалов (веток, листьев, шишек, камней, ракушек и ДР-)-
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Требования к результатам обучения изобразительному искусству
Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
бережное отношение к духовным ценностям
Метапредметные результаты освоении программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способно-
сти принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
формирование целостного, гармоничного восприятии мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы oсновн го общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному
творчеству; индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цветя и фор мы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художественной техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика. При оценке творческой работы каждого школьника надо найти и отметить положительный, пусть даже незначительный, успех и продемонстрировать его работу другим учащимся, попутно оценив уровень прилежания (желания работать). Такой подход к оценке определяется как педагогика успеха. В группе учащихся, выполняющих одно большое задание, надо стараться распределять работу так, чтобы каждый ученик выполнял то, что ему особенно удаётся. Это позволит всем участникам коллективной работы выполнить своё задание на должном уровне, а детям, имеющим слабую художественную подготовку, постепенно расти и совершенствоваться.
Оценка работы должна быть аргументирована и понятна ученику. Перед выполнением работы учителю следует рассказать школьникам о критериях оценки художественного продукта.
Следует отдельно подчеркнуть некоторые моменты.
На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение, например получить оригинальный цвет, придумать необычную форму, найти похожие образы в музыке, стихах, движениях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания произведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, новых формах современных видов искусства.
Учитель должен объяснить, что копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и приёмов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следовательно, оценка рисунка, полученного в результате копирования, будет низкой.
Учитель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном, эстетическом, нравственном, духовном, возвышенном, гармоничном, прекрасном, положительно оценивать стремление детей к коллективным видам творчества. Работа, выполненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученика в группе не оценивается.
Содержание курса
Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы.
5 класс
В программе 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал — форма — цвет — практическая значимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определённым образом организованное пространство каждого человека.
В основе раздела, посвящённого восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творчеством России, былинами и сказаниями, ставшими основой для развития искусства. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А.Г. Венецианове, П.П. Кончаловском, Н.К. Рерихе, Э.А.П. Гогене, П. Сезанне. Понять произведение искусства учащимся помогает осмысление взаимосвязи «природа — человеку, человек — природе»: они знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп,
особенностями их мировосприятия и мировоззрения. Восприятие изобразительного искусства у школьников связано с развитием представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве.
Содержание
Тема 1. Природа и человек
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт)
Тема 2. Природа и художник
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники рабо ты
«по сырому».
Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве
Тема 3. Человек — природа — культура
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре
Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира
Развитие фантазии и воображения.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.
Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.
Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира
Тема 5. Зодчество
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве проектирования.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся
Тема 6. Образы старинной архитектуры
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села)
Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар)
Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами
Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы
Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке
Тема 11. Перспектива в открытом пространстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.
Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции
Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие но залам искусства Древнего мира
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур
Тема 13. Мифы Древней Греции
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях
древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок» Тема 5. Зодчество Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления об искусстве проектирования. Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся Тема 6. Образы старинной архитектуры Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура х | |
| |
Тема 14. Скульптура Древней Греции Развитие фантазии и воображения. Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран. Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы). Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии |
|
Тема 15. Рисуем человека но древнегреческим канонам Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека |
|
Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение |
|
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о древних славянах. 1 представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии |
|
Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто ноле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец |
|
Тема 19. Былинный образ Русской земли |
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, завороженность, ожидание...
Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.
Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей.
Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.
Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах
Тема 21. Народный костюм.
Головной убор
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.
Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»)
Тема 22. Народный костюм. Одежда
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.
Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)
Тема 23. Народные праздники. Святки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма
Тема 24. Масленица
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение
Тема 25. Этнографический музей
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры
Тема 26. Печные изразцы
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).
Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.
Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Тема 27. Расписывание изразцов
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер). Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов
Тема 28. Прядение — вид народного ремесла
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением
Тема 29. Прялка
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Народное декоративно-прикладное искусство.
Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России.
Виды и характеристика прялок разных регионов России.
Связь формы прялки с Мировым древом
Тема 30. Кукла как часть народной культуры
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о кукле как части культуры любого народа.
Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.
Народные ритуальные обряды, связанные с куклой
Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада
Тема 32. Ткачество как вид народного искусства
Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)
Тема 33. Вышивка
Развитие фантазии и воображения.
Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России). Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
Тема 34. Лоскутное шитьё
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства
Глава 6. Проекты и исследовании
Тема 35. Великие имена в искусстве
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 5 класс
(Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013.)
дата | № | Тема урока | Художественно-педагогическая идея урока, раздела. | Предметные результаты | Д.З | понятия | Личностные результаты |
|
п | ф |
| Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое |
|
|
|
|
|
|
| 1 | Природа и человек | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Изобразительная плоскость и графическая грамота. в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы» Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт) | Работа на плоскости | плоскость Пейзаж | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважитель ного отношения к творчеству как своему, так и других людей; |
|
| 2 | Природа и художник | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусствеГрафические иллюстрации на темы по выбору: Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях | Работа на плоскости | Импровизация | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | . отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
|
| 3 | Человек — природа — культура | Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж) | Работа на плоскости | Композиция гармония | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | Жизненное Самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности |
|
| 4 | Пространство и время. Многомерность мира | Развитие фантазии и воображения. Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира .Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество. Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним | Работа на плоскости | этюд | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
|
| Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве |
|
|
|
|
|
|
| 5 | Зодчество Графическая композиция: «эскиз космического комплекса на Луне или Марсе» | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся .Графическая композиция: в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета) | Работа на плоскости | эскиз | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; |
|
| 6 | Образы старинной архитектуры Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села) .Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля | Исследовательские работы | зарисовка | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | жизненное самоопределение и формирование российской гражданс кой идентичности личности |
|
| 7 | Конструктивные особенности архитектуры «Сочетание разных геометрических форм» | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) .Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции. Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами | Работа на плоскости | Геометрические фигуры | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
|
| 8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами .Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш) | Работа на плоскости | трёхмерность линия построения | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | развитие самостоятел ьности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетичес ких потребностей |
|
| 9 | Штрих в изобразительном искусстве | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета | Работа в объёме | Линейное построение тональная растяжка | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | формирование у ребёнка ценностных ориенти ров в области изобраз ительного искусства; воспитание уважител ьного отношения к творчеству как своему, так и других людей; |
|
| 10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке .Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев) | Работа на плоскости | натюрморт | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
| 11 | Перспектива в открытом пространстве | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Коллективная работа. Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города | Работа на плоскости | Перспектива | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | . отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
|
|
| Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции |
|
|
|
|
|
|
| 12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур. Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов | Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. | музей | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | формирование у обучаю щихся целостной научной картины при родного и социокульту рного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мирово ззрения |
|
| 13 | Мифы Древней Греции | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»Творческое задание. Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин | Работа в объёме | «гармония», «мера», «порядок» | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | развитие самостоятельн ости в поиске решения различных изобрази тельных задач; формирование духов ных и эстетических потребно стей |
|
| 14 | Скульптура Древней Греции | Развитие фантазии и воображения. Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию. Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос | Работа в объёме | Скульптура | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности , включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; |
|
| 15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека Древнегреческий канон в изобразительном искусстве. Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры» | Работа в объёме и пространстве | канон | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении , в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
|
| 16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. Роспись чернофигурной вазы. Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность | Чернофигурные вазы | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
|
| Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
|
|
|
|
|
| 17 | Славянские мифы о сотворении мира | Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии. Работа по воображению. Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина | Работа в объёме по воображению | стела | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | формирование у обу чающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми , государством, осозна ния своего места в обществе, созда вая основу становления мировоззрен. |
|
| 18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам. В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы) | Работа в объёме |
| Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельност и класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | жизненное самоопред еление и формирование российской гражда нской идентичности личности |
|
| 19 | Былинный образ | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.Пейзаж Древней Руси. Беседы и размышления об особенностях Русской земли, её отличии от других стран | Работа на плоскости |
| Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деяель ности; |
|
| 20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | Развитие фантазии и воображения. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу | Работа на плоскости | Формат композиционный замысел | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | . отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
|
| 21 | Народный костюм. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал | Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельность | Народный костюм. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
| 22 | Народный костюм. Одежда | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность |
| Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятель ности; |
|
| 23 | Народные праздники. Святки | Изготовление маски к народному празднику Святки. Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма. Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 — лоб,1/3 — нос, 1/3 — губы и подбородок). Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность | пропорции | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | развитие самостоятельн ости в поиске решения различных изобразит ельных задач; формиро вание духовных и эстетических потреб ностей |
|
| 24 | Масленица | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы. Макет фонарика. Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине | Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность | макет | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | жизненное самоопре деление и формирование российской гражданской иденти чности личности |
|
|
| Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство |
|
|
|
|
|
|
| 25 | Этнографический музей | Графическая композиция по памяти. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.) | Работа на плоскости | Этнографический музей | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
| 26 | Печные изразцы Создание изразца в объёме с рельефным изображением. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность | изразец | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делат выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | овладение различными приё мами и техниками изобразительной деятельности; |
|
| 27 | Расписывание изразцов | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов. Печь в интерьере дома. 2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый | Работа на плоскости | Виды изразцов | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении , в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | формирование у ребёнка ценностных ориентир ов в области изобрази тельного искусства; воспитание уважитель ного отношения к творчеству как своему, так и других людей; |
|
| 28 | Прядение — вид народного ремесла | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением. Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях. Создание мини-музея в классе | Работа на плоскости | прялка | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | развитие самостоятельности в поиске решения раз личных изобразитель ных задач; формирование духов ных и эстетических по реб ностей |
|
| 29 | Прялка Создание эскиза образа Богини-древа | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа. Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность | Мировое древо | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
|
| 30 | Кукла как часть народной культуры Создание эскиза куклы (игрушки), | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике | Работа на плоскости | куклы-потешки | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; |
|
| 31 | Делаем куклу-«закрутку» Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность | кукла-«закрутка» | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | развитие самостоятельности в поиске решения разл ичных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потреб ностей; |
|
| 32 | Ткачество как вид народного искусства Создание эскизов рисунка ткани | Развитие фантазии и воображения. Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность | ткачество | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятел ьности; |
|
| 33 | Вышивка | Развитие фантазии и воображения. Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России. Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами. Графическое и цветовое решение композиции | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность | рушник | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | воспитание готовности к отстаиванию своего эсте тического идеала; |
|
| 34 | Лоскутное шитьё | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п. | Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность | Лоскутное шитьё | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | формирование у ребёнка ценностных ориен тиров в области изобразитель ого искусства; воспитание уважитель ного отношения к творчеству как своему, так и других людей; |
|
|
| Глава 6. Проекты и исследования |
|
|
|
|
|
|
| 35 | Великие имена в искусстве | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству. Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства | Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников. |
| Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности,
включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | формирование у обучающих ся целостной научной карти ны природного и социокуль турного мира, отношений человека с природой, общ еством, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, оздавая основу становления мировоззрения |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства необходимо учитывать требования к оборудованию учебных кабинетов, утверждённые Законом об образовании. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой1 составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Для проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет. Учащимся должен быть доступен водопроводный кран.
Желательно, чтобы столы для учащихся (парты) имели поднимающиеся столешницы — это позволит вести работу в вертикальном или наклонном положении. Если есть возможность, лучше приобрести специальные мольберты.
Место учителя должно быть специально оборудовано. Необходимы следующие предметы:
большая доска (желательно белая);
мольберт;
телевизор;
видеомагнитофон;
CD/DVD-проигрыватель;
компьютер;
диски с репродукциями картин из крупнейших музеев мира;
диски с видеофильмами;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;
обучающие художественные программы по изобразительному искусству;
диски с музыкальными произведениями.
1